Основные виды разрешенного использования
Подборка наиболее важных документов по запросу Основные виды разрешенного использования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Аренда земельного участка для строительства
(КонсультантПлюс, 2025)...основной вид разрешенного использования земельного участка был изменен и установлен для спорного участка следующий: "для размещения береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, велодорожек, малых архитектурных форм", что не допускает строительство многоквартирного дома.
(КонсультантПлюс, 2025)...основной вид разрешенного использования земельного участка был изменен и установлен для спорного участка следующий: "для размещения береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, велодорожек, малых архитектурных форм", что не допускает строительство многоквартирного дома.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как изменить вид разрешенного использования земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как изменить основной и вспомогательный виды разрешенного использования земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как изменить основной и вспомогательный виды разрешенного использования земельного участка
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1) основные виды разрешенного использования;
(ред. от 31.07.2025)1) основные виды разрешенного использования;
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Статья: О роли комплексного развития территории, местного самоуправления и граждан в осуществлении градостроительной деятельности
(Попов М.В.)
("Закон", 2025, N 3)Учитывая положения о территориальном планировании, ПЗЗ применительно к тем частям муниципального образования, которые пока не обеспечены должным образом объектами коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры, не устанавливают градостроительный регламент, допускающий масштабную жилую застройку; иное приведет к строительству жилья, не отвечающего базовым стандартам комфортности проживания. Только после строительства или начала строительства таких объектов в градостроительный регламент соответствующей территориальной зоны вносятся изменения, допускающие строительство иных объектов (закрепление в качестве одного из основных видов разрешенного использования многоэтажной жилой застройки) с параметрами разрешенного строительства, соответствующими емкости коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры (например, посредством установления максимальной плотности застройки). Таким образом, правообладатели земельных участков могут выбирать виды разрешенного использования, получать градостроительные планы земельных участков, начинать проектирование и строительство; а покупатели квартир в рассматриваемом примере могут быть уверены в том, что для них будут места в детских садах, школах, поликлиниках.
(Попов М.В.)
("Закон", 2025, N 3)Учитывая положения о территориальном планировании, ПЗЗ применительно к тем частям муниципального образования, которые пока не обеспечены должным образом объектами коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры, не устанавливают градостроительный регламент, допускающий масштабную жилую застройку; иное приведет к строительству жилья, не отвечающего базовым стандартам комфортности проживания. Только после строительства или начала строительства таких объектов в градостроительный регламент соответствующей территориальной зоны вносятся изменения, допускающие строительство иных объектов (закрепление в качестве одного из основных видов разрешенного использования многоэтажной жилой застройки) с параметрами разрешенного строительства, соответствующими емкости коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры (например, посредством установления максимальной плотности застройки). Таким образом, правообладатели земельных участков могут выбирать виды разрешенного использования, получать градостроительные планы земельных участков, начинать проектирование и строительство; а покупатели квартир в рассматриваемом примере могут быть уверены в том, что для них будут места в детских садах, школах, поликлиниках.
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором <3>. В соответствии со ст. 85 ЗК РФ на землях населенных пунктов правилами землепользования и застройки <4> устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны <5>. На основании ч. 6 ст. 30 ГрК в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков. Пункт 1 ст. 37 ГрК делит виды разрешенного использования на основные, вспомогательные и условно разрешенные. При этом условно разрешенные виды использования приобретают значение действительно разрешенных лишь при соблюдении правил ст. 39 ГрК (заявление, публичные слушания, разрешение на условно разрешенный вид использования), а вспомогательные допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором <3>. В соответствии со ст. 85 ЗК РФ на землях населенных пунктов правилами землепользования и застройки <4> устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны <5>. На основании ч. 6 ст. 30 ГрК в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков. Пункт 1 ст. 37 ГрК делит виды разрешенного использования на основные, вспомогательные и условно разрешенные. При этом условно разрешенные виды использования приобретают значение действительно разрешенных лишь при соблюдении правил ст. 39 ГрК (заявление, публичные слушания, разрешение на условно разрешенный вид использования), а вспомогательные допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Статья: О допустимости выбора собственником земельного участка вида разрешенного использования "запас" (на примере анализа Правил землепользования и застройки муниципальных образований Свердловской области)
(Вагина О.В.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Таким образом, если в правилах землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны в качестве основного вида разрешенного использования предусмотрен "запас", то правообладатель на законных основаниях может осуществить его выбор.
(Вагина О.В.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Таким образом, если в правилах землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны в качестве основного вида разрешенного использования предусмотрен "запас", то правообладатель на законных основаниях может осуществить его выбор.
Статья: Правоприменительная практика по изменению или установлению вида разрешенного использования земельного участка
(Михольская В.В., Петропавловская Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)2) выбор собственником земельного участка одного из основных видов разрешенного использования земельного участка, установленных в градостроительном регламенте с последующим внесением его в ЕГРН;
(Михольская В.В., Петропавловская Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)2) выбор собственником земельного участка одного из основных видов разрешенного использования земельного участка, установленных в градостроительном регламенте с последующим внесением его в ЕГРН;
Статья: О необходимости совершенствования положений о видах разрешенного использования земельного участка
(Максимкина Ю.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 7)Как следует из обстоятельств дела, подателю жалобы гр-ке М.Г. Анциновой принадлежат на праве собственности два земельных участка, отнесенных к категории земель населенных пунктов с установленными видами разрешенного использования "размещение индивидуального жилого дома" и "завершение строительства индивидуального жилого дома". Эти основные виды разрешенного использования, установленные в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), соответствовали значению "2.1" в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540.
(Максимкина Ю.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 7)Как следует из обстоятельств дела, подателю жалобы гр-ке М.Г. Анциновой принадлежат на праве собственности два земельных участка, отнесенных к категории земель населенных пунктов с установленными видами разрешенного использования "размещение индивидуального жилого дома" и "завершение строительства индивидуального жилого дома". Эти основные виды разрешенного использования, установленные в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), соответствовали значению "2.1" в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540.
Ситуация: Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Изменение вида разрешенного использования на вид из состава основных или вспомогательных
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Изменение вида разрешенного использования на вид из состава основных или вспомогательных
Ситуация: Предусмотрена ли административная ответственность за зарастание садовых земельных участков сорными растениями?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом следует учесть, что владельцы земельных участков не могут быть принуждены к внесению каких-либо сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), если они в дополнение к основному виду разрешенного использования земельного участка самостоятельно выбирают вспомогательный вид его разрешенного использования. В связи с этим соответствующие положения КоАП РФ были признаны частично не соответствующими Конституции РФ ввиду имеющейся неопределенности в вопросе о возможности привлечения такого правообладателя земельного участка к административной ответственности;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом следует учесть, что владельцы земельных участков не могут быть принуждены к внесению каких-либо сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), если они в дополнение к основному виду разрешенного использования земельного участка самостоятельно выбирают вспомогательный вид его разрешенного использования. В связи с этим соответствующие положения КоАП РФ были признаны частично не соответствующими Конституции РФ ввиду имеющейся неопределенности в вопросе о возможности привлечения такого правообладателя земельного участка к административной ответственности;
Статья: Осмысление места градостроительных договоров в российском праве
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Закон", 2025, N 3)<86> Например, сведения об основных видах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории, перечень объектов культурного наследия на территории и т.д. (см.: ч. 1 ст. 67 ГрК РФ).
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Закон", 2025, N 3)<86> Например, сведения об основных видах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории, перечень объектов культурного наследия на территории и т.д. (см.: ч. 1 ст. 67 ГрК РФ).
Статья: О плате за изменение вида разрешенного использования земельного участка и реализации концепции Land Value Capture в российском праве
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Положения части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусматривают, что правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования (далее также - ВРИ) такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласования. Эти положения формируют фундамент института градостроительного зонирования в российском праве. Как отмечается в литературе, отсутствие у правообладателей недвижимости возможности выбора вида использования своей недвижимости в рамках градостроительных регламентов "есть фактическое отвержение зонирования, или незонирование" <1>. Исключением из названных положений является механизм взимания платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (далее - плата за изменение ВРИ), введенный для территорий Москвы и Московской области в статье 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 43-ФЗ) <2>. Нормами статьи 22 указанного Закона предусматривается, что изменение ВРИ в этих двух субъектах Российской Федерации осуществляется за плату, рассчитываемую с учетом разницы между существующей кадастровой стоимостью земельного участка и кадастровой стоимостью с измененным ВРИ <3>.
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Положения части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусматривают, что правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования (далее также - ВРИ) такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласования. Эти положения формируют фундамент института градостроительного зонирования в российском праве. Как отмечается в литературе, отсутствие у правообладателей недвижимости возможности выбора вида использования своей недвижимости в рамках градостроительных регламентов "есть фактическое отвержение зонирования, или незонирование" <1>. Исключением из названных положений является механизм взимания платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (далее - плата за изменение ВРИ), введенный для территорий Москвы и Московской области в статье 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 43-ФЗ) <2>. Нормами статьи 22 указанного Закона предусматривается, что изменение ВРИ в этих двух субъектах Российской Федерации осуществляется за плату, рассчитываемую с учетом разницы между существующей кадастровой стоимостью земельного участка и кадастровой стоимостью с измененным ВРИ <3>.
Статья: Споры о возмещении убытков, причиненных правообладателю ограничением прав на земельный участок в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территорий
(Лысенкова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)В деле N А40-55157/2023 суды, исследовав режим установленных технической и охранной зон метрополитена, указали собственнику вошедших в границы ЗОУИТ объектов, что установление указанных зон не препятствует использованию земельного участка согласно основному виду разрешенного использования, необходимость согласования проведения работ в пределах участка с ГУП "Московский метрополитен" сама по себе не свидетельствует об ограничениях использования земельного участка (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2024).
(Лысенкова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)В деле N А40-55157/2023 суды, исследовав режим установленных технической и охранной зон метрополитена, указали собственнику вошедших в границы ЗОУИТ объектов, что установление указанных зон не препятствует использованию земельного участка согласно основному виду разрешенного использования, необходимость согласования проведения работ в пределах участка с ГУП "Московский метрополитен" сама по себе не свидетельствует об ограничениях использования земельного участка (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2024).