Основные функции федеральная антимонопольная служба
Подборка наиболее важных документов по запросу Основные функции федеральная антимонопольная служба (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в сфере снабжения энергоресурсами: правоприменительная практика
(Салиева Р.Н., Салиев И.Р.)
("Конкурентное право", 2022, N 1)В зависимости от вида энергоресурсов можно выделить электроснабжение, газоснабжение, снабжение нефтью и нефтепродуктами, теплоснабжение, водоснабжение. В указанных сферах экономической деятельности Федеральная антимонопольная служба в соответствии с функциями осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Основные нарушения, выявляемые в ходе осуществления контроля, связаны с несоблюдением требований законодательства о естественных монополиях, о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об определении (установлении) и применении цен (тарифов) в электроэнергетике, в газовой отрасли, в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. В целом примеры правоприменительной практики свидетельствуют о том, что недобросовестная конкуренция и экономическая деятельность, направленная на монополизацию, в сфере снабжения энергоресурсами связаны с несоблюдением требований законодательства о тарифном регулировании, о естественных монополиях, о госзакупках, в отдельных случаях такие нарушения проявляются в нарушении требований антимонопольного законодательства со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций. В каждой сфере снабжения энергоресурсами к нарушителям требований антимонопольного законодательства наряду с общими положениями об ответственности в соответствии со ст. 37 Закона о защите конкуренции применяются также нормы отраслевого законодательства.
(Салиева Р.Н., Салиев И.Р.)
("Конкурентное право", 2022, N 1)В зависимости от вида энергоресурсов можно выделить электроснабжение, газоснабжение, снабжение нефтью и нефтепродуктами, теплоснабжение, водоснабжение. В указанных сферах экономической деятельности Федеральная антимонопольная служба в соответствии с функциями осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Основные нарушения, выявляемые в ходе осуществления контроля, связаны с несоблюдением требований законодательства о естественных монополиях, о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об определении (установлении) и применении цен (тарифов) в электроэнергетике, в газовой отрасли, в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. В целом примеры правоприменительной практики свидетельствуют о том, что недобросовестная конкуренция и экономическая деятельность, направленная на монополизацию, в сфере снабжения энергоресурсами связаны с несоблюдением требований законодательства о тарифном регулировании, о естественных монополиях, о госзакупках, в отдельных случаях такие нарушения проявляются в нарушении требований антимонопольного законодательства со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций. В каждой сфере снабжения энергоресурсами к нарушителям требований антимонопольного законодательства наряду с общими положениями об ответственности в соответствии со ст. 37 Закона о защите конкуренции применяются также нормы отраслевого законодательства.
Статья: Правовое регулирование государственных закупок в рамках обеспечения государственных нужд
(Адамян А.А.)
("Современный юрист", 2023, N 4)Кроме того, можно выделить категорию операторов электронных торговых площадок (ЭТП), которые с определенной степенью условности также участвуют в государственных закупках. Их основная функция заключается в создании необходимых условий для проведения закупочных процедур. Надзор за соблюдением требований, установленных Федеральным законом N 44, осуществляют контролирующие органы, представленные различными федеральными ведомствами, такими как Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Министерство финансов, Прокуратура, Росатом, Роскосмос, Рособоронзаказ и другие.
(Адамян А.А.)
("Современный юрист", 2023, N 4)Кроме того, можно выделить категорию операторов электронных торговых площадок (ЭТП), которые с определенной степенью условности также участвуют в государственных закупках. Их основная функция заключается в создании необходимых условий для проведения закупочных процедур. Надзор за соблюдением требований, установленных Федеральным законом N 44, осуществляют контролирующие органы, представленные различными федеральными ведомствами, такими как Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Министерство финансов, Прокуратура, Росатом, Роскосмос, Рособоронзаказ и другие.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 N 189
(ред. от 09.02.2021)
"Вопросы Федеральной антимонопольной службы"5. Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:
(ред. от 09.02.2021)
"Вопросы Федеральной антимонопольной службы"5. Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 15.03.2022 N АПЛ22-43
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 15.12.2021 N АКПИ21-830, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пункта 4, подпунктов 5.2.10, 5.12 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, пункта 7.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утв. Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, пунктов 5.18, 5.19, 5.21, 5.24, 5.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утв. Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339>Предусмотренные пунктом 4 Положения N 331 требования об осуществлении ФАС России своей деятельности во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями корреспондируют основным функциям Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, соответствуют пункту 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции.
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 15.12.2021 N АКПИ21-830, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пункта 4, подпунктов 5.2.10, 5.12 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, пункта 7.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утв. Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, пунктов 5.18, 5.19, 5.21, 5.24, 5.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утв. Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339>Предусмотренные пунктом 4 Положения N 331 требования об осуществлении ФАС России своей деятельности во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями корреспондируют основным функциям Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, соответствуют пункту 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции.
Вопрос: Является ли нарушением антимонопольного законодательства увеличение стоимости полиса ОСАГО страховыми организациями?
("Официальный сайт ФАС России", 2022)Ответ: Одной из основных функций ФАС России согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
("Официальный сайт ФАС России", 2022)Ответ: Одной из основных функций ФАС России согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Статья: Аутсорсинг как форма аутстаффинга - о чем говорит практика
(Гулякина В., Звагольская О., Платонов В., Попова О., Рейзман Е.)
("Трудовое право", 2023, N 4)В свою очередь, под аутсорсингом понимается передача неключевых функций организации внешним исполнителям на основании договора аутсорсинга. Поскольку такой вид договора Гражданским кодексом РФ не предусмотрен, но и не запрещен, то существует несколько точек зрения на его природу: по мнению Федеральной антимонопольной службы, такой договор является договором оказания услуг, согласно которому внешняя организация принимает на себя исполнение отдельных функций организации-заказчика, не связанных с основным производством (организация бухгалтерского учета, техническое обслуживание помещений заказчика и т.п.), в то время как суды указывают, что он может иметь комплексное содержание и, соответственно, являться смешанным договором.
(Гулякина В., Звагольская О., Платонов В., Попова О., Рейзман Е.)
("Трудовое право", 2023, N 4)В свою очередь, под аутсорсингом понимается передача неключевых функций организации внешним исполнителям на основании договора аутсорсинга. Поскольку такой вид договора Гражданским кодексом РФ не предусмотрен, но и не запрещен, то существует несколько точек зрения на его природу: по мнению Федеральной антимонопольной службы, такой договор является договором оказания услуг, согласно которому внешняя организация принимает на себя исполнение отдельных функций организации-заказчика, не связанных с основным производством (организация бухгалтерского учета, техническое обслуживание помещений заказчика и т.п.), в то время как суды указывают, что он может иметь комплексное содержание и, соответственно, являться смешанным договором.
Статья: Актуальные проблемы аренды лесных участков
(Шичанин А.В., Гривков О.Д., Шмырков С.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 2)Представляется, что антимонопольный орган при оспаривании аукциона в сфере аренды лесных участков должен обосновывать неправомерность укрупнения лота четкими и понятными участникам этого аукциона критериями и доводами, имеющими комплексный экономический и экологический характер. Это предполагает более активное использование экспертизы как допустимого и важного по своему значению доказательства по спорам в области конкурентного права. Экспертиза может быть инициирована антимонопольным органом, на котором лежит основное бремя доказывания, на любой стадии рассмотрения таких споров в соответствии со ст. 45.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 25.05.2012 N 339 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации". Однако, несмотря на наличие правовой основы для привлечения экспертов антимонопольным органом еще на досудебной стадии, на нормативном уровне не определен четкий порядок назначения и проведения досудебных экспертиз при рассмотрении антимонопольных дел, что является явным пробелом в нормативном регулировании. Последствием неназначения в необходимых случаях экспертизы являются поверхностные, вероятностные и научно не обоснованные выводы антимонопольного органа о нарушении конкуренции.
(Шичанин А.В., Гривков О.Д., Шмырков С.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 2)Представляется, что антимонопольный орган при оспаривании аукциона в сфере аренды лесных участков должен обосновывать неправомерность укрупнения лота четкими и понятными участникам этого аукциона критериями и доводами, имеющими комплексный экономический и экологический характер. Это предполагает более активное использование экспертизы как допустимого и важного по своему значению доказательства по спорам в области конкурентного права. Экспертиза может быть инициирована антимонопольным органом, на котором лежит основное бремя доказывания, на любой стадии рассмотрения таких споров в соответствии со ст. 45.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 25.05.2012 N 339 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации". Однако, несмотря на наличие правовой основы для привлечения экспертов антимонопольным органом еще на досудебной стадии, на нормативном уровне не определен четкий порядок назначения и проведения досудебных экспертиз при рассмотрении антимонопольных дел, что является явным пробелом в нормативном регулировании. Последствием неназначения в необходимых случаях экспертизы являются поверхностные, вероятностные и научно не обоснованные выводы антимонопольного органа о нарушении конкуренции.
Вопрос: Планируется подача ходатайства об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю ФАС России, нарочно. Часть документов также должна быть представлена в электронном виде. На каком материальном носителе следует представить данные: диске или флеш-карте?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)Так, в частности, в соответствии с пунктом 3.15 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 20.09.2007 N 294, ходатайство (уведомление) оформляется в письменном виде в произвольной форме. К ходатайству (уведомлению) прилагаются документы и сведения на бумажном носителе. Документы и сведения также должны быть представлены в электронном виде.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)Так, в частности, в соответствии с пунктом 3.15 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 20.09.2007 N 294, ходатайство (уведомление) оформляется в письменном виде в произвольной форме. К ходатайству (уведомлению) прилагаются документы и сведения на бумажном носителе. Документы и сведения также должны быть представлены в электронном виде.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)5) административно-защитные органы, осуществляющие преимущественно или в том числе функции правовой защиты нарушенных или оспариваемых прав физических лиц и организаций посредством разрешения в административном порядке соответствующих дел по жалобам и спорам, например образуемые в системе исполнительной власти различные апелляционные и согласительные комиссии, палаты и иные подобные органы, а также отдельные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие указанные функции, в частности Федеральная антимонопольная служба, которая рассматривает споры и разногласия, возникающие в сфере антимонопольного, тарифного регулирования, закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)5) административно-защитные органы, осуществляющие преимущественно или в том числе функции правовой защиты нарушенных или оспариваемых прав физических лиц и организаций посредством разрешения в административном порядке соответствующих дел по жалобам и спорам, например образуемые в системе исполнительной власти различные апелляционные и согласительные комиссии, палаты и иные подобные органы, а также отдельные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие указанные функции, в частности Федеральная антимонопольная служба, которая рассматривает споры и разногласия, возникающие в сфере антимонопольного, тарифного регулирования, закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Вопрос: О предложении по внесению изменений в правила бухучета ОС.
(Письмо Минфина России от 06.10.2023 N 07-01-09/95253)Одновременно обращаем внимание, что исходя из Положения о Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). В связи с этим по вопросам государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения рекомендуем обратиться в ФАС России.
(Письмо Минфина России от 06.10.2023 N 07-01-09/95253)Одновременно обращаем внимание, что исходя из Положения о Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). В связи с этим по вопросам государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения рекомендуем обратиться в ФАС России.
Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок получения коммерческой организацией предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок- п. п. 3.1, 3.5 - 3.7, 3.13 - 3.25, 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 20.09.2007 N 294 (далее - Административный регламент);
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль имущества, полученного унитарным предприятием от собственника, а также об объекте налогообложения и налоговой базе по налогу на имущество организаций.
(Письмо Минфина России от 09.10.2023 N 07-01-09/95729)Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденным приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н, возмещение стоимости основных средств, осуществляемое в виде амортизационных отчислений, считается расходами по обычным видам деятельности.
(Письмо Минфина России от 09.10.2023 N 07-01-09/95729)Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденным приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н, возмещение стоимости основных средств, осуществляемое в виде амортизационных отчислений, считается расходами по обычным видам деятельности.
Статья: Процедура внутреннего обжалования решений и предписаний территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы: проблемы правоприменения
(Рассомагина Н.Л.)
("Российский судья", 2021, N 6)Дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются (и соответственно принимаются решения по результатам рассмотрения таких дел) территориальными органами или ФАС России в зависимости от установленной компетенции (п. 3.13 и 3.118 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 <3>). Основным критерием для разделения компетенции между территориальными органами и ФАС России является территория, на которой допущено предполагаемое нарушение антимонопольного законодательства: вся территория Российской Федерации, несколько субъектов Российской Федерации (компетенция ФАС России), один субъект Российской Федерации (компетенция территориального органа). Правовые же последствия принимаемых решений являются одинаковыми. Например, для нарушения антимонопольного законодательства, охватываемого ст. 14.4 Закона N 135-ФЗ, правовым последствием принятого решения, которым установлено нарушение, является право потерпевшего обратиться в Федеральную службу по интеллектуальной собственности с возражением против предоставления правовой охраны товарному знаку, исключительное право на который приобретено с нарушением антимонопольного законодательства.
(Рассомагина Н.Л.)
("Российский судья", 2021, N 6)Дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются (и соответственно принимаются решения по результатам рассмотрения таких дел) территориальными органами или ФАС России в зависимости от установленной компетенции (п. 3.13 и 3.118 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 <3>). Основным критерием для разделения компетенции между территориальными органами и ФАС России является территория, на которой допущено предполагаемое нарушение антимонопольного законодательства: вся территория Российской Федерации, несколько субъектов Российской Федерации (компетенция ФАС России), один субъект Российской Федерации (компетенция территориального органа). Правовые же последствия принимаемых решений являются одинаковыми. Например, для нарушения антимонопольного законодательства, охватываемого ст. 14.4 Закона N 135-ФЗ, правовым последствием принятого решения, которым установлено нарушение, является право потерпевшего обратиться в Федеральную службу по интеллектуальной собственности с возражением против предоставления правовой охраны товарному знаку, исключительное право на который приобретено с нарушением антимонопольного законодательства.
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- Административный регламент федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (утвержден Приказом ФАС РФ от 20 сентября 2007 г. N 294 (ред. от 6 февраля 2008 г.));
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- Административный регламент федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (утвержден Приказом ФАС РФ от 20 сентября 2007 г. N 294 (ред. от 6 февраля 2008 г.));