Основания проведения орм
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания проведения орм (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Об основаниях проведения оперативно-разыскного мероприятия "Прослушивание телефонных переговоров"
(Омелин В.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 2)"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 2
(Омелин В.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 2)"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 2
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"Об оперативно-розыскной деятельности"Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий
(ред. от 01.04.2025)
"Об оперативно-розыскной деятельности"Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)4. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.
(ред. от 27.10.2025)4. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.
Статья: Судебные производства в сфере оперативно-разыскной деятельности
(Николюк В.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 7)Необходимо признать, что для всех указанных случаев, сопряженных с ограничением конституционных прав граждан, четкой судебной процедуры закон не выработал. Для получения разрешения на проведение ОРМ определено, что такие вопросы рассматриваются незамедлительно судьей единолично без проведения судебного заседания. Судья вправе затребовать иные материалы, касающиеся оснований проведения ОРМ, кроме тех, которые перечислены в части 4 ст. 9 Закона об ОРД, пригласить представителя органа, осуществляющего ОРД, для дачи пояснений относительно содержания направленных в суд документов.
(Николюк В.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 7)Необходимо признать, что для всех указанных случаев, сопряженных с ограничением конституционных прав граждан, четкой судебной процедуры закон не выработал. Для получения разрешения на проведение ОРМ определено, что такие вопросы рассматриваются незамедлительно судьей единолично без проведения судебного заседания. Судья вправе затребовать иные материалы, касающиеся оснований проведения ОРМ, кроме тех, которые перечислены в части 4 ст. 9 Закона об ОРД, пригласить представителя органа, осуществляющего ОРД, для дачи пояснений относительно содержания направленных в суд документов.
Статья: К вопросу о возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права, в ходе розыска скрывшихся преступников
(Макаров А.В., Макогон Л.В., Фирсов О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)В теории ОРД под основаниями проведения ОРМ понимаются достаточные поводы, фактические данные, требующие проведения ОРМ для решения задач ОРД, под условиями - правила проведения ОРМ, закрепленные в законе и подзаконных нормативных актах <5>.
(Макаров А.В., Макогон Л.В., Фирсов О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)В теории ОРД под основаниями проведения ОРМ понимаются достаточные поводы, фактические данные, требующие проведения ОРМ для решения задач ОРД, под условиями - правила проведения ОРМ, закрепленные в законе и подзаконных нормативных актах <5>.
Статья: Особенности квалификации фальсификации результатов оперативно-розыскной деятельности
(Макаров А.В., Страмилова Т.П., Фирсов О.В.)
("Российский следователь", 2023, N 1)Непричастность - неустановленная причастность либо установленная непричастность лица к совершению преступления (п. 20 ст. 5 УПК РФ). В случае установления причастности лица к совершению преступления, при наличии к тому оснований, предусмотренных ст. 46 УПК РФ, такое лицо приобретает статус подозреваемого. Однако следует учитывать, что "подозреваемый" в оперативно-розыскном законе трактуется шире, чем в уголовно-процессуальном. Это следует из положений ч. 4 и 5 ст. 8 Федерального закона об ОРД, закрепляющего право на проведение ОРМ в отношении "подозреваемого" до возбуждения уголовного дела. Кроме того, одним из оснований проведения ОРМ являются ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона об ОРД).
(Макаров А.В., Страмилова Т.П., Фирсов О.В.)
("Российский следователь", 2023, N 1)Непричастность - неустановленная причастность либо установленная непричастность лица к совершению преступления (п. 20 ст. 5 УПК РФ). В случае установления причастности лица к совершению преступления, при наличии к тому оснований, предусмотренных ст. 46 УПК РФ, такое лицо приобретает статус подозреваемого. Однако следует учитывать, что "подозреваемый" в оперативно-розыскном законе трактуется шире, чем в уголовно-процессуальном. Это следует из положений ч. 4 и 5 ст. 8 Федерального закона об ОРД, закрепляющего право на проведение ОРМ в отношении "подозреваемого" до возбуждения уголовного дела. Кроме того, одним из оснований проведения ОРМ являются ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона об ОРД).
Статья: Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
(Тугутов Б.А.)
("Законность", 2023, N 8)К грубым нарушениям ст. 7 Закона об ОРД можно отнести и неуказание конкретных оснований для проведения ОРМ при принятии решения об их проведении.
(Тугутов Б.А.)
("Законность", 2023, N 8)К грубым нарушениям ст. 7 Закона об ОРД можно отнести и неуказание конкретных оснований для проведения ОРМ при принятии решения об их проведении.
Статья: К вопросу о законности использования таможенными органами результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании и при возбуждении дел об административных правонарушениях
(Галичина И.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Статья 7 Закона предусматривает перечень оснований проведения ОРМ, в числе которых упоминаются сведения о признаках противоправного деяния, вне зависимости от того, было ли оно совершено, совершается ли сейчас или только готовится, если такие сведения стали известными органам, осуществляющим ОРД (п. 1 ч. 2 ст. 7 Закона) <6>.
(Галичина И.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Статья 7 Закона предусматривает перечень оснований проведения ОРМ, в числе которых упоминаются сведения о признаках противоправного деяния, вне зависимости от того, было ли оно совершено, совершается ли сейчас или только готовится, если такие сведения стали известными органам, осуществляющим ОРД (п. 1 ч. 2 ст. 7 Закона) <6>.
Статья: О судебном санкционировании оперативно-разыскных мероприятий
(Николюк В.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 4)Порядок производства в суде по материалам о проведении ОРМ отдельно не прописан в законодательстве. Определено, что такие вопросы рассматриваются незамедлительно судьей единолично без проведения судебного заседания, путем исследования поступивших письменных документов. Судья вправе затребовать иные материалы, касающиеся оснований проведения ОРМ, кроме тех, которые перечислены в ч. 4 ст. 9 Закона об ОРД (в суд, например, не представляются данные о лицах, внедряемых в организованные преступные группы и негласно сотрудничающих с оперативно-разыскными органами). Возвращение материалов для устранения недостатков не предусмотрено. Распространена практика приглашения судьей представителя органа, осуществляющего ОРД, для пояснений по содержанию направленных в суд документов.
(Николюк В.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 4)Порядок производства в суде по материалам о проведении ОРМ отдельно не прописан в законодательстве. Определено, что такие вопросы рассматриваются незамедлительно судьей единолично без проведения судебного заседания, путем исследования поступивших письменных документов. Судья вправе затребовать иные материалы, касающиеся оснований проведения ОРМ, кроме тех, которые перечислены в ч. 4 ст. 9 Закона об ОРД (в суд, например, не представляются данные о лицах, внедряемых в организованные преступные группы и негласно сотрудничающих с оперативно-разыскными органами). Возвращение материалов для устранения недостатков не предусмотрено. Распространена практика приглашения судьей представителя органа, осуществляющего ОРД, для пояснений по содержанию направленных в суд документов.
Статья: Процедура принятия судом решения о проведении и продлении срока производства оперативно-разыскного мероприятия должна быть конкретизирована в законе
(Антонов И.А., Каширин Р.М.)
("Российский следователь", 2023, N 5)Часть 6 ст. 9 ФЗ об ОРД определяет только, что при необходимости продления срока действия постановления (о проведении ОРМ) судья выносит решение на основании вновь представленных материалов. Содержательно рассматриваемая статья не только не обязывает орган, осуществляющий ОРД, предоставлять иные материалы (помимо постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД), касающиеся оснований для проведения ОРМ, указывая, что они лишь могут предоставляться (соответственно, могут и не предоставляться - на усмотрение субъекта ОРД) по требованию судьи (ч. 4 ст. 9), но и не содержит прямого указания на обязательное уведомление суда о результатах предыдущего прослушивания телефонных переговоров (или проведения иных ОРМ) с указанием достигнутых/недостигнутых целей.
(Антонов И.А., Каширин Р.М.)
("Российский следователь", 2023, N 5)Часть 6 ст. 9 ФЗ об ОРД определяет только, что при необходимости продления срока действия постановления (о проведении ОРМ) судья выносит решение на основании вновь представленных материалов. Содержательно рассматриваемая статья не только не обязывает орган, осуществляющий ОРД, предоставлять иные материалы (помимо постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД), касающиеся оснований для проведения ОРМ, указывая, что они лишь могут предоставляться (соответственно, могут и не предоставляться - на усмотрение субъекта ОРД) по требованию судьи (ч. 4 ст. 9), но и не содержит прямого указания на обязательное уведомление суда о результатах предыдущего прослушивания телефонных переговоров (или проведения иных ОРМ) с указанием достигнутых/недостигнутых целей.
Статья: Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в контрольной (надзорной) деятельности
(Федотов С.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)В п. 40 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права <3> говорится, что в ходе инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной проверки может совершаться контрольно-надзорное действие - опрос. Для проведения опроса при рейдовом осмотре требуется процессуальное основание - решение о его проведении. Основания для проведения всех контрольных (надзорных) мероприятий общие (ст. 57 Закона N 248-ФЗ) и не пересекаются с основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 7 Закона N 144-ФЗ).
(Федотов С.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)В п. 40 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права <3> говорится, что в ходе инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной проверки может совершаться контрольно-надзорное действие - опрос. Для проведения опроса при рейдовом осмотре требуется процессуальное основание - решение о его проведении. Основания для проведения всех контрольных (надзорных) мероприятий общие (ст. 57 Закона N 248-ФЗ) и не пересекаются с основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 7 Закона N 144-ФЗ).
Статья: Использование результатов оперативно-разыскной деятельности в дисциплинарном производстве в отношении судей: нонсенс современной правоприменительной практики
(Антонов И.А., Каширин Р.М.)
("Уголовное судопроизводство", 2024, N 2)- о характере оснований проведения ОРМ в отношении судей, с учетом того, что перечень установленных законом оснований является исчерпывающим;
(Антонов И.А., Каширин Р.М.)
("Уголовное судопроизводство", 2024, N 2)- о характере оснований проведения ОРМ в отношении судей, с учетом того, что перечень установленных законом оснований является исчерпывающим;
Статья: Участники рассмотрения судом вопросов в рамках контроля за предварительным расследованием и оперативно-разыскной деятельностью
(Стельмах В.Ю., Титов П.М.)
("Администратор суда", 2023, N 3)Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" не предусматривает при рассмотрении судом названного ходатайства участия каких-либо иных субъектов, в том числе оперативного сотрудника и руководителя оперативно-разыскного органа, возбудившего ходатайство. Очевидно, что теоретически это не исключено, поскольку названный Закон не содержит и прямого запрета на участие указанных субъектов, однако правоприменительная практика выработала стандарты, согласно которым ходатайство о проведении ОРМ рассматривается судьей полностью единолично, даже без секретаря судебного заседания. Иными словами, судебное заседание как таковое не проводится. Оперативный сотрудник представляет уполномоченному судье материалы, подтверждающие наличие оснований проведения ОРМ, при этом судья вправе затребовать дополнительные материалы. Судья изучает указанные материалы и по результатам изучения выносит постановление либо о разрешении ОРМ, либо об отказе в этом (ч. 5 ст. 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").
(Стельмах В.Ю., Титов П.М.)
("Администратор суда", 2023, N 3)Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" не предусматривает при рассмотрении судом названного ходатайства участия каких-либо иных субъектов, в том числе оперативного сотрудника и руководителя оперативно-разыскного органа, возбудившего ходатайство. Очевидно, что теоретически это не исключено, поскольку названный Закон не содержит и прямого запрета на участие указанных субъектов, однако правоприменительная практика выработала стандарты, согласно которым ходатайство о проведении ОРМ рассматривается судьей полностью единолично, даже без секретаря судебного заседания. Иными словами, судебное заседание как таковое не проводится. Оперативный сотрудник представляет уполномоченному судье материалы, подтверждающие наличие оснований проведения ОРМ, при этом судья вправе затребовать дополнительные материалы. Судья изучает указанные материалы и по результатам изучения выносит постановление либо о разрешении ОРМ, либо об отказе в этом (ч. 5 ст. 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").