Основы жилищного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Основы жилищного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 26 "Основание проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме" ЖК РФ"Довод кассационной жалобы на отсутствие необходимости легализации в установленном законом порядке переустройства спорного нежилого помещения со ссылкой на демонтаж теплопотребляющих устройств до принятия соответствующих нормативных требований, и нераспространение требований статьи 26 Жилищного кодекса на нежилые помещения, судом округа отклоняется, как основанный на неверном толковании норм как ранее действующего жилищного законодательства, так и текущего.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Жилищное законодательство СССР в условиях реализации реформы Н.С. Хрущева
(Бабенко Д.О.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)В период нахождения у власти Н.С. Хрущева в СССР как такового нормативного правового акта в области жилищных правоотношений не существовало, что может показаться странным ввиду столь масштабной общегосударственной реформы в области жилья. De juro право граждан на жилище было регламентировано только лишь в 1977 г. с принятием новой Конституции СССР <7>, хотя de facto указанное право начало реализовываться с 1955 г. с началом реформы. Только лишь в 1981 г. в правопорядке СССР начал действовать единый систематизированный нормативный правовой акт, регулирующий жилищные правоотношения, получивший название Основы жилищного законодательства СССР <8>. Однако в период управления СССР Н.С. Хрущевым жилищные правоотношения все-таки были нормативно закреплены на кодифицированном уровне, однако необособленно. Ввиду того, что в рассматриваемый период жилищные правоотношения составляли предмет правового регулирования гражданских правовых норм, они и были отражены в Основах гражданского законодательства <9>, а позднее и в Гражданском кодексе РСФСР <10>. Что принципиально нового приобрело жилищное право ввиду проведения реформы Н.С. Хрущевым? В правопорядке СССР стал регламентирован такой правовой институт, как жилищный наем, помещенный в гл. 28 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. Жилищная реформа Н.С. Хрущева также внесла изменения в структуру жилищного фонда СССР: теперь он состоял из государственного, общественного, индивидуального, кооперативного земельных фондов. То есть очевидно, что жилищная реформа Н.С. Хрущева достаточно неоднозначна: с точки зрения расширения спектра человеческих прав и свобод была проведена очень грамотно и успешно; с точки зрения своевременного развития правопорядка СССР - ее благоприятные элементы и результаты не нашли правовой регламентации.
(Бабенко Д.О.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)В период нахождения у власти Н.С. Хрущева в СССР как такового нормативного правового акта в области жилищных правоотношений не существовало, что может показаться странным ввиду столь масштабной общегосударственной реформы в области жилья. De juro право граждан на жилище было регламентировано только лишь в 1977 г. с принятием новой Конституции СССР <7>, хотя de facto указанное право начало реализовываться с 1955 г. с началом реформы. Только лишь в 1981 г. в правопорядке СССР начал действовать единый систематизированный нормативный правовой акт, регулирующий жилищные правоотношения, получивший название Основы жилищного законодательства СССР <8>. Однако в период управления СССР Н.С. Хрущевым жилищные правоотношения все-таки были нормативно закреплены на кодифицированном уровне, однако необособленно. Ввиду того, что в рассматриваемый период жилищные правоотношения составляли предмет правового регулирования гражданских правовых норм, они и были отражены в Основах гражданского законодательства <9>, а позднее и в Гражданском кодексе РСФСР <10>. Что принципиально нового приобрело жилищное право ввиду проведения реформы Н.С. Хрущевым? В правопорядке СССР стал регламентирован такой правовой институт, как жилищный наем, помещенный в гл. 28 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. Жилищная реформа Н.С. Хрущева также внесла изменения в структуру жилищного фонда СССР: теперь он состоял из государственного, общественного, индивидуального, кооперативного земельных фондов. То есть очевидно, что жилищная реформа Н.С. Хрущева достаточно неоднозначна: с точки зрения расширения спектра человеческих прав и свобод была проведена очень грамотно и успешно; с точки зрения своевременного развития правопорядка СССР - ее благоприятные элементы и результаты не нашли правовой регламентации.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)<502> В качестве вещных эти права впервые было предложено квалифицировать после принятия в 1981 г. Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик (см.: Красавчиков О.А. Основы жилищного законодательства: предмет регулирования и юридическая природа // Основы советского жилищного законодательства: Межвуз. сб. науч. работ. Свердловск, 1981. С. 22; Бару М.И., Пушкин А.А., Сибилев М.Н. Понятие и юридическая природа права на жилище // Там же. С. 60). Ранее "право на государственную жилплощадь" иногда квалифицировалось как правовой институт "с преобладанием вещно-правовых элементов" (см.: Аскназий С.И. Основные вопросы теории социалистического гражданского права. С. 612 - 614), хотя в действительности ни о каких классических вещных правах в то время ни формально, ни по существу не могло быть и речи.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)<502> В качестве вещных эти права впервые было предложено квалифицировать после принятия в 1981 г. Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик (см.: Красавчиков О.А. Основы жилищного законодательства: предмет регулирования и юридическая природа // Основы советского жилищного законодательства: Межвуз. сб. науч. работ. Свердловск, 1981. С. 22; Бару М.И., Пушкин А.А., Сибилев М.Н. Понятие и юридическая природа права на жилище // Там же. С. 60). Ранее "право на государственную жилплощадь" иногда квалифицировалось как правовой институт "с преобладанием вещно-правовых элементов" (см.: Аскназий С.И. Основные вопросы теории социалистического гражданского права. С. 612 - 614), хотя в действительности ни о каких классических вещных правах в то время ни формально, ни по существу не могло быть и речи.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"1) Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 24 июня 1981 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, N 26, ст. 834; 1984, N 24, ст. 422; 1985, N 48, ст. 919; 1986, N 17, ст. 278; 1988, N 51, ст. 750; 1989, N 19, ст. 151; 1990, N 23, ст. 422);
(ред. от 23.07.2025)
"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"1) Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 24 июня 1981 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, N 26, ст. 834; 1984, N 24, ст. 422; 1985, N 48, ст. 919; 1986, N 17, ст. 278; 1988, N 51, ст. 750; 1989, N 19, ст. 151; 1990, N 23, ст. 422);
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
(ред. от 04.11.2025)1. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Статья: Проблемы развития правового режима специализированных жилых помещений как жилищного фонда публичных правоотношений
(Пурге А.Р.)
("Современный юрист", 2024, N 2)Достаточно долгое время - до начала 80-х годов прошлого века - отношения по поводу предоставления и использования специализированных жилых помещений (а также связанные с ними отношения, которые касались технических вопросов поддержания этого фонда в действующем состоянии собственником - государством) законодательно не регулировались. Лишь в 1981 году, с принятием Основ жилищного законодательства (а также с принятием в 1983 году Жилищного кодекса РСФСР - первого из жилищных кодексов, правовое регулирование жилищных отношений приобрело законодательный вид. Однако в этот период специализированные жилые помещения были лишь упомянуты в ЖК РСФСР: из его статьи 7 следовало, что жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений. Вторым случаем, когда законодатель упомянул жилые помещения, стала статья 108.1, введенная уже в 2002 г. (т.е. накануне принятия нового ЖК РФ) и отнесшая жилые помещения из фондов жилья для временного поселения к специализированным.
(Пурге А.Р.)
("Современный юрист", 2024, N 2)Достаточно долгое время - до начала 80-х годов прошлого века - отношения по поводу предоставления и использования специализированных жилых помещений (а также связанные с ними отношения, которые касались технических вопросов поддержания этого фонда в действующем состоянии собственником - государством) законодательно не регулировались. Лишь в 1981 году, с принятием Основ жилищного законодательства (а также с принятием в 1983 году Жилищного кодекса РСФСР - первого из жилищных кодексов, правовое регулирование жилищных отношений приобрело законодательный вид. Однако в этот период специализированные жилые помещения были лишь упомянуты в ЖК РСФСР: из его статьи 7 следовало, что жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений. Вторым случаем, когда законодатель упомянул жилые помещения, стала статья 108.1, введенная уже в 2002 г. (т.е. накануне принятия нового ЖК РФ) и отнесшая жилые помещения из фондов жилья для временного поселения к специализированным.
