Основания для введения чрезвычайного положения
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для введения чрезвычайного положения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционно-правовые основы ограничения прав человека в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции
(Дорошенко Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Конституция РФ (ст. 56) допускает использование "экстренного" механизма реализации "отдельных" ограничений прав и свобод актами органов исполнительной и судебной власти для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя при введении чрезвычайного положения; это возможно только: а) в соответствии с положениями федерального конституционного закона; б) с указанием пределов и срока их действия <21>. Учитывая, что в качестве одного из оснований введения чрезвычайного положения указывается эпидемия, повлекшая (могущая повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, использование данного правового режима было бы обоснованным. Между тем инициатива о введении чрезвычайного положения принадлежит исключительно Президенту РФ, и конституционно-правовые механизмы участия других органов государственной власти в принятии такого решения в случае бездействия Президента РФ отсутствуют <22>.
(Дорошенко Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Конституция РФ (ст. 56) допускает использование "экстренного" механизма реализации "отдельных" ограничений прав и свобод актами органов исполнительной и судебной власти для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя при введении чрезвычайного положения; это возможно только: а) в соответствии с положениями федерального конституционного закона; б) с указанием пределов и срока их действия <21>. Учитывая, что в качестве одного из оснований введения чрезвычайного положения указывается эпидемия, повлекшая (могущая повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, использование данного правового режима было бы обоснованным. Между тем инициатива о введении чрезвычайного положения принадлежит исключительно Президенту РФ, и конституционно-правовые механизмы участия других органов государственной власти в принятии такого решения в случае бездействия Президента РФ отсутствуют <22>.
Статья: Права человека и пандемия коронавируса в России
(Дзидзоев Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)Основанием для введения чрезвычайного положения могут служить, в частности, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
(Дзидзоев Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)Основанием для введения чрезвычайного положения могут служить, в частности, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ
(ред. от 02.11.2023)
"О чрезвычайном положении"Статья 3. Обстоятельства введения чрезвычайного положения
(ред. от 02.11.2023)
"О чрезвычайном положении"Статья 3. Обстоятельства введения чрезвычайного положения
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Чрезвычайный бюджет имеет место при чрезвычайном положении. Так, в ст. 25 Закона об основах бюджетного устройства был предусмотрен чрезвычайный бюджет. Основанием для введения чрезвычайного бюджета являлось введение чрезвычайного положения, которое регламентируется специальным законом. Чрезвычайный бюджет предусматривает применение механизма секвестра.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Чрезвычайный бюджет имеет место при чрезвычайном положении. Так, в ст. 25 Закона об основах бюджетного устройства был предусмотрен чрезвычайный бюджет. Основанием для введения чрезвычайного бюджета являлось введение чрезвычайного положения, которое регламентируется специальным законом. Чрезвычайный бюджет предусматривает применение механизма секвестра.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Основанием для увольнения будет копия акта органа государственной власти о введении режима чрезвычайного положения на территории, на которой расположен или действует работодатель. Органы местного самоуправления правом вводить режим чрезвычайного положения не наделены;
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Основанием для увольнения будет копия акта органа государственной власти о введении режима чрезвычайного положения на территории, на которой расположен или действует работодатель. Органы местного самоуправления правом вводить режим чрезвычайного положения не наделены;
Статья: Свобода совести
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Свобода совести относится к абсолютным правам и свободам человека. Согласно ст. 56 Конституции РФ в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. При этом не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. 28 Конституции РФ. Следовательно, право на свободу совести является абсолютным правом и не подлежит ограничению на основании федерального закона в случае введения чрезвычайного положения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Свобода совести относится к абсолютным правам и свободам человека. Согласно ст. 56 Конституции РФ в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. При этом не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. 28 Конституции РФ. Следовательно, право на свободу совести является абсолютным правом и не подлежит ограничению на основании федерального закона в случае введения чрезвычайного положения.
Статья: Соотношение понятий "право" и "свобода" в контексте исследования механизмов ограничения конституционных прав в период пандемии
(Грищенко Т.А., Когут В.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)Позиция Республики Беларусь относительно введения ограничений сформирована главой государства. Основной закон страны предусматривает единственную возможность для введения временных ограничений - введение чрезвычайного положения, иные основания для ограничений прав недопустимы.
(Грищенко Т.А., Когут В.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)Позиция Республики Беларусь относительно введения ограничений сформирована главой государства. Основной закон страны предусматривает единственную возможность для введения временных ограничений - введение чрезвычайного положения, иные основания для ограничений прав недопустимы.
"Чрезвычайные административно-правовые режимы: монография"
(Старостин С.А.)
("Проспект", 2022)а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, в соответствии с требованиями Закона;
(Старостин С.А.)
("Проспект", 2022)а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, в соответствии с требованиями Закона;