Основания возбуждения исполнительного производства
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания возбуждения исполнительного производства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Последствия отмены судебного приказа в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...Должник, выступая в качестве стороны исполнительного производства... наделен правом обращения к судебному приставу-исполнителю с заявлением о прекращении исполнительного производства, в том числе по основаниям, указанным в п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве. К указанному заявлению следует приложить надлежащим образом заверенную копию суда об отмене ранее выданного судебного приказа, послужившего основанием для возбуждения исполнительного производства.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Должник, выступая в качестве стороны исполнительного производства... наделен правом обращения к судебному приставу-исполнителю с заявлением о прекращении исполнительного производства, в том числе по основаниям, указанным в п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве. К указанному заявлению следует приложить надлежащим образом заверенную копию суда об отмене ранее выданного судебного приказа, послужившего основанием для возбуждения исполнительного производства.
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры с судебными приставами-исполнителями: Должник не согласен с возбуждением исполнительного производства
(КонсультантПлюс, 2025)На практике суды признают постановление незаконным, если устанавливают отсутствие правовых оснований для возбуждения исполнительного производства.
(КонсультантПлюс, 2025)На практике суды признают постановление незаконным, если устанавливают отсутствие правовых оснований для возбуждения исполнительного производства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В каком порядке возбуждается исполнительное производство
(КонсультантПлюс, 2025)Производство возбуждается на основании исполнительного документа, как правило, по заявлению взыскателя. В этом вам могут отказать, если вы подадите документы с ошибками, нарушите сроки и др.
(КонсультантПлюс, 2025)Производство возбуждается на основании исполнительного документа, как правило, по заявлению взыскателя. В этом вам могут отказать, если вы подадите документы с ошибками, нарушите сроки и др.
Статья: Возбуждение исполнительного производства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основанием для возбуждения исполнительного производства является исполнительный документ, соответствующий требованиям ст. 13 Закона об исполнительном производстве.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основанием для возбуждения исполнительного производства является исполнительный документ, соответствующий требованиям ст. 13 Закона об исполнительном производстве.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"1. Исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, а также информации о вступившем в силу судебном акте о взыскании задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации в отношении физического лица, направленной налоговым органом и содержащей требование о взыскании с этого физического лица задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации, в форме электронного документа, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"1. Исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, а также информации о вступившем в силу судебном акте о взыскании задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации в отношении физического лица, направленной налоговым органом и содержащей требование о взыскании с этого физического лица задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации, в форме электронного документа, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Статья: Правовая природа и последствия утверждения мирового соглашения
(Пурге А.Р.)
("Современный юрист", 2023, N 1)Вышеизложенная обстоятельность, ясность и определенность материального правоотношения сторон является одной из причин, по которым мировое соглашение, после его утверждения судом, приобретает особую формальную силу, которой нет у обычных письменных соглашений. Эта формальная сила - еще выше, нежели сделка, удостоверенная нотариально, поскольку влечет для сторон бесспорные обязанности, невыполнение которых повлечет уже обращение не к судебной, а к исполнительной власти - непосредственно к органам принудительного исполнения. С одной стороны, мировое соглашение - добровольное по определению, в связи с чем и исполнение данного акта - также является не принудительным, а добровольным (ст. 142 АПК РФ, 153.11 ГПК РФ), но при отказе одной из сторон от его исполнения нового обращения в суд (помимо обращения заинтересованной в исполнении стороны с ходатайством о выдаче исполнительного листа, служащего основанием для возбуждения исполнительного производства) уже не требуется.
(Пурге А.Р.)
("Современный юрист", 2023, N 1)Вышеизложенная обстоятельность, ясность и определенность материального правоотношения сторон является одной из причин, по которым мировое соглашение, после его утверждения судом, приобретает особую формальную силу, которой нет у обычных письменных соглашений. Эта формальная сила - еще выше, нежели сделка, удостоверенная нотариально, поскольку влечет для сторон бесспорные обязанности, невыполнение которых повлечет уже обращение не к судебной, а к исполнительной власти - непосредственно к органам принудительного исполнения. С одной стороны, мировое соглашение - добровольное по определению, в связи с чем и исполнение данного акта - также является не принудительным, а добровольным (ст. 142 АПК РФ, 153.11 ГПК РФ), но при отказе одной из сторон от его исполнения нового обращения в суд (помимо обращения заинтересованной в исполнении стороны с ходатайством о выдаче исполнительного листа, служащего основанием для возбуждения исполнительного производства) уже не требуется.
