Основания прекращения дела об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания прекращения дела об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение требований (условий лицензий) в области промышленной безопасности опасных производственных объектов
(КонсультантПлюс, 2025)...неотражение прокуратурой в постановлении каких-либо норм подзаконных актов само по себе не свидетельствует об отсутствии события или состава административного правонарушения; основание для прекращения дела об административном правонарушении (отсутствие события административного правонарушения) не соответствует выводам административного органа о наличии в действиях общества нарушений в части несвоевременного уведомления прокуратуры о произошедших авариях и допущенных при составлении плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО ошибках; утрата силы Положением N 730 и Порядком N 480 с 01.01.2021 не имеет правового значения, поскольку вменяемые правонарушения были совершены до указанной даты.
(КонсультантПлюс, 2025)...неотражение прокуратурой в постановлении каких-либо норм подзаконных актов само по себе не свидетельствует об отсутствии события или состава административного правонарушения; основание для прекращения дела об административном правонарушении (отсутствие события административного правонарушения) не соответствует выводам административного органа о наличии в действиях общества нарушений в части несвоевременного уведомления прокуратуры о произошедших авариях и допущенных при составлении плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО ошибках; утрата силы Положением N 730 и Порядком N 480 с 01.01.2021 не имеет правового значения, поскольку вменяемые правонарушения были совершены до указанной даты.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Расходы на защитника (представителя) по делу об административном правонарушении, взыскиваемые в арбитражном суде
(КонсультантПлюс, 2025)...производство по делу об административном правонарушении прекращено именно в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, несмотря на то, что общество... добивалось в кассационном суде изменения основания прекращения производства по делу об административном правонарушении, но соответствующего решения в отношении общества принято не было, суды признали недоказанной необходимую совокупность элементов состава правонарушения, являющуюся основанием для наступления гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков..."
(КонсультантПлюс, 2025)...производство по делу об административном правонарушении прекращено именно в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, несмотря на то, что общество... добивалось в кассационном суде изменения основания прекращения производства по делу об административном правонарушении, но соответствующего решения в отношении общества принято не было, суды признали недоказанной необходимую совокупность элементов состава правонарушения, являющуюся основанием для наступления гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
(ред. от 04.11.2025)Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Приведенные обстоятельства позволили судье Верховного Суда Российской Федерации сделать вывод о том, что совершенное деяние хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, роли правонарушителя, отсутствия каких-либо тяжких последствий, а также конкретных обстоятельств дела не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным. С учетом изложенного постановление мирового судьи, определение судьи районного суда и постановление судьи кассационного суда общей юрисдикции, вынесенные в отношении Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, отменены, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании ст. 2.9 названного Кодекса в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения <9>.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Приведенные обстоятельства позволили судье Верховного Суда Российской Федерации сделать вывод о том, что совершенное деяние хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, роли правонарушителя, отсутствия каких-либо тяжких последствий, а также конкретных обстоятельств дела не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным. С учетом изложенного постановление мирового судьи, определение судьи районного суда и постановление судьи кассационного суда общей юрисдикции, вынесенные в отношении Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, отменены, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании ст. 2.9 названного Кодекса в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения <9>.
Статья: Прекращение судами дел об административных правонарушениях, возбужденных прокурором
(Крапивина Ю.П.)
("Законность", 2021, N 8)В статье проанализированы основания прекращения судами дел об административных правонарушениях, инициированных прокурором, а также перечислены типичные недочеты, допускаемые прокурорами при возбуждении дел об административных правонарушениях.
(Крапивина Ю.П.)
("Законность", 2021, N 8)В статье проанализированы основания прекращения судами дел об административных правонарушениях, инициированных прокурором, а также перечислены типичные недочеты, допускаемые прокурорами при возбуждении дел об административных правонарушениях.
Ситуация: Как составить и подать исковое заявление о возмещении ущерба от ДТП?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что отказ в возбуждении дела об административном правонарушении или прекращение производства по делу об административном правонарушении не является безусловным основанием для освобождения виновника ДТП от возмещения ущерба (ч. 5 ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.9, п. 2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ; ч. 1, 2 ст. 67, ч. 1 ст. 71 ГПК РФ; п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что отказ в возбуждении дела об административном правонарушении или прекращение производства по делу об административном правонарушении не является безусловным основанием для освобождения виновника ДТП от возмещения ущерба (ч. 5 ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.9, п. 2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ; ч. 1, 2 ст. 67, ч. 1 ст. 71 ГПК РФ; п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25);
Статья: Проблемы прекращения производства по делу об административном правонарушении и освобождения от административной ответственности
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2023, N 8)Рассматриваются различные аспекты применения оснований прекращения производства по делу об административном правонарушении и освобождения в связи с этим от административной ответственности. На основе анализа правоприменительной практики автор раскрывает проблемы толкования правовых норм и связанные с ними случаи недостижения целей общей и частной превенции; приводятся предложения по восполнению правовых пробелов.
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2023, N 8)Рассматриваются различные аспекты применения оснований прекращения производства по делу об административном правонарушении и освобождения в связи с этим от административной ответственности. На основе анализа правоприменительной практики автор раскрывает проблемы толкования правовых норм и связанные с ними случаи недостижения целей общей и частной превенции; приводятся предложения по восполнению правовых пробелов.
Статья: Обеспечение соблюдения принципа равенства перед законом при освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения
(Потапов П.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 4)Достаточно ярко ситуация, сложившаяся с применением положений ст. 2.9 КоАП РФ, выражена в работе Л.А. Тихомировой, описывающей действия, обязательные для правоприменителя при признании правонарушения в качестве малозначительного. Так, согласно п. 2 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении; согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу; согласно п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносятся решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу <9>. Таким образом, закон предписывает совершить определенные действия только по итогам признания административного правонарушения малозначительным. Законодательное описание действий правоприменителя, обязательных к совершению до квалификации административного правонарушения, отсутствует. Отсутствие норм, регулирующих порядок признания административного правонарушения малозначительным, порождает неограниченное административное и судебное усмотрение. Следствие столь необычайно широкого права у правоприменителя самостоятельно решать вопрос о том, когда и к кому применять положения о малозначительности и применять ли его вообще, нарушает принцип равенства перед законом. Значительное большинство научных работ, в которых исследуется проблема применения института малозначительности к административным правонарушениям, не затрагивают тему нормативного регулирования порядка проверки оснований для прекращения дела об административном правонарушении в связи с его малозначительностью.
(Потапов П.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 4)Достаточно ярко ситуация, сложившаяся с применением положений ст. 2.9 КоАП РФ, выражена в работе Л.А. Тихомировой, описывающей действия, обязательные для правоприменителя при признании правонарушения в качестве малозначительного. Так, согласно п. 2 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении; согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу; согласно п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносятся решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу <9>. Таким образом, закон предписывает совершить определенные действия только по итогам признания административного правонарушения малозначительным. Законодательное описание действий правоприменителя, обязательных к совершению до квалификации административного правонарушения, отсутствует. Отсутствие норм, регулирующих порядок признания административного правонарушения малозначительным, порождает неограниченное административное и судебное усмотрение. Следствие столь необычайно широкого права у правоприменителя самостоятельно решать вопрос о том, когда и к кому применять положения о малозначительности и применять ли его вообще, нарушает принцип равенства перед законом. Значительное большинство научных работ, в которых исследуется проблема применения института малозначительности к административным правонарушениям, не затрагивают тему нормативного регулирования порядка проверки оснований для прекращения дела об административном правонарушении в связи с его малозначительностью.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)- выяснять наличие или отсутствие предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ оснований прекращения производства по делу об административном правонарушении, а в случае возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 6.8 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за незаконный оборот наркотических средств без цели сбыта, или по ст. 6.9 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача, - оснований освобождения от административной ответственности в соответствии с примечаниями к указанным статьям;
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)- выяснять наличие или отсутствие предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ оснований прекращения производства по делу об административном правонарушении, а в случае возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 6.8 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за незаконный оборот наркотических средств без цели сбыта, или по ст. 6.9 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача, - оснований освобождения от административной ответственности в соответствии с примечаниями к указанным статьям;
Статья: Некоторые особенности реализации компетенции местного самоуправления в условиях достаточного финансирования
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)Есть примеры того, что суды не согласны с тем, каким образом органы местного самоуправления расставляют приоритеты по расходованию имеющихся финансовых средств. Так, в Постановлении Инзенского районного суда Ульяновской области от 11 декабря 2019 г. N 5-1015/2019 по делу N 5-1015/2019 констатируется, что установлено, что при принятии Советом депутатов бюджета на 2018 год денежные средства были заложены, однако выделенные из местного бюджета денежные средства были направлены главой администрации не на софинансирование соглашения, а на погашение кредиторской задолженности 2017 года, что подтверждается реестрами заявок и платежными поручениями за 2018 год. В связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для прекращения дела об административном правонарушении на основании части 4 статьи 24.5 КоАП РФ.
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)Есть примеры того, что суды не согласны с тем, каким образом органы местного самоуправления расставляют приоритеты по расходованию имеющихся финансовых средств. Так, в Постановлении Инзенского районного суда Ульяновской области от 11 декабря 2019 г. N 5-1015/2019 по делу N 5-1015/2019 констатируется, что установлено, что при принятии Советом депутатов бюджета на 2018 год денежные средства были заложены, однако выделенные из местного бюджета денежные средства были направлены главой администрации не на софинансирование соглашения, а на погашение кредиторской задолженности 2017 года, что подтверждается реестрами заявок и платежными поручениями за 2018 год. В связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для прекращения дела об административном правонарушении на основании части 4 статьи 24.5 КоАП РФ.
Ситуация: Как происходит эвакуация автомобиля и что при этом предпринять?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Вы вправе оспорить решение об эвакуации. При этом, если, например, в Москве производство по делу об административном правонарушении будет прекращено по отдельным основаниям, исключающим такое производство, плата за перемещение и хранение автомобиля будет возвращена за счет федерального бюджета или бюджета города Москвы, в зависимости от того, в чьем производстве находилось дело, владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным автомобилем (ст. ст. 24.5, 30.1 КоАП РФ; п. п. 5.7, 5.9 Приложения 1 к Постановлению N 216-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Вы вправе оспорить решение об эвакуации. При этом, если, например, в Москве производство по делу об административном правонарушении будет прекращено по отдельным основаниям, исключающим такое производство, плата за перемещение и хранение автомобиля будет возвращена за счет федерального бюджета или бюджета города Москвы, в зависимости от того, в чьем производстве находилось дело, владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным автомобилем (ст. ст. 24.5, 30.1 КоАП РФ; п. п. 5.7, 5.9 Приложения 1 к Постановлению N 216-ПП).
Статья: Особенности возмещения расходов, понесенных в рамках производства по делу об административном правонарушении
(Изюмова Е.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)С целью обеспечения прав участников административно-деликтных правоотношений, создания эффективного, законодательно обоснованного механизма возмещения вреда, причиненного необоснованным привлечением к административной ответственности, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях следует закрепить перечень реабилитирующих оснований прекращения производства по делу об административном правонарушении к которым следует отнести прекращение производства по делу в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения. Также необходимо дополнить ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ положением о том, что в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, за лицом признается право на реабилитацию. Порядок обращения за реабилитацией путем подачи искового заявления может быть регламентирован по аналогии с действующим уголовно-процессуальным законодательством.
(Изюмова Е.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)С целью обеспечения прав участников административно-деликтных правоотношений, создания эффективного, законодательно обоснованного механизма возмещения вреда, причиненного необоснованным привлечением к административной ответственности, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях следует закрепить перечень реабилитирующих оснований прекращения производства по делу об административном правонарушении к которым следует отнести прекращение производства по делу в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения. Также необходимо дополнить ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ положением о том, что в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, за лицом признается право на реабилитацию. Порядок обращения за реабилитацией путем подачи искового заявления может быть регламентирован по аналогии с действующим уголовно-процессуальным законодательством.