Основания заказчика от отказа от подписания контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания заказчика от отказа от подписания контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Возмездное оказание услуг для государственных или муниципальных нужд: Исполнитель хочет признать односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд незаконным
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как доказать факт необоснованного уклонения Заказчика от подписания актов об оказании услуг
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как доказать факт необоснованного уклонения Заказчика от подписания актов об оказании услуг
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Приемка услуг при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Разрешая спор и отказывая в иске, суды... исходили из того, что, поскольку агентский договор... заключен в порядке Федерального закона... N 44-ФЗ... действовал до 31.12.2019 и в рамках данного договора все обязательства заказчика ответчиком исполнены, истец не вправе был оказывать услуги после истечения срока действия данного договора без соблюдения процедуры, предусмотренной Федеральным законом... N 44-ФЗ, соответственно, у ответчика не имелось оснований для приемки и оплаты таких услуг без заключения соответствующего контракта.
(КонсультантПлюс, 2025)...Разрешая спор и отказывая в иске, суды... исходили из того, что, поскольку агентский договор... заключен в порядке Федерального закона... N 44-ФЗ... действовал до 31.12.2019 и в рамках данного договора все обязательства заказчика ответчиком исполнены, истец не вправе был оказывать услуги после истечения срока действия данного договора без соблюдения процедуры, предусмотренной Федеральным законом... N 44-ФЗ, соответственно, у ответчика не имелось оснований для приемки и оплаты таких услуг без заключения соответствующего контракта.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Расторжение контракта: соглашение сторон или односторонний отказ от исполнения контракта? Риски, последствия для заказчиков и исполнителей по контракту
(Милонаец О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 10)1. Решение об одностороннем отказе принимать можно исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта. Факт наличия некоторых недостатков в выполненных работах не может являться безусловным основанием для отказа заказчика от подписания актов и оплаты работ <8>.
(Милонаец О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 10)1. Решение об одностороннем отказе принимать можно исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта. Факт наличия некоторых недостатков в выполненных работах не может являться безусловным основанием для отказа заказчика от подписания актов и оплаты работ <8>.
Готовое решение: По каким основаниям заказчик может расторгнуть государственный или муниципальный контракт
(КонсультантПлюс, 2025)Реорганизуемое лицо обязано заблаговременно письменно уведомить своих кредиторов о начале процедуры реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП). Поэтому после получения от поставщика уведомления о начале реорганизации в форме разделения (или выделения в случае, если не предполагается сохранение прав и обязанностей по контракту за первоначальным юрлицом) заказчику следует инициировать расторжение контракта по соглашению сторон или отказаться от его исполнения в одностороннем порядке при наличии соответствующих оснований. Если поставщик откажется подписать соглашение о расторжении, полагаем, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о расторжении контракта на основании пп. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ, поскольку исполнение или изменение контракта невозможно в силу запрета на замену поставщика, установленного п. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Реорганизуемое лицо обязано заблаговременно письменно уведомить своих кредиторов о начале процедуры реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП). Поэтому после получения от поставщика уведомления о начале реорганизации в форме разделения (или выделения в случае, если не предполагается сохранение прав и обязанностей по контракту за первоначальным юрлицом) заказчику следует инициировать расторжение контракта по соглашению сторон или отказаться от его исполнения в одностороннем порядке при наличии соответствующих оснований. Если поставщик откажется подписать соглашение о расторжении, полагаем, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о расторжении контракта на основании пп. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ, поскольку исполнение или изменение контракта невозможно в силу запрета на замену поставщика, установленного п. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)11. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 настоящей статьи, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию об идентификационном номере заявки на участие в закупке, поданной таким победителем, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю. При этом заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такие же, как и победитель такой закупки, цену контракта, сумму цен единиц товара, работы, услуги или предложение о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги которого содержит лучшие условия по цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги, следующие после условий, предложенных победителем в порядке, установленном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 10 настоящей статьи, победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)11. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 настоящей статьи, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию об идентификационном номере заявки на участие в закупке, поданной таким победителем, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю. При этом заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такие же, как и победитель такой закупки, цену контракта, сумму цен единиц товара, работы, услуги или предложение о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги которого содержит лучшие условия по цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги, следующие после условий, предложенных победителем в порядке, установленном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 10 настоящей статьи, победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Заказчик письменно сообщил об отказе подписать акт приемки, указав, что документация не соответствует условиям контракта; общество выполнило инженерные изыскания и внесло изменения в документацию.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Заказчик письменно сообщил об отказе подписать акт приемки, указав, что документация не соответствует условиям контракта; общество выполнило инженерные изыскания и внесло изменения в документацию.
