Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении:
Подборка наиболее важных документов по запросу Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении: (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверки органов местного самоуправления
(КонсультантПлюс, 2025)"...суды пришли к обоснованному выводу о том, что органы внутреннего государственного финансового контроля не осуществляют контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по вопросам местного значения, а осуществляют в рамках исполнения бюджета субъекта Российской Федерации контроль за использованием межбюджетных трансфертов, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...суды пришли к обоснованному выводу о том, что органы внутреннего государственного финансового контроля не осуществляют контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по вопросам местного значения, а осуществляют в рамках исполнения бюджета субъекта Российской Федерации контроль за использованием межбюджетных трансфертов, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Проверки деятельности органов местного самоуправления
(КонсультантПлюс, 2025)"...суды пришли к обоснованному выводу о том, что органы внутреннего государственного финансового контроля не осуществляют контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по вопросам местного значения, а осуществляют в рамках исполнения бюджета субъекта Российской Федерации контроль за использованием межбюджетных трансфертов, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...суды пришли к обоснованному выводу о том, что органы внутреннего государственного финансового контроля не осуществляют контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по вопросам местного значения, а осуществляют в рамках исполнения бюджета субъекта Российской Федерации контроль за использованием межбюджетных трансфертов, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Анализ практики проведения внеплановых проверок действий заказчиков при осуществлении закупок на соответствие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (февраль 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в отношении:
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в отношении:
Готовое решение: Как обосновать начальную максимальную цену контракта
(КонсультантПлюс, 2025)В отношении определения НМЦК осуществляют контроль и рассматривают дела об административных правонарушениях органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Исключение - НМЦК по гособоронзаказу и НМЦК в закупках для федеральных нужд, сведения о которых составляют гостайну (п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)В отношении определения НМЦК осуществляют контроль и рассматривают дела об административных правонарушениях органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Исключение - НМЦК по гособоронзаказу и НМЦК в закупках для федеральных нужд, сведения о которых составляют гостайну (п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.7.2. Непредставление информации и документов или представление заведомо недостоверных информации и документов в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.7.2. Непредставление информации и документов или представление заведомо недостоверных информации и документов в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)8. Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)8. Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют как внешний, так и внутренний финансовый контроль, а в отношении бюджетов муниципальных образований органы государственной власти осуществляют внешний контроль за законным и эффективным расходованием средств субвенций и дотаций, передаваемых органам местного самоуправления; и органы местного самоуправления вместе с государственными органами "объединяет общее начало - предотвращать, выявлять, добиваться возмещения ущерба публично-территориальному образованию" <1>. Муниципальный финансовый контроль (внешний и внутренний), предусмотренный Бюджетным кодексом РФ, является специализированным видом муниципального контроля. Согласно ч. 2 ст. 265 БК РФ внешний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью контрольно-счетных органов муниципальных образований. Внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений - это контрольная деятельность органов муниципального финансового контроля, являющихся соответственно органами местных администраций, как было указано выше.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют как внешний, так и внутренний финансовый контроль, а в отношении бюджетов муниципальных образований органы государственной власти осуществляют внешний контроль за законным и эффективным расходованием средств субвенций и дотаций, передаваемых органам местного самоуправления; и органы местного самоуправления вместе с государственными органами "объединяет общее начало - предотвращать, выявлять, добиваться возмещения ущерба публично-территориальному образованию" <1>. Муниципальный финансовый контроль (внешний и внутренний), предусмотренный Бюджетным кодексом РФ, является специализированным видом муниципального контроля. Согласно ч. 2 ст. 265 БК РФ внешний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью контрольно-счетных органов муниципальных образований. Внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений - это контрольная деятельность органов муниципального финансового контроля, являющихся соответственно органами местных администраций, как было указано выше.
Статья: Формы и виды финансового контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(Федченко К.И.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)Также соответствующая контрольная деятельность реализуется иными органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, которые в пределах своей компетенции осуществляют контроль над соблюдением требований: нормирования в рамках контрактной системы, определения НМЦК, исполнения контрактов, изменения условий контрактов, соответствия реализации закупки целям ее осуществления и т.д. Соответствующий контроль осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством, и в качестве своей цели имеет обеспечение законности составления и исполнения расходных статей бюджетов в сфере закупок.
(Федченко К.И.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)Также соответствующая контрольная деятельность реализуется иными органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, которые в пределах своей компетенции осуществляют контроль над соблюдением требований: нормирования в рамках контрактной системы, определения НМЦК, исполнения контрактов, изменения условий контрактов, соответствия реализации закупки целям ее осуществления и т.д. Соответствующий контроль осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством, и в качестве своей цели имеет обеспечение законности составления и исполнения расходных статей бюджетов в сфере закупок.
Статья: Принципы финансового контроля, осуществляемого в рамках контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок
(Абсолямов Р.Г., Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 1)Как следует из ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля уполномочены осуществлять контрольную деятельность в отношении всех этапов закупки - от планирования до исполнения контракта. А значит, при проведении контрольных мероприятий целесообразной является комплексная проверка деятельности заказчиков на всех стадиях закупочного процесса.
(Абсолямов Р.Г., Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 1)Как следует из ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля уполномочены осуществлять контрольную деятельность в отношении всех этапов закупки - от планирования до исполнения контракта. А значит, при проведении контрольных мероприятий целесообразной является комплексная проверка деятельности заказчиков на всех стадиях закупочного процесса.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В связи с этим контроль подразделяется на предварительный и последующий. Предварительный контроль призван обеспечить предупреждение и пресечение бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджета, а последующий контроль производится по результатам исполнения бюджета для проверки законности его исполнения, достоверности учета и бюджетной отчетности. Также согласно БК РФ бюджетный контроль подразделяется на внутренний и внешний. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля). Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий <464>. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля). По мнению Ю.И. Мигачева, внутренний контроль осуществляется в отношении органов одной системы, а внешний - в отношении организационно неподчиненных субъектов <465>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В связи с этим контроль подразделяется на предварительный и последующий. Предварительный контроль призван обеспечить предупреждение и пресечение бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджета, а последующий контроль производится по результатам исполнения бюджета для проверки законности его исполнения, достоверности учета и бюджетной отчетности. Также согласно БК РФ бюджетный контроль подразделяется на внутренний и внешний. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля). Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий <464>. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля). По мнению Ю.И. Мигачева, внутренний контроль осуществляется в отношении органов одной системы, а внешний - в отношении организационно неподчиненных субъектов <465>.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)В соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ органы внутреннего государственного финансового контроля осуществляют контроль в отношении:
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)В соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ органы внутреннего государственного финансового контроля осуществляют контроль в отношении: