Организационно-правовая форма обрАзовательной организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Организационно-правовая форма обрАзовательной организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В чем отличия договора поставки от договора возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)определенная организационно-правовая форма. Например, образовательную организацию можно создать лишь в форме, установленной для некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 22 Закона об образовании).
(КонсультантПлюс, 2025)определенная организационно-правовая форма. Например, образовательную организацию можно создать лишь в форме, установленной для некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 22 Закона об образовании).
Статья: Некоторые проблемы практикоприменения и пробелы законодательства в сфере регулирования и проведения азартных игр в Российской Федерации
(Пошивайлова А.В., Волошин Ф.А.)
("Юрист", 2023, N 11)Важнейшим аргументом в деле являлся факт, устанавливающий организационно-правовую форму образовательного учреждения. Как следует из ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации <4> (далее - ГК РФ), учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (выделено авторами). Все дело в том, что образовательное учреждение "Институт инновационных транспортных технологий" по своей организационно-правовой форме учреждением не является. Организационно-правовая форма Института инновационных транспортных технологий - общество с ограниченной ответственностью, т.е. это коммерческая организация, деятельность которой направлена на переподготовку совершеннолетних в сфере их профессиональных навыков, квалификации. Но суд признал коммерческую организацию с организационно-правовой формой "общество с ограниченной ответственностью" образовательным учреждением. То есть одно юридическое лицо, целью которого является извлечение прибыли (образовательное учреждение), и другое юридическое лицо с такими же целями (букмекерская контора) не имеют равных прав. При этом права одних нарушаются путем простого выполнения своих организационных функций и деятельности