Статья: Исполнительный документ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исполнительный документ как документ - основание возбуждения исполнительного производства предписывает, что конкретно требуется исполнить в ходе исполнительного производства (например, взыскать денежные средства, снести самовольную постройку и т.п.).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исполнительный документ как документ - основание возбуждения исполнительного производства предписывает, что конкретно требуется исполнить в ходе исполнительного производства (например, взыскать денежные средства, снести самовольную постройку и т.п.).
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Является ли акт органа, осуществляющего контрольные функции, легитимной формой постановления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика
(КонсультантПлюс, 2025)Суд отклонил довод подателя жалобы о том, что акт органа, осуществляющего контрольные функции, не является постановлением налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика и что у судебного пристава нет оснований для возбуждения исполнительного производства.
Является ли акт органа, осуществляющего контрольные функции, легитимной формой постановления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика
(КонсультантПлюс, 2025)Суд отклонил довод подателя жалобы о том, что акт органа, осуществляющего контрольные функции, не является постановлением налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика и что у судебного пристава нет оснований для возбуждения исполнительного производства.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Применение положений названной главы разъяснено в Постановлении Пленума ВС России от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" <339>. Так, в пункте 1 данного Постановления отмечено следующее: БК РФ установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы России, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы России осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в п. 1 ст. 239 данного Кодекса; правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории России; установленное главой 24.1 БК РФ правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств; при этом механизм принудительного исполнения, закрепленный Федеральным законом "Об исполнительном производстве", не используется, кроме случаев, установленных данным Кодексом; при поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы России, судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства на основании п. 8 ч. 1 ст. 31 названного Закона.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Применение положений названной главы разъяснено в Постановлении Пленума ВС России от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" <339>. Так, в пункте 1 данного Постановления отмечено следующее: БК РФ установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы России, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы России осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в п. 1 ст. 239 данного Кодекса; правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории России; установленное главой 24.1 БК РФ правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств; при этом механизм принудительного исполнения, закрепленный Федеральным законом "Об исполнительном производстве", не используется, кроме случаев, установленных данным Кодексом; при поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы России, судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства на основании п. 8 ч. 1 ст. 31 названного Закона.
Статья: Суррогатный признак досудебного порядка урегулирования споров
(Фильченко Д.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)Включение же вследствие законодательных изменений 2019 г. в перечень исполнительных документов медиативного соглашения, удостоверенного нотариусом, позволяет, миновав процессуальную форму, получить исполнительный документ практически по любому спору (ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" <12>). Более того, увеличение оснований для возбуждения исполнительного производства также связано с относительно новыми исполнительными документами, которые также позволяют миновать судопроизводство. В частности, в 2018 и 2019 гг. к исполнительным документам отнесены удостоверения, выдаваемые уполномоченными по правам потребителей финансовых услуг, а также решения государственных инспекторов труда о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат (ст. 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. 23 Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" <13>).
(Фильченко Д.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)Включение же вследствие законодательных изменений 2019 г. в перечень исполнительных документов медиативного соглашения, удостоверенного нотариусом, позволяет, миновав процессуальную форму, получить исполнительный документ практически по любому спору (ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" <12>). Более того, увеличение оснований для возбуждения исполнительного производства также связано с относительно новыми исполнительными документами, которые также позволяют миновать судопроизводство. В частности, в 2018 и 2019 гг. к исполнительным документам отнесены удостоверения, выдаваемые уполномоченными по правам потребителей финансовых услуг, а также решения государственных инспекторов труда о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат (ст. 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. 23 Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" <13>).
