Осмотр территории в ходе выездной налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Осмотр территории в ходе выездной налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамС 1 января 2015 г. вступили в силу изменения в п. 1 ст. 92 НК РФ (п. 10 ст. 10, ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ). С указанной даты налоговый орган вправе производить осмотр территорий и помещений не только в рамках выездной проверки, но и в ходе камеральной проверки на основе декларации по НДС в случаях, предусмотренных п. п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ (п. 1 ст. 92 НК РФ).
Статья: Сколько раз в ходе одной выездной проверки налоговая может проводить осмотр?
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 33)СКОЛЬКО РАЗ В ХОДЕ ОДНОЙ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 33)СКОЛЬКО РАЗ В ХОДЕ ОДНОЙ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622
(с изм. от 15.01.2019)
"О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок"2.5. При проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа необходимо учитывать, что отсутствие возможности предоставления помещения для проведения выездной налоговой проверки не препятствует доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика (за исключением жилых помещений), а также проведению мероприятий налогового контроля, связанных с нахождением должностных лиц налоговых органов на территории или в помещении налогоплательщика (осмотр, инвентаризация, выемка документов и предметов).
(с изм. от 15.01.2019)
"О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок"2.5. При проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа необходимо учитывать, что отсутствие возможности предоставления помещения для проведения выездной налоговой проверки не препятствует доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика (за исключением жилых помещений), а также проведению мероприятий налогового контроля, связанных с нахождением должностных лиц налоговых органов на территории или в помещении налогоплательщика (осмотр, инвентаризация, выемка документов и предметов).
<Письмо> ФНС РФ от 28.07.2006 N ВЕ-6-04/742@
"О направлении для анализа и использования в работе документов"
(вместе с решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.03.2005 N А71-609/04-А19, Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.06.2005 N А71-609/2004-А19, Постановлением Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 22.09.2005 N Ф09-4201/05-С2, решением Дзержинского районного суда г. Перми от 18.01.2006 N 2-350-2006, определением Судебной коллегии по гражданским делам Пермского областного суда от 20.04.2006 N 33-1771)Доводы заявителя о неправомерном приостановлении выездной налоговой проверки основаны на неверном толковании законодательства и судом не принимаются. В соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено указанной статьей. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. При этом срок, предусмотренный ст. 89 НК РФ, не является пресекательным, так как Налоговый кодекс РФ не содержит указаний о последствиях нарушения налоговым органом срока проведения проверки. Согласно ст. 87 НК РФ, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налогового органа возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка). Порядок приостановления выездной налоговой проверки по решению руководителя налогового органа определен Инструкцией N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах", утвержденной Приказом МНС РФ от 10.04.2000 N АП-3-16/138. Инструкция принята на основании ст. 100 Налогового кодекса РФ и относится к актам законодательства о налогах и сборах. Налоговый кодекс РФ запрета на приостановление проверки налоговым органом не содержит. В период приостановления налоговой проверки проверяющие на территории налогоплательщика не находятся, в связи с чем отсутствует нарушение каких-либо прав налогоплательщика. Приостановление проведения выездной налоговой проверки само по себе не нарушает права и охраняемые законом интересы налогоплательщика и не может являться безусловным основанием для признания недействительным обжалуемого решения ответчика.
"О направлении для анализа и использования в работе документов"
(вместе с решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.03.2005 N А71-609/04-А19, Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.06.2005 N А71-609/2004-А19, Постановлением Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 22.09.2005 N Ф09-4201/05-С2, решением Дзержинского районного суда г. Перми от 18.01.2006 N 2-350-2006, определением Судебной коллегии по гражданским делам Пермского областного суда от 20.04.2006 N 33-1771)Доводы заявителя о неправомерном приостановлении выездной налоговой проверки основаны на неверном толковании законодательства и судом не принимаются. В соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено указанной статьей. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. При этом срок, предусмотренный ст. 89 НК РФ, не является пресекательным, так как Налоговый кодекс РФ не содержит указаний о последствиях нарушения налоговым органом срока проведения проверки. Согласно ст. 87 НК РФ, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налогового органа возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка). Порядок приостановления выездной налоговой проверки по решению руководителя налогового органа определен Инструкцией N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах", утвержденной Приказом МНС РФ от 10.04.2000 N АП-3-16/138. Инструкция принята на основании ст. 100 Налогового кодекса РФ и относится к актам законодательства о налогах и сборах. Налоговый кодекс РФ запрета на приостановление проверки налоговым органом не содержит. В период приостановления налоговой проверки проверяющие на территории налогоплательщика не находятся, в связи с чем отсутствует нарушение каких-либо прав налогоплательщика. Приостановление проведения выездной налоговой проверки само по себе не нарушает права и охраняемые законом интересы налогоплательщика и не может являться безусловным основанием для признания недействительным обжалуемого решения ответчика.
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Вправе ли налоговый орган в рамках одной налоговой проверки проводить повторный осмотр территорий, помещений
(КонсультантПлюс, 2025)Налогоплательщик посчитал, что налоговый орган не вправе многократно проводить осмотр одних и тех же помещений, территорий в ходе одной выездной проверки. Суд же решил иначе: сам по себе повторный осмотр прав юридического лица не нарушает, каких-либо негативных последствий для проверяемого лица не повлек. Он проведен в рамках предоставленных инспекции полномочий. Суд указал, что запрет на повторный осмотр территорий, помещений при выездной налоговой проверке законом не установлен. То обстоятельство, что в ст. ст. 82 и 92 НК РФ говорится о проведении осмотра, а не осмотров, правового значения не имеет.
Вправе ли налоговый орган в рамках одной налоговой проверки проводить повторный осмотр территорий, помещений
(КонсультантПлюс, 2025)Налогоплательщик посчитал, что налоговый орган не вправе многократно проводить осмотр одних и тех же помещений, территорий в ходе одной выездной проверки. Суд же решил иначе: сам по себе повторный осмотр прав юридического лица не нарушает, каких-либо негативных последствий для проверяемого лица не повлек. Он проведен в рамках предоставленных инспекции полномочий. Суд указал, что запрет на повторный осмотр территорий, помещений при выездной налоговой проверке законом не установлен. То обстоятельство, что в ст. ст. 82 и 92 НК РФ говорится о проведении осмотра, а не осмотров, правового значения не имеет.
Готовое решение: Приостановление выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)3. Действия налогового органа во время приостановления выездной проверки
(КонсультантПлюс, 2025)3. Действия налогового органа во время приостановления выездной проверки
Статья: Реализация принципа правовой определенности налогообложения через налоговый мониторинг
(Тюкин А.С.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Федеральным законом от 31 июля 2023 г. N 389-ФЗ <12> полномочия налогового органа были расширены в виде возможности в ходе налогового мониторинга проводить допросы свидетелей и осмотры территорий и помещений налогоплательщика. Фактически полномочия сотрудников налоговых органов при проведении налогового мониторинга уравнялись с их полномочиями при проведении выездной налоговой проверки.
(Тюкин А.С.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Федеральным законом от 31 июля 2023 г. N 389-ФЗ <12> полномочия налогового органа были расширены в виде возможности в ходе налогового мониторинга проводить допросы свидетелей и осмотры территорий и помещений налогоплательщика. Фактически полномочия сотрудников налоговых органов при проведении налогового мониторинга уравнялись с их полномочиями при проведении выездной налоговой проверки.
Статья: Судебная доктрина "добросовестного налогового администрирования" как способ защиты процессуальных прав налогоплательщиков
(Крохина Ю.А.)
("Адвокатская практика", 2025, N 4)Такой конфликт предопределяется тем, что выездная налоговая проверка предоставляет налоговым органам более широкий спектр контрольных полномочий: это касается порядка проведения, перечня допустимых мероприятий и объема документов, подлежащих анализу. Этот вид проверки ориентирован на углубленное изучение документации и дает возможность собрать наиболее весомую совокупность доказательств, недоступную в рамках других форм налогового контроля.
(Крохина Ю.А.)
("Адвокатская практика", 2025, N 4)Такой конфликт предопределяется тем, что выездная налоговая проверка предоставляет налоговым органам более широкий спектр контрольных полномочий: это касается порядка проведения, перечня допустимых мероприятий и объема документов, подлежащих анализу. Этот вид проверки ориентирован на углубленное изучение документации и дает возможность собрать наиболее весомую совокупность доказательств, недоступную в рамках других форм налогового контроля.
Статья: Что нужно учесть учреждению, если в рамках проверки налоговики проводят допрос свидетелей?
(Петренко Д.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Из положений ст. 88, 89 НК РФ тоже не усматривается, что сведения, необходимые для проведения мероприятий налогового контроля, всегда должны быть получены исключительно теми должностными лицами, которые непосредственно осуществляют налоговые проверки. Случаи, когда соответствующие процессуальные действия предпринимаются должностными лицами, проводящими проверку, непосредственно установлены НК РФ, например доступ на территорию или в помещение проверяемого лица (п. 1 ст. 91), осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов (п. 1 ст. 92), назначение экспертизы в ходе выездной или камеральной проверки (п. 3 ст. 95).
(Петренко Д.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Из положений ст. 88, 89 НК РФ тоже не усматривается, что сведения, необходимые для проведения мероприятий налогового контроля, всегда должны быть получены исключительно теми должностными лицами, которые непосредственно осуществляют налоговые проверки. Случаи, когда соответствующие процессуальные действия предпринимаются должностными лицами, проводящими проверку, непосредственно установлены НК РФ, например доступ на территорию или в помещение проверяемого лица (п. 1 ст. 91), осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов (п. 1 ст. 92), назначение экспертизы в ходе выездной или камеральной проверки (п. 3 ст. 95).
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2025, N 20)- выемка подлинников станет возможной за пределами выездной проверки - в рамках допмероприятий налогового контроля;
("Главная книга", 2025, N 20)- выемка подлинников станет возможной за пределами выездной проверки - в рамках допмероприятий налогового контроля;
Статья: Как оспорить штраф за непредставление документов налоговикам
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 5)Из материалов дела следовало, что проверка осуществлялась по месту нахождения налогоплательщика. Следовательно, у инспекторов был доступ ко всем первичным документам общества. Налоговый орган при проведении выездной проверки в общем порядке имеет право произвести осмотр помещений и территорий, инвентаризацию имущества (п. 13 ст. 89, ст. ст. 91, 92 НК РФ), выемку документов и предметов (п. 14 ст. 89, ст. 94 НК РФ) и т.д. В таких обстоятельствах направление ООО требований о представлении документов само по себе противоречит порядку проведения проверки. Довод инспекции о том, что предоставление доступа к программе и помещениям с документами не исключает факта сокрытия документов, суд округа проигнорировал (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.02.2021 N Ф08-833/2021 по делу N А32-48817/2018, Определением Верховного Суда РФ от 21.06.2021 N 308-ЭС21-8996 отказано в передаче дела для пересмотра).
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 5)Из материалов дела следовало, что проверка осуществлялась по месту нахождения налогоплательщика. Следовательно, у инспекторов был доступ ко всем первичным документам общества. Налоговый орган при проведении выездной проверки в общем порядке имеет право произвести осмотр помещений и территорий, инвентаризацию имущества (п. 13 ст. 89, ст. ст. 91, 92 НК РФ), выемку документов и предметов (п. 14 ст. 89, ст. 94 НК РФ) и т.д. В таких обстоятельствах направление ООО требований о представлении документов само по себе противоречит порядку проведения проверки. Довод инспекции о том, что предоставление доступа к программе и помещениям с документами не исключает факта сокрытия документов, суд округа проигнорировал (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.02.2021 N Ф08-833/2021 по делу N А32-48817/2018, Определением Верховного Суда РФ от 21.06.2021 N 308-ЭС21-8996 отказано в передаче дела для пересмотра).
Статья: Зависимость сроков процессуальных проверок по сообщениям о совершении налоговых проверок от информации, содержащейся в материалах налоговых органов
(Горобец Д.Г.)
("Юрист", 2021, N 12)Помимо увеличения сроков от момента выявления налоговыми органами преступления и до начала уголовного преследования виновного лица негативным обстоятельством является выяснение следственными органами вопроса о реальных руководителях юридического лица значительно позже, чем это мог бы сделать налоговый орган в ходе камеральных и выездных налоговых проверок.
(Горобец Д.Г.)
("Юрист", 2021, N 12)Помимо увеличения сроков от момента выявления налоговыми органами преступления и до начала уголовного преследования виновного лица негативным обстоятельством является выяснение следственными органами вопроса о реальных руководителях юридического лица значительно позже, чем это мог бы сделать налоговый орган в ходе камеральных и выездных налоговых проверок.
Статья: Осмотр помещения и территории в рамках налоговой проверки
(Зобова Е.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 4)Одной из ключевых форм налогового контроля являются налоговые проверки, в том числе выездные, в ходе которых налоговые органы обладают полномочиями осуществлять осмотр помещений и территорий налогоплательщиков, а также проводить инвентаризацию принадлежащего им имущества (ст. 92 НК РФ). В процессе проведения данных контрольных мероприятий часто возникают споры относительно правомерности действий налоговых органов. В настоящей статье предлагаем рассмотреть спор, проанализированный в Постановлении АС СКО от 07.08.2025 N Ф08-4197/2025 по делу N А32-29955/2024.
(Зобова Е.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 4)Одной из ключевых форм налогового контроля являются налоговые проверки, в том числе выездные, в ходе которых налоговые органы обладают полномочиями осуществлять осмотр помещений и территорий налогоплательщиков, а также проводить инвентаризацию принадлежащего им имущества (ст. 92 НК РФ). В процессе проведения данных контрольных мероприятий часто возникают споры относительно правомерности действий налоговых органов. В настоящей статье предлагаем рассмотреть спор, проанализированный в Постановлении АС СКО от 07.08.2025 N Ф08-4197/2025 по делу N А32-29955/2024.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, в период приостановления выездной проверки налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов (п. 9 ст. 89 НК РФ, п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, в период приостановления выездной проверки налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов (п. 9 ст. 89 НК РФ, п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).