Организатор публичных торгов
Подборка наиболее важных документов по запросу Организатор публичных торгов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Продажа имущества при ликвидации
(КонсультантПлюс, 2025)ООО... не проводило публичные торги в соответствии со статьей 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку не относится к числу лиц, которые могут выступать организаторами публичных торгов, в связи с чем публикация на сайте www.torgi.gov.ru для ООО... не является обязательной..."
(КонсультантПлюс, 2025)ООО... не проводило публичные торги в соответствии со статьей 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку не относится к числу лиц, которые могут выступать организаторами публичных торгов, в связи с чем публикация на сайте www.torgi.gov.ru для ООО... не является обязательной..."
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Недействительность исполнительного листа в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...если исполнительное производство возбуждено в отсутствие законных оснований для его возбуждения (в частности, по поддельному исполнительному документу либо по исполнительному листу, являющемуся ничтожным вследствие отмены судебного акта, во исполнение которого он выдан, и предъявленному к исполнению взыскателем после принятия противоположного решения)... то у организатора публичных торгов отсутствуют предусмотренные Законом об исполнительном производстве основания для проведения процедуры публичных торгов.
(КонсультантПлюс, 2025)"...если исполнительное производство возбуждено в отсутствие законных оснований для его возбуждения (в частности, по поддельному исполнительному документу либо по исполнительному листу, являющемуся ничтожным вследствие отмены судебного акта, во исполнение которого он выдан, и предъявленному к исполнению взыскателем после принятия противоположного решения)... то у организатора публичных торгов отсутствуют предусмотренные Законом об исполнительном производстве основания для проведения процедуры публичных торгов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)2. В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.).
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)2. В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.).
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"1. Реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества (далее - организатор торгов).
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"1. Реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества (далее - организатор торгов).
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)А вот такой случай признания торгов несостоявшимися, указанный в п. 4 комментируемой статьи, как неоплата лицом, выигравшим торги, в течение пяти дней со дня проведения торгов стоимости имущества в полном объеме в общих нормах гражданского законодательства о проведении торгов не предусмотрен и из этих норм непосредственно не следует. В этом отношении необходимо отметить, что положения комментируемой статьи практически повторяют положения п. 1 ст. 58 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)", определяющие случаи, в которых организатор публичных торгов, проводимых в ходе исполнительного производства, объявляет такие торги несостоявшимися:
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)А вот такой случай признания торгов несостоявшимися, указанный в п. 4 комментируемой статьи, как неоплата лицом, выигравшим торги, в течение пяти дней со дня проведения торгов стоимости имущества в полном объеме в общих нормах гражданского законодательства о проведении торгов не предусмотрен и из этих норм непосредственно не следует. В этом отношении необходимо отметить, что положения комментируемой статьи практически повторяют положения п. 1 ст. 58 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)", определяющие случаи, в которых организатор публичных торгов, проводимых в ходе исполнительного производства, объявляет такие торги несостоявшимися:
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца (п. 71 Постановления Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца (п. 71 Постановления Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Понятие публичных торгов дано в ст. 449.1 ГК РФ. В соответствии с ней под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом. Должник, взыскатели и лица, имеющие права на имущество, продаваемое на публичных торгах, вправе на них присутствовать.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Понятие публичных торгов дано в ст. 449.1 ГК РФ. В соответствии с ней под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом. Должник, взыскатели и лица, имеющие права на имущество, продаваемое на публичных торгах, вправе на них присутствовать.
Статья: Взыскание задолженности по кредитному договору
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отношении движимого имущества судебный пристав-исполнитель обязан направить не позднее чем за 10 дней до даты проведения торгов залогодержателю, залогодателю и должнику по основному обязательству уведомление в письменной форме о дате, времени и месте проведения торгов (п. 1 ст. 350.2 ГК РФ). В отношении недвижимого имущества организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 57 Закона об ипотеке.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отношении движимого имущества судебный пристав-исполнитель обязан направить не позднее чем за 10 дней до даты проведения торгов залогодержателю, залогодателю и должнику по основному обязательству уведомление в письменной форме о дате, времени и месте проведения торгов (п. 1 ст. 350.2 ГК РФ). В отношении недвижимого имущества организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 57 Закона об ипотеке.