Статья: Алиментное соглашение: теоретический и правоприменительный аспекты (на примере супругов и детей)
(Алейникова В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 11)Стоит отметить, что судебная практика пошла по пути разграничения двух видов соглашений: об уплате алиментов и об установлении содержания. В ситуации, когда получатель по соглашению об уплате алиментов не соответствует критериям, изложенным в СК РФ, а плательщик не имеет предусмотренной законом обязанности выплачивать алименты на содержание, это соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, не являющийся соглашением об уплате алиментов <27>. Однако суды не квалифицируют данные соглашения как дарение, а, исходя из положений ст. 421 ГК РФ (стороны вправе заключить любое соглашение (договор)), рассматривают их в качестве соглашений sui generis, не являющихся исполнительным документом, поскольку последним может быть только нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов (п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве). Это означает, что при предъявлении такого договора судебному приставу-исполнителю отсутствует основание для возбуждения исполнительного производства. "В подобных ситуациях судебный пристав-исполнитель должен отказать в возбуждении исполнительного производства в силу п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве" <28>.
(Алейникова В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 11)Стоит отметить, что судебная практика пошла по пути разграничения двух видов соглашений: об уплате алиментов и об установлении содержания. В ситуации, когда получатель по соглашению об уплате алиментов не соответствует критериям, изложенным в СК РФ, а плательщик не имеет предусмотренной законом обязанности выплачивать алименты на содержание, это соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, не являющийся соглашением об уплате алиментов <27>. Однако суды не квалифицируют данные соглашения как дарение, а, исходя из положений ст. 421 ГК РФ (стороны вправе заключить любое соглашение (договор)), рассматривают их в качестве соглашений sui generis, не являющихся исполнительным документом, поскольку последним может быть только нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов (п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве). Это означает, что при предъявлении такого договора судебному приставу-исполнителю отсутствует основание для возбуждения исполнительного производства. "В подобных ситуациях судебный пристав-исполнитель должен отказать в возбуждении исполнительного производства в силу п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве" <28>.
Статья: Заявление о возбуждении исполнительного производства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В заявлении о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа, содержащего требование о взыскании денежных средств, указываются реквизиты банковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, или его казначейского счета, на которые следует перечислить взысканные денежные средства (ч. 2.2 ст. 30 Закона об исполнительном производстве). Неуказание соответствующих реквизитов является основанием для возврата заявления о возбуждении исполнительного производства (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В заявлении о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа, содержащего требование о взыскании денежных средств, указываются реквизиты банковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, или его казначейского счета, на которые следует перечислить взысканные денежные средства (ч. 2.2 ст. 30 Закона об исполнительном производстве). Неуказание соответствующих реквизитов является основанием для возврата заявления о возбуждении исполнительного производства (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве).
Статья: Смерть должника как основание для завершения принудительного исполнения исполнительного документа
(Гусаков С.Ю.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 4)Так, проверяя законность принятых актов судов нижестоящих инстанций, Свердловский областной суд пришел к выводу о том, что выводы о невозможности возбуждения исполнительного производства после смерти взыскателя или должника нельзя признать правильными, поскольку даже в этом случае судебный пристав-исполнитель не вправе отказать в возбуждении исполнительного производства, так как ст. 31 Закона об исполнительном производстве не предусматривает такого основания для отказа в возбуждении исполнительного производства (Определение Свердловского областного суда от 19 июля 2011 г. по делу N 33-10226/2011).
(Гусаков С.Ю.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 4)Так, проверяя законность принятых актов судов нижестоящих инстанций, Свердловский областной суд пришел к выводу о том, что выводы о невозможности возбуждения исполнительного производства после смерти взыскателя или должника нельзя признать правильными, поскольку даже в этом случае судебный пристав-исполнитель не вправе отказать в возбуждении исполнительного производства, так как ст. 31 Закона об исполнительном производстве не предусматривает такого основания для отказа в возбуждении исполнительного производства (Определение Свердловского областного суда от 19 июля 2011 г. по делу N 33-10226/2011).