Вопрос: Вправе ли принципал требовать от банка возврата комиссионного вознаграждения за выдачу банковской гарантии для обеспечения исполнения обязательства по госконтракту, если по результатам ее рассмотрения заказчик принял решение об отказе в ее принятии как не соответствующей требованиям в извещении об осуществлении закупки?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Банк (гарант) согласно договору выдал ООО (принципалу) независимую безотзывную банковскую гарантию для обеспечения исполнения обязательства по госконтракту, принципал выплатил комиссионное вознаграждение. АО (заказчик) ее не приняло на основании п. 3 ч. 6 ст. 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, ООО признано уклонившимся от заключения контракта победителем электронного аукциона на поставку товаров для госнужд. ООО требует вернуть комиссионное вознаграждение (госконтракт не заключен, банковская гарантия фактически не выдана, услуга банком фактически не оказана). Правомерно ли банк отказывает, ссылаясь на то, что согласно договору о выдаче банковских гарантий его подписание безоговорочно подтверждает, что гарантия соответствует условиям конкурсной (аукционной) документации, договору (контракту) и согласована с бенефициаром?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Банк (гарант) согласно договору выдал ООО (принципалу) независимую безотзывную банковскую гарантию для обеспечения исполнения обязательства по госконтракту, принципал выплатил комиссионное вознаграждение. АО (заказчик) ее не приняло на основании п. 3 ч. 6 ст. 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, ООО признано уклонившимся от заключения контракта победителем электронного аукциона на поставку товаров для госнужд. ООО требует вернуть комиссионное вознаграждение (госконтракт не заключен, банковская гарантия фактически не выдана, услуга банком фактически не оказана). Правомерно ли банк отказывает, ссылаясь на то, что согласно договору о выдаче банковских гарантий его подписание безоговорочно подтверждает, что гарантия соответствует условиям конкурсной (аукционной) документации, договору (контракту) и согласована с бенефициаром?
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке офисной мебели в соответствии с Законом N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)п. 4.3.2 Типового контракта об основаниях, при которых заказчик обязан отказаться от исполнения контракта, приведите в соответствие с актуальной редакцией ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ;
(КонсультантПлюс, 2025)п. 4.3.2 Типового контракта об основаниях, при которых заказчик обязан отказаться от исполнения контракта, приведите в соответствие с актуальной редакцией ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ;
Статья: Применение "защитных мер" при заключении, исполнении и изменении контракта
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)Если цена за упаковку, рассчитанная заказчиком, превышает ПЦ НДС, заказчик обязан потребовать от поставщика снижения цены контракта. Фактически данное требование реализуется следующим образом: заказчик направляет поставщику в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ проект контракта со сниженной на основании ч. 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ ценой контракта.
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)Если цена за упаковку, рассчитанная заказчиком, превышает ПЦ НДС, заказчик обязан потребовать от поставщика снижения цены контракта. Фактически данное требование реализуется следующим образом: заказчик направляет поставщику в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ проект контракта со сниженной на основании ч. 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ ценой контракта.
Статья: О некоторых вопросах, связанных с начислением неустойки за неисполнение (ненадлежащее исполнение) контракта
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 8)Пример. По условиям контракта срок поставки истекал 17 июня 2019 г. Предприниматель поставил товар 13 июня 2019 г. Заказчик провел проверку поставленного товара на соответствие условиям контракта и в связи с отсутствием оснований для отказа в принятии товара подписал документы о приемке 20 июня 2019 г.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 8)Пример. По условиям контракта срок поставки истекал 17 июня 2019 г. Предприниматель поставил товар 13 июня 2019 г. Заказчик провел проверку поставленного товара на соответствие условиям контракта и в связи с отсутствием оснований для отказа в принятии товара подписал документы о приемке 20 июня 2019 г.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Правовая оценка УФАС и судов: на момент подписания контракта участник закупки перестал соответствовать требованиям извещения о закупки в части отсутствия судимости за преступления в сфере экономики у директора организации. На основании изложенного заказчик правомерно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. ООО "Волга" было включено в РНП <68>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Правовая оценка УФАС и судов: на момент подписания контракта участник закупки перестал соответствовать требованиям извещения о закупки в части отсутствия судимости за преступления в сфере экономики у директора организации. На основании изложенного заказчик правомерно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. ООО "Волга" было включено в РНП <68>.
Статья: О правилах списания неустоек по государственным и муниципальным контрактам
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Расторжение контракта само по себе не является достаточным основанием для отказа списать неустойки. Арбитры придерживаются следующей позиции: подписание соглашения о расторжении контракта, если это обусловлено не виновными действиями подрядчика, а иными обстоятельствами, при условии, что цели контракта достигнуты, результат работ удовлетворил потребности заказчика, у которого не имелось потребности в выполнении подрядчиком иных работ, то есть фактически обязательства по контракту исполнены полностью, не может лишить подрядчика предусмотренной Правилами N 783 меры господдержки в виде списания неустоек.
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Расторжение контракта само по себе не является достаточным основанием для отказа списать неустойки. Арбитры придерживаются следующей позиции: подписание соглашения о расторжении контракта, если это обусловлено не виновными действиями подрядчика, а иными обстоятельствами, при условии, что цели контракта достигнуты, результат работ удовлетворил потребности заказчика, у которого не имелось потребности в выполнении подрядчиком иных работ, то есть фактически обязательства по контракту исполнены полностью, не может лишить подрядчика предусмотренной Правилами N 783 меры господдержки в виде списания неустоек.
Вопрос: Об НПА, применяемом при проверке соответствия фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) информации, указанной в госконтракте, подлежащем казначейскому сопровождению.
(Письмо Минфина России от 02.10.2024 N 02-12-08/95380)между ГКУ и ООО заключен государственный контракт от 28 февраля 2020 г. на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства, подлежащий казначейскому сопровождению на основании подпункта "а" пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 марта 2020 г. N 510-р (далее соответственно - заказчик, подрядчик, государственный контракт, объект, Распоряжение N 510-р);
(Письмо Минфина России от 02.10.2024 N 02-12-08/95380)между ГКУ и ООО заключен государственный контракт от 28 февраля 2020 г. на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства, подлежащий казначейскому сопровождению на основании подпункта "а" пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 марта 2020 г. N 510-р (далее соответственно - заказчик, подрядчик, государственный контракт, объект, Распоряжение N 510-р);
Статья: 10 наиболее распространенных ошибок заказчиков при осуществлении закупок "с полки" (по ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ)
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 11)Заказчик отклонил заявку индивидуального предпринимателя, предложение которого было признано наилучшим, в связи с отказом предпринимателя предоставить информацию о качестве и материале диванов, планируемых к поставке. Формулировка отклонения: "Указанные действия индивидуального предпринимателя провоцируют заказчика на отказ от подписания контракта".
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 11)Заказчик отклонил заявку индивидуального предпринимателя, предложение которого было признано наилучшим, в связи с отказом предпринимателя предоставить информацию о качестве и материале диванов, планируемых к поставке. Формулировка отклонения: "Указанные действия индивидуального предпринимателя провоцируют заказчика на отказ от подписания контракта".
Готовое решение: Как заказчику по Закону N 44-ФЗ провести экспертизу с привлечением сторонних экспертов или экспертных организаций
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 44-ФЗ не регулирует порядок оспаривания экспертных заключений. Полагаем, что нет необходимости оспаривать в суде экспертное заключение как самостоятельный документ. По общему правилу заказчик или эксперт не обязаны представлять поставщику экспертное заключение - достаточно лишь подписать оформленный на основании такого заключения документ о приемке или мотивированный отказ от нее (ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Поэтому поставщику (подрядчику, исполнителю), не согласному с результатами приемки по контракту, следует оспаривать не экспертное заключение, а мотивированный отказ от приемки, поскольку именно этот документ влечет для него негативные последствия.
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 44-ФЗ не регулирует порядок оспаривания экспертных заключений. Полагаем, что нет необходимости оспаривать в суде экспертное заключение как самостоятельный документ. По общему правилу заказчик или эксперт не обязаны представлять поставщику экспертное заключение - достаточно лишь подписать оформленный на основании такого заключения документ о приемке или мотивированный отказ от нее (ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Поэтому поставщику (подрядчику, исполнителю), не согласному с результатами приемки по контракту, следует оспаривать не экспертное заключение, а мотивированный отказ от приемки, поскольку именно этот документ влечет для него негативные последствия.
"Обзор практики рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (III квартал 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе.