Основания для проведения внеплановых проверок пожарным надзором
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для проведения внеплановых проверок пожарным надзором (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 57 "Основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий" Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации""Действующее в рассматриваемый период в Российской Федерации законодательство, регулирующее порядок осуществления государственного пожарного надзора (контроля), не устанавливало моратория для проведения внеплановых выездных проверок, проводимых по основанию, установленному пунктом 5 части 1 статьи 57 названного выше Федерального закона."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Законодательство о пожарной безопасности: итоги "регуляторной гильотины"
(Немченко С.Б., Маханов В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)В сфере борьбы с лесными пожарами вводятся такие понятия, как "ландшафтный пожар" и "лесной пожар", разграничиваются полномочия органов государственной власти по тушению "ландшафтных пожаров" на территории субъектов Российской Федерации, исключается полномочие по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов из ведения органов местного самоуправления поселений, и данным полномочием наделяются муниципальные районы, а также уточняются основания для проведения внеплановых проверок органами государственного пожарного надзора в отношении органов местного самоуправления при введении органом государственной власти особого противопожарного режима.
(Немченко С.Б., Маханов В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)В сфере борьбы с лесными пожарами вводятся такие понятия, как "ландшафтный пожар" и "лесной пожар", разграничиваются полномочия органов государственной власти по тушению "ландшафтных пожаров" на территории субъектов Российской Федерации, исключается полномочие по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов из ведения органов местного самоуправления поселений, и данным полномочием наделяются муниципальные районы, а также уточняются основания для проведения внеплановых проверок органами государственного пожарного надзора в отношении органов местного самоуправления при введении органом государственной власти особого противопожарного режима.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Место сбору и анализу информации находится и в процедуре проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия. Закон N 248-ФЗ требует предварительно, до принятия решения о проведении внеплановой проверки, установить наличие оснований для нее, оценить соответствие индикаторам риска нарушений обязательных требований. Индикаторы риска разрабатываются органами контроля (надзора) и должны указывать на соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, что само по себе не является нарушением, но с высокой степенью вероятности свидетельствует о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба). Для федерального пожарного надзора индикаторы риска определяются в зависимости от характеристик объектов защиты (степень огнестойкости, высота здания, наличие открытых лестниц, количество людей, маломобильных граждан, вид электропроводки и т.д.).
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Место сбору и анализу информации находится и в процедуре проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия. Закон N 248-ФЗ требует предварительно, до принятия решения о проведении внеплановой проверки, установить наличие оснований для нее, оценить соответствие индикаторам риска нарушений обязательных требований. Индикаторы риска разрабатываются органами контроля (надзора) и должны указывать на соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, что само по себе не является нарушением, но с высокой степенью вероятности свидетельствует о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба). Для федерального пожарного надзора индикаторы риска определяются в зависимости от характеристик объектов защиты (степень огнестойкости, высота здания, наличие открытых лестниц, количество людей, маломобильных граждан, вид электропроводки и т.д.).
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"Наряду с основаниями, установленными Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", основанием для проведения внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, является наличие решения органа государственной власти об установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима.
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"Наряду с основаниями, установленными Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", основанием для проведения внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, является наличие решения органа государственной власти об установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима.
Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Наряду с основаниями, установленными Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", основанием для проведения внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, является наличие решения органа государственной власти об установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима.
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Наряду с основаниями, установленными Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", основанием для проведения внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, является наличие решения органа государственной власти об установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима.
Готовое решение: Как МЧС России контролирует соблюдение организациями требований пожарной безопасности
(КонсультантПлюс, 2025)Что будут проверять, зависит от основания проведения внепланового мероприятия. Например, если оно проводится для проверки исполнения предписания - проверят только выполнение этого предписания (ч. 1 ст. 95 Закона N 248-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Что будут проверять, зависит от основания проведения внепланового мероприятия. Например, если оно проводится для проверки исполнения предписания - проверят только выполнение этого предписания (ч. 1 ст. 95 Закона N 248-ФЗ).
Готовое решение: Как проводятся внеплановые проверки организации (контрольные (надзорные) мероприятия)
(КонсультантПлюс, 2025)3. В каких случаях может проводиться внеплановая проверка (мероприятие)
(КонсультантПлюс, 2025)3. В каких случаях может проводиться внеплановая проверка (мероприятие)
Статья: Проверки соблюдения требований пожарной безопасности в 2023 году
(Подкопаев М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 4)При необходимости органы пожарного надзора проводят внеплановые контрольные мероприятия. Если при этом необходимо взаимодействие с проверяемым, то в силу ч. 1 ст. 66 Закона N 248-ФЗ такие проверки могут осуществляться только по основаниям, предусмотренным п. 1, 3 - 6 ч. 1, ч. 3 ст. 57 данного Закона.
(Подкопаев М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 4)При необходимости органы пожарного надзора проводят внеплановые контрольные мероприятия. Если при этом необходимо взаимодействие с проверяемым, то в силу ч. 1 ст. 66 Закона N 248-ФЗ такие проверки могут осуществляться только по основаниям, предусмотренным п. 1, 3 - 6 ч. 1, ч. 3 ст. 57 данного Закона.