Органы, осуществляющие государственный земельный надзор
Подборка наиболее важных документов по запросу Органы, осуществляющие государственный земельный надзор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 6 "Изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который не используется по целевому назначению или используется с нарушением законодательства Российской Федерации" Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
(Арбитражный суд Уральского округа)Суд округа признал ошибочным вывод судов о том, что постановление мирового судьи о привлечении общества к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор) не может являться основанием для инициирования обращения в суд с иском о принудительном изъятии земельных участков. Данный ошибочный вывод противоречит п. 4 ст. 6 Закона N 101-ФЗ, согласно которой основанием для направления материалов в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ для принятия последним решения об обращении в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения является неустранение правонарушений, указанных в п. 1 ст. 6 указанного Закона, в срок, установленный выданным предписанием, и назначение административного наказания за неустранение указанных нарушений.
(Арбитражный суд Уральского округа)Суд округа признал ошибочным вывод судов о том, что постановление мирового судьи о привлечении общества к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор) не может являться основанием для инициирования обращения в суд с иском о принудительном изъятии земельных участков. Данный ошибочный вывод противоречит п. 4 ст. 6 Закона N 101-ФЗ, согласно которой основанием для направления материалов в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ для принятия последним решения об обращении в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения является неустранение правонарушений, указанных в п. 1 ст. 6 указанного Закона, в срок, установленный выданным предписанием, и назначение административного наказания за неустранение указанных нарушений.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 284 "Изъятие земельного участка, который не используется по целевому назначению" ГК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Суд округа признал ошибочным вывод судов о том, что постановление мирового судьи о привлечении общества к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор) не может являться основанием для инициирования обращения в суд с иском о принудительном изъятии земельных участков. Данный ошибочный вывод противоречит п. 4 ст. 6 Закона N 101-ФЗ, согласно которой основанием для направления материалов в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ для принятия последним решения об обращении в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения является неустранение правонарушений, указанных в п. 1 ст. 6 указанного Закона, в срок, установленный выданным предписанием, и назначение административного наказания за неустранение указанных нарушений.
(Арбитражный суд Уральского округа)Суд округа признал ошибочным вывод судов о том, что постановление мирового судьи о привлечении общества к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор) не может являться основанием для инициирования обращения в суд с иском о принудительном изъятии земельных участков. Данный ошибочный вывод противоречит п. 4 ст. 6 Закона N 101-ФЗ, согласно которой основанием для направления материалов в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ для принятия последним решения об обращении в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения является неустранение правонарушений, указанных в п. 1 ст. 6 указанного Закона, в срок, установленный выданным предписанием, и назначение административного наказания за неустранение указанных нарушений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности рассмотрения земельных споров
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- споры с органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав на земельные участки и государственный земельный надзор (в связи с отказом в проведении государственного кадастрового учета или его приостановлением; об исправлении технических ошибок, допущенных при осуществлении государственного кадастрового учета; в связи с отказом в государственной регистрации прав на земельный участок или ее приостановлением; с органами, осуществляющими государственный земельный надзор; о признании незаконными и отмене постановлений о привлечении к административной ответственности за совершение земельного правонарушения).
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- споры с органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав на земельные участки и государственный земельный надзор (в связи с отказом в проведении государственного кадастрового учета или его приостановлением; об исправлении технических ошибок, допущенных при осуществлении государственного кадастрового учета; в связи с отказом в государственной регистрации прав на земельный участок или ее приостановлением; с органами, осуществляющими государственный земельный надзор; о признании незаконными и отмене постановлений о привлечении к административной ответственности за совершение земельного правонарушения).
Статья: Понятие и виды административных органов в РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- органы, осуществляющие государственный земельный надзор (Росреестр);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- органы, осуществляющие государственный земельный надзор (Росреестр);
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Государственный земельный надзор осуществляется следующими федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного земельного надзора):
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Государственный земельный надзор осуществляется следующими федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного земельного надзора):
Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081
(ред. от 04.08.2025)
"О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - органы государственного надзора), их территориальными органами.
(ред. от 04.08.2025)
"О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - органы государственного надзора), их территориальными органами.
Статья: Развитие института государственного земельного контроля (надзора)
(Зиннатуллин А.З.)
("Экологическое право", 2023, N 3)В качестве примера можно привести ст. 8.39 КоАП РФ. Объективная сторона заключается в нарушении режима охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемых территориях (государственных природных заповедников, национальных парков и др.) либо в их охранных зонах. Предметом посягательства являются также земельные ресурсы. Однако, несмотря на значимость особо охраняемых природных территорий, надзор осуществляется не федеральными органами государственного земельного надзора. Надзор осуществляют государственные организации, в ведении которых находятся соответствующие территории.
(Зиннатуллин А.З.)
("Экологическое право", 2023, N 3)В качестве примера можно привести ст. 8.39 КоАП РФ. Объективная сторона заключается в нарушении режима охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемых территориях (государственных природных заповедников, национальных парков и др.) либо в их охранных зонах. Предметом посягательства являются также земельные ресурсы. Однако, несмотря на значимость особо охраняемых природных территорий, надзор осуществляется не федеральными органами государственного земельного надзора. Надзор осуществляют государственные организации, в ведении которых находятся соответствующие территории.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<2> Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1515 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль".
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<2> Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1515 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль".
