Организационно-правовые формы медицинских организаций
Подборка наиболее важных документов по запросу Организационно-правовые формы медицинских организаций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Как представляется, условия и характер труда, обусловливающие специфику осуществления трудовой функции медицинскими работниками, не должны зависеть от организационно-правовой формы медицинской организации. Условия труда могут быть одинаковыми, как в государственных учреждениях здравоохранения, так и в частных (негосударственных) медицинских организациях, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ. Например, по результатам специальной оценки конкретного рабочего места эти условия могут быть вредными (класс вредности 3.1). Что же касается аргумента в пользу более высокого уровня оплаты труда в негосударственных медицинских организациях по сравнению с государственными учреждениями, то он не выдерживает никакой критики.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Как представляется, условия и характер труда, обусловливающие специфику осуществления трудовой функции медицинскими работниками, не должны зависеть от организационно-правовой формы медицинской организации. Условия труда могут быть одинаковыми, как в государственных учреждениях здравоохранения, так и в частных (негосударственных) медицинских организациях, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ. Например, по результатам специальной оценки конкретного рабочего места эти условия могут быть вредными (класс вредности 3.1). Что же касается аргумента в пользу более высокого уровня оплаты труда в негосударственных медицинских организациях по сравнению с государственными учреждениями, то он не выдерживает никакой критики.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 07.10.2024 N 453
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья"Раздел I. Медицинские организации по типам, организационно-правовым формам и формам собственности, единица
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья"Раздел I. Медицинские организации по типам, организационно-правовым формам и формам собственности, единица
Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об актах гражданского состояния"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы (далее - медицинская организация), в которой происходили роды;
(ред. от 08.08.2024)
"Об актах гражданского состояния"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы (далее - медицинская организация), в которой происходили роды;
Статья: Нужна ли медицинской организации лицензия на фармацевтическую деятельность?
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В то же время, как отметили арбитры, положения данного Закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В то же время, как отметили арбитры, положения данного Закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.
Статья: Учреждения здравоохранения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следовательно, на учреждения здравоохранения, осуществляющие медицинскую деятельность, равно как и на медицинские организации, в полном объеме распространяются нормы Закона об охране здоровья. Отличия заключаются лишь в организационно-правовых формах, т.к. медицинская организация признается таковой вне зависимости от организационно-правовой формы. Ее единственным отличительным признаком от других организаций является лишь то, что она осуществляет медицинскую деятельность в качестве основного вида деятельности на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следовательно, на учреждения здравоохранения, осуществляющие медицинскую деятельность, равно как и на медицинские организации, в полном объеме распространяются нормы Закона об охране здоровья. Отличия заключаются лишь в организационно-правовых формах, т.к. медицинская организация признается таковой вне зависимости от организационно-правовой формы. Ее единственным отличительным признаком от других организаций является лишь то, что она осуществляет медицинскую деятельность в качестве основного вида деятельности на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности.
"Гражданско-правовое регулирование взаимоотношений в сфере охраны здоровья: проблемные вопросы и судебная практика: научно-практическое пособие"
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)На практике допускается применение цен (тарифов, расценок и т.п.), на которые может влиять организационно-правовая форма медицинских организаций.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)На практике допускается применение цен (тарифов, расценок и т.п.), на которые может влиять организационно-правовая форма медицинских организаций.
Статья: Досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников и специальная оценка условий труда
(Габай П.Г., Карапетян Р.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)В то же время на практике распространена ситуация, когда вопреки указанному организации, проводящие СОУТ, устанавливают право работников медицинских организаций на льготную пенсию лишь на том основании, что рабочим местам таких работников присвоен подкласс вредных условий труда (3-й класс). Устанавливая такое право, организации, проводящие СОУТ, зачастую просто игнорируют факт несоответствия организационно-правовой формы медицинской организации и должностей медицинских работников Спискам N 1 и 2, утвержденным Постановлением КМ СССР N 10.
(Габай П.Г., Карапетян Р.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)В то же время на практике распространена ситуация, когда вопреки указанному организации, проводящие СОУТ, устанавливают право работников медицинских организаций на льготную пенсию лишь на том основании, что рабочим местам таких работников присвоен подкласс вредных условий труда (3-й класс). Устанавливая такое право, организации, проводящие СОУТ, зачастую просто игнорируют факт несоответствия организационно-правовой формы медицинской организации и должностей медицинских работников Спискам N 1 и 2, утвержденным Постановлением КМ СССР N 10.
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Превентивный эффект существующей модели ответственности за причинение вреда пациенту снижен и в силу некоторых исторических особенностей развития экономики в России, включая сферу здравоохранения. До настоящего времени основной объем медицинских услуг предоставляется государственными и муниципальными бюджетными учреждениями здравоохранения (районными поликлиниками, центральными и районными больницами и т.д.). Наблюдается динамика в сторону увеличения числа частных медицинских организаций. Однако процесс коммерциализации медицинской деятельности развивается медленно. По данным Росстата, за период с 2005 по 2020 г. число государственных больниц сократилось с 9 479 до 5 065, число государственных поликлиник сократилось с 17 172 до 14 549. За тот же период число частных больниц увеличилось со 115 до 294, число частных поликлиник - с 2 753 до 6 906 <1>. Приведенные данные указывают на то, что государственные (муниципальные) медицинские организации, имеющие организационно-правовую форму бюджетного учреждения, по-прежнему являются основными участниками на рынке медицинских услуг.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Превентивный эффект существующей модели ответственности за причинение вреда пациенту снижен и в силу некоторых исторических особенностей развития экономики в России, включая сферу здравоохранения. До настоящего времени основной объем медицинских услуг предоставляется государственными и муниципальными бюджетными учреждениями здравоохранения (районными поликлиниками, центральными и районными больницами и т.д.). Наблюдается динамика в сторону увеличения числа частных медицинских организаций. Однако процесс коммерциализации медицинской деятельности развивается медленно. По данным Росстата, за период с 2005 по 2020 г. число государственных больниц сократилось с 9 479 до 5 065, число государственных поликлиник сократилось с 17 172 до 14 549. За тот же период число частных больниц увеличилось со 115 до 294, число частных поликлиник - с 2 753 до 6 906 <1>. Приведенные данные указывают на то, что государственные (муниципальные) медицинские организации, имеющие организационно-правовую форму бюджетного учреждения, по-прежнему являются основными участниками на рынке медицинских услуг.
Ситуация: Правомерна ли продажа бахил в медучреждении?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Медицинским организациям независимо от их организационно-правовой формы следует при входе в медицинскую организацию обеспечивать пациента в том числе бахилами (п. 4.2 МР 3.1.0218-20.3.1, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.11.2020).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Медицинским организациям независимо от их организационно-правовой формы следует при входе в медицинскую организацию обеспечивать пациента в том числе бахилами (п. 4.2 МР 3.1.0218-20.3.1, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.11.2020).
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 9)медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность (п. 11)".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 9)медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность (п. 11)".
Статья: Право медиков на досрочную пенсию
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2024, N 18)Руководствуясь, в частности, этими разъяснениями ВС, суды отказывают во включении в льготный стаж периодов работы в медорганизациях, являющихся, скажем, обществами с ограниченной ответственностью или акционерными обществами <9>. Причем, даже если суды первых инстанций вдруг включают в стаж, дающий право на досрочную пенсию, периоды работы в медицинских организациях с организационно-правовой формой, отличной от учреждения, суды последующих инстанций отменяют такие решения <10>.
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2024, N 18)Руководствуясь, в частности, этими разъяснениями ВС, суды отказывают во включении в льготный стаж периодов работы в медорганизациях, являющихся, скажем, обществами с ограниченной ответственностью или акционерными обществами <9>. Причем, даже если суды первых инстанций вдруг включают в стаж, дающий право на досрочную пенсию, периоды работы в медицинских организациях с организационно-правовой формой, отличной от учреждения, суды последующих инстанций отменяют такие решения <10>.
Статья: Права пациентов по договору возмездного оказания медицинских услуг: некоторые аспекты
(Вакулина Г.А.)
("Медицинское право", 2021, N 5)Получение согласия пациента или его законного представителя на медицинское вмешательство является необходимым вне зависимости от организационно-правовой формы медицинской организации, оказывающей медицинские услуги, вида медицинского вмешательства, согласие должно быть дано на каждое медицинское вмешательство, в том числе и на повторное.
(Вакулина Г.А.)
("Медицинское право", 2021, N 5)Получение согласия пациента или его законного представителя на медицинское вмешательство является необходимым вне зависимости от организационно-правовой формы медицинской организации, оказывающей медицинские услуги, вида медицинского вмешательства, согласие должно быть дано на каждое медицинское вмешательство, в том числе и на повторное.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5) утверждение соответствующей номенклатуры в сфере охраны здоровья (медицинских организаций, коечного фонда по профилям медицинской помощи, медицинских услуг, должностей медицинских работников и фармацевтических работников, специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование) в соответствии с Приказом Минздрава от 06.08.2013 N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций". В ст. 37 комментируемого Федерального закона установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Таким образом, оказание медицинской помощи вне зависимости от организационно-правовой формы медицинской организации должно соответствовать стандартам и порядкам оказания медицинской помощи. И применение утвержденной номенклатуры является обязательным условием" <17>;
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5) утверждение соответствующей номенклатуры в сфере охраны здоровья (медицинских организаций, коечного фонда по профилям медицинской помощи, медицинских услуг, должностей медицинских работников и фармацевтических работников, специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование) в соответствии с Приказом Минздрава от 06.08.2013 N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций". В ст. 37 комментируемого Федерального закона установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Таким образом, оказание медицинской помощи вне зависимости от организационно-правовой формы медицинской организации должно соответствовать стандартам и порядкам оказания медицинской помощи. И применение утвержденной номенклатуры является обязательным условием" <17>;