Основные и дополнительные виды наказаний
Подборка наиболее важных документов по запросу Основные и дополнительные виды наказаний (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 264 "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств" УК РФ"Кроме того, суд не принял во внимание, что санкция ч. 3 ст. 264 УК РФ предусматривает назначение обязательного дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, что, как правильно указано в кассационном представлении, свидетельствует о нацеленности государства на принятие мер, обеспечивающих реализацию принципа неотвратимости ответственности за содеянное. Принятие судом решения о прекращении уголовного дела исключает возможность рассмотрения вопроса о назначении Л., не только основного, но и дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, в связи с чем, последняя не лишена возможности управлять автомобилем, что само по себе несоизмеримо с понятием социальной справедливости, а также не способствует предупреждению совершения ею новых аналогичных преступлений, не отвечает целям наказания и уголовного судопроизводства."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 264 "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств" УК РФКроме того, принятие судом решения о прекращении уголовного дела исключает возможность, при наличии к тому оснований, рассмотрения вопроса о назначении В. не только основного наказания, но и дополнительного - в виде лишения права управления транспортными средствами."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 45. Основные и дополнительные виды наказаний
(ред. от 17.11.2025)Статья 45. Основные и дополнительные виды наказаний
"Обзор практики Верховного суда Российской Федерации по применению норм уголовного закона о назначении наказания и иных мер уголовно-правового характера (по материалам уголовных дел, рассмотренных в кассационном порядке)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.12.2024)Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний (часть 4 статьи 86 УК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.12.2024)Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний (часть 4 статьи 86 УК РФ).
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Погашение судимости - это автоматическое прекращение всех правовых последствий, связанных с фактом осуждения лица за совершение преступления, вследствие истечения указанных в законе сроков. Сроки погашения судимости исчисляются с момента отбытия основного и дополнительного видов наказания.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Погашение судимости - это автоматическое прекращение всех правовых последствий, связанных с фактом осуждения лица за совершение преступления, вследствие истечения указанных в законе сроков. Сроки погашения судимости исчисляются с момента отбытия основного и дополнительного видов наказания.
Статья: Подходы понимания социального эффекта правовых институтов
(Люлюкин В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Другой пример, представляет интерес гармонизация норм относительно привлечения к административной ответственности и применения административного наказания с применением административных мер. Согласно ст. ст. 2.4 - 2.6.1, 2.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ определены лица как объекты воздействия по привлечению к юридической ответственности, и в особенной части ст. ст. 16.2 - 16.4 КоАП РФ установлено наступление административной ответственности граждан в области декларирования, запретов и ограничений ввоза и (или) вывоза товаров. В данных положениях не установлены физические лица и их возрастной уровень деликтоспособности. Тогда как в ст. 28 КоАП Казахстана (далее - РК) в общей части указано физическое лицо, "достигшее к моменту окончания или пресечения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста". Также в ст. 4.1 КоАП Республики Беларусь (далее - РБ) указано: "Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу". Согласно ст. ст. 14, 15 Кодекса о нарушениях Киргизии (далее - КоН КР) ответственность выражена взысканием с физических лиц за "правонарушение (проступок)". Другими словами, в отличие от России наблюдаем гармонизацию норм Кодексов Беларуси, Киргизии, Казахстана в определении лиц, привлекаемых к юридической ответственности. Поэтому в силу имплементации единого порядка привлечения к административной ответственности физических лиц на территории ЕАЭС предполагается приведение в соответствие ст. ст. 2.4 - 2.6.1 КоАП РФ к указанным нормам КоАП Беларуси, Киргизии, Казахстана.
