Организация наличного денежного обращения
Подборка наиболее важных документов по запросу Организация наличного денежного обращения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Денежное обращение и его организация в Российской Федерации как публичные потребность и интерес
(Крылов О.М.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 1)- наличное денежное обращение. Публичный интерес, как способ удовлетворения указанной потребности, состоит на основании главы VI ФЗ "О Банке России" в организации наличного денежного обращения, предполагающей установление вида наличных денег, их масштаба, эмитента наличных денег, видов и пределов выполняемых наличными деньгами функций (посредством установления разрешенных операций и запретов на отдельные операции с ними), органов управления организацией наличного денежного обращения, порядка изменения организации наличного денежного обращения и т.д.;
(Крылов О.М.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 1)- наличное денежное обращение. Публичный интерес, как способ удовлетворения указанной потребности, состоит на основании главы VI ФЗ "О Банке России" в организации наличного денежного обращения, предполагающей установление вида наличных денег, их масштаба, эмитента наличных денег, видов и пределов выполняемых наличными деньгами функций (посредством установления разрешенных операций и запретов на отдельные операции с ними), органов управления организацией наличного денежного обращения, порядка изменения организации наличного денежного обращения и т.д.;
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Глава VI. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Глава VI. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
Указание Банка России от 09.12.2019 N 5348-У
(ред. от 13.06.2024)
"О правилах наличных расчетов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2020 N 57999)Зарегистрировано в Минюсте России 7 апреля 2020 г. N 57999
(ред. от 13.06.2024)
"О правилах наличных расчетов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2020 N 57999)Зарегистрировано в Минюсте России 7 апреля 2020 г. N 57999
Путеводитель по судебной практике: Расчеты.
Вправе ли конкурсный управляющий производить расчеты наличными через кассу должника
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, правильным является вывод судов о том, что действия арбитражного управляющего, осуществляющего денежные расчеты через кассу предприятия, являются неправомерными и противоречащими требованиям Закона N 127-ФЗ, равно как и вывод о неприменении в данном случае Положения Центрального банка Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации"..."
Вправе ли конкурсный управляющий производить расчеты наличными через кассу должника
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, правильным является вывод судов о том, что действия арбитражного управляющего, осуществляющего денежные расчеты через кассу предприятия, являются неправомерными и противоречащими требованиям Закона N 127-ФЗ, равно как и вывод о неприменении в данном случае Положения Центрального банка Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации"..."
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории России осуществляются исключительно Банком России. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории России. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону (ст. 29).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории России осуществляются исключительно Банком России. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории России. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону (ст. 29).
Статья: Цифровой рубль как обязательство Центрального банка
(Турбанов А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)Закон регламентирует эмиссию наличных денег и организацию наличного денежного обращения, поскольку именно в этом проявляется исключительное монопольное право государства в лице Центрального банка. Законодатель в ст. 30 устанавливает, что банкноты и монета Банка России (наличные деньги) являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Именно здесь возникает дискуссия, понимать под обязательством Банка России и каким образом обеспечивается его выполнение.
(Турбанов А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)Закон регламентирует эмиссию наличных денег и организацию наличного денежного обращения, поскольку именно в этом проявляется исключительное монопольное право государства в лице Центрального банка. Законодатель в ст. 30 устанавливает, что банкноты и монета Банка России (наличные деньги) являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Именно здесь возникает дискуссия, понимать под обязательством Банка России и каким образом обеспечивается его выполнение.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Разработчиками законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 443-ФЗ, отмечалось в том числе следующее: перечень документов в области регулирования бухгалтерского учета дополняется нормативными актами Банка России по организации и ведению бухгалтерского учета для Банка России; кроме того, предусматривается, что план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения для Банка России, по аналогии с действующим регулированием в отношении соответствующих документов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, не устанавливается федеральными стандартами; предусмотрена возможность применения Банком России в документах для организации и ведения бухгалтерского учета Банка России, в том числе в плане счетов бухгалтерского учета и порядке его применения, подходов, отличных от положений федеральных стандартов в целях реализации Банком России функций, установленных Законом 2002 г. о Банке России, включая такие, как во взаимодействии с Правительством РФ разработка и проведение политики развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка России, монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организация наличного денежного обращения.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Разработчиками законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 443-ФЗ, отмечалось в том числе следующее: перечень документов в области регулирования бухгалтерского учета дополняется нормативными актами Банка России по организации и ведению бухгалтерского учета для Банка России; кроме того, предусматривается, что план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения для Банка России, по аналогии с действующим регулированием в отношении соответствующих документов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, не устанавливается федеральными стандартами; предусмотрена возможность применения Банком России в документах для организации и ведения бухгалтерского учета Банка России, в том числе в плане счетов бухгалтерского учета и порядке его применения, подходов, отличных от положений федеральных стандартов в целях реализации Банком России функций, установленных Законом 2002 г. о Банке России, включая такие, как во взаимодействии с Правительством РФ разработка и проведение политики развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка России, монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организация наличного денежного обращения.
Статья: Проблемы определения правовой природы цифровой валюты
(Дерюгина Т.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 2)Следует отметить, что ФЗ "О Банке России" (статья 27) устанавливает запрет на выпуск денежных суррогатов (к которыми иногда относят цифровую валюту), однако этот запрет относится только к категории наличных денег (банкноты и монеты). Такой вывод следует из системного анализа главы VI указанного Закона "Организация наличного денежного обращения", где и размещена приведенная статья. О деньгах, а не денежных средствах в отношении суррогатов говорит и часть 1 статьи 75 Конституции РФ.
(Дерюгина Т.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 2)Следует отметить, что ФЗ "О Банке России" (статья 27) устанавливает запрет на выпуск денежных суррогатов (к которыми иногда относят цифровую валюту), однако этот запрет относится только к категории наличных денег (банкноты и монеты). Такой вывод следует из системного анализа главы VI указанного Закона "Организация наличного денежного обращения", где и размещена приведенная статья. О деньгах, а не денежных средствах в отношении суррогатов говорит и часть 1 статьи 75 Конституции РФ.
Статья: Эмиссионное право как общий финансово-правовой институт
(Карасева М.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Статья посвящена проблеме определения места института эмиссионного права в системе права финансового. Подчеркивается, что данный институт является сложным. И его место сегодня определяется в общей и особенной частях финансового права. В общей части финансового права объективно сегодня выделился данный институт той частью, которая регулирует выпуск денежных знаков и организацию наличного денежного обращения на территории РФ. Вторая часть этого института включается в институт финансово-правового регулирования банковской деятельности. Она регулирует отношения безналичной денежной эмиссии, связанные с использованием механизмов и методов денежно-кредитной политики РФ. В статье подчеркиваются критерии "расщепления" данного института на две составляющие.
(Карасева М.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Статья посвящена проблеме определения места института эмиссионного права в системе права финансового. Подчеркивается, что данный институт является сложным. И его место сегодня определяется в общей и особенной частях финансового права. В общей части финансового права объективно сегодня выделился данный институт той частью, которая регулирует выпуск денежных знаков и организацию наличного денежного обращения на территории РФ. Вторая часть этого института включается в институт финансово-правового регулирования банковской деятельности. Она регулирует отношения безналичной денежной эмиссии, связанные с использованием механизмов и методов денежно-кредитной политики РФ. В статье подчеркиваются критерии "расщепления" данного института на две составляющие.
Статья: Право денежного обращения в условиях цифровизации
(Мирошник С.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Д.В. Винницкий, Д.А. Курочкин и многие другие ученые выделяют в составе финансового права не право денежного обращения, а эмиссионное право, указывая на такие его структурные элементы, как: институт правового регулирования денежно-кредитной политики; институт правового регулирования организации наличного денежного обращения; институт правового регулирования организации безналичных расчетов. С их точки зрения, нет никаких оснований для признания расчетных отношений частью предмета финансового права, поскольку большая часть из них регламентируется нормами гражданского права <12>.
(Мирошник С.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Д.В. Винницкий, Д.А. Курочкин и многие другие ученые выделяют в составе финансового права не право денежного обращения, а эмиссионное право, указывая на такие его структурные элементы, как: институт правового регулирования денежно-кредитной политики; институт правового регулирования организации наличного денежного обращения; институт правового регулирования организации безналичных расчетов. С их точки зрения, нет никаких оснований для признания расчетных отношений частью предмета финансового права, поскольку большая часть из них регламентируется нормами гражданского права <12>.
Статья: Предмет и система эмиссионного права Российской Федерации
(Изотов Ю.Г.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)К.С. Бельский выделяет институты: наличных денег и монополии государства на их изготовление и выпуск, организации наличного денежного обращения, организации безналичного денежного обращения, управления золотовалютными резервами, валютного регулирования и контроля, кассового устройства и ценных бумаг <3>.
(Изотов Ю.Г.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)К.С. Бельский выделяет институты: наличных денег и монополии государства на их изготовление и выпуск, организации наличного денежного обращения, организации безналичного денежного обращения, управления золотовалютными резервами, валютного регулирования и контроля, кассового устройства и ценных бумаг <3>.
Путеводитель по судебной практике: Расчеты.
Могут ли расчеты наличными, связанные с предпринимательской деятельностью, превышать 100 тыс. руб. по одному договору
(КонсультантПлюс, 2025)Установление предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, а также расчетов с участием граждан, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, является механизмом организации наличного денежного обращения. Между тем превышение уровня допустимых наличных расчетов само по себе не свидетельствует об отсутствии факта несения соответствующих расходов и не лишает документы доказательственного значения для цели подтверждения фактической передачи денежных средств.
Могут ли расчеты наличными, связанные с предпринимательской деятельностью, превышать 100 тыс. руб. по одному договору
(КонсультантПлюс, 2025)Установление предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, а также расчетов с участием граждан, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, является механизмом организации наличного денежного обращения. Между тем превышение уровня допустимых наличных расчетов само по себе не свидетельствует об отсутствии факта несения соответствующих расходов и не лишает документы доказательственного значения для цели подтверждения фактической передачи денежных средств.
Статья: О некоторых вопросах теории публичного права финансового рынка
(Тропская С.С.)
("Финансовое право", 2022, N 6)Публичное право финансового рынка тесно взаимосвязано с другими подотраслями финансового права, ведущими среди которых можно назвать: эмиссионное право, налоговое право, бюджетное право и финансово-контрольное право. Наиболее близкая связь публичного права финансового рынка прослеживается с эмиссионным правом, под которым профессор К.С. Бельский предлагает понимать "совокупность специализированных юридических норм, которые регламентируют общественные отношения в сфере эмиссионной деятельности государства, направленной на выпуск денег и организацию денежного обращения" <25>. Как отмечает ученый, исторически нормы эмиссионного права возникли вместе с деньгами, являясь их частью и условием их появления. В настоящее время в состав эмиссионного права включаются такие институты, как институт эмиссии денег; организация наличного денежного обращения, организация безналичного денежного обращения, институт валютного регулирования и контроля, институт кассового устройства и др. <26>.
(Тропская С.С.)
("Финансовое право", 2022, N 6)Публичное право финансового рынка тесно взаимосвязано с другими подотраслями финансового права, ведущими среди которых можно назвать: эмиссионное право, налоговое право, бюджетное право и финансово-контрольное право. Наиболее близкая связь публичного права финансового рынка прослеживается с эмиссионным правом, под которым профессор К.С. Бельский предлагает понимать "совокупность специализированных юридических норм, которые регламентируют общественные отношения в сфере эмиссионной деятельности государства, направленной на выпуск денег и организацию денежного обращения" <25>. Как отмечает ученый, исторически нормы эмиссионного права возникли вместе с деньгами, являясь их частью и условием их появления. В настоящее время в состав эмиссионного права включаются такие институты, как институт эмиссии денег; организация наличного денежного обращения, организация безналичного денежного обращения, институт валютного регулирования и контроля, институт кассового устройства и др. <26>.