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особое внимание следует обратить на п. 4, введенный Федеральным законом от 26.12.2024 N 487-ФЗ. В соответствии с ним в этот перечень был добавлен территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного земельного надзора, и орган, осуществляющий муниципальный земельный контроль по месту нахождения объекта капитального строительства, в случае прекращения действия разрешения на строительство.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особое внимание следует обратить на п. 4, введенный Федеральным законом от 26.12.2024 N 487-ФЗ. В соответствии с ним в этот перечень был добавлен территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного земельного надзора, и орган, осуществляющий муниципальный земельный контроль по месту нахождения объекта капитального строительства, в случае прекращения действия разрешения на строительство.
Готовое решение: Как рассчитать земельный налог по земельным участкам, предназначенным для строительства
(КонсультантПлюс, 2025)Подтверждением использования (неиспользования) участка в предпринимательской деятельности служат сведения о результатах обследований, проведенных в рамках государственного и муниципального земельного надзора (контроля), которые органы, осуществляющие этот надзор (контроль), представляют в налоговую инспекцию (п. 18 ст. 396 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Подтверждением использования (неиспользования) участка в предпринимательской деятельности служат сведения о результатах обследований, проведенных в рамках государственного и муниципального земельного надзора (контроля), которые органы, осуществляющие этот надзор (контроль), представляют в налоговую инспекцию (п. 18 ст. 396 НК РФ).
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Согласно п. 7.2 ст. 396 НК РФ в отношении земельного участка, сведения о котором представлены в налоговый орган органами земельного контроля ввиду выдачи собственнику предписания об устранении нарушений требований к использованию и охране объектов земельных отношений, исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем совершения нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, либо с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обнаружения таких нарушений в случае отсутствия у органа, осуществляющего федеральный государственный земельный контроль (надзор), либо у органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, информации о дне совершения таких нарушений и до 1-го числа месяца, в котором уполномоченным органом установлен факт устранения таких нарушений.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Согласно п. 7.2 ст. 396 НК РФ в отношении земельного участка, сведения о котором представлены в налоговый орган органами земельного контроля ввиду выдачи собственнику предписания об устранении нарушений требований к использованию и охране объектов земельных отношений, исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем совершения нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, либо с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обнаружения таких нарушений в случае отсутствия у органа, осуществляющего федеральный государственный земельный контроль (надзор), либо у органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, информации о дне совершения таких нарушений и до 1-го числа месяца, в котором уполномоченным органом установлен факт устранения таких нарушений.
Статья: Если земельный участок используется не по целевому назначению или с нарушением законодательства РФ
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)К таким документам (сведениям), рассматриваемым налоговым органом, в частности, могут относиться сведения, акты, постановления, предписания, представленные органами, осуществляющими государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, материалы проверок правоохранительных органов, полученные в соответствии с законодательством, сведения, содержащиеся в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности, сведения, представленные в порядке межведомственного информационного взаимодействия, и т.п. По мнению Минфина, если обследования земельных участков проведены в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном для осуществления муниципального земельного контроля нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, то результаты обследований и проверок, а также составленные на их основании акты, предписания об устранении выявленных нарушений могут рассматриваться налоговыми органами для подтверждения соответствующих фактов использования/неиспользования земельных участков по целевому назначению, в целях применения налоговых ставок, установленных согласно нормам Налогового кодекса (Письмо от 17.02.2022 N 03-05-04-02/11500).
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)К таким документам (сведениям), рассматриваемым налоговым органом, в частности, могут относиться сведения, акты, постановления, предписания, представленные органами, осуществляющими государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, материалы проверок правоохранительных органов, полученные в соответствии с законодательством, сведения, содержащиеся в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности, сведения, представленные в порядке межведомственного информационного взаимодействия, и т.п. По мнению Минфина, если обследования земельных участков проведены в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном для осуществления муниципального земельного контроля нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, то результаты обследований и проверок, а также составленные на их основании акты, предписания об устранении выявленных нарушений могут рассматриваться налоговыми органами для подтверждения соответствующих фактов использования/неиспользования земельных участков по целевому назначению, в целях применения налоговых ставок, установленных согласно нормам Налогового кодекса (Письмо от 17.02.2022 N 03-05-04-02/11500).
Ситуация: Что делать в случае самовольного захвата места во дворе жилого дома для парковки личного автомобиля?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в орган, осуществляющий муниципальный земельный контроль (например, в г. Москве органом, осуществляющим муниципальный контроль в области использования земель, является Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в орган, осуществляющий муниципальный земельный контроль (например, в г. Москве органом, осуществляющим муниципальный контроль в области использования земель, является Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы);
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- в-четвертых, заключение такого договора возможно при надлежащем использовании земельного участка, а именно при отсутствии у уполномоченного органа, осуществляющего государственный земельный надзор, информации о выявленных и неустраненных нарушениях действующего российского законодательства.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- в-четвертых, заключение такого договора возможно при надлежащем использовании земельного участка, а именно при отсутствии у уполномоченного органа, осуществляющего государственный земельный надзор, информации о выявленных и неустраненных нарушениях действующего российского законодательства.
Последние изменения: Налогообложение земельным налогом
(КонсультантПлюс, 2025)сведения, акты, постановления, представленные органами, осуществляющими государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль;
(КонсультантПлюс, 2025)сведения, акты, постановления, представленные органами, осуществляющими государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль;