Основные административные наказания
Подборка наиболее важных документов по запросу Основные административные наказания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 4.4 "Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений" КоАП РФ"Таким образом, системный анализ положений частей 2, 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях показывает, что при наличии совокупности административных правонарушений независимо от их количества при условии, что нарушения выявлены в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия и что дела о них рассматриваются одним и тем же должностным лицом, лицу, их совершившему, назначается одно основное административное наказание в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3.3 "Основные и дополнительные административные наказания" КоАП РФСТАТЬЯ 3.3 "ОСНОВНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Основные подходы к определению видов административных наказаний, применяемых к лицам, вовлекающим несовершеннолетних в участие в несанкционированных публичных мероприятиях: отечественный и зарубежный опыт
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)"Административное право и процесс", 2023, N 2
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)"Административное право и процесс", 2023, N 2
Статья: Административное приостановление деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 9 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ административное приостановление деятельности названо в числе административных наказаний, устанавливаемых и применяемых за совершение административных правонарушений. Оно может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания (ч. 1 ст. 3.3 КоАП РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 9 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ административное приостановление деятельности названо в числе административных наказаний, устанавливаемых и применяемых за совершение административных правонарушений. Оно может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания (ч. 1 ст. 3.3 КоАП РФ).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 3.3. Основные и дополнительные административные наказания
(ред. от 04.11.2025)Статья 3.3. Основные и дополнительные административные наказания
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Вместе с тем административный штраф в размере 30 000 рублей, назначенный Б. в качестве основного административного наказания, в установленный законом срок уплачен им не был.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Вместе с тем административный штраф в размере 30 000 рублей, назначенный Б. в качестве основного административного наказания, в установленный законом срок уплачен им не был.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)По мнению П.П. Серкова, одной из основных целей административного наказания является восстановление социальной справедливости. Это отражено, например, в Постановлении Верховного Суда РФ от 14.01.2022 N 77-АД21-9-К1, в котором указано, что назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих необходимость применения к нарушителю именно той меры государственного принуждения из нескольких норм, потенциально подлежащих применению, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов, на основании чего совершенное правонарушителем административное правонарушение было переквалифицировано на другой состав, предусматривающий более мягкое наказание <1>.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)По мнению П.П. Серкова, одной из основных целей административного наказания является восстановление социальной справедливости. Это отражено, например, в Постановлении Верховного Суда РФ от 14.01.2022 N 77-АД21-9-К1, в котором указано, что назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих необходимость применения к нарушителю именно той меры государственного принуждения из нескольких норм, потенциально подлежащих применению, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов, на основании чего совершенное правонарушителем административное правонарушение было переквалифицировано на другой состав, предусматривающий более мягкое наказание <1>.
Статья: Анализ системы административных наказаний, назначаемых судом, в странах СНГ (на примере Российской Федерации и Республики Беларусь)
(Стажила М.Ю.)
("Хозяйство и право", 2025, N 2)Следует также остановиться на предусмотренном КоАП РБ и не поименованном в КоАП РФ административном наказании, отнесенном к числу судебных, - взыскании стоимости. Данный вид административного наказания по смыслу закона представляет собой альтернативу конфискации в случаях, если за совершение административного правонарушения предусмотрено назначение конфискации предмета административного правонарушения, орудий и средств его совершения при отсутствии такого имущества, если его реализация невозможна или нецелесообразна или если такое имущество не находится в собственности правонарушителя. По мнению автора, взыскание стоимости представляет собой одну из форм определения размера административного штрафа, поэтому отсутствует необходимость его закрепления в качестве самостоятельного вида административного наказания. Например, при определении размеров административного штрафа по ряду составов административных правонарушений в КоАП РФ предусмотрено его выражение в размере, кратном стоимости предмета административного правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ). Взыскание стоимости, как и конфискация, в Республике Беларусь является дополнительным видом наказания, поэтому в случаях, когда санкцией статьи может быть предусмотрено в качестве основного наказания назначение административного штрафа, видится избыточным применение двух видов наказания, идентичных по своей сути. Адаптируя опыт Республики Беларусь, целесообразно в случаях, когда санкцией статьи Особенной части КоАП РФ предусмотрено назначение административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, если орудие или предмет правонарушения отсутствует, его реализация невозможна или экономически нецелесообразна или такое имущество не находится в собственности правонарушителя, предусмотреть в КоАП РФ возможность увеличения размера суммы назначаемого административного штрафа на размер стоимости орудия совершения или предмета административного правонарушения.
(Стажила М.Ю.)
("Хозяйство и право", 2025, N 2)Следует также остановиться на предусмотренном КоАП РБ и не поименованном в КоАП РФ административном наказании, отнесенном к числу судебных, - взыскании стоимости. Данный вид административного наказания по смыслу закона представляет собой альтернативу конфискации в случаях, если за совершение административного правонарушения предусмотрено назначение конфискации предмета административного правонарушения, орудий и средств его совершения при отсутствии такого имущества, если его реализация невозможна или нецелесообразна или если такое имущество не находится в собственности правонарушителя. По мнению автора, взыскание стоимости представляет собой одну из форм определения размера административного штрафа, поэтому отсутствует необходимость его закрепления в качестве самостоятельного вида административного наказания. Например, при определении размеров административного штрафа по ряду составов административных правонарушений в КоАП РФ предусмотрено его выражение в размере, кратном стоимости предмета административного правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ). Взыскание стоимости, как и конфискация, в Республике Беларусь является дополнительным видом наказания, поэтому в случаях, когда санкцией статьи может быть предусмотрено в качестве основного наказания назначение административного штрафа, видится избыточным применение двух видов наказания, идентичных по своей сути. Адаптируя опыт Республики Беларусь, целесообразно в случаях, когда санкцией статьи Особенной части КоАП РФ предусмотрено назначение административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, если орудие или предмет правонарушения отсутствует, его реализация невозможна или экономически нецелесообразна или такое имущество не находится в собственности правонарушителя, предусмотреть в КоАП РФ возможность увеличения размера суммы назначаемого административного штрафа на размер стоимости орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Статья: Ужесточение ответственности в сфере ККТ: планируется увеличить размер штрафов и ввести новые
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 30)Минфин предлагает следующие основные новации для повышения эффективности наказаний и снижения административной нагрузки:
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 30)Минфин предлагает следующие основные новации для повышения эффективности наказаний и снижения административной нагрузки:
Статья: Административное выдворение как вид наказания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания (ч. 2 ст. 3.3 КоАП РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания (ч. 2 ст. 3.3 КоАП РФ).
Статья: Реализация конфискации как меры принудительного характера в таможенной сфере: анализ решений Европейского суда по правам человека
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2021, N 5)Так, в ст. 16.4 КоАП РФ конфискация предмета административного правонарушения налагается на граждан в качестве основного административного наказания за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2021, N 5)Так, в ст. 16.4 КоАП РФ конфискация предмета административного правонарушения налагается на граждан в качестве основного административного наказания за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.
Статья: Лишение права управления транспортными средствами как вид административного наказания
(Панкова О.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2023, N 4)2. В отличие от прежней редакции ст. 12.8, 12.26 и ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ, санкции которых предусматривали только лишение права управления транспортными средствами, ныне данная мера установлена в санкциях указанных статей в качестве дополнительного наказания, применение которого обязательно наряду с основным наказанием - административным штрафом. Соответствующие уточнения внесены также в ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ.
(Панкова О.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2023, N 4)2. В отличие от прежней редакции ст. 12.8, 12.26 и ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ, санкции которых предусматривали только лишение права управления транспортными средствами, ныне данная мера установлена в санкциях указанных статей в качестве дополнительного наказания, применение которого обязательно наряду с основным наказанием - административным штрафом. Соответствующие уточнения внесены также в ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ.
Готовое решение: Кто и какую ответственность несет за нарушение законодательства о персональных данных
(КонсультантПлюс, 2025)Основной вид административного наказания за нарушение законодательства о персональных данных - штраф. Его размер зависит от конкретного нарушения. Например, максимальный штраф для организации за обработку персональных данных без письменного согласия гражданина, когда согласие требуется, или за отсутствие в нем всех необходимых сведений составляет 700 000 руб., за повторное правонарушение - 1 500 000 руб. (ч. 2, 2.1 ст. 13.11 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Основной вид административного наказания за нарушение законодательства о персональных данных - штраф. Его размер зависит от конкретного нарушения. Например, максимальный штраф для организации за обработку персональных данных без письменного согласия гражданина, когда согласие требуется, или за отсутствие в нем всех необходимых сведений составляет 700 000 руб., за повторное правонарушение - 1 500 000 руб. (ч. 2, 2.1 ст. 13.11 КоАП РФ).
Статья: Характеристика "льготного" режима уплаты административного штрафа (на примере административных правонарушений в области дорожного движения)
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Думается, что потребность в достижении основной цели административного наказания, которой является "предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами" (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ), преодолении правового нигилизма в области соблюдения административного законодательства, соблюдении баланса между публичными и частными интересами в процессе привлечения физических лиц к административной ответственности, предусматривает проведение исследования группы норм, устанавливающих специальный порядок уплаты административного штрафа.
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Думается, что потребность в достижении основной цели административного наказания, которой является "предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами" (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ), преодолении правового нигилизма в области соблюдения административного законодательства, соблюдении баланса между публичными и частными интересами в процессе привлечения физических лиц к административной ответственности, предусматривает проведение исследования группы норм, устанавливающих специальный порядок уплаты административного штрафа.
Статья: Роль административного принуждения в системе мер по обеспечению безопасности дорожного движения
(Майоров В.И.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)Первоначально лишение специального права применялось только как основное административное наказание, однако в настоящее время оно установлено в ряде статей КоАП РФ в качестве дополнительного.
(Майоров В.И.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)Первоначально лишение специального права применялось только как основное административное наказание, однако в настоящее время оно установлено в ряде статей КоАП РФ в качестве дополнительного.
Статья: "Мягкость" административного наказания: критерии определения в теории и практике
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Так, в период 2019 - 2024 гг. законодатель расширил дискреционные полномочия юрисдикционных органов, назначающих административный штраф как основной вид административного наказания; закрепил возможность назначения административного штрафа менее минимального размера, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, замены его на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ст. 3.4, ст. 3.5, ст. 4.1.1 КоАП РФ); ввел дисконтную форму оплаты для лиц, привлеченных к административной ответственности за отдельные виды правонарушений (ч. 1.3 - 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ и др.) <3>.
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Так, в период 2019 - 2024 гг. законодатель расширил дискреционные полномочия юрисдикционных органов, назначающих административный штраф как основной вид административного наказания; закрепил возможность назначения административного штрафа менее минимального размера, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, замены его на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ст. 3.4, ст. 3.5, ст. 4.1.1 КоАП РФ); ввел дисконтную форму оплаты для лиц, привлеченных к административной ответственности за отдельные виды правонарушений (ч. 1.3 - 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ и др.) <3>.