Основные потребительские свойства смартфона
Подборка наиболее важных документов по запросу Основные потребительские свойства смартфона (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 25 "Право потребителя на обмен товара надлежащего качества" Закона РФ "О защите прав потребителей""Отказывая в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, исходил из того, что ответчик в момент согласования всех существенных условий договора купли-продажи своевременно в наглядной и доступной форме предоставил истцу необходимую и достоверную информацию о смартфоне, его функциональных и технических параметрах и характеристиках, о комплектации, об основных потребительских свойствах и условиях эффективного и безопасного использования, а также о невозможности обмена/возврата смартфона надлежащего качества, обеспечив возможность правильного выбора смартфона. Смартфон является технически сложным товаром бытового назначения и входит в перечень товаров, не подлежащих возврату или обмену, был приобретен обычным (не дистанционным) способом в торговом зале, в связи с чем, норма о возможности обмена технически сложного товара надлежащего качества на данные правоотношения не распространяется.
Подборка судебных решений за 2016 год: Статья 20 "Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)" Закона РФ "О защите прав потребителей"
(Р.Б. Касенов)Как указал суд, п. 2 ст. 20 Закона РФ "О защите прав потребителей" на продавца обязанность предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар не возложена, данная норма содержит требование о предоставлении товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, которые могут не совпадать с его техническими характеристиками. В своем заключении эксперт указывает, что по функциональным возможностям переданный в ремонт товар является смартфоном (коммуникатором), то есть сотовым телефоном с функциями карманного персонального компьютера. При этом основная функция данных устройств - осуществление телефонной связи, остальные же функции, приближающие устройство к персональному компьютеру, являются дополнительными. При этом истец отказался от реализации права на получение на период проверки коммуникатора другого товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами (предложенного ей ответчиком). Таким образом, суд отказал в удовлетворении требований истца о взыскании стоимости товара, неустойки, компенсации морального вреда и штрафа.
(Р.Б. Касенов)Как указал суд, п. 2 ст. 20 Закона РФ "О защите прав потребителей" на продавца обязанность предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар не возложена, данная норма содержит требование о предоставлении товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, которые могут не совпадать с его техническими характеристиками. В своем заключении эксперт указывает, что по функциональным возможностям переданный в ремонт товар является смартфоном (коммуникатором), то есть сотовым телефоном с функциями карманного персонального компьютера. При этом основная функция данных устройств - осуществление телефонной связи, остальные же функции, приближающие устройство к персональному компьютеру, являются дополнительными. При этом истец отказался от реализации права на получение на период проверки коммуникатора другого товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами (предложенного ей ответчиком). Таким образом, суд отказал в удовлетворении требований истца о взыскании стоимости товара, неустойки, компенсации морального вреда и штрафа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Права потребителя: как защитить их в конкретных жизненных ситуациях?"
(выпуск 4)
(Шелищ П.Б., Мясин Е.Б.)
("Редакция "Российской газеты", 2017)Так что советуем составить и вручить продавцу (именно продавцу, самостоятельно обращаться в сервисный центр или иное место ремонта таких устройств вы не обязаны) претензию с требованием безвозмездно устранить недостаток и в течение трех дней со дня получения вашего требования предоставить на время его устранения подменный товар с аналогичными основными потребительскими свойствами, если он вам необходим.
(выпуск 4)
(Шелищ П.Б., Мясин Е.Б.)
("Редакция "Российской газеты", 2017)Так что советуем составить и вручить продавцу (именно продавцу, самостоятельно обращаться в сервисный центр или иное место ремонта таких устройств вы не обязаны) претензию с требованием безвозмездно устранить недостаток и в течение трех дней со дня получения вашего требования предоставить на время его устранения подменный товар с аналогичными основными потребительскими свойствами, если он вам необходим.
"Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учебное пособие"
(4-е издание, исправленное и дополненное)
(Аникин Б.А., Рудая И.Л.)
("ИНФРА-М", 2022)Критическим фактором в использовании облака являются лишь доступность, пропускная способность и надежность используемого организацией и ее сотрудниками интернет-канала. Однако при использовании облака сотрудники компании-заказчика становятся более мобильными, так как могут получить доступ к своему рабочему месту из любой точки земного шара, используя ноутбук, планшет или смартфон. Пользователю доступны все вычислительные возможности облака, при этом оплата осуществляется лишь за время пользования системой.
(4-е издание, исправленное и дополненное)
(Аникин Б.А., Рудая И.Л.)
("ИНФРА-М", 2022)Критическим фактором в использовании облака являются лишь доступность, пропускная способность и надежность используемого организацией и ее сотрудниками интернет-канала. Однако при использовании облака сотрудники компании-заказчика становятся более мобильными, так как могут получить доступ к своему рабочему месту из любой точки земного шара, используя ноутбук, планшет или смартфон. Пользователю доступны все вычислительные возможности облака, при этом оплата осуществляется лишь за время пользования системой.
Нормативные акты
Заключение Палаты по патентным спорам от 03.03.2025
(Приложение к решению Роспатента от 28.04.2025 по заявке N 2023804025/33)
<Об отмене решения Роспатента и государственной регистрации товарного знака>Принимая во внимание основную функцию товара "глушилка" в подавлении сигнала связи, такое слово в отношении остальных устройств связи, которые выполняют обратную функцию обеспечения и поддержания связи, неверно ориентирует потребителей относительно назначения и свойств товаров "автоответчики телефонные; аппараты для передачи звука; аппараты переговорные; аппараты фототелеграфные; аппараты телефонные; аппараты факсимильные; видеотелефоны; пейджеры; радары; станции радиотелеграфные; станции радиотелефонные; телетайпы; телефоны мобильные; телефоны переносные; телефоны сотовые; трубки телефонные; устройства связи акустические; контроллеры для сервомоторов; контроллеры домашней автоматизации; контроллеры электронные для сервомоторов; усилители для сервомоторов; модемы; гарнитуры беспроводные для телефонов; гарнитуры головные; гарнитуры головные для видеоигр; приборы телекоммуникационные в виде ювелирных украшений" испрашиваемого перечня.
(Приложение к решению Роспатента от 28.04.2025 по заявке N 2023804025/33)
<Об отмене решения Роспатента и государственной регистрации товарного знака>Принимая во внимание основную функцию товара "глушилка" в подавлении сигнала связи, такое слово в отношении остальных устройств связи, которые выполняют обратную функцию обеспечения и поддержания связи, неверно ориентирует потребителей относительно назначения и свойств товаров "автоответчики телефонные; аппараты для передачи звука; аппараты переговорные; аппараты фототелеграфные; аппараты телефонные; аппараты факсимильные; видеотелефоны; пейджеры; радары; станции радиотелеграфные; станции радиотелефонные; телетайпы; телефоны мобильные; телефоны переносные; телефоны сотовые; трубки телефонные; устройства связи акустические; контроллеры для сервомоторов; контроллеры домашней автоматизации; контроллеры электронные для сервомоторов; усилители для сервомоторов; модемы; гарнитуры беспроводные для телефонов; гарнитуры головные; гарнитуры головные для видеоигр; приборы телекоммуникационные в виде ювелирных украшений" испрашиваемого перечня.
Решение ФАС России от 14.04.2017 по делу N 1-10-232/00-11-15
Обстоятельства: Поводом для обращения в антимонопольный орган послужило повышение для заявителей тарифов на рассылки коротких текстовых сообщений, что не соответствует части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции.
Решение: В действиях операторов выявлено нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку они привели к повышению стоимости услуг смс-рассылки для конечных потребителей - лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, следовательно, к ущемлению их интересов, что не относится к получению преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным операторами в результате указанных действий.Получение сообщений по сетям передачи данных (электронная почта) и по сетям местной телефонной связи (голосовые сообщения) не обеспечивают быстрое и адресное оповещение, так как стационарное абонентское устройство (компьютер или фиксированный телефон) не находятся с абонентом в любой момент времени. Таким образом, эти способы передачи сообщений не отвечают основным потребительским свойствам товара и не могут являться взаимозаменяемыми.
Обстоятельства: Поводом для обращения в антимонопольный орган послужило повышение для заявителей тарифов на рассылки коротких текстовых сообщений, что не соответствует части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции.
Решение: В действиях операторов выявлено нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку они привели к повышению стоимости услуг смс-рассылки для конечных потребителей - лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, следовательно, к ущемлению их интересов, что не относится к получению преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным операторами в результате указанных действий.Получение сообщений по сетям передачи данных (электронная почта) и по сетям местной телефонной связи (голосовые сообщения) не обеспечивают быстрое и адресное оповещение, так как стационарное абонентское устройство (компьютер или фиксированный телефон) не находятся с абонентом в любой момент времени. Таким образом, эти способы передачи сообщений не отвечают основным потребительским свойствам товара и не могут являться взаимозаменяемыми.
Статья: SMS-бизнес и закон
(Артемов В.В.)
("Адвокат", 2007, N 6)Теперь обратим внимание на деятельность контент-провайдера в отношении соблюдения прав потребителей SMS-услуг, установленных законом. Как указывалось выше, отношения между "поставщиком" SMS-услуг и абонентами мобильных операторов регулируются Законом о защите прав потребителей (далее - Закон), ведь абоненты пользуются SMS-услугами исключительно для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а контент-провайдер оказывает данные услуги абонентам по возмездному договору. Закон устанавливает права потребителей на определенную информацию, в связи с чем возлагает определенные обязанности на исполнителя (продавца). Так, в ст. 9 Закона указано, что исполнитель (продавец) при осуществлении обслуживания обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) - право абонента на информацию о контент-провайдере. Согласно ст. 10 Закона исполнитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, в частности указывать сведения об основных потребительских свойствах товаров (услуг) - право абонента на информацию об SMS-услуге. Подавляющее большинство предложений контент-провайдеров не содержат ни каких-либо функциональных характеристик контента, ни сведений о самом контент-провайдере, что является прямым нарушением Закона о защите прав потребителей. Например, в телевизионных сообщениях о приобретении посредством SMS-запросов мелодий или картинок для сотовых телефонов никогда не указывается ни формат мелодии, ни количество голосов мелодии; по картинкам отсутствует информация о высоте, ширине, количестве точек на дюйм, количестве цветов изображения.
(Артемов В.В.)
("Адвокат", 2007, N 6)Теперь обратим внимание на деятельность контент-провайдера в отношении соблюдения прав потребителей SMS-услуг, установленных законом. Как указывалось выше, отношения между "поставщиком" SMS-услуг и абонентами мобильных операторов регулируются Законом о защите прав потребителей (далее - Закон), ведь абоненты пользуются SMS-услугами исключительно для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а контент-провайдер оказывает данные услуги абонентам по возмездному договору. Закон устанавливает права потребителей на определенную информацию, в связи с чем возлагает определенные обязанности на исполнителя (продавца). Так, в ст. 9 Закона указано, что исполнитель (продавец) при осуществлении обслуживания обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) - право абонента на информацию о контент-провайдере. Согласно ст. 10 Закона исполнитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, в частности указывать сведения об основных потребительских свойствах товаров (услуг) - право абонента на информацию об SMS-услуге. Подавляющее большинство предложений контент-провайдеров не содержат ни каких-либо функциональных характеристик контента, ни сведений о самом контент-провайдере, что является прямым нарушением Закона о защите прав потребителей. Например, в телевизионных сообщениях о приобретении посредством SMS-запросов мелодий или картинок для сотовых телефонов никогда не указывается ни формат мелодии, ни количество голосов мелодии; по картинкам отсутствует информация о высоте, ширине, количестве точек на дюйм, количестве цветов изображения.
Статья: SMS-бизнес и закон
(Артемов В.В.)
("Правовые вопросы связи", 2007, N 1)Теперь обратим внимание на деятельность контент-провайдера в отношении соблюдения прав потребителей SMS-услуг, установленных законом. Как указывалось выше, отношения между поставщиком SMS-услуг и абонентами мобильных операторов регулируются Законом о защите прав потребителей (далее - Закон), ведь абоненты пользуются SMS-услугами исключительно для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а контент-провайдер оказывает данные услуги абонентам по возмездному договору. Закон устанавливает права потребителей на определенную информацию, в связи с чем возлагает определенные обязанности на исполнителя (продавца). Так, в ст. 9 Закона указано, что исполнитель (продавец) при осуществлении обслуживания обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) - право абонента на информацию о контент-провайдере. Согласно ст. 10 Закона исполнитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, в частности, указывать сведения об основных потребительских свойствах товаров (услуг) - право абонента на информацию об SMS-услуге. Подавляющее большинство предложений контент-провайдеров не содержат ни каких-либо функциональных характеристик контента, ни сведений о самом контент-провайдере, что является прямым нарушением Закона о защите прав потребителей. Например, в телевизионных сообщениях о приобретении посредством SMS-запросов мелодий или картинок для сотовых телефонов никогда не указывается ни формат мелодии, ни количество голосов мелодии; по картинкам отсутствует информация о высоте, ширине, количестве точек на дюйм, количестве цветов изображения.
(Артемов В.В.)
("Правовые вопросы связи", 2007, N 1)Теперь обратим внимание на деятельность контент-провайдера в отношении соблюдения прав потребителей SMS-услуг, установленных законом. Как указывалось выше, отношения между поставщиком SMS-услуг и абонентами мобильных операторов регулируются Законом о защите прав потребителей (далее - Закон), ведь абоненты пользуются SMS-услугами исключительно для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а контент-провайдер оказывает данные услуги абонентам по возмездному договору. Закон устанавливает права потребителей на определенную информацию, в связи с чем возлагает определенные обязанности на исполнителя (продавца). Так, в ст. 9 Закона указано, что исполнитель (продавец) при осуществлении обслуживания обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) - право абонента на информацию о контент-провайдере. Согласно ст. 10 Закона исполнитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, в частности, указывать сведения об основных потребительских свойствах товаров (услуг) - право абонента на информацию об SMS-услуге. Подавляющее большинство предложений контент-провайдеров не содержат ни каких-либо функциональных характеристик контента, ни сведений о самом контент-провайдере, что является прямым нарушением Закона о защите прав потребителей. Например, в телевизионных сообщениях о приобретении посредством SMS-запросов мелодий или картинок для сотовых телефонов никогда не указывается ни формат мелодии, ни количество голосов мелодии; по картинкам отсутствует информация о высоте, ширине, количестве точек на дюйм, количестве цветов изображения.
Вопрос: Какие характеристики должны быть у подменного товара - смартфона, выданного на период ремонта приобретенного?
(Подборки и консультации Горячей линии, 2023)Ответ: Подменный фонд - это товары длительного пользования, предназначенные для передачи в пользование покупателю по его требованию на время гарантийного ремонта некачественного товара или на период его замены, превышающий семь дней. Подменный товар должен обладать теми же основными потребительскими свойствами, как и некачественный (заменяемый) товар (п. 2 ст. 20, п. 1 ст. 21 Закона N 2300-1).
(Подборки и консультации Горячей линии, 2023)Ответ: Подменный фонд - это товары длительного пользования, предназначенные для передачи в пользование покупателю по его требованию на время гарантийного ремонта некачественного товара или на период его замены, превышающий семь дней. Подменный товар должен обладать теми же основными потребительскими свойствами, как и некачественный (заменяемый) товар (п. 2 ст. 20, п. 1 ст. 21 Закона N 2300-1).
Статья: Правовое регулирование "SMS-бизнеса"
(Артемов В.)
("ЭЖ-Юрист", 2007, N 11)Теперь обратим внимание на деятельность контент-провайдера в отношении соблюдения требований Закона РФ "О защите прав потребителей" о предоставлении информации потребителям (ст. 9 и ст. 10 Закона), в частности: об указании сведений о фирменном наименовании, месте нахождения - право абонента на информацию о контент-провайдере; об основных потребительских свойствах товаров (услуг) - право абонента на информацию об SMS-услуге. Подавляющее большинство предложений контент-провайдеров не содержит ни каких-либо функциональных характеристик контента, ни сведений о самом контент-провайдере, что является прямым нарушением Закона о защите прав потребителей.
(Артемов В.)
("ЭЖ-Юрист", 2007, N 11)Теперь обратим внимание на деятельность контент-провайдера в отношении соблюдения требований Закона РФ "О защите прав потребителей" о предоставлении информации потребителям (ст. 9 и ст. 10 Закона), в частности: об указании сведений о фирменном наименовании, месте нахождения - право абонента на информацию о контент-провайдере; об основных потребительских свойствах товаров (услуг) - право абонента на информацию об SMS-услуге. Подавляющее большинство предложений контент-провайдеров не содержит ни каких-либо функциональных характеристик контента, ни сведений о самом контент-провайдере, что является прямым нарушением Закона о защите прав потребителей.