(Люлюкин В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Другой пример, представляет интерес гармонизация норм относительно привлечения к административной ответственности и применения административного наказания с применением административных мер. Согласно ст. ст. 2.4 - 2.6.1, 2.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ определены лица как объекты воздействия по привлечению к юридической ответственности, и в особенной части ст. ст. 16.2 - 16.4 КоАП РФ установлено наступление административной ответственности граждан в области декларирования, запретов и ограничений ввоза и (или) вывоза товаров. В данных положениях не установлены физические лица и их возрастной уровень деликтоспособности. Тогда как в ст. 28 КоАП Казахстана (далее - РК) в общей части указано физическое лицо, "достигшее к моменту окончания или пресечения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста". Также в ст. 4.1 КоАП Республики Беларусь (далее - РБ) указано: "Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу". Согласно ст. ст. 14, 15 Кодекса о нарушениях Киргизии (далее - КоН КР) ответственность выражена взысканием с физических лиц за "правонарушение (проступок)". Другими словами, в отличие от России наблюдаем гармонизацию норм Кодексов Беларуси, Киргизии, Казахстана в определении лиц, привлекаемых к юридической ответственности. Поэтому в силу имплементации единого порядка привлечения к административной ответственности физических лиц на территории ЕАЭС предполагается приведение в соответствие ст. ст. 2.4 - 2.6.1 КоАП РФ к указанным нормам КоАП Беларуси, Киргизии, Казахстана.
Ситуация: Что грозит за вождение в состоянии опьянения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Эти наказания дополняются также лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок соответственно до трех или до шести лет. При этом указанное дополнительное наказание распространяется на все время отбывания основных видов наказаний, но его срок начинает исчисляться после исполнения основного наказания (ст. ст. 47, 264.1 УК РФ; п. 14 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2020 года).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Эти наказания дополняются также лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок соответственно до трех или до шести лет. При этом указанное дополнительное наказание распространяется на все время отбывания основных видов наказаний, но его срок начинает исчисляться после исполнения основного наказания (ст. ст. 47, 264.1 УК РФ; п. 14 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2020 года).
Статья: Новый вид условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
(Звечаровский И.Э., Яралиев Н.Т.)
("Законность", 2024, N 11)Оговорка о наступлении последствий, предусмотренных ч. 4 ст. 86 УК, в сослагательном наклонении не случайна. До принятия Федерального закона от 23 марта 2024 г. N 64-ФЗ осужденный, досрочно освобожденный от отбывания наказания в установленном законом порядке, по-прежнему считался судимым, а срок погашения судимости исчислялся исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний. Это правило сохранило свое значение, но с исключением, предусмотренным названным Законом, отраженным теперь в ч. 3.1 ст. 86 УК. В отношении лиц, на которых распространяется действие ст. 80.2 УК, ч. 4 этой статьи не действует: в отношении лиц, освобожденных от отбывания наказания в связи с прохождением военной службы в период мобилизации, в период военного положения или в военное время, с наступлением обстоятельств, указанных в пп. "а", "б" ч. 2 ст. 80.2 УК, предусмотрено правило о досрочном погашении судимости. Эта мера впервые была предусмотрена Федеральным законом от 24 июня 2023 г. N 270-ФЗ. Однако на тот момент она не нашла своего отражения в ст. 86 УК, сегодня - это полноценное положение уголовного законодательства.
(Звечаровский И.Э., Яралиев Н.Т.)
("Законность", 2024, N 11)Оговорка о наступлении последствий, предусмотренных ч. 4 ст. 86 УК, в сослагательном наклонении не случайна. До принятия Федерального закона от 23 марта 2024 г. N 64-ФЗ осужденный, досрочно освобожденный от отбывания наказания в установленном законом порядке, по-прежнему считался судимым, а срок погашения судимости исчислялся исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний. Это правило сохранило свое значение, но с исключением, предусмотренным названным Законом, отраженным теперь в ч. 3.1 ст. 86 УК. В отношении лиц, на которых распространяется действие ст. 80.2 УК, ч. 4 этой статьи не действует: в отношении лиц, освобожденных от отбывания наказания в связи с прохождением военной службы в период мобилизации, в период военного положения или в военное время, с наступлением обстоятельств, указанных в пп. "а", "б" ч. 2 ст. 80.2 УК, предусмотрено правило о досрочном погашении судимости. Эта мера впервые была предусмотрена Федеральным законом от 24 июня 2023 г. N 270-ФЗ. Однако на тот момент она не нашла своего отражения в ст. 86 УК, сегодня - это полноценное положение уголовного законодательства.
Статья: Штраф как уголовное наказание
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Частями 2 и 3 ст. 32 УИК РФ предусмотрен различный порядок исполнения основного наказания и дополнительного наказания в виде штрафа в случае злостного уклонения от его уплаты. Исходя из этого при назначении наказания по совокупности преступлений не допускается сложение сумм штрафа, назначенного в качестве основного и дополнительного видов наказаний за разные преступления (абз. 2 п. 7 Постановления от 22.12.2015 N 58).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Частями 2 и 3 ст. 32 УИК РФ предусмотрен различный порядок исполнения основного наказания и дополнительного наказания в виде штрафа в случае злостного уклонения от его уплаты. Исходя из этого при назначении наказания по совокупности преступлений не допускается сложение сумм штрафа, назначенного в качестве основного и дополнительного видов наказаний за разные преступления (абз. 2 п. 7 Постановления от 22.12.2015 N 58).
Статья: Уголовно-правовые средства противодействия преступности в немецком и российском уголовном праве
(Приходько Н.Ю.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2023, N 3)Уголовное законодательство Германии различает также между основными и дополнительными видами наказания (BVerfGE 128, 326 (376)) <14>. Однако в качестве дополнительного наказания в УУ ФРГ действует только запрет управления транспортным средством (§ 61 УУ ФРГ), поскольку имущественное наказание было признано Федеральным Конституционным Судом ФРГ (ФКС) не соответствующим Основному Закону и, следовательно, утратило силу (см. BVerfG - BvR 794/95). Наряду с этим в 2017 г. вступил в силу закон, реформирующий сферу уголовно-правовой конфискации имущества и предметов, полученных в результате совершения преступления или предназначенных для совершения противоправных деяний (Bundesgesetzblatt (BGBl.) I 2017, 872). Этот институт дает возможность правоохранительным органам, среди прочего, конфисковать так называемое имущество с неясным происхождением (§ 76а, абз. 4, УУ ФРГ). Таким образом законодатель попытался обеспечить действие принципа, что преступления не должны себя окупать <15>. ФКС описывает цель уголовно-правовой конфискации имущества следующим образом: "Если преступники могли бы на длительное время оставить у себя имущественные выгоды, приобретенные преступным путем, то это нанесло бы вред по доверии населения в справедливости и нерушимости правопорядка" (BVerfG Beschl. v. 14.1.2004 - 2 BvR 564/95 - BVerfGE 110, 1 - 33, Rn. 103). Следует отметить, что необходимость внесения этих изменений обусловлена борьбой с организованной преступностью и являлась требованием Директивы Европейского союза от 3 апреля 2014 г. (2014/42/EU) "Об обеспечении и конфискации предметов деяния и того, что было приобретено преступным путем" <16>. В немецком уголовном праве положения, связанные с конфискацией, определены как принудительные меры собственного характера (§ 11, п. 8, УУ ФРГ) <17>. В этом контексте в литературе и в судебной практике велись и ведутся дискуссии относительно сущности этих мер, имеющих репрессивный характер, похожий на наказание <18>.
(Приходько Н.Ю.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2023, N 3)Уголовное законодательство Германии различает также между основными и дополнительными видами наказания (BVerfGE 128, 326 (376)) <14>. Однако в качестве дополнительного наказания в УУ ФРГ действует только запрет управления транспортным средством (§ 61 УУ ФРГ), поскольку имущественное наказание было признано Федеральным Конституционным Судом ФРГ (ФКС) не соответствующим Основному Закону и, следовательно, утратило силу (см. BVerfG - BvR 794/95). Наряду с этим в 2017 г. вступил в силу закон, реформирующий сферу уголовно-правовой конфискации имущества и предметов, полученных в результате совершения преступления или предназначенных для совершения противоправных деяний (Bundesgesetzblatt (BGBl.) I 2017, 872). Этот институт дает возможность правоохранительным органам, среди прочего, конфисковать так называемое имущество с неясным происхождением (§ 76а, абз. 4, УУ ФРГ). Таким образом законодатель попытался обеспечить действие принципа, что преступления не должны себя окупать <15>. ФКС описывает цель уголовно-правовой конфискации имущества следующим образом: "Если преступники могли бы на длительное время оставить у себя имущественные выгоды, приобретенные преступным путем, то это нанесло бы вред по доверии населения в справедливости и нерушимости правопорядка" (BVerfG Beschl. v. 14.1.2004 - 2 BvR 564/95 - BVerfGE 110, 1 - 33, Rn. 103). Следует отметить, что необходимость внесения этих изменений обусловлена борьбой с организованной преступностью и являлась требованием Директивы Европейского союза от 3 апреля 2014 г. (2014/42/EU) "Об обеспечении и конфискации предметов деяния и того, что было приобретено преступным путем" <16>. В немецком уголовном праве положения, связанные с конфискацией, определены как принудительные меры собственного характера (§ 11, п. 8, УУ ФРГ) <17>. В этом контексте в литературе и в судебной практике велись и ведутся дискуссии относительно сущности этих мер, имеющих репрессивный характер, похожий на наказание <18>.
Статья: Институт судимости в РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний (ч. 4 ст. 86 УК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний (ч. 4 ст. 86 УК РФ).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Непогашенная судимость - это ситуация, когда человек был осужден судом, но не выполнил свои обязательства по уплате штрафа или иным видам наказания, а также не отбыл назначенное ему наказание. Неснятая судимость означает, что по решению суда судимость не была снята и остается в силе. Погашение судимости - это автоматическое прекращение всех правовых последствий, связанных с фактом осуждения лица за совершение преступления, вследствие истечения указанных в законе сроков. Сроки погашения судимости исчисляются с момента отбытия основного и дополнительного видов наказания.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Непогашенная судимость - это ситуация, когда человек был осужден судом, но не выполнил свои обязательства по уплате штрафа или иным видам наказания, а также не отбыл назначенное ему наказание. Неснятая судимость означает, что по решению суда судимость не была снята и остается в силе. Погашение судимости - это автоматическое прекращение всех правовых последствий, связанных с фактом осуждения лица за совершение преступления, вследствие истечения указанных в законе сроков. Сроки погашения судимости исчисляются с момента отбытия основного и дополнительного видов наказания.
Статья: Практика применения административного наказания в виде конфискации за правонарушения в таможенной сфере: проблемный вопрос
(Семенова О.Е., Степенко В.Е.)
("Таможенное дело", 2021, N 3)Учитывая изложенные положения законодательства в случае перемещения физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза иностранной алкогольной и табачной продукции, на которой отсутствуют необходимая информация и маркировка, позволяющая ее реализовать на территории Российской Федерации, применение конфискации как основного либо дополнительного вида наказания нелегитимно.
(Семенова О.Е., Степенко В.Е.)
("Таможенное дело", 2021, N 3)Учитывая изложенные положения законодательства в случае перемещения физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза иностранной алкогольной и табачной продукции, на которой отсутствуют необходимая информация и маркировка, позволяющая ее реализовать на территории Российской Федерации, применение конфискации как основного либо дополнительного вида наказания нелегитимно.
Статья: К вопросу о справедливости кратных размеров уголовных штрафов за коррупционные преступления и возможности их списания в процессе банкротства гражданина
(Вражнов А.С.)
("Российский следователь", 2021, N 10)Учитывая минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации <10> и размер среднемесячной заработной платы по стране <11>, назначение лицу кратного размера уголовного штрафа в качестве основного или дополнительного вида наказания, в размере от нескольких миллионов рублей и выше, фактически является пожизненной мерой ответственности для большинства осужденных.
(Вражнов А.С.)
("Российский следователь", 2021, N 10)Учитывая минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации <10> и размер среднемесячной заработной платы по стране <11>, назначение лицу кратного размера уголовного штрафа в качестве основного или дополнительного вида наказания, в размере от нескольких миллионов рублей и выше, фактически является пожизненной мерой ответственности для большинства осужденных.