Основание иска кас
Подборка наиболее важных документов по запросу Основание иска кас (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 227.1 "Особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении" КАС РФ"Разрешая административное дело, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что допущенные администрацией исправительного учреждения нарушения прав административного истца при реализации в отношении него процедуры привлечения к ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания свидетельствуют о наличии предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227, статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для удовлетворения административного иска."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 129 "Возвращение административного искового заявления" КАС РФ"Ввиду того, что недостатки административного искового заявления в установленный определением суда от 29 мая 2023 г. срок не устранены, а именно не представлен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины надлежащим лицом, то у суда первой инстанции имелись предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для возвращения административного иска."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности предмета и основания административного иска по законодательству Российской Федерации
(Гвоздев Д.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Процессуальное основание административного иска нашло отражение в ст. 125 КАС РФ, в соответствии с которой административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд. При этом согласно ст. 127 КАС РФ вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд, если иной срок не предусмотрен Кодексом. О принятии административного искового заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого в суде первой инстанции возбуждается производство по административному делу.
(Гвоздев Д.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Процессуальное основание административного иска нашло отражение в ст. 125 КАС РФ, в соответствии с которой административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд. При этом согласно ст. 127 КАС РФ вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд, если иной срок не предусмотрен Кодексом. О принятии административного искового заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого в суде первой инстанции возбуждается производство по административному делу.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- изменение основания или предмета административного иска (ст. 46 КАС РФ).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- изменение основания или предмета административного иска (ст. 46 КАС РФ).
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 46. Изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска, заключение сторонами соглашения о примирении
(ред. от 31.07.2025)Статья 46. Изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска, заключение сторонами соглашения о примирении
Статья: Ненадлежащий ответчик в гражданском, арбитражном и административном процессе
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует отметить, что в административном судопроизводстве в случае, если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика. Данная норма вытекает из более императивного характера административного права и влечет за собой большую защищенность истца по сравнению с истцом в гражданском и арбитражном процессах, поскольку уменьшает вероятность отказа в исковых требованиях лишь по основанию предъявления иска к ненадлежащему ответчику (п. 1 ст. 43 КАС РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует отметить, что в административном судопроизводстве в случае, если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика. Данная норма вытекает из более императивного характера административного права и влечет за собой большую защищенность истца по сравнению с истцом в гражданском и арбитражном процессах, поскольку уменьшает вероятность отказа в исковых требованиях лишь по основанию предъявления иска к ненадлежащему ответчику (п. 1 ст. 43 КАС РФ).
Статья: Коллективные административные иски: научно-практический комментарий к ст. 42 Кодекса административного судопроизводства РФ
(Ярков В.В., Домшенко В.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)Во-вторых, конкуренция различных оснований исключительной подсудности: по адресу ответчика при предъявлении группового иска или по основаниям, названным в ст. 23 КАС. В этой ситуации следует отдавать предпочтение тому суду, который определяется по правилам об исключительной подсудности рассмотрения административного иска в обычном (негрупповом) порядке. Названные конкурирующие основания выбора компетентного суда могут соотноситься между собой как общее (подсудность для группового иска по адресу ответчика) и специальное (подсудность для иска, определяемая в порядке ст. 23 КАС). Объяснить это можно тем, что первое вызвано порядком рассмотрения дела вне зависимости от предмета спора, второе же основано именно на предмете спора, что создает особую значимость рассмотрения дела именно тем судом, который определяется в порядке, условно говоря, "предметной", исключительной подсудности. Заметим, что для арбитражного и гражданского судопроизводства также имеют место подобного рода коллизии, связанные с выбором суда при наличии нескольких оснований исключительной территориальной подсудности, и они аналогично должны разрешаться в пользу основания, связанного с предметом спора <6>.
(Ярков В.В., Домшенко В.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)Во-вторых, конкуренция различных оснований исключительной подсудности: по адресу ответчика при предъявлении группового иска или по основаниям, названным в ст. 23 КАС. В этой ситуации следует отдавать предпочтение тому суду, который определяется по правилам об исключительной подсудности рассмотрения административного иска в обычном (негрупповом) порядке. Названные конкурирующие основания выбора компетентного суда могут соотноситься между собой как общее (подсудность для группового иска по адресу ответчика) и специальное (подсудность для иска, определяемая в порядке ст. 23 КАС). Объяснить это можно тем, что первое вызвано порядком рассмотрения дела вне зависимости от предмета спора, второе же основано именно на предмете спора, что создает особую значимость рассмотрения дела именно тем судом, который определяется в порядке, условно говоря, "предметной", исключительной подсудности. Заметим, что для арбитражного и гражданского судопроизводства также имеют место подобного рода коллизии, связанные с выбором суда при наличии нескольких оснований исключительной территориальной подсудности, и они аналогично должны разрешаться в пользу основания, связанного с предметом спора <6>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи в административном исковом заявлении указываются соответствующие сведения, которые можно подразделить на две группы. Первую группу составляют общие сведения, указываемые в административном исковом заявлении на основании ст. 125 КАС РФ, а именно наименование суда, в который подается административное исковое заявление (п. 1 ч. 2 ст. 125 КАС РФ), сведения об административном истце (п. 2 ч. 2 ст. 125 КАС РФ), сведения об административном ответчике (п. 3 ч. 2 ст. 125 КАС РФ), содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых заявитель обосновывает свои требования (п. 5 ч. 2 ст. 125 КАС РФ), перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов (п. 9 ч. 2 ст. 125 КАС РФ). К группе специальных сведений, подлежащих указанию в административном исковом заявления по данной категории дел, относятся сведения о принятом решении о депортации или реадмиссии, в том числе предусмотренное федеральным законом основание для помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или продления срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении; срок, на который целесообразно поместить иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или продлить его пребывание в этом учреждении. Под основанием помещения иностранного гражданина в специальное учреждение следует понимать основание для принятия соответствующего решения о депортации, то есть конкретные нарушения миграционного законодательства. В качестве основания для продления срока могут выступать обстоятельства, препятствующие исполнению решения о депортации, например, отсутствие у иностранного гражданина документов, необходимых для пересечения границы, и длительность их оформления <1>, неполучение ответов консульства или посольства иностранного государства, гражданином которого является депортируемый <2>, совершение самим гражданином действий, препятствующих исполнению решения о депортации (например, порча документов) и т.д. При указании оснований для продления срока следует учитывать длительность предшествующего нахождения иностранного гражданина в данном специализированном учреждении, достаточность и эффективность принимаемых уполномоченным органом мер для исполнения решения о депортации <3>. В административном исковом заявлении обязательно указывается конкретный срок помещения иностранного гражданина в специализированное учреждение или период продления данного срока. Следует учитывать, что данные требования для суда не являются обязательными. С учетом установленных обстоятельств суд может установить как больший, так и меньший срок пребывания иностранного гражданина в специализированном учреждении.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи в административном исковом заявлении указываются соответствующие сведения, которые можно подразделить на две группы. Первую группу составляют общие сведения, указываемые в административном исковом заявлении на основании ст. 125 КАС РФ, а именно наименование суда, в который подается административное исковое заявление (п. 1 ч. 2 ст. 125 КАС РФ), сведения об административном истце (п. 2 ч. 2 ст. 125 КАС РФ), сведения об административном ответчике (п. 3 ч. 2 ст. 125 КАС РФ), содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых заявитель обосновывает свои требования (п. 5 ч. 2 ст. 125 КАС РФ), перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов (п. 9 ч. 2 ст. 125 КАС РФ). К группе специальных сведений, подлежащих указанию в административном исковом заявления по данной категории дел, относятся сведения о принятом решении о депортации или реадмиссии, в том числе предусмотренное федеральным законом основание для помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или продления срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении; срок, на который целесообразно поместить иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или продлить его пребывание в этом учреждении. Под основанием помещения иностранного гражданина в специальное учреждение следует понимать основание для принятия соответствующего решения о депортации, то есть конкретные нарушения миграционного законодательства. В качестве основания для продления срока могут выступать обстоятельства, препятствующие исполнению решения о депортации, например, отсутствие у иностранного гражданина документов, необходимых для пересечения границы, и длительность их оформления <1>, неполучение ответов консульства или посольства иностранного государства, гражданином которого является депортируемый <2>, совершение самим гражданином действий, препятствующих исполнению решения о депортации (например, порча документов) и т.д. При указании оснований для продления срока следует учитывать длительность предшествующего нахождения иностранного гражданина в данном специализированном учреждении, достаточность и эффективность принимаемых уполномоченным органом мер для исполнения решения о депортации <3>. В административном исковом заявлении обязательно указывается конкретный срок помещения иностранного гражданина в специализированное учреждение или период продления данного срока. Следует учитывать, что данные требования для суда не являются обязательными. С учетом установленных обстоятельств суд может установить как больший, так и меньший срок пребывания иностранного гражданина в специализированном учреждении.