Осмотр как мероприятие налогового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Осмотр как мероприятие налогового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 82 "Общие положения о налоговом контроле" НК РФ"При этом, доказывать необоснованность налоговой выгоды должен налоговый орган (п. 5 ст. 82 НК РФ). Аналогичное требование содержится в п. 7 Письма, где налоговым органам предписано получать объяснения по всем фактам (включая повторные - при возникновении противоречий), а также эффективно использовать все мероприятия налогового контроля (осмотры, допросы, инвентаризации, выемки и т.п.)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФОСМОТР КАК МЕРОПРИЯТИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамСИТУАЦИЯ: Каковы последствия проведения мероприятий налогового контроля (осмотра, выемки и т.д.) без участия специалиста, привлечение которого необходимо?
Нормативные акты
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Указанная выше позиция полностью согласуется с позицией ФНС России. Так, в письме ФНС России от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12837 "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками" в части порядка назначения экспертизы (п. 10) прямо указано, что проведение экспертизы осуществляется именно экспертом, который дает заключение в письменной форме от своего имени (подп. 10.4). В подп. 10.2 указанного Письма ФНС России отмечено, что по вопросам определения стоимости товара назначается именно экспертиза, которая проводится соответственно экспертом. В подп. 11.1 данного Письма указано, что специалист может привлекаться для участия в проведении следующих мероприятий налогового контроля: осмотра, выемки документов и предметов.
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Указанная выше позиция полностью согласуется с позицией ФНС России. Так, в письме ФНС России от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12837 "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками" в части порядка назначения экспертизы (п. 10) прямо указано, что проведение экспертизы осуществляется именно экспертом, который дает заключение в письменной форме от своего имени (подп. 10.4). В подп. 10.2 указанного Письма ФНС России отмечено, что по вопросам определения стоимости товара назначается именно экспертиза, которая проводится соответственно экспертом. В подп. 11.1 данного Письма указано, что специалист может привлекаться для участия в проведении следующих мероприятий налогового контроля: осмотра, выемки документов и предметов.
Готовое решение: Общий порядок проведения выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)При ВНП у инспекторов самые широкие полномочия: они вправе требовать документы, делать выемку, осмотры, допросы, экспертизы и проводить другие мероприятия налогового контроля.
(КонсультантПлюс, 2025)При ВНП у инспекторов самые широкие полномочия: они вправе требовать документы, делать выемку, осмотры, допросы, экспертизы и проводить другие мероприятия налогового контроля.
Статья: Проблемы формирования современной модели финансово-правового регулирования в условиях структурных преобразований экономики
(Васянина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Противоречивые законоположения явились причиной формирования параллельного правового института регулирования контрольно-надзорной деятельности, охватывающего применение контролирующими субъектами административных процедур, а также форм контроля, не предусмотренных финансовым законодательством и являющихся альтернативой предусмотренным Налоговым кодексом налоговым проверкам. Прежде всего речь идет о противоречивых положениях Кодекса по поводу реализации права ФНС России на осуществление нормотворческих полномочий в фискальной сфере. Устанавливая в п. 2 ст. 4 НК РФ запрет контрольно-надзорного органа на принятие нормативных правовых актов, в других статьях Кодекса законодатель это право контролирующему субъекту делегирует. Это, как показывает проведенный анализ, способствует изданию актов, а также активному развитию правоприменительной практики в обход положений НК РФ. Например, на основании письма ФНС России от 10 июля 2018 г. N ЕД-4-15/13247@ "О профилактике нарушений налогового законодательства" закреплен порядок аннулирования налоговых деклараций, определены не предусмотренные Налоговым кодексом правила проведения допроса руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, урегулированы вопросы осуществления таких мероприятий налогового контроля, как осмотр помещений по адресу местонахождения юридического лица, истребование документов у банков и т.д., установлены сроки проведения этих мероприятий <14>. В соответствии с письмом ФНС России от 25 июля 2017 г. N ЕД-4-15/14490@ в обход Налогового кодекса был закреплен порядок работы комиссий по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам <15>. В настоящее время прослеживается активное использование налоговыми органами не установленных Налоговым кодексом форм предпроверочного анализа, порядок применения которых закреплен Приказом ФНС России от 27 февраля 2015 г. N ММВ-8-2/13дсп@ "О проведении пилотного проекта по развитию на региональном уровне методов побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств", который не опубликован и не зарегистрирован в Минюсте России в качестве нормативного акта, однако упоминается судами при разрешении споров, связанных с процедурой проведения налогового контроля <16>.
(Васянина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Противоречивые законоположения явились причиной формирования параллельного правового института регулирования контрольно-надзорной деятельности, охватывающего применение контролирующими субъектами административных процедур, а также форм контроля, не предусмотренных финансовым законодательством и являющихся альтернативой предусмотренным Налоговым кодексом налоговым проверкам. Прежде всего речь идет о противоречивых положениях Кодекса по поводу реализации права ФНС России на осуществление нормотворческих полномочий в фискальной сфере. Устанавливая в п. 2 ст. 4 НК РФ запрет контрольно-надзорного органа на принятие нормативных правовых актов, в других статьях Кодекса законодатель это право контролирующему субъекту делегирует. Это, как показывает проведенный анализ, способствует изданию актов, а также активному развитию правоприменительной практики в обход положений НК РФ. Например, на основании письма ФНС России от 10 июля 2018 г. N ЕД-4-15/13247@ "О профилактике нарушений налогового законодательства" закреплен порядок аннулирования налоговых деклараций, определены не предусмотренные Налоговым кодексом правила проведения допроса руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, урегулированы вопросы осуществления таких мероприятий налогового контроля, как осмотр помещений по адресу местонахождения юридического лица, истребование документов у банков и т.д., установлены сроки проведения этих мероприятий <14>. В соответствии с письмом ФНС России от 25 июля 2017 г. N ЕД-4-15/14490@ в обход Налогового кодекса был закреплен порядок работы комиссий по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам <15>. В настоящее время прослеживается активное использование налоговыми органами не установленных Налоговым кодексом форм предпроверочного анализа, порядок применения которых закреплен Приказом ФНС России от 27 февраля 2015 г. N ММВ-8-2/13дсп@ "О проведении пилотного проекта по развитию на региональном уровне методов побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств", который не опубликован и не зарегистрирован в Минюсте России в качестве нормативного акта, однако упоминается судами при разрешении споров, связанных с процедурой проведения налогового контроля <16>.
Статья: Комментарий к статье 94 НК РФ "Выемка документов и предметов"
(Черезов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Осмотр производится как самостоятельное мероприятие налогового контроля в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты выездной проверки (пункт 1 статьи 92 НК РФ), а именно: точного определения наименования, количества, индивидуальных признаков изъятых при выемке документов и предметов, а также их отношение к предмету и периоду проверки. Изъятые документы и предметы, не имеющие отношения к предмету и периоду налоговой проверки, подлежат возврату лицу, у которого произведена выемка (пункт 5 статьи 94 НК РФ).
(Черезов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Осмотр производится как самостоятельное мероприятие налогового контроля в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты выездной проверки (пункт 1 статьи 92 НК РФ), а именно: точного определения наименования, количества, индивидуальных признаков изъятых при выемке документов и предметов, а также их отношение к предмету и периоду проверки. Изъятые документы и предметы, не имеющие отношения к предмету и периоду налоговой проверки, подлежат возврату лицу, у которого произведена выемка (пункт 5 статьи 94 НК РФ).
Статья: "Принцип внезапности" при проведении мероприятий налогового контроля
(Зимулькин М.И.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)Принцип внезапности при проведении мероприятий налогового контроля получает все большее распространение в выводах судебных актов, оправдывая законность отдельных действий или характер их совершения при проведении мероприятий налогового контроля, чаще всего осмотра территорий или выемки документов и предметов.
(Зимулькин М.И.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)Принцип внезапности при проведении мероприятий налогового контроля получает все большее распространение в выводах судебных актов, оправдывая законность отдельных действий или характер их совершения при проведении мероприятий налогового контроля, чаще всего осмотра территорий или выемки документов и предметов.
Статья: Рекомендации от ФНС по истребованию документов в рамках контрольных мероприятий
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 34)ФНС разъясняет, что истребование документов (информации) должно проводиться в комплексе (неразрывной взаимосвязи) с другими мероприятиями налогового контроля: инвентаризацией, допросами свидетелей, осмотрами, экспертизами, иными мероприятиями налогового контроля, предусмотренными ст. 31 и главой 14 НК РФ.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 34)ФНС разъясняет, что истребование документов (информации) должно проводиться в комплексе (неразрывной взаимосвязи) с другими мероприятиями налогового контроля: инвентаризацией, допросами свидетелей, осмотрами, экспертизами, иными мероприятиями налогового контроля, предусмотренными ст. 31 и главой 14 НК РФ.
Статья: Сотрудники компании: слабое звено или нет?
(Богданова О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 45)Можно предположить, что иные мероприятия налогового контроля, например осмотр помещений, которые занимает компания для ведения своей деятельности, или территорий (например, строительных объектов), не подвержены влиянию человеческого фактора. Но давайте представим, что осмотр сопровождает сотрудник, не имеющий достаточной компетенции для понимая цели проведения осмотра налоговым органом, который, в свою очередь, в рамках осмотра подтверждает или опровергает определенные фактические обстоятельства. Следствием такого осмотра может стать непредставление налоговому органу всей полноты информации, подтверждающей, например, ведение деятельности компании на осматриваемых территориях, по причине недостаточной компетенции сотрудника в вопросах налогового контроля.
(Богданова О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 45)Можно предположить, что иные мероприятия налогового контроля, например осмотр помещений, которые занимает компания для ведения своей деятельности, или территорий (например, строительных объектов), не подвержены влиянию человеческого фактора. Но давайте представим, что осмотр сопровождает сотрудник, не имеющий достаточной компетенции для понимая цели проведения осмотра налоговым органом, который, в свою очередь, в рамках осмотра подтверждает или опровергает определенные фактические обстоятельства. Следствием такого осмотра может стать непредставление налоговому органу всей полноты информации, подтверждающей, например, ведение деятельности компании на осматриваемых территориях, по причине недостаточной компетенции сотрудника в вопросах налогового контроля.