Оскорбление чувств верующих
Подборка наиболее важных документов по запросу Оскорбление чувств верующих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответственность за травлю (буллинг)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кибербуллинг в отношении вероисповедания может повлечь ответственность по ст. 148 УК РФ (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий) за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих (разд. 2 Методических рекомендаций для сотрудников образовательных организаций высшего образования, курирующих воспитательную работу с молодежью, по профилактике буллинга (травли) среди обучающихся (направлены Письмом Минобрнауки России от 13.12.2022 N МН-6/1873)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кибербуллинг в отношении вероисповедания может повлечь ответственность по ст. 148 УК РФ (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий) за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих (разд. 2 Методических рекомендаций для сотрудников образовательных организаций высшего образования, курирующих воспитательную работу с молодежью, по профилактике буллинга (травли) среди обучающихся (направлены Письмом Минобрнауки России от 13.12.2022 N МН-6/1873)).
Статья: Мотивы и цели преступления и их поливариантное значение
(Косыгин В.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)- оскорбление религиозных чувств верующих (ч. 1, 2 ст. 148 УК РФ);
(Косыгин В.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)- оскорбление религиозных чувств верующих (ч. 1, 2 ст. 148 УК РФ);
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, -
(ред. от 17.11.2025)1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, -
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение -
(ред. от 04.11.2025)2. Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение -
Статья: К вопросу об уголовной ответственности за нарушение свободы совести и вероисповеданий
(Юрков С.А.)
("Администратор суда", 2025, N 1)Статья 148 УК РФ включает в себя два самостоятельных состава преступления. В ч. 1 данной статьи предусмотрена уголовная ответственность за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих. В.П. Коняхин и П.В. Бахметьев при оценке публичности действий предлагают использовать Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" <13>, в котором говорится о публичных призывах, а не о публичных действиях. В соответствии с данным разъяснением под публичными призывами следует понимать выраженные в любой форме (например, в устной, письменной, с использованием технических средств) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности. Полагаем, что применять данное разъяснение к ст. 148 УК РФ некорректно. В ч. 1 ст. 148 УК РФ не идет речи о призывах, никто никого ни к чему не призывает. Лицо совершает определенные действия (телодвижения, размещение надписей и т.д.) в публичном месте. Под публичными действиями необходимо понимать любые действия, совершенные виновным в присутствии неопределенного числа посторонних лиц или лица. На практике к числу таких действий относятся следующие: нецензурная брань в адрес настоятеля и председателя храма, попытка опрокидывания святых мощей в храме, в присутствии других лиц; изготовление чучела человеческой фигуры в виде распятия и его последующее размещение на православном поклонном кресте в клоунской шапке с надписью "Аллах Акбар Смерть Неверным"; грубая нецензурная брань и слова непристойного содержания в адрес Иисуса Христа и иконы с изображением последнего; размещение на дверях церкви вырезанных из религиозных книг листов с надписями в отношении Иисуса Христа и Богородицы, которые оскорбляют религиозные чувства верующих; имитация акта мочеиспускания с крыши храма; размещение на персональной странице социальной сети изображений туалетной бумаги с православным крестом, иконами, изображения, на котором представлен фрагмент картины М. Караваджо "Положение во гроб", изображающий лицо женщины Марии, с надписью: с нецензурными выражениями и др.; комментарий в социальных сетях с высказыванием негативного циничного изложения сюжета Благовещения Богородице, входящего в Евангелие от Луки, как части литературного памятника всемирного культурного наследия, являющегося частью культурной традиции народов России; фото виновного в Интернете с перевернутой иконой и комментариями негативного содержания к церкви, мытье обуви в "святой воде" на территории храмового комплекса. Несколько спорной, на наш взгляд, выглядит квалификация действий лица по ч. 1 ст. 148 УК РФ, которые состоят в отрицании Бога в публичной переписке в Интернете. Например, в одном из приговоров указано, что религиозные чувства верующих были оскорблены такими фразами: "...любая религия - это управление, манипулирование над людьми в корыстных целях. Вам внушили, что бог - это некий дядя в белом одеянии, который управляет судьбами 7 миллиардов живущих людей, а также над умершими. Это не так. Бог - это не что иное, как сама матушка-природа!"; "...я намекнул о том, что люди не понимают, чего празднуют праздники, в которых нет логики, придуманные бородатыми пузатыми клоунами в юбках" и т.п. <14> Как было указано выше, человек может исповедовать религию либо не исповедовать никакой. Также он вправе не верить в Бога. Конечно, в приведенных выше высказываниях содержится негативная оценка религии, церкви и церковных служащих, в том числе и в неприличной форме. Однако полагаем, что человек вправе доказывать как существование Бога, так и его отсутствие. В противном случае атеисты могут также оскорбиться, например, религиозными передачами, которые транслируют федеральные каналы, в которых доказывается и утверждается существование Бога.
(Юрков С.А.)
("Администратор суда", 2025, N 1)Статья 148 УК РФ включает в себя два самостоятельных состава преступления. В ч. 1 данной статьи предусмотрена уголовная ответственность за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих. В.П. Коняхин и П.В. Бахметьев при оценке публичности действий предлагают использовать Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" <13>, в котором говорится о публичных призывах, а не о публичных действиях. В соответствии с данным разъяснением под публичными призывами следует понимать выраженные в любой форме (например, в устной, письменной, с использованием технических средств) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности. Полагаем, что применять данное разъяснение к ст. 148 УК РФ некорректно. В ч. 1 ст. 148 УК РФ не идет речи о призывах, никто никого ни к чему не призывает. Лицо совершает определенные действия (телодвижения, размещение надписей и т.д.) в публичном месте. Под публичными действиями необходимо понимать любые действия, совершенные виновным в присутствии неопределенного числа посторонних лиц или лица. На практике к числу таких действий относятся следующие: нецензурная брань в адрес настоятеля и председателя храма, попытка опрокидывания святых мощей в храме, в присутствии других лиц; изготовление чучела человеческой фигуры в виде распятия и его последующее размещение на православном поклонном кресте в клоунской шапке с надписью "Аллах Акбар Смерть Неверным"; грубая нецензурная брань и слова непристойного содержания в адрес Иисуса Христа и иконы с изображением последнего; размещение на дверях церкви вырезанных из религиозных книг листов с надписями в отношении Иисуса Христа и Богородицы, которые оскорбляют религиозные чувства верующих; имитация акта мочеиспускания с крыши храма; размещение на персональной странице социальной сети изображений туалетной бумаги с православным крестом, иконами, изображения, на котором представлен фрагмент картины М. Караваджо "Положение во гроб", изображающий лицо женщины Марии, с надписью: с нецензурными выражениями и др.; комментарий в социальных сетях с высказыванием негативного циничного изложения сюжета Благовещения Богородице, входящего в Евангелие от Луки, как части литературного памятника всемирного культурного наследия, являющегося частью культурной традиции народов России; фото виновного в Интернете с перевернутой иконой и комментариями негативного содержания к церкви, мытье обуви в "святой воде" на территории храмового комплекса. Несколько спорной, на наш взгляд, выглядит квалификация действий лица по ч. 1 ст. 148 УК РФ, которые состоят в отрицании Бога в публичной переписке в Интернете. Например, в одном из приговоров указано, что религиозные чувства верующих были оскорблены такими фразами: "...любая религия - это управление, манипулирование над людьми в корыстных целях. Вам внушили, что бог - это некий дядя в белом одеянии, который управляет судьбами 7 миллиардов живущих людей, а также над умершими. Это не так. Бог - это не что иное, как сама матушка-природа!"; "...я намекнул о том, что люди не понимают, чего празднуют праздники, в которых нет логики, придуманные бородатыми пузатыми клоунами в юбках" и т.п. <14> Как было указано выше, человек может исповедовать религию либо не исповедовать никакой. Также он вправе не верить в Бога. Конечно, в приведенных выше высказываниях содержится негативная оценка религии, церкви и церковных служащих, в том числе и в неприличной форме. Однако полагаем, что человек вправе доказывать как существование Бога, так и его отсутствие. В противном случае атеисты могут также оскорбиться, например, религиозными передачами, которые транслируют федеральные каналы, в которых доказывается и утверждается существование Бога.
Статья: Криминалистика на защите российских традиционных духовно-нравственных ценностей
(Бессонов А.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)В свою очередь, упомянутое возбуждение межнациональной розни и вражды нередко перетекает в посягательства на жизнь и здоровье как отдельных людей, так и их групп. Такую вражду пытаются посеять в многонациональном обществе путем совершения действий, связанных с оскорблением религиозных чувств верующих. Несет угрозу традиционным ценностям и деятельность по склонению и побуждению к самоубийству и совершению иных действий, ставящих под угрозу жизнь, особенно несовершеннолетних. Напрямую посягают на рассматриваемые ценности деяния, связанные с распространением экстремистской и террористической идеологии.
(Бессонов А.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)В свою очередь, упомянутое возбуждение межнациональной розни и вражды нередко перетекает в посягательства на жизнь и здоровье как отдельных людей, так и их групп. Такую вражду пытаются посеять в многонациональном обществе путем совершения действий, связанных с оскорблением религиозных чувств верующих. Несет угрозу традиционным ценностям и деятельность по склонению и побуждению к самоубийству и совершению иных действий, ставящих под угрозу жизнь, особенно несовершеннолетних. Напрямую посягают на рассматриваемые ценности деяния, связанные с распространением экстремистской и террористической идеологии.
Статья: Дефекты уголовного закона и поиск его оптимальной модели
(Антонченко В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Одновременно с недостаточной направленностью уголовного закона на защиту личности его существенным и системным дефектом является излишняя криминализация деяний. Концепция общественной опасности деяний, лежащая в основании их криминализации, следуя политической конъюнктуре и субъективным заблуждениям, не учитывает объективно существующую иерархию ценностей и благ, несмотря на детальное исследование базовых положений теории уголовно-правовых запретов, их понятия, сущности, видов, специфики становления и функционирования [32]. Излишне криминализованными можно полагать не только большинство норм главы 22 УК РФ, вторгающихся в сферу экономической деятельности, где нарушения являются гражданско-правовыми деликтами, о чем традиционно говорят ученые, но и нормы других глав Особенной части УК РФ [12, с. 22 - 25; 15, с. 6 - 13]. Так, например, новеллизация статьи 148 УК РФ в 2013 году породила теоретические и научно-практические дискуссии по поводу оскорбления чувств верующих <3>, особую актуальность которым придала декриминализация "оскорбления" как такового в 2011 году <4>. Ни теория, ни широкая практика применения указанной нормы до сегодняшнего дня не ответили на вопросы: почему социальная группа "верующие" получает особую, в сравнении с другими гражданами, защиту; чем религиозные чувства отличаются от других индивидуальных человеческих эмоций, как установить их истинность и причиненный им вред?
(Антонченко В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Одновременно с недостаточной направленностью уголовного закона на защиту личности его существенным и системным дефектом является излишняя криминализация деяний. Концепция общественной опасности деяний, лежащая в основании их криминализации, следуя политической конъюнктуре и субъективным заблуждениям, не учитывает объективно существующую иерархию ценностей и благ, несмотря на детальное исследование базовых положений теории уголовно-правовых запретов, их понятия, сущности, видов, специфики становления и функционирования [32]. Излишне криминализованными можно полагать не только большинство норм главы 22 УК РФ, вторгающихся в сферу экономической деятельности, где нарушения являются гражданско-правовыми деликтами, о чем традиционно говорят ученые, но и нормы других глав Особенной части УК РФ [12, с. 22 - 25; 15, с. 6 - 13]. Так, например, новеллизация статьи 148 УК РФ в 2013 году породила теоретические и научно-практические дискуссии по поводу оскорбления чувств верующих <3>, особую актуальность которым придала декриминализация "оскорбления" как такового в 2011 году <4>. Ни теория, ни широкая практика применения указанной нормы до сегодняшнего дня не ответили на вопросы: почему социальная группа "верующие" получает особую, в сравнении с другими гражданами, защиту; чем религиозные чувства отличаются от других индивидуальных человеческих эмоций, как установить их истинность и причиненный им вред?