Особенности банкротства унитарных предприятий
Подборка наиболее важных документов по запросу Особенности банкротства унитарных предприятий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Банкротство унитарного предприятия: особенности проведения
(Шелег Е.Е.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 1)"Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 1
(Шелег Е.Е.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 1)"Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 1
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 116. Особенности завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и прекращения производства по делу о банкротстве при исполнении обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 116. Особенности завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и прекращения производства по делу о банкротстве при исполнении обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)Одной из особенностей функционирования муниципальных унитарных предприятий, созданных для оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства, является более высокая степень участия собственника имущества в их оперативной деятельности по сравнению, например, с корпорациями (п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 15, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 18, 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)Одной из особенностей функционирования муниципальных унитарных предприятий, созданных для оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства, является более высокая степень участия собственника имущества в их оперативной деятельности по сравнению, например, с корпорациями (п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 15, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 18, 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Определяя особенности правового положения учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия в ходе рассмотрения дела о банкротстве, Закон о банкротстве предоставляет им определенные права в деле о банкротстве, в ряде случаев ограничивает их права либо возлагает на них определенные обязанности, а также предусматривает меры их ответственности за неправомерные действия.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Определяя особенности правового положения учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия в ходе рассмотрения дела о банкротстве, Закон о банкротстве предоставляет им определенные права в деле о банкротстве, в ряде случаев ограничивает их права либо возлагает на них определенные обязанности, а также предусматривает меры их ответственности за неправомерные действия.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Таким образом, государство как должник в процессе банкротства выступает на равных началах с иными участниками гражданского оборота, не имея особых привилегий, за исключением тех, которые установлены законодательством в силу необходимости защиты публичного интереса (в частности, установления особенностей процедуры банкротства для особых категорий должников, в том числе связанных с государством). Как и другие контролирующие лица должника государство может быть привлечено к субсидиарной ответственности по его обязательствам, в случае если оно повлияло на принятие соответствующего решения, которое впоследствии привело должника к банкротству, что особенно актуально для государственных унитарных предприятий.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Таким образом, государство как должник в процессе банкротства выступает на равных началах с иными участниками гражданского оборота, не имея особых привилегий, за исключением тех, которые установлены законодательством в силу необходимости защиты публичного интереса (в частности, установления особенностей процедуры банкротства для особых категорий должников, в том числе связанных с государством). Как и другие контролирующие лица должника государство может быть привлечено к субсидиарной ответственности по его обязательствам, в случае если оно повлияло на принятие соответствующего решения, которое впоследствии привело должника к банкротству, что особенно актуально для государственных унитарных предприятий.
Статья: Участники дела о банкротстве: кто есть кто?
(Лукьянчикова Е.Н.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)При банкротстве должника затрагиваются интересы значительного количества субъектов (кредиторов, работников, участников/учредителей, собственника имущества унитарного предприятия и др.). Очевидно, что допускать в производство по делу о банкротстве всех лиц, имеющих какой-либо интерес в исходе дела, затруднительно и нецелесообразно. Кроме того, необходимо учитывать особенность производства по делу о банкротстве, заключающуюся в том, что в рамках такого дела рассматривается множество обособленных споров, в которых участвуют различные субъекты. В теории и судебной практике часто возникают споры относительно состава лиц, участвующих в производстве по делу о банкротстве, а также объема их полномочий как в основном деле, так и в рамках обособленных споров. Автор анализирует нормы Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", Арбитражного процессуального кодекса РФ, судебную практику и приходит к выводам, что выделение лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, обусловлено необходимостью предоставления различного объема прав субъектам указанных групп; лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве, обладают в основном информационными правами; при этом критерием разграничения двух названных групп лиц является различный уровень их заинтересованности в исходе дела. Указывается на некорректность отождествления понятий "лицо, участвующее в деле о банкротстве" и "лицо, участвующее в деле"; "лицо, участвующее в арбитражном процессе по делу о банкротстве" и "лицо, содействующее правосудию". Отмечается также, что третьи лица вправе участвовать в производстве по делу о банкротстве - как в основном деле, так и в обособленных спорах, при этом объем их прав будет ограничен.
