Основания для изъятия земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для изъятия земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 49 "Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" ЗК РФСТАТЬЯ 49 "ОСНОВАНИЯ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изъятие земельных участков в целях комплексного развития территории: проблема идентификации публичных нужд
(Харинов И.Н., Киль Ю.Э.)
("Закон", 2022, N 12)2. Основания изъятия земельных участков для государственных
(Харинов И.Н., Киль Ю.Э.)
("Закон", 2022, N 12)2. Основания изъятия земельных участков для государственных
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 279. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 279. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Является ли основанием для расторжения договора аренды неиспользование земельного участка, предназначенного для сельхозпроизводства или строительства, в этих целях в течение трех лет
(КонсультантПлюс, 2025)Также апелляционной инстанцией в процессе рассмотрения настоящего дела было установлено, что администрация муниципального образования "Холмский городской округ" в период действия спорного договора неоднократно (письма от 13.05.2013 и от 08.07.2014) указывала на ненадлежащее исполнение ИП Пшибиевым Р.Б. своих обязательств в части использования спорного земельного участка по назначению. Арендатору предоставлялся необходимый срок для выполнения необходимых проработок, а также изложения своей позиции по дальнейшей судьбе строительства объекта, отсутствие которых будет являться основанием для изъятия земельного участка с расторжением договора аренды по причине нецелевого использования земельного участка.
Является ли основанием для расторжения договора аренды неиспользование земельного участка, предназначенного для сельхозпроизводства или строительства, в этих целях в течение трех лет
(КонсультантПлюс, 2025)Также апелляционной инстанцией в процессе рассмотрения настоящего дела было установлено, что администрация муниципального образования "Холмский городской округ" в период действия спорного договора неоднократно (письма от 13.05.2013 и от 08.07.2014) указывала на ненадлежащее исполнение ИП Пшибиевым Р.Б. своих обязательств в части использования спорного земельного участка по назначению. Арендатору предоставлялся необходимый срок для выполнения необходимых проработок, а также изложения своей позиции по дальнейшей судьбе строительства объекта, отсутствие которых будет являться основанием для изъятия земельного участка с расторжением договора аренды по причине нецелевого использования земельного участка.
Статья: Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2021, N 7)Ключевые слова: земельный участок, изъятие земельного участка, государственные и муниципальные нужды, основания изъятия земельных участков.
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2021, N 7)Ключевые слова: земельный участок, изъятие земельного участка, государственные и муниципальные нужды, основания изъятия земельных участков.
Готовое решение: Плательщики земельного налога
(КонсультантПлюс, 2025)Обязанность платить налог прекращается с момента, когда в ЕГРН внесут запись о регистрации права на участок за иным лицом, а также в случае смерти налогоплательщика-физлица либо прекращения деятельности юрлица из-за ликвидации или реорганизации. Это следует из пп. 3, 4 п. 3 ст. 44, п. 1 ст. 388 НК РФ, п. п. 1, 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54, Писем Минфина России от 15.03.2021 N 03-05-06-02/18102, от 21.01.2020 N 03-05-06-02/3068.
(КонсультантПлюс, 2025)Обязанность платить налог прекращается с момента, когда в ЕГРН внесут запись о регистрации права на участок за иным лицом, а также в случае смерти налогоплательщика-физлица либо прекращения деятельности юрлица из-за ликвидации или реорганизации. Это следует из пп. 3, 4 п. 3 ст. 44, п. 1 ст. 388 НК РФ, п. п. 1, 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54, Писем Минфина России от 15.03.2021 N 03-05-06-02/18102, от 21.01.2020 N 03-05-06-02/3068.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)). Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд определены ст. 49 Земельного кодекса РФ.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)). Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд определены ст. 49 Земельного кодекса РФ.
Статья: Национальное законодательство Российской Федерации и потребности регулирования отношений в сфере энергетики
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)Пункт 2 ст. 49 ЗК включает в основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд строительство, реконструкцию таких объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, как: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения, объекты использования атомной энергии, объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения <9>.
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)Пункт 2 ст. 49 ЗК включает в основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд строительство, реконструкцию таких объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, как: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения, объекты использования атомной энергии, объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения <9>.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Основанием прекращения права постоянного землевладения могут служить также обстоятельства, являющиеся основанием для изъятия земельного участка у собственника (статьи 296.4 и 296.5).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Основанием прекращения права постоянного землевладения могут служить также обстоятельства, являющиеся основанием для изъятия земельного участка у собственника (статьи 296.4 и 296.5).
Вопрос: Об исчислении земельного налога на основании сведений о кадастровых номерах земельных участков, изъятых и ограниченных в обороте.
(Письмо ФНС России от 27.09.2023 N БС-4-21/12381@)Вопрос: Об исчислении земельного налога на основании сведений о кадастровых номерах земельных участков, изъятых и ограниченных в обороте.
(Письмо ФНС России от 27.09.2023 N БС-4-21/12381@)Вопрос: Об исчислении земельного налога на основании сведений о кадастровых номерах земельных участков, изъятых и ограниченных в обороте.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Действующее земельное законодательство устанавливает открытый перечень оснований для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, хотя и указывает, что подобное изъятие осуществляется в исключительных случаях: оно сводится к случаям выполнения международных договоров Российской Федерации, строительства, реконструкции объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 49 Земельного кодекса РФ). Интересна при этом отечественная судебная практика, которая допускает изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в особенности при банкротстве застройщика (владельца земельного участка, на котором происходит возведение объекта строительства).
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Действующее земельное законодательство устанавливает открытый перечень оснований для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, хотя и указывает, что подобное изъятие осуществляется в исключительных случаях: оно сводится к случаям выполнения международных договоров Российской Федерации, строительства, реконструкции объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 49 Земельного кодекса РФ). Интересна при этом отечественная судебная практика, которая допускает изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в особенности при банкротстве застройщика (владельца земельного участка, на котором происходит возведение объекта строительства).
Статья: Прекращение права собственности на землю. Анализ причин на примере судов
(Крючкова В., Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Порядок и основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд урегулированы ст. 279 - 282 ГК РФ, ст. 49, гл. VII.1 ЗК РФ. В частности в ст. 49 ЗК содержится перечень оснований:
(Крючкова В., Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Порядок и основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд урегулированы ст. 279 - 282 ГК РФ, ст. 49, гл. VII.1 ЗК РФ. В частности в ст. 49 ЗК содержится перечень оснований:
Статья: Зонирование земель и территорий по законодательству Российской Федерации
(Аверьянова Н.Н.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Если говорить о первом основании для классификации, то стоит отметить, что помимо собственно зон, названных в ст. 105 ЗК РФ, такими территориями, установленными в рамках земельного законодательства, можно считать, например, земельные участки, в отношении которых заключен договор о комплексном развитии территории. Здесь очевидно и возможное ограничение прав правообладателей земельных участков, поскольку заключение договора о комплексном развитии территории является основанием для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
(Аверьянова Н.Н.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Если говорить о первом основании для классификации, то стоит отметить, что помимо собственно зон, названных в ст. 105 ЗК РФ, такими территориями, установленными в рамках земельного законодательства, можно считать, например, земельные участки, в отношении которых заключен договор о комплексном развитии территории. Здесь очевидно и возможное ограничение прав правообладателей земельных участков, поскольку заключение договора о комплексном развитии территории является основанием для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.