Основания личного досмотра
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания личного досмотра (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 7 "Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий" Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"Оснований полагать, что представители общественности, принимавшие участие в личном досмотре осужденных были прямо или косвенно заинтересованы в его результатах, либо их участие иным образом ограничивало права и законные интересы последних, повлияло на результаты совершенных в отношении них действий, не имеется."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 74 "Доказательства" УПК РФПри этом именно результаты личного досмотра и исследований изъятого у осужденного вещества явились основаниями для возбуждения уголовного дела, в связи с чем, проведение досмотра до возбуждения уголовного дела, не свидетельствует о нарушениях положений УПК РФ и о недопустимости использования данного досмотра в качестве доказательства по уголовному делу.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Личный досмотр физического лица, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ), - проблемы правового регулирования и практика применения
(Дудина Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Первый блок правил касается правильного определения должностным лицом цели и основания проведения личного досмотра физического лица.
(Дудина Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Первый блок правил касается правильного определения должностным лицом цели и основания проведения личного досмотра физического лица.
Статья: Личный досмотр и досмотр вещей в КоАП РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основания и порядок проведения личного досмотра граждан, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, регулируются положениями ст. 27.7 КоАП РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основания и порядок проведения личного досмотра граждан, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, регулируются положениями ст. 27.7 КоАП РФ.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"
(вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")78.20. Основание для задержания военнослужащего, результаты медицинского освидетельствования, личного досмотра и досмотра вещей, изъятые у него оружие и боеприпасы, документы, вещи и ценности указываются в протоколе о применении мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, оформляемом согласно приложению N 6 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации.
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"
(вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")78.20. Основание для задержания военнослужащего, результаты медицинского освидетельствования, личного досмотра и досмотра вещей, изъятые у него оружие и боеприпасы, документы, вещи и ценности указываются в протоколе о применении мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, оформляемом согласно приложению N 6 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации.
<Письмо> Генпрокуратуры РФ от 27.02.2004 N 36-12-2004
<О Методических рекомендациях по организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях>на законных ли основаниях проводился личный досмотр и досмотр вещей задержанного, присутствовали ли при этом понятые; были ли изъяты какие-либо вещи и документы без составления протокола; организован ли учет и обеспечена ли сохранность изъятых у задержанных вещей и документов; не было ли случаев их утраты и невозвращения владельцам, то есть соблюдены ли требования ст. 27.7 Кодекса;
<О Методических рекомендациях по организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях>на законных ли основаниях проводился личный досмотр и досмотр вещей задержанного, присутствовали ли при этом понятые; были ли изъяты какие-либо вещи и документы без составления протокола; организован ли учет и обеспечена ли сохранность изъятых у задержанных вещей и документов; не было ли случаев их утраты и невозвращения владельцам, то есть соблюдены ли требования ст. 27.7 Кодекса;
Статья: Квалифицированная юридическая помощь лицам, в отношении которых проводятся негласные оперативно-розыскные мероприятия, в случаях приобретения такими мероприятиями гласного характера
(Гусев В.А., Герасименко Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Вместе с тем следует обратить внимание на п. 16 ст. 13 ФЗ о полиции, в котором определено право полиции "осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения". Анализ данной нормы позволяет, на наш взгляд, сделать вывод, что законодатель фактически разрешает использовать административный личный досмотр граждан, а также транспортных средств и находящихся при них вещей, в том числе для решения задач ОРД. Так, в соответствии с данной законодательной нормой основанием осуществления личного досмотра является "наличие данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы" и т.п. Во-первых, законодатель не оговаривает источник получения этих данных, поэтому мы полагаем, что они могут быть получены и оперативно-розыскным путем. Во-вторых, незаконное ношение или хранение целого ряда перечисленных предметов и веществ влечет за собой привлечение к уголовной ответственности (например, по ст. ст. 222, 228 УК РФ). Эти аргументы позволяют нам предположить, что законодатель таким образом попытался восполнить пробел в правовом регулировании ОРД, предоставив тем самым право должностным лицам оперативных подразделений ОВД "осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан" в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.
(Гусев В.А., Герасименко Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Вместе с тем следует обратить внимание на п. 16 ст. 13 ФЗ о полиции, в котором определено право полиции "осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения". Анализ данной нормы позволяет, на наш взгляд, сделать вывод, что законодатель фактически разрешает использовать административный личный досмотр граждан, а также транспортных средств и находящихся при них вещей, в том числе для решения задач ОРД. Так, в соответствии с данной законодательной нормой основанием осуществления личного досмотра является "наличие данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы" и т.п. Во-первых, законодатель не оговаривает источник получения этих данных, поэтому мы полагаем, что они могут быть получены и оперативно-розыскным путем. Во-вторых, незаконное ношение или хранение целого ряда перечисленных предметов и веществ влечет за собой привлечение к уголовной ответственности (например, по ст. ст. 222, 228 УК РФ). Эти аргументы позволяют нам предположить, что законодатель таким образом попытался восполнить пробел в правовом регулировании ОРД, предоставив тем самым право должностным лицам оперативных подразделений ОВД "осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан" в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.