Организация карантина на предприятии
Подборка наиболее важных документов по запросу Организация карантина на предприятии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности трудовых отношений в условиях пандемии COVID-19
(Туранин В.Ю., Лиликова О.С., Прасолова А.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)В трудовом законодательстве закреплено такое понятие, как "простой", которое тоже имеет непосредственное отношение к пандемии. Простой - временное приостановление работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера <5>. Работодатель и сотрудники не несут вины за приостановление цикла работы организации по ранее указанным причинам. Например, они не в состоянии повлиять на течение коронавирусной инфекции в местности, где они проживают и непосредственно исполняют свою трудовую функцию. Их обязанность заключается в строгом соблюдении рекомендаций Роспотребнадзора по профилактике COVID-19 на рабочих местах. Простой должен быть оформлен официальным документом работодателя. В связи с распространением COVID-19 в России с 30 марта по 3 апреля 2020 г. были объявлены нерабочие дни, а если быть точнее, "карантинные каникулы". Позже, исходя из неблагоприятной эпидемиологической обстановки в стране, В.В. Путин продлил карантин до 30 апреля 2020 года. Таким образом, на предприятиях и в организациях, где возник простой в "карантинные каникулы", работодатели обязаны были оплатить своим работникам данные дни в полном объеме. Отметим, что этот процесс оказал неблагоприятное влияние прежде всего на туристический бизнес. Поэтому государство приняло меры поддержки, направленные на сглаживание негативных последствий пандемии как для работников организаций, так и для работодателей: мораторий на банкротство, кредитные каникулы для бизнеса, снижение страховых взносов, отсрочка арендных платежей, продление лицензий и другие.
(Туранин В.Ю., Лиликова О.С., Прасолова А.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)В трудовом законодательстве закреплено такое понятие, как "простой", которое тоже имеет непосредственное отношение к пандемии. Простой - временное приостановление работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера <5>. Работодатель и сотрудники не несут вины за приостановление цикла работы организации по ранее указанным причинам. Например, они не в состоянии повлиять на течение коронавирусной инфекции в местности, где они проживают и непосредственно исполняют свою трудовую функцию. Их обязанность заключается в строгом соблюдении рекомендаций Роспотребнадзора по профилактике COVID-19 на рабочих местах. Простой должен быть оформлен официальным документом работодателя. В связи с распространением COVID-19 в России с 30 марта по 3 апреля 2020 г. были объявлены нерабочие дни, а если быть точнее, "карантинные каникулы". Позже, исходя из неблагоприятной эпидемиологической обстановки в стране, В.В. Путин продлил карантин до 30 апреля 2020 года. Таким образом, на предприятиях и в организациях, где возник простой в "карантинные каникулы", работодатели обязаны были оплатить своим работникам данные дни в полном объеме. Отметим, что этот процесс оказал неблагоприятное влияние прежде всего на туристический бизнес. Поэтому государство приняло меры поддержки, направленные на сглаживание негативных последствий пандемии как для работников организаций, так и для работодателей: мораторий на банкротство, кредитные каникулы для бизнеса, снижение страховых взносов, отсрочка арендных платежей, продление лицензий и другие.
"Право интеллектуальной собственности в условиях развития новых технологий: монография"
(Моргунова Е.А., Шахназаров Б.А.)
("Норма", "ИНФРА-М", 2023)Общая цель глобальной стратегии ВОЗ в области реагирования на COVID-19 заключается в сдерживании пандемии во всех странах за счет замедления передачи инфекции и снижения смертности в связи с COVID-19, а в конечном счете в достижении стабильно низких показателей или нулевого уровня передачи <1>. В зависимости от местной эпидемиологической обстановки одни страны находятся в процессе усиления мер по защите здоровья населения и социальных мер, а другие ослабляют такие меры или рассматривают возможность их ослабления. При этом ряд стран ввели дополнительные широкомасштабные меры по защите здоровья населения и социальные меры, которые включают в себя ограничения на передвижение, закрытие организаций, в частности образовательных учреждений и предприятий, обязательный карантин для прибывающих из определенных географических районов и ограничения на международное пассажирское сообщение <2>.
(Моргунова Е.А., Шахназаров Б.А.)
("Норма", "ИНФРА-М", 2023)Общая цель глобальной стратегии ВОЗ в области реагирования на COVID-19 заключается в сдерживании пандемии во всех странах за счет замедления передачи инфекции и снижения смертности в связи с COVID-19, а в конечном счете в достижении стабильно низких показателей или нулевого уровня передачи <1>. В зависимости от местной эпидемиологической обстановки одни страны находятся в процессе усиления мер по защите здоровья населения и социальных мер, а другие ослабляют такие меры или рассматривают возможность их ослабления. При этом ряд стран ввели дополнительные широкомасштабные меры по защите здоровья населения и социальные меры, которые включают в себя ограничения на передвижение, закрытие организаций, в частности образовательных учреждений и предприятий, обязательный карантин для прибывающих из определенных географических районов и ограничения на международное пассажирское сообщение <2>.
Нормативные акты
Справочная информация: "Перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении контрольно-надзорных полномочий федеральными органами исполнительной власти"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Государственная регистрация организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение подконтрольных товаров (продукции), перемещаемых с территории одного государства-члена на территорию другого государства - члена ЕАЭС, ведение реестра соответствующих предприятий
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Государственная регистрация организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение подконтрольных товаров (продукции), перемещаемых с территории одного государства-члена на территорию другого государства - члена ЕАЭС, ведение реестра соответствующих предприятий
Приказ Минприроды России от 06.09.2016 N 457
"Об утверждении Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах и Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2016 N 44580)оповещение местного населения через средства массовой информации (местные газеты, радио, телевидение, листовки) о временном ограничении пребывания в лесах, информирование о целях проведения мероприятий, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, сроках обработки лесных участков, подлежащих защите от вредителей леса, препаратами (далее - обработка) с указанием информации об используемых препаратах, мероприятиях по общественной безопасности и правилах карантина, обязательных для выполнения местным населением, различными предприятиями и организациями, независимо от их форм собственности;
"Об утверждении Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах и Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2016 N 44580)оповещение местного населения через средства массовой информации (местные газеты, радио, телевидение, листовки) о временном ограничении пребывания в лесах, информирование о целях проведения мероприятий, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, сроках обработки лесных участков, подлежащих защите от вредителей леса, препаратами (далее - обработка) с указанием информации об используемых препаратах, мероприятиях по общественной безопасности и правилах карантина, обязательных для выполнения местным населением, различными предприятиями и организациями, независимо от их форм собственности;
Статья: Организация первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 2)- отдают распоряжения о переводе предприятий, учреждений и организаций на режим работы ЧС (при авариях на радиационно и химически опасных объектах режим работы предприятий и учреждений определяется режимами радиационной и химической защиты, а при возникновении очага инфекционного заболевания - режимом введенного карантина или обсервации);
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 2)- отдают распоряжения о переводе предприятий, учреждений и организаций на режим работы ЧС (при авариях на радиационно и химически опасных объектах режим работы предприятий и учреждений определяется режимами радиационной и химической защиты, а при возникновении очага инфекционного заболевания - режимом введенного карантина или обсервации);
Статья: Правовое регулирование потребительского кредитования в государствах ЕАЭС
(Баишев Р.Ж.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2021, N 1)В период действия карантина только в Алматы численность работников предприятий в общей сложности сократилась на 266 тыс. человек. Аналогичная ситуация наблюдается по индивидуальным предпринимателям, 80% которых приостановили деятельность. Таким образом, по предварительным расчетам, текущая ситуация отрицательно повлияла на финансовое состояние около 500 тыс. горожан <21>. 26 марта 2020 года Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка утвердило механизм приостановления выплат сумм основного долга и вознаграждения по займам населения на период с 16 марта до 15 июня 2020 года <22>.
(Баишев Р.Ж.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2021, N 1)В период действия карантина только в Алматы численность работников предприятий в общей сложности сократилась на 266 тыс. человек. Аналогичная ситуация наблюдается по индивидуальным предпринимателям, 80% которых приостановили деятельность. Таким образом, по предварительным расчетам, текущая ситуация отрицательно повлияла на финансовое состояние около 500 тыс. горожан <21>. 26 марта 2020 года Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка утвердило механизм приостановления выплат сумм основного долга и вознаграждения по займам населения на период с 16 марта до 15 июня 2020 года <22>.
Статья: О неналоговых платежах в Российской Федерации
(Сухарев А.Н., Смирнов С.Н.)
("Финансы", 2025, N 2)Существует большая группа платежей, имеющих утвержденную методику определения стоимости и представляющих собой по своей природе плату за оказание государственных услуг, получение которых вытекает из существа деятельности экономического субъекта и контролируется со стороны публичной власти. К таким платежам, например, относятся плата за проведение государственной экспертизы культурных ценностей, плата за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, плата за оказание услуги по профилактическому фитосанитарному обеззараживанию складских помещений в соответствии с нормами и правилами обеспечения карантина растений и выдаче документа, подтверждающего обеззараживание, и многие другие. Такие платежи возникают из необходимости покрытия затрат, которые появляются при оказании соответствующих видов обязательных услуг, предоставляемых государственными организациями (учреждениями, унитарными предприятиями). Посредством предоставления таких обязательных услуг органы государственной власти и местного самоуправления обеспечивают безопасность для общества товаров, работ, услуг, производимых и оказываемых хозяйствующими субъектами.
(Сухарев А.Н., Смирнов С.Н.)
("Финансы", 2025, N 2)Существует большая группа платежей, имеющих утвержденную методику определения стоимости и представляющих собой по своей природе плату за оказание государственных услуг, получение которых вытекает из существа деятельности экономического субъекта и контролируется со стороны публичной власти. К таким платежам, например, относятся плата за проведение государственной экспертизы культурных ценностей, плата за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, плата за оказание услуги по профилактическому фитосанитарному обеззараживанию складских помещений в соответствии с нормами и правилами обеспечения карантина растений и выдаче документа, подтверждающего обеззараживание, и многие другие. Такие платежи возникают из необходимости покрытия затрат, которые появляются при оказании соответствующих видов обязательных услуг, предоставляемых государственными организациями (учреждениями, унитарными предприятиями). Посредством предоставления таких обязательных услуг органы государственной власти и местного самоуправления обеспечивают безопасность для общества товаров, работ, услуг, производимых и оказываемых хозяйствующими субъектами.
"Пробелы в праве в условиях цифровизации: сборник научных трудов"
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)Предприятиям, организациям, учреждениям важно шире использовать дистанционные формы работы, но не повышая нагрузку на работников и не снижая оплату труда, что нередко происходит в 2020 - 2021 гг. Как отмечалось выше, работодателям необходимо менять формат мышления, отказываться от частых очных совещаний и очного подписания многочисленных документов. Использование в работе дистанционных цифровых технологий помогают существенно снизить угрозу распространения вируса.
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)Предприятиям, организациям, учреждениям важно шире использовать дистанционные формы работы, но не повышая нагрузку на работников и не снижая оплату труда, что нередко происходит в 2020 - 2021 гг. Как отмечалось выше, работодателям необходимо менять формат мышления, отказываться от частых очных совещаний и очного подписания многочисленных документов. Использование в работе дистанционных цифровых технологий помогают существенно снизить угрозу распространения вируса.
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Ограничительные меры, установленные в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и меры стимулирующего характера, внедренные для поддержки населения в условиях карантинных мероприятий, затронули все основные параметры организации контрольно-надзорной деятельности государства, о чем мы уже указывали в своих исследованиях <1>. Но, пожалуй, главным фактором является то, что условия карантинных мероприятий резко сузили возможности контрольно-надзорных органов по непосредственному взаимодействию с контролируемыми лицами. В этой связи Правительством Российской Федерации <2> были полностью запрещены плановые проверки малых и средних предприятий, которые включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превысила 200 человек. Были приостановлены или резко сокращены плановые проверки в отношении других объектов государственного контроля (надзора). Мораторий коснулся также проверок, запланированных в связи с лицензионной деятельностью. Многие разрешительные режимы были продлены до 1 октября 2020 года <3>.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Ограничительные меры, установленные в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и меры стимулирующего характера, внедренные для поддержки населения в условиях карантинных мероприятий, затронули все основные параметры организации контрольно-надзорной деятельности государства, о чем мы уже указывали в своих исследованиях <1>. Но, пожалуй, главным фактором является то, что условия карантинных мероприятий резко сузили возможности контрольно-надзорных органов по непосредственному взаимодействию с контролируемыми лицами. В этой связи Правительством Российской Федерации <2> были полностью запрещены плановые проверки малых и средних предприятий, которые включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превысила 200 человек. Были приостановлены или резко сокращены плановые проверки в отношении других объектов государственного контроля (надзора). Мораторий коснулся также проверок, запланированных в связи с лицензионной деятельностью. Многие разрешительные режимы были продлены до 1 октября 2020 года <3>.
Статья: Трансформации института несостоятельности в условиях пандемии COVID-19 в России и некоторых странах Европы
(Файзрахманова Л.М., Бухмин С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Пандемия вируса COVID-19 стала серьезным вызовом для современной экономической парадигмы в мире, приведшим к резкому снижению спроса и предложения в результате карантина и изменившим поведение потребителей в связи с необходимостью социального дистанцирования. Ее предсказуемым результатом станет глобальный экономический спад, который отразится на многих предприятиях и организациях в различных отраслях промышленности. В этих условиях возникает необходимость цивилизованного урегулирования задолженности неплатежеспособных субъектов перед кредиторами. В статье исследуются законодательные меры в рамках института банкротства, предпринятые в России и странах Европы (Германия, Италия, Франция) в целях преодоления экономического кризиса, вызванного пандемией вируса COVID-19. Проводится сравнительно-правовой анализ эффективности принимаемых в государствах правовых стимулов. Делается вывод, что большинство правовых мер противодействия кризису в рассмотренных странах имеют идентичную направленность, и для максимальной поддержки должника требуются разноплановые меры, которые будут включать в себя не только правовые средства, но и экономические, финансовые и налоговые стимулы.
(Файзрахманова Л.М., Бухмин С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Пандемия вируса COVID-19 стала серьезным вызовом для современной экономической парадигмы в мире, приведшим к резкому снижению спроса и предложения в результате карантина и изменившим поведение потребителей в связи с необходимостью социального дистанцирования. Ее предсказуемым результатом станет глобальный экономический спад, который отразится на многих предприятиях и организациях в различных отраслях промышленности. В этих условиях возникает необходимость цивилизованного урегулирования задолженности неплатежеспособных субъектов перед кредиторами. В статье исследуются законодательные меры в рамках института банкротства, предпринятые в России и странах Европы (Германия, Италия, Франция) в целях преодоления экономического кризиса, вызванного пандемией вируса COVID-19. Проводится сравнительно-правовой анализ эффективности принимаемых в государствах правовых стимулов. Делается вывод, что большинство правовых мер противодействия кризису в рассмотренных странах имеют идентичную направленность, и для максимальной поддержки должника требуются разноплановые меры, которые будут включать в себя не только правовые средства, но и экономические, финансовые и налоговые стимулы.
Статья: О смягчении в сфере труда негативных последствий распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)Сохранение заработной платы - это самая общая мера, направленная на поддержку дохода работников. В России режим карантина в марте и апреле был объявлен "нерабочими днями". Как известно, такое понятие отсутствует в действующем трудовом законодательстве <9>. Работодатели, не отнесенные к числу непрерывно действующих и жизненно важных предприятий и организаций, не имеющие возможности осуществлять свою деятельность в удаленном режиме, обязаны сохранять среднюю заработную плату для своих работников в полном объеме на период ограничений. В соответствии с разъяснениями Министерства труда РФ вынужденная остановка работы в этой ситуации не относится к простою по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, оплачиваемому в размере 2/3 должностного оклада <10> работника. Таким образом, государство перенесло основной экономический ущерб от ограничительных мер с себя на плечи работодателей, вынужденных остановить работу. Помощь, оказываемая работодателям в этой обстановке, носит очень ограниченный характер и не компенсирует большую часть потерь, в результате чего ожидается волна банкротств работодателей, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, и, как следствие, существенный рост безработицы. Вероятно, одной из причин, по которой Правительство отказалось официально объявлять чрезвычайную ситуацию в России, стало желание не допустить увольнения работников по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, вследствие наступления чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства или органа государственной власти соответствующего субъекта (п. 7 ст. 83 ТК РФ).
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)Сохранение заработной платы - это самая общая мера, направленная на поддержку дохода работников. В России режим карантина в марте и апреле был объявлен "нерабочими днями". Как известно, такое понятие отсутствует в действующем трудовом законодательстве <9>. Работодатели, не отнесенные к числу непрерывно действующих и жизненно важных предприятий и организаций, не имеющие возможности осуществлять свою деятельность в удаленном режиме, обязаны сохранять среднюю заработную плату для своих работников в полном объеме на период ограничений. В соответствии с разъяснениями Министерства труда РФ вынужденная остановка работы в этой ситуации не относится к простою по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, оплачиваемому в размере 2/3 должностного оклада <10> работника. Таким образом, государство перенесло основной экономический ущерб от ограничительных мер с себя на плечи работодателей, вынужденных остановить работу. Помощь, оказываемая работодателям в этой обстановке, носит очень ограниченный характер и не компенсирует большую часть потерь, в результате чего ожидается волна банкротств работодателей, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, и, как следствие, существенный рост безработицы. Вероятно, одной из причин, по которой Правительство отказалось официально объявлять чрезвычайную ситуацию в России, стало желание не допустить увольнения работников по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, вследствие наступления чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства или органа государственной власти соответствующего субъекта (п. 7 ст. 83 ТК РФ).