Путеводитель по судебной практике. Купля-продажа. Общие положения10.3. Обязан ли организатор торгов вернуть покупателю деньги, если признан недействительным договор купли-продажи, заключенный на публичных торгах
Статья: Заключение договора на торгах: гражданско-правовой анализ структурных элементов
(Керселян А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 2)Более своеобразна модель заключения договора при торгах по реализации предмета ипотеки. Так, в ст. 57 Закона об ипотеке установлено, что выигравшим публичные торги признается лицо, предложившее на них наиболее высокую цену за продаваемое имущество. Это лицо и организатор публичных торгов подписывают в день их проведения протокол о результатах публичных торгов. После этого победитель в течение пяти дней после их окончания должен внести сумму, за которую им куплено заложенное имущество (покупную цену), за вычетом ранее внесенного задатка. Только после этого в течение пяти дней организатор публичных торгов заключает с ним договор купли-продажи. При этом этот договор и протокол о результатах публичных торгов являются основанием для внесения необходимых сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
(Керселян А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 2)Более своеобразна модель заключения договора при торгах по реализации предмета ипотеки. Так, в ст. 57 Закона об ипотеке установлено, что выигравшим публичные торги признается лицо, предложившее на них наиболее высокую цену за продаваемое имущество. Это лицо и организатор публичных торгов подписывают в день их проведения протокол о результатах публичных торгов. После этого победитель в течение пяти дней после их окончания должен внести сумму, за которую им куплено заложенное имущество (покупную цену), за вычетом ранее внесенного задатка. Только после этого в течение пяти дней организатор публичных торгов заключает с ним договор купли-продажи. При этом этот договор и протокол о результатах публичных торгов являются основанием для внесения необходимых сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Статья: Актуальные позиции коллегиальных органов ФАС России по вопросам обжалования решений по делам о нарушениях антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений
(Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 1)2. При формировании условий аукциона объединение лотов
(Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 1)2. При формировании условий аукциона объединение лотов
Статья: Особенности исковой формы защиты права при признании публичных торгов недействительными в процессе реализации имущества должника
(Астахова Е.Д.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 2)Список перечисленных оснований не является исчерпывающим. Судебная практика исходит из того, что при рассмотрении таких исковых заявлений суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов. Допущенные организатором публичных торгов нарушения признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов и привели к ущемлению прав и законных интересов истца <16>.
(Астахова Е.Д.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 2)Список перечисленных оснований не является исчерпывающим. Судебная практика исходит из того, что при рассмотрении таких исковых заявлений суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов. Допущенные организатором публичных торгов нарушения признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов и привели к ущемлению прав и законных интересов истца <16>.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)5. Административные защитные отношения, возникающие в связи с обеспечением органами исполнительной власти, иными административно-публичными субъектами административно-правовой внесудебной защиты нарушенных частных или публичных прав физических лиц и организаций, сопровождающиеся применением в необходимых случаях в отношении нарушителей указанных прав мер административной защиты, например отношения, возникающие по поводу административной защиты органами Федеральной антимонопольной службы прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нарушенных монополистами или организаторами публичных торгов, административной защиты вышестоящими административно-публичными органами прав физических лиц и организаций, нарушенных нижестоящими административно-публичными органами, в частности при оказании последними публичных услуг.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)5. Административные защитные отношения, возникающие в связи с обеспечением органами исполнительной власти, иными административно-публичными субъектами административно-правовой внесудебной защиты нарушенных частных или публичных прав физических лиц и организаций, сопровождающиеся применением в необходимых случаях в отношении нарушителей указанных прав мер административной защиты, например отношения, возникающие по поводу административной защиты органами Федеральной антимонопольной службы прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нарушенных монополистами или организаторами публичных торгов, административной защиты вышестоящими административно-публичными органами прав физических лиц и организаций, нарушенных нижестоящими административно-публичными органами, в частности при оказании последними публичных услуг.
Статья: Истребование от добросовестного приобретателя имущества, приобретенного на публичных торгах
(Мальбин Д.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Одновременно очевидна потребность в обеспечении доверия к публичным торгам, которые, как указано в п. 1 ст. 449.1 ГК РФ, проводятся в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства. Более того, в силу п. 2 ст. 449.1 ГК РФ организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом. Из изложенного следует, что публичные торги всегда имеют публичное основание (судебный акт, исполнительный документ) и проводятся лицом, уполномоченным на их проведение законом, что легитимирует продажу имущества в глазах общества, тем более когда организатором торгов выступает государственный орган или орган местного самоуправления. Завладение имуществом, которое отчуждается хотя и не собственником, но лицом, уполномоченным на это законом, исключает возможность квалификации отчуждателя в качестве неуправомоченного и, следовательно, недобросовестность приобретателя имущества.
(Мальбин Д.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Одновременно очевидна потребность в обеспечении доверия к публичным торгам, которые, как указано в п. 1 ст. 449.1 ГК РФ, проводятся в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства. Более того, в силу п. 2 ст. 449.1 ГК РФ организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом. Из изложенного следует, что публичные торги всегда имеют публичное основание (судебный акт, исполнительный документ) и проводятся лицом, уполномоченным на их проведение законом, что легитимирует продажу имущества в глазах общества, тем более когда организатором торгов выступает государственный орган или орган местного самоуправления. Завладение имуществом, которое отчуждается хотя и не собственником, но лицом, уполномоченным на это законом, исключает возможность квалификации отчуждателя в качестве неуправомоченного и, следовательно, недобросовестность приобретателя имущества.