Основания блокировки счета физического лица
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания блокировки счета физического лица (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры о взыскании и обеспечении взыскания обязательных платежей: Плательщик налога (взносов) оспаривает блокировку счетов в связи с решением о взыскании задолженности
(КонсультантПлюс, 2025)заблокирован специальный счет платежного агента для приема платежей от физлиц, но это в рамках полномочий Налогового органа
(КонсультантПлюс, 2025)заблокирован специальный счет платежного агента для приема платежей от физлиц, но это в рамках полномочий Налогового органа
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Минфин России готовит новые поправки в Налоговый кодекс РФ
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 32)В пункт 14 ст. 76 НК РФ вносится дополнение о том, что утрата силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя является основанием для прекращения приостановления операций по счетам указанного лица в банке. При этом решение об отмене приостановления операций по счетам такого лица в банке налоговым органом не принимается. У организаций больше не будет выбора формы уведомления о контролируемых сделках. Они должны будут представлять уведомление по установленной форме (установленным форматам) в электронной форме. Право на бумажное уведомление останется только у физических лиц.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 32)В пункт 14 ст. 76 НК РФ вносится дополнение о том, что утрата силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя является основанием для прекращения приостановления операций по счетам указанного лица в банке. При этом решение об отмене приостановления операций по счетам такого лица в банке налоговым органом не принимается. У организаций больше не будет выбора формы уведомления о контролируемых сделках. Они должны будут представлять уведомление по установленной форме (установленным форматам) в электронной форме. Право на бумажное уведомление останется только у физических лиц.
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)10. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают соответствующую операцию, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда такая операция должна быть проведена, в случае, если хотя бы одной из сторон является:
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)10. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают соответствующую операцию, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда такая операция должна быть проведена, в случае, если хотя бы одной из сторон является:
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"6. В случае обоснованных сомнений в подлинности исполнительного документа, полученного непосредственно от взыскателя (его представителя), или сомнений в достоверности сведений, представленных в соответствии с частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, банк или иная кредитная организация вправе для проверки подлинности исполнительного документа либо достоверности сведений задержать исполнение исполнительного документа, но не более чем на семь дней. При проведении указанной проверки банк или кредитная организация незамедлительно приостанавливает операции с денежными средствами на счетах должника в пределах суммы денежных средств, подлежащей взысканию.
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"6. В случае обоснованных сомнений в подлинности исполнительного документа, полученного непосредственно от взыскателя (его представителя), или сомнений в достоверности сведений, представленных в соответствии с частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, банк или иная кредитная организация вправе для проверки подлинности исполнительного документа либо достоверности сведений задержать исполнение исполнительного документа, но не более чем на семь дней. При проведении указанной проверки банк или кредитная организация незамедлительно приостанавливает операции с денежными средствами на счетах должника в пределах суммы денежных средств, подлежащей взысканию.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)85.9. Поскольку "кредитная организация обязана на основании полученных от налогового органа сведений о снятии физического лица с учета в налоговых органах в связи со смертью прекратить исполнение распоряжений о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета, вклада (депозита)" - блокировать счета требуется именно в день получения информации?
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)85.9. Поскольку "кредитная организация обязана на основании полученных от налогового органа сведений о снятии физического лица с учета в налоговых органах в связи со смертью прекратить исполнение распоряжений о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета, вклада (депозита)" - блокировать счета требуется именно в день получения информации?
Статья: Возмещение НДС неразрывно связано с итоговым решением по камеральной проверке - судебный квест по налогам
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 49)ИП обратился с заявлением к инспекции о признании незаконными решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств. Суд удовлетворил требование ИП. Налоговый орган не доказал наличие оснований для применения в отношении заявителя обеспечительных мер. В обоснование принятия обеспечительных мер инспекция ссылается на наличие признаков недобросовестности ИП, а именно смену места жительства физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, после составления акта проверки, на наличие обстоятельств, свидетельствующих о затруднении исполнения решения в дальнейшем, о чем, по мнению налогового органа, свидетельствует крупный размер доначислений по результатам проверки, который превышает 50% балансовой стоимости имущества налогоплательщика. Каких-либо оснований для принятия обеспечительных мер в оспариваемых решениях не приведено. Инспекцией не приведены достаточные доказательства того, что непринятие обеспечительных мер может привести к затруднительности или невозможности исполнения решения, принятого по результатам выездной проверки. Каких-либо доказательств, подтверждающих совершение заявителем умышленных действий по сокрытию или отчуждению принадлежащего ему имущества, а также совершения им действий, направленных на уклонение от уплаты налогов с целью неисполнения решения о привлечении к ответственности, налоговым органом не представлено. Инспекцией также не представлены факты, свидетельствующие о наличии в действиях ИП признаков недобросовестности, направленных на умышленное уклонение от уплаты доначисленных налогов, о предпринимаемых им мерах по ликвидации, сокрытию либо умышленному уменьшению активов. Налоговым органом не указано, каким образом смена места жительства налогоплательщика может привести к невозможности исполнения решения в будущем. Не представлено доказательств того, что заявитель имеет своей целью скрыться в целях неуплаты налогов.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 49)ИП обратился с заявлением к инспекции о признании незаконными решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств. Суд удовлетворил требование ИП. Налоговый орган не доказал наличие оснований для применения в отношении заявителя обеспечительных мер. В обоснование принятия обеспечительных мер инспекция ссылается на наличие признаков недобросовестности ИП, а именно смену места жительства физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, после составления акта проверки, на наличие обстоятельств, свидетельствующих о затруднении исполнения решения в дальнейшем, о чем, по мнению налогового органа, свидетельствует крупный размер доначислений по результатам проверки, который превышает 50% балансовой стоимости имущества налогоплательщика. Каких-либо оснований для принятия обеспечительных мер в оспариваемых решениях не приведено. Инспекцией не приведены достаточные доказательства того, что непринятие обеспечительных мер может привести к затруднительности или невозможности исполнения решения, принятого по результатам выездной проверки. Каких-либо доказательств, подтверждающих совершение заявителем умышленных действий по сокрытию или отчуждению принадлежащего ему имущества, а также совершения им действий, направленных на уклонение от уплаты налогов с целью неисполнения решения о привлечении к ответственности, налоговым органом не представлено. Инспекцией также не представлены факты, свидетельствующие о наличии в действиях ИП признаков недобросовестности, направленных на умышленное уклонение от уплаты доначисленных налогов, о предпринимаемых им мерах по ликвидации, сокрытию либо умышленному уменьшению активов. Налоговым органом не указано, каким образом смена места жительства налогоплательщика может привести к невозможности исполнения решения в будущем. Не представлено доказательств того, что заявитель имеет своей целью скрыться в целях неуплаты налогов.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)в связи с этим в последнее время участились жалобы физических лиц на блокировку денежных средств на личных счетах пользователей системы без уведомления клиентов, предъявления претензий и предоставления каких-либо оснований. Это приводит иногда к значительным убыткам и другим негативным последствиям, связанным с отсутствием доступа к собственным денежным средствам в нужный момент по причине несвоевременного получения информации о блокировке и, соответственно, отсутствием возможности оперативно разрешить ситуацию.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)в связи с этим в последнее время участились жалобы физических лиц на блокировку денежных средств на личных счетах пользователей системы без уведомления клиентов, предъявления претензий и предоставления каких-либо оснований. Это приводит иногда к значительным убыткам и другим негативным последствиям, связанным с отсутствием доступа к собственным денежным средствам в нужный момент по причине несвоевременного получения информации о блокировке и, соответственно, отсутствием возможности оперативно разрешить ситуацию.
Вопрос: Вправе ли банк исполнить распоряжение заемщика-ИП на осуществление платежа с его счета в целях погашения задолженности по кредиту после смерти заемщика? Вправе ли банк списать средства в указанных целях с текущего расчетного счета заемщика?
(Консультация эксперта, 2024)При этом блокировка распространяется и на счета физического лица как индивидуального предпринимателя.
(Консультация эксперта, 2024)При этом блокировка распространяется и на счета физического лица как индивидуального предпринимателя.
Статья: Регулирование оборота цифровых финансов как важной составляющей экономического и технологического суверенитета России
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2024, N 3)б) разрешение списывать налоговую задолженность за счет цифровых рублей на счетах налогового агента - организации или индивидуального предпринимателя и со счетов цифрового рубля физических лиц в порядке первой очереди наряду с денежными средствами на иных счетах в банке;
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2024, N 3)б) разрешение списывать налоговую задолженность за счет цифровых рублей на счетах налогового агента - организации или индивидуального предпринимателя и со счетов цифрового рубля физических лиц в порядке первой очереди наряду с денежными средствами на иных счетах в банке;
Статья: О платежах при блокировке лицевого счета бюджетного учреждения образования в связи с налоговой задолженностью
(Малова Е.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Вопрос: Выплачиваются ли стипендии обучающимся во время блокировки лицевого счета бюджетного учреждения образования, открытого в органе Федерального казначейства, на основании решения налогового органа в связи с имеющейся у учреждения задолженностью по уплате налога на доходы физлиц?
(Малова Е.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Вопрос: Выплачиваются ли стипендии обучающимся во время блокировки лицевого счета бюджетного учреждения образования, открытого в органе Федерального казначейства, на основании решения налогового органа в связи с имеющейся у учреждения задолженностью по уплате налога на доходы физлиц?
Статья: О принудительном исполнении банками требований исполнительных документов
(Шаров А.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)В итоге ФНС подала иск в суд против банка на основании п. 1 ст. 134 НК РФ за неисполнение требования. Суды трех инстанций согласились с ФНС. Чтобы не понести ответственность, банку, в свою очередь, пришлось обратиться в Арбитражный суд Псковской области, обосновав свою позицию тем, что согласно ст. 76 НК приостановление операций по счетам в банках не распространяется на физлиц. Ходатайство об отмене решения нижестоящих судов было отменено только в ВС РФ с указанием на следующую формулировку: "Налоговое законодательство устанавливает различные правила взыскания задолженности с "обычных" физлиц и с субъектов предпринимательской деятельности (ст. 46 и 48 НК РФ). Так, в отношении организаций и ИП действует принудительный (внесудебный) порядок взыскания налоговой задолженности, а в отношении физлиц - исключительно судебный порядок. Взыскания с физлиц задолженности в бесспорном порядке не допускается". В случае отказа банк понес бы административную ответственность.
(Шаров А.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)В итоге ФНС подала иск в суд против банка на основании п. 1 ст. 134 НК РФ за неисполнение требования. Суды трех инстанций согласились с ФНС. Чтобы не понести ответственность, банку, в свою очередь, пришлось обратиться в Арбитражный суд Псковской области, обосновав свою позицию тем, что согласно ст. 76 НК приостановление операций по счетам в банках не распространяется на физлиц. Ходатайство об отмене решения нижестоящих судов было отменено только в ВС РФ с указанием на следующую формулировку: "Налоговое законодательство устанавливает различные правила взыскания задолженности с "обычных" физлиц и с субъектов предпринимательской деятельности (ст. 46 и 48 НК РФ). Так, в отношении организаций и ИП действует принудительный (внесудебный) порядок взыскания налоговой задолженности, а в отношении физлиц - исключительно судебный порядок. Взыскания с физлиц задолженности в бесспорном порядке не допускается". В случае отказа банк понес бы административную ответственность.
Вопрос: Об отдельных вопросах, связанных с электронным обменом документами (сведениями), подлежащими исполнению и учету кредитными организациями с использованием СМЭВ.
(Письмо ФНС России от 06.02.2023 N КЧ-4-8/1330@)Полное приостановление операций по счетам применяется в случаях непредставления налоговой декларации; обеспечения возможности исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; неисполнения налогоплательщиком установленной пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган; неисполнения налогоплательщиком установленной пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения организации документов в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота; непредставления налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам), взаимодействие и исполнение приостановления операций по счетам по таким основаниям с 01.01.2023 будут осуществляться в порядке, действующем до даты вступления в силу 263-ФЗ (в соответствии с положением Банка России N 440-П). Изменения порядка исполнения (направления) приостановления операций по счетам в соответствии с 263-ФЗ касаются исключительно приостановления операций по счетам в случае неисполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (код основания 01)
(Письмо ФНС России от 06.02.2023 N КЧ-4-8/1330@)Полное приостановление операций по счетам применяется в случаях непредставления налоговой декларации; обеспечения возможности исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; неисполнения налогоплательщиком установленной пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган; неисполнения налогоплательщиком установленной пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения организации документов в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота; непредставления налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам), взаимодействие и исполнение приостановления операций по счетам по таким основаниям с 01.01.2023 будут осуществляться в порядке, действующем до даты вступления в силу 263-ФЗ (в соответствии с положением Банка России N 440-П). Изменения порядка исполнения (направления) приостановления операций по счетам в соответствии с 263-ФЗ касаются исключительно приостановления операций по счетам в случае неисполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (код основания 01)
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Поскольку ИП является плательщиком УСН с момента регистрации, основания для подачи декларации по НДС у него отсутствовали и правовых оснований для приостановления операций по его счетам в банке у ИФНС не имелось (Постановление АС СЗО от 29.05.2023 N Ф07-3479/2023 по делу N А44-5618/2022).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Поскольку ИП является плательщиком УСН с момента регистрации, основания для подачи декларации по НДС у него отсутствовали и правовых оснований для приостановления операций по его счетам в банке у ИФНС не имелось (Постановление АС СЗО от 29.05.2023 N Ф07-3479/2023 по делу N А44-5618/2022).
Вопрос: Какая ответственность (административная, налоговая) наступает за просрочку подачи персонифицированных сведений в соответствии с п. 7 ст. 431 НК РФ? Могут ли налоговые органы приостановить операции по счетам в банке, если плательщик взносов не представил эти сведения?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)При этом оснований для приостановления операций плательщика страховых взносов по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств в случае непредставления (несвоевременного представления) в налоговые органы персонифицированных сведений у налоговых органов не имеется.
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)При этом оснований для приостановления операций плательщика страховых взносов по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств в случае непредставления (несвоевременного представления) в налоговые органы персонифицированных сведений у налоговых органов не имеется.