Основания для прекращения выплаты пособия по безработице
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для прекращения выплаты пособия по безработице (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28.03.2024 по делу N 88-4659/2024 (УИД 37MS0039-01-2023-000938-08)
Категория спора: Социальные пособия.
Требования уполномоченного органа: О взыскании излишне перечисленного пособия.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик, зная, что с ней заключен гражданско-правовой договор в период постановки на учет в качестве безработного, не сообщила о наличии данного договора, чем проявила недобросовестность при постановке на учет, скрыла факт наличия договора.
Решение: Удовлетворено.Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, мировой судья, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходил из того, что доказан факт того, что ФИО1, зная, что с ней заключен гражданско-правовой договор в период постановки на учет в качестве безработного, не сообщила в ОГКУ "Кинешемский межрайонный ЦЗН" о наличии указанного договора, чем проявила недобросовестность при постановке на учет в качестве безработного, скрыла факт наличия агентского договора заключенного между ответчиком и ОТП Банк и действующего на момент постановки ее на учет в качестве безработной, относилась к занятым людям, следовательно, не являлась безработной, в связи с чем у ОГКУ "Кинешемский межрайонный ЦЗН" в силу Закона от ДД.ММ.ГГГГ N "О занятости населения в Российской Федерации" имелись правовые основания для снятия ее с учета в качестве безработной и прекращения выплаты пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ.
Категория спора: Социальные пособия.
Требования уполномоченного органа: О взыскании излишне перечисленного пособия.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик, зная, что с ней заключен гражданско-правовой договор в период постановки на учет в качестве безработного, не сообщила о наличии данного договора, чем проявила недобросовестность при постановке на учет, скрыла факт наличия договора.
Решение: Удовлетворено.Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, мировой судья, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходил из того, что доказан факт того, что ФИО1, зная, что с ней заключен гражданско-правовой договор в период постановки на учет в качестве безработного, не сообщила в ОГКУ "Кинешемский межрайонный ЦЗН" о наличии указанного договора, чем проявила недобросовестность при постановке на учет в качестве безработного, скрыла факт наличия агентского договора заключенного между ответчиком и ОТП Банк и действующего на момент постановки ее на учет в качестве безработной, относилась к занятым людям, следовательно, не являлась безработной, в связи с чем у ОГКУ "Кинешемский межрайонный ЦЗН" в силу Закона от ДД.ММ.ГГГГ N "О занятости населения в Российской Федерации" имелись правовые основания для снятия ее с учета в качестве безработной и прекращения выплаты пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 28.01.2025 по делу N 33-1476/2025 (УИД 66RS0021-01-2024-000757-43)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О взыскании невыплаченной суммы пенсии; 3) О включении периодов работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец полагал, что в страховой стаж незаконно не включены периоды его работы в качестве водителя, тракториста, период учета в качестве безработного на территории иного государства, а также периоды работы кочегаром в сельскохозяйственном производственном кооперативе и в бюджетном учреждении как работы с вредными и тяжелыми условиями труда.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено в части.Принимая во внимание указанные положения пенсионного законодательства, исходя из их буквального толкования, судебная коллегия полагает обоснованными доводы жалобы ответчика об отсутствии правовых оснований для включения в страховой стаж истца периода нахождения в статусе безработного с <...> по <...>, поскольку буквальное толкование норм пенсионного законодательства свидетельствует о возможности включения в стаж периода именно получения пособия по безработице, а не просто подтверждения соответствующего статуса безработного (с учетом того, что выплата пособия может быть прекращена или приостановлена в данный период). Указание в трудовой книжке на то, что данный период подлежит включению в трудовой стаж, не является основанием для включения его в страховой стаж, поскольку не свидетельствует и не подтверждает основание для включения данного периода в стаж в соответствии с российским законодательством ввиду отсутствия данных о получении истцом пособия по безработице.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О взыскании невыплаченной суммы пенсии; 3) О включении периодов работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец полагал, что в страховой стаж незаконно не включены периоды его работы в качестве водителя, тракториста, период учета в качестве безработного на территории иного государства, а также периоды работы кочегаром в сельскохозяйственном производственном кооперативе и в бюджетном учреждении как работы с вредными и тяжелыми условиями труда.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено в части.Принимая во внимание указанные положения пенсионного законодательства, исходя из их буквального толкования, судебная коллегия полагает обоснованными доводы жалобы ответчика об отсутствии правовых оснований для включения в страховой стаж истца периода нахождения в статусе безработного с <...> по <...>, поскольку буквальное толкование норм пенсионного законодательства свидетельствует о возможности включения в стаж периода именно получения пособия по безработице, а не просто подтверждения соответствующего статуса безработного (с учетом того, что выплата пособия может быть прекращена или приостановлена в данный период). Указание в трудовой книжке на то, что данный период подлежит включению в трудовой стаж, не является основанием для включения его в страховой стаж, поскольку не свидетельствует и не подтверждает основание для включения данного периода в стаж в соответствии с российским законодательством ввиду отсутствия данных о получении истцом пособия по безработице.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Концептуальные проблемы формирования государственной политики в области занятости в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации" признает безработными граждан, "которые признаны таковыми в порядке, предусмотренном законом" (статьи 2, 23 Федерального закона "О занятости") <20>. К ним относятся трудоспособные граждане, которые ищут работу, зарегистрированы органами службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовы к ней приступить (за исключением граждан, указанных в части 1 статьи 24 Федерального закона "О занятости"). Для получения пособия по безработице он требует от гражданина не только отсутствия у него работы, но и, например, "добросовестного поведения", что прямо противоречит идеологии и принципам социального страхования. В частности, статья 25 этого Закона в качестве оснований для снятия граждан с регистрационного учета и прекращения выплаты пособий по безработицы, кроме как истечения определенного срока с даты признания гражданина безработным (12, 18, 36 месяцев в зависимости от особенностей назначения пособий гражданам, например, для "предпенсионеров"), предусматривает и его "неправомерные действия". Среди таковых, например, статья 24 признает:
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации" признает безработными граждан, "которые признаны таковыми в порядке, предусмотренном законом" (статьи 2, 23 Федерального закона "О занятости") <20>. К ним относятся трудоспособные граждане, которые ищут работу, зарегистрированы органами службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовы к ней приступить (за исключением граждан, указанных в части 1 статьи 24 Федерального закона "О занятости"). Для получения пособия по безработице он требует от гражданина не только отсутствия у него работы, но и, например, "добросовестного поведения", что прямо противоречит идеологии и принципам социального страхования. В частности, статья 25 этого Закона в качестве оснований для снятия граждан с регистрационного учета и прекращения выплаты пособий по безработицы, кроме как истечения определенного срока с даты признания гражданина безработным (12, 18, 36 месяцев в зависимости от особенностей назначения пособий гражданам, например, для "предпенсионеров"), предусматривает и его "неправомерные действия". Среди таковых, например, статья 24 признает:
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 11.10.2016 N 19-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.А. Назарова"Исходя из этого Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" предусматривает выплату пособия по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в процентном отношении к среднемесячному заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, ежегодно определяемых Правительством Российской Федерации, увеличенных на размер районного коэффициента), если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей); во всех иных случаях пособие по безработице устанавливается в размере его минимальной величины (пункт 1 и абзац первый пункта 2 статьи 30, пункт 1 статьи 33 и пункт 1 статьи 34).
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.А. Назарова"Исходя из этого Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" предусматривает выплату пособия по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в процентном отношении к среднемесячному заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, ежегодно определяемых Правительством Российской Федерации, увеличенных на размер районного коэффициента), если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей); во всех иных случаях пособие по безработице устанавливается в размере его минимальной величины (пункт 1 и абзац первый пункта 2 статьи 30, пункт 1 статьи 33 и пункт 1 статьи 34).
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2012 N 10-П
"По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Е.Н. Эрлих"19 апреля 2011 года указанным государственным учреждением на основании предоставленной межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю информации о том, что с 23 сентября 2009 года Е.Н. Эрлих является учредителем ТСЖ "Согласие", был составлен акт об установлении факта незаконного получения ею пособия по безработице, а также стипендии и услуг по обучению и издан приказ о прекращении выплаты пособия и снятии с учета в качестве безработного.
"По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Е.Н. Эрлих"19 апреля 2011 года указанным государственным учреждением на основании предоставленной межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю информации о том, что с 23 сентября 2009 года Е.Н. Эрлих является учредителем ТСЖ "Согласие", был составлен акт об установлении факта незаконного получения ею пособия по безработице, а также стипендии и услуг по обучению и издан приказ о прекращении выплаты пособия и снятии с учета в качестве безработного.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)<1> Постановлением НКТ СССР от 9 октября 1930 г. "О немедленной посылке безработных на работу и о прекращении выплат пособий по безработице" безработные утратили право отказа от предложенной работы безотносительно к уровню квалификации и месту ее выполнения. В 1931 г. закрылась последняя биржа труда, а безработица признана полностью ликвидированной. См.: Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М.: Юстицинформ, 2009.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)<1> Постановлением НКТ СССР от 9 октября 1930 г. "О немедленной посылке безработных на работу и о прекращении выплат пособий по безработице" безработные утратили право отказа от предложенной работы безотносительно к уровню квалификации и месту ее выполнения. В 1931 г. закрылась последняя биржа труда, а безработица признана полностью ликвидированной. См.: Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М.: Юстицинформ, 2009.
Статья: Алиментные обязательства супругов: историко-правовой аспект
(Алейникова В.В.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 5)Согласно ст. 14 КЗОБСО 1926 правом на получение алиментов обладали не только лица, состоящие в зарегистрированном браке, но и сожители (лица, состоящие в фактически брачных отношениях <8>) как в период брачных, фактически брачных отношений, так и на случай их прекращения. Условиями получения содержания, с одной стороны, выступала (1) нуждаемость + нетрудоспособность супруга / бывшего супруга, нуждаемость + период безработицы супруга / бывшего супруга, а с другой - возможность другого супруга оказать подобную поддержку. Несмотря на то что выплаты нуждающемуся и нетрудоспособному (трудоспособному) бывшему супругу назначались до отпадения условий, послуживших основаниями для назначения материальной поддержки, общий срок существования алиментного обязательства был существенно ограничен: 1 год с момента прекращения брака - для нуждающегося и нетрудоспособного лица и 6 месяцев с момента прекращения брака - для нуждающегося безработного лица. При этом размер помощи нуждающемуся безработному бывшему супругу не мог превышать суммы соответствующего пособия социального страхования (ст. 15 КЗОБСО 1926).
(Алейникова В.В.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 5)Согласно ст. 14 КЗОБСО 1926 правом на получение алиментов обладали не только лица, состоящие в зарегистрированном браке, но и сожители (лица, состоящие в фактически брачных отношениях <8>) как в период брачных, фактически брачных отношений, так и на случай их прекращения. Условиями получения содержания, с одной стороны, выступала (1) нуждаемость + нетрудоспособность супруга / бывшего супруга, нуждаемость + период безработицы супруга / бывшего супруга, а с другой - возможность другого супруга оказать подобную поддержку. Несмотря на то что выплаты нуждающемуся и нетрудоспособному (трудоспособному) бывшему супругу назначались до отпадения условий, послуживших основаниями для назначения материальной поддержки, общий срок существования алиментного обязательства был существенно ограничен: 1 год с момента прекращения брака - для нуждающегося и нетрудоспособного лица и 6 месяцев с момента прекращения брака - для нуждающегося безработного лица. При этом размер помощи нуждающемуся безработному бывшему супругу не мог превышать суммы соответствующего пособия социального страхования (ст. 15 КЗОБСО 1926).
Ситуация: Каков правовой статус безработных?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)пособие по безработице, в том числе в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органа службы занятости. Основанием для выплаты пособия по безработице является выполнение безработным гражданином индивидуального плана содействия занятости.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)пособие по безработице, в том числе в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органа службы занятости. Основанием для выплаты пособия по безработице является выполнение безработным гражданином индивидуального плана содействия занятости.
Статья: Основания и порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя в государствах Евразийского экономического союза в контексте международных трудовых стандартов
(Хасенов М.Х.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 3)Вторая группа МТС включает право на выходное пособие или другие аналогичные виды пособий в связи с прекращением трудовых отношений, размер которых зависит, в частности, от стажа работы и размера заработной платы, а также пособия из фонда страхования по безработице, фондов помощи безработным или других форм социального обеспечения.
(Хасенов М.Х.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 3)Вторая группа МТС включает право на выходное пособие или другие аналогичные виды пособий в связи с прекращением трудовых отношений, размер которых зависит, в частности, от стажа работы и размера заработной платы, а также пособия из фонда страхования по безработице, фондов помощи безработным или других форм социального обеспечения.
Статья: Гарантии и льготы работников-предпенсионеров
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)В результате была признана не соответствующей Конституции РФ норма ч. 1 ст. 10 Закона N 350-ФЗ. Конституционный Суд РФ отметил, что данное законоположение препятствует выплате пособия по безработице в повышенном максимальном размере гражданам, кто, фактически уже являясь лицом предпенсионного возраста, был признан безработным до 1 января 2019 г. и получал данное пособие в максимальном размере. Это порождало дифференциацию в размерах пособия по безработице, выплачиваемого лицам, относящимся к одной и той же категории - граждане предпенсионного возраста, в зависимости от даты признания лица безработным.
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)В результате была признана не соответствующей Конституции РФ норма ч. 1 ст. 10 Закона N 350-ФЗ. Конституционный Суд РФ отметил, что данное законоположение препятствует выплате пособия по безработице в повышенном максимальном размере гражданам, кто, фактически уже являясь лицом предпенсионного возраста, был признан безработным до 1 января 2019 г. и получал данное пособие в максимальном размере. Это порождало дифференциацию в размерах пособия по безработице, выплачиваемого лицам, относящимся к одной и той же категории - граждане предпенсионного возраста, в зависимости от даты признания лица безработным.
Статья: Судебная практика по спорам о взыскании незаконно полученного пособия по безработице
(Жирнова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 49 Закона о занятости выплата пособия по безработице прекращается в день снятия гражданина с регистрационного учета в качестве безработного в случаях, предусмотренных п. п. 1, 3 - 18 ч. 1 ст. 25 Закона о занятости.
(Жирнова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 49 Закона о занятости выплата пособия по безработице прекращается в день снятия гражданина с регистрационного учета в качестве безработного в случаях, предусмотренных п. п. 1, 3 - 18 ч. 1 ст. 25 Закона о занятости.