Статья: Пределы права собственности на жилые помещения и возможность заключения договоров краткосрочного найма жилых помещений
(Бандо М.В.)
("Закон", 2023, N 3)Для понимания смысла данного установления можно обратиться к его истории. В работе И.Г. Кобленца, которая, наверное, по своему назначению является первым учебником жилищного права в советской России, находим следующее указание с несколько отличной, но более определенной формулировкой: "Недопустимо устройство постоянно работающих мастерских, особенно таких, работа в которых сопровождается постоянным шумом и порчею воздуха" <3>. В Основах жилищного законодательства СССР и союзных республик (приняты ВС СССР 24 июня 1981 года N 5150-X) содержался запрет на предоставление помещений (по-видимому, как жилых, так и не жилых) в жилых домах для нужд промышленного характера. Аналогичное правило было закреплено и в ст. 7 ЖК РСФСР. Поскольку нет оснований полагать, что законодатель имел своей целью изменить этот запрет, можно считать данную норму, хоть ее словесная форма была несколько видоизменена, инкорпорированной, т.е. включенной в новейшее законодательство из ранее действовавшего без намерения создавать какую-то новеллу, поэтому, как представляется, и толковать ее нужно близко к тому смыслу, в котором она понималась исторически.
(Бандо М.В.)
("Закон", 2023, N 3)Для понимания смысла данного установления можно обратиться к его истории. В работе И.Г. Кобленца, которая, наверное, по своему назначению является первым учебником жилищного права в советской России, находим следующее указание с несколько отличной, но более определенной формулировкой: "Недопустимо устройство постоянно работающих мастерских, особенно таких, работа в которых сопровождается постоянным шумом и порчею воздуха" <3>. В Основах жилищного законодательства СССР и союзных республик (приняты ВС СССР 24 июня 1981 года N 5150-X) содержался запрет на предоставление помещений (по-видимому, как жилых, так и не жилых) в жилых домах для нужд промышленного характера. Аналогичное правило было закреплено и в ст. 7 ЖК РСФСР. Поскольку нет оснований полагать, что законодатель имел своей целью изменить этот запрет, можно считать данную норму, хоть ее словесная форма была несколько видоизменена, инкорпорированной, т.е. включенной в новейшее законодательство из ранее действовавшего без намерения создавать какую-то новеллу, поэтому, как представляется, и толковать ее нужно близко к тому смыслу, в котором она понималась исторически.
Статья: Неприкосновенность жилища: высшая ценность или угроза безопасности соседей
(Козырь О.М.)
("Юрист", 2021, N 12)Этот принцип является основополагающим в правовом государстве, поскольку тесно связан с правом лица на частную жизнь. Согласно ст. 3 ЖК РФ, он лежит в основе жилищного законодательства <6>. Принцип неприкосновенности жилища подлежит ограничению только в судебном порядке или в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом, если это необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц.
(Козырь О.М.)
("Юрист", 2021, N 12)Этот принцип является основополагающим в правовом государстве, поскольку тесно связан с правом лица на частную жизнь. Согласно ст. 3 ЖК РФ, он лежит в основе жилищного законодательства <6>. Принцип неприкосновенности жилища подлежит ограничению только в судебном порядке или в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом, если это необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц.
Статья: Проблемы реализации права на жилище в порядке применения статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
(Толмачева Е.Н.)
("Современное право", 2023, N 1)В связи с этим следует признать, что данная норма ЖК РСФСР действует в пространстве и во времени, вне зависимости от признания утратившим силу ЖК РСФСР и недействующими - Основ жилищного законодательства СССР и союзных республик, в соответствии с которыми принят ЖК РСФСР. Это также означает, что попытки создать правовые механизмы, используя только законодательство Российской Федерации, недостаточно для обеспечения права на жилище тех, кто проживает в общежитиях, находящихся в государственной собственности и принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям.
(Толмачева Е.Н.)
("Современное право", 2023, N 1)В связи с этим следует признать, что данная норма ЖК РСФСР действует в пространстве и во времени, вне зависимости от признания утратившим силу ЖК РСФСР и недействующими - Основ жилищного законодательства СССР и союзных республик, в соответствии с которыми принят ЖК РСФСР. Это также означает, что попытки создать правовые механизмы, используя только законодательство Российской Федерации, недостаточно для обеспечения права на жилище тех, кто проживает в общежитиях, находящихся в государственной собственности и принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям.
Статья: Жилищное право: вчера, сегодня, завтра
(Гонгало Б.М.)
("Закон", 2023, N 3)В советское время сформировалась система норм, регулирующих жилищные отношения (другое дело, насколько совершенной она была) <4>. Жилищными отношениями признавались социальные связи, возникающие по поводу учета граждан, нуждающихся в жилье (по тогдашней терминологии "нуждающихся в улучшении жилищных условий"), и предоставления им жилья в домах государственного жилищного фонда (муниципального не было), пользования соответствующими помещениями, создания и деятельности жилищно-строительных кооперативов. Системообразующими актами законодательства были: Основы жилищного законодательства СССР и союзных республик и Жилищный кодекс РСФСР. Очень важно, что обычно различалось жилищное и жилищно-коммунальное законодательство <5> (об этом еще вспомним при рассмотрении того, что происходит сегодня).
(Гонгало Б.М.)
("Закон", 2023, N 3)В советское время сформировалась система норм, регулирующих жилищные отношения (другое дело, насколько совершенной она была) <4>. Жилищными отношениями признавались социальные связи, возникающие по поводу учета граждан, нуждающихся в жилье (по тогдашней терминологии "нуждающихся в улучшении жилищных условий"), и предоставления им жилья в домах государственного жилищного фонда (муниципального не было), пользования соответствующими помещениями, создания и деятельности жилищно-строительных кооперативов. Системообразующими актами законодательства были: Основы жилищного законодательства СССР и союзных республик и Жилищный кодекс РСФСР. Очень важно, что обычно различалось жилищное и жилищно-коммунальное законодательство <5> (об этом еще вспомним при рассмотрении того, что происходит сегодня).
Статья: Аналогия закона при разрешении жилищных споров
(Суслова С.И., Формакидов Д.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)19. Красавчиков О.А. Основы жилищного законодательства: предмет регулирования и юридическая природа // Основы советского жилищного законодательства: Межвуз. сб. науч. тр. Свердловск: УрГУ, 1981. С. 9 - 25.
(Суслова С.И., Формакидов Д.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)19. Красавчиков О.А. Основы жилищного законодательства: предмет регулирования и юридическая природа // Основы советского жилищного законодательства: Межвуз. сб. науч. тр. Свердловск: УрГУ, 1981. С. 9 - 25.
Статья: Межотраслевое регулирование правовых отношений по предоставлению жилого помещения по договору социального найма
(Пантюхина Л.А.)
("Цивилист", 2022, N 3)До начала 80-х гг. в СССР жилищное законодательство считалось составной частью гражданского законодательства. 24 июня 1981 г. начал действовать нормативный документ "Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик" <2>, и жилищное право начало развиваться как самостоятельная отрасль права, обособленная от гражданского.
(Пантюхина Л.А.)
("Цивилист", 2022, N 3)До начала 80-х гг. в СССР жилищное законодательство считалось составной частью гражданского законодательства. 24 июня 1981 г. начал действовать нормативный документ "Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик" <2>, и жилищное право начало развиваться как самостоятельная отрасль права, обособленная от гражданского.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)С множественностью субъектов на стороне абонента связана и проблема оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых на содержание общедомового имущества (например, электроэнергия для работы лифтов, освещения лестничных площадок и т.д.). После принятия Правил предоставления коммунальных услуг гражданам <1> порядок оплаты этой части поставляемых энергетических ресурсов при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета не был определен. На основе соотношения норм гражданского и жилищного законодательства, возлагающих бремя содержания общедомового имущества на участников общей долевой собственности, практикой Высшего Арбитражного Суда РФ был выработан подход, на основе которого при отсутствии общедомовых приборов учета количество поставленных в многоквартирный дом энергетических ресурсов определялось на основе норматива потребления соответствующих коммунальных услуг <2>. Предполагалось, что бремя оплаты количества энергетических ресурсов, оставшегося после вычитания из общего объема поставленного в данный дом ресурса (исходя из норматива потребления) - суммарного количества ресурса, потребленного гражданами в жилых помещениях, должно было распределяться между проживающими в доме потребителями пропорционально их доле в праве общей собственности на общее имущество.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)С множественностью субъектов на стороне абонента связана и проблема оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых на содержание общедомового имущества (например, электроэнергия для работы лифтов, освещения лестничных площадок и т.д.). После принятия Правил предоставления коммунальных услуг гражданам <1> порядок оплаты этой части поставляемых энергетических ресурсов при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета не был определен. На основе соотношения норм гражданского и жилищного законодательства, возлагающих бремя содержания общедомового имущества на участников общей долевой собственности, практикой Высшего Арбитражного Суда РФ был выработан подход, на основе которого при отсутствии общедомовых приборов учета количество поставленных в многоквартирный дом энергетических ресурсов определялось на основе норматива потребления соответствующих коммунальных услуг <2>. Предполагалось, что бремя оплаты количества энергетических ресурсов, оставшегося после вычитания из общего объема поставленного в данный дом ресурса (исходя из норматива потребления) - суммарного количества ресурса, потребленного гражданами в жилых помещениях, должно было распределяться между проживающими в доме потребителями пропорционально их доле в праве общей собственности на общее имущество.
Статья: Бывшие члены семьи собственника жилого помещения: некоторые вопросы правового положения
(Булаевский Б.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 5)<9> О доктринальном толковании содержания права на жилище см. подробнее: Литовкин В.Н. Жилищное законодательство: смена вех (конституционные основы жилищного законодательства). М.: Юриспруденция, 2008. 272 с.
(Булаевский Б.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 5)<9> О доктринальном толковании содержания права на жилище см. подробнее: Литовкин В.Н. Жилищное законодательство: смена вех (конституционные основы жилищного законодательства). М.: Юриспруденция, 2008. 272 с.
Интервью: Сегодня я назвал бы Жилищный кодекс жилищно-коммунальным
("Закон", 2023, N 3)- Я много писал о том, как складывалось в нашей стране жилищное право. Считаю, что деление права может быть на частное и публичное, международное и национальное, процессуальное и материальное, а деление права по отраслям возникло искусственно, в первую очередь для решения социально-политических задач. Именно по этой причине у нас много кодифицированных актов, так как с помощью кодификации решались прежде всего сиюминутные вопросы публичного права. Первым кодексом у нас в стране был Семейный, потом Трудовой, но причины их появления были отнюдь не юридического характера: хотели отобрать процесс регистрации актов гражданского состояния у религиозных организаций, забрать имущество у церквей, уравнять мужчин и женщин в принудительном труде, т.е. в основе их появления главным образом лежат причины конъюнктурно-политического характера. Жилищными отношениями в Советской России и СССР занимался НКВД, и ясно было, почему: чтобы контролировать граждан, ограничить их мобильность. Соответственно, акты в этой области были в максимальной степени актами публичного права. Частная собственность реально у нас была возвращена в 1990 г. после принятия Закона о собственности в РСФСР. Там в числе прочего было установлено, что члены ЖСК, выплатившие паевые взносы, становятся собственниками. Честно говоря, в ходе подготовки этого Закона была идея ввести норму о том, что члены ЖСК сразу получают имущество в собственность, а взносы выплачивают в рассрочку, но она не прошла. В Законе о собственности в РСФСР было упоминание и о приватизации. В начале 1990-х гг. я работал в Главном управлении по жилищной политике Госстроя России под руководством Ефима Владимировича Басина. В ходе подготовки жилищной реформы и разработки соответствующих актов считали, что будет хорошо, если в результате приватизации хотя бы 30 - 50% жилья окажется в частной собственности. Первым вариантом приватизации было 18 + 9 (т.е. бесплатно 18 кв. м на каждого человека и 9 дополнительно на семью, остатки выкупались или шли на капремонт). Поначалу процесс приватизации шел медленно, но постепенно получил такое развитие, что в итоге более 90% жилья перешло в частную собственность. В 1992 г. мы вернулись к работе над кодексом. В соответствии с Союзным договором СССР и республик мы могли принять только основы жилищного законодательства, и мы начали их готовить. В итоге основы принять не удалось по разным причинам, приняли Закон об основах жилищной политики, он содержал много хороших норм, актуальных для того времени: о коммунальных квартирах, жилищном фонде, аренде жилья. Этот Закон имел приоритет перед актами, принятыми ранее, и фактически он получился таким "полукодексом".
("Закон", 2023, N 3)- Я много писал о том, как складывалось в нашей стране жилищное право. Считаю, что деление права может быть на частное и публичное, международное и национальное, процессуальное и материальное, а деление права по отраслям возникло искусственно, в первую очередь для решения социально-политических задач. Именно по этой причине у нас много кодифицированных актов, так как с помощью кодификации решались прежде всего сиюминутные вопросы публичного права. Первым кодексом у нас в стране был Семейный, потом Трудовой, но причины их появления были отнюдь не юридического характера: хотели отобрать процесс регистрации актов гражданского состояния у религиозных организаций, забрать имущество у церквей, уравнять мужчин и женщин в принудительном труде, т.е. в основе их появления главным образом лежат причины конъюнктурно-политического характера. Жилищными отношениями в Советской России и СССР занимался НКВД, и ясно было, почему: чтобы контролировать граждан, ограничить их мобильность. Соответственно, акты в этой области были в максимальной степени актами публичного права. Частная собственность реально у нас была возвращена в 1990 г. после принятия Закона о собственности в РСФСР. Там в числе прочего было установлено, что члены ЖСК, выплатившие паевые взносы, становятся собственниками. Честно говоря, в ходе подготовки этого Закона была идея ввести норму о том, что члены ЖСК сразу получают имущество в собственность, а взносы выплачивают в рассрочку, но она не прошла. В Законе о собственности в РСФСР было упоминание и о приватизации. В начале 1990-х гг. я работал в Главном управлении по жилищной политике Госстроя России под руководством Ефима Владимировича Басина. В ходе подготовки жилищной реформы и разработки соответствующих актов считали, что будет хорошо, если в результате приватизации хотя бы 30 - 50% жилья окажется в частной собственности. Первым вариантом приватизации было 18 + 9 (т.е. бесплатно 18 кв. м на каждого человека и 9 дополнительно на семью, остатки выкупались или шли на капремонт). Поначалу процесс приватизации шел медленно, но постепенно получил такое развитие, что в итоге более 90% жилья перешло в частную собственность. В 1992 г. мы вернулись к работе над кодексом. В соответствии с Союзным договором СССР и республик мы могли принять только основы жилищного законодательства, и мы начали их готовить. В итоге основы принять не удалось по разным причинам, приняли Закон об основах жилищной политики, он содержал много хороших норм, актуальных для того времени: о коммунальных квартирах, жилищном фонде, аренде жилья. Этот Закон имел приоритет перед актами, принятыми ранее, и фактически он получился таким "полукодексом".