(Лукьянчикова Е.Н.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)При банкротстве должника затрагиваются интересы значительного количества субъектов (кредиторов, работников, участников/учредителей, собственника имущества унитарного предприятия и др.). Очевидно, что допускать в производство по делу о банкротстве всех лиц, имеющих какой-либо интерес в исходе дела, затруднительно и нецелесообразно. Кроме того, необходимо учитывать особенность производства по делу о банкротстве, заключающуюся в том, что в рамках такого дела рассматривается множество обособленных споров, в которых участвуют различные субъекты. В теории и судебной практике часто возникают споры относительно состава лиц, участвующих в производстве по делу о банкротстве, а также объема их полномочий как в основном деле, так и в рамках обособленных споров. Автор анализирует нормы Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", Арбитражного процессуального кодекса РФ, судебную практику и приходит к выводам, что выделение лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, обусловлено необходимостью предоставления различного объема прав субъектам указанных групп; лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве, обладают в основном информационными правами; при этом критерием разграничения двух названных групп лиц является различный уровень их заинтересованности в исходе дела. Указывается на некорректность отождествления понятий "лицо, участвующее в деле о банкротстве" и "лицо, участвующее в деле"; "лицо, участвующее в арбитражном процессе по делу о банкротстве" и "лицо, содействующее правосудию". Отмечается также, что третьи лица вправе участвовать в производстве по делу о банкротстве - как в основном деле, так и в обособленных спорах, при этом объем их прав будет ограничен.
Статья: Особенности криминалистической характеристики и первоначального этапа расследования преднамеренного банкротства
(Клещенко Ю.Г.)
("Адвокатская практика", 2021, N 5)- Российской Федерации в виде органов государственной власти, являющихся собственниками унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения.
(Клещенко Ю.Г.)
("Адвокатская практика", 2021, N 5)- Российской Федерации в виде органов государственной власти, являющихся собственниками унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения.
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)1. Брежо М.А. Защита интересов государства при банкротстве унитарных предприятий и иных коммерческих организаций с долей государственного участия: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)1. Брежо М.А. Защита интересов государства при банкротстве унитарных предприятий и иных коммерческих организаций с долей государственного участия: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
Статья: Внешнее управление должником в ходе банкротства
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 3)Примечание. См. статью "Особенности проведения торгов при банкротстве" в N 11 2020 г. на стр. 50.
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 3)Примечание. См. статью "Особенности проведения торгов при банкротстве" в N 11 2020 г. на стр. 50.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Финансовое оздоровление - это процедура банкротства, применяемая к юридическому лицу - должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Закон о банкротстве предусматривает особенности процедуры финансового оздоровления применительно к отдельным категориям должников, например, в отношении стратегических организаций. Реализация указанной процедуры, по существу, означает реструктуризацию задолженности должника. Финансовое оздоровление вводится на срок до 2 лет.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Финансовое оздоровление - это процедура банкротства, применяемая к юридическому лицу - должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Закон о банкротстве предусматривает особенности процедуры финансового оздоровления применительно к отдельным категориям должников, например, в отношении стратегических организаций. Реализация указанной процедуры, по существу, означает реструктуризацию задолженности должника. Финансовое оздоровление вводится на срок до 2 лет.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)2) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)2) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
Статья: Субсидиарная ответственность в гражданском праве
(Кархалев Д.Н.)
("Нотариус", 2022, N 3)Особенность субсидиарной ответственности в этих случаях состоит в том, что кроме общих условий закон предусматривает много видов дополнительных требований в целях защиты публичных интересов. Для казенного предприятия - это недостаточность денежных средств, для унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения - банкротство основного должника, вызванное собственником имущества, т.п. Привлечение к дополнительной ответственности здесь предполагает обращение в суд к основному должнику.
(Кархалев Д.Н.)
("Нотариус", 2022, N 3)Особенность субсидиарной ответственности в этих случаях состоит в том, что кроме общих условий закон предусматривает много видов дополнительных требований в целях защиты публичных интересов. Для казенного предприятия - это недостаточность денежных средств, для унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения - банкротство основного должника, вызванное собственником имущества, т.п. Привлечение к дополнительной ответственности здесь предполагает обращение в суд к основному должнику.
Вопрос: Вправе ли организация-работодатель, находящаяся под управлением конкурсного управляющего, вводить простой для работников?
(Консультация эксперта, 2024)С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Законом N 127-ФЗ (п. 1 ст. 129 Закона N 127-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2024)С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Законом N 127-ФЗ (п. 1 ст. 129 Закона N 127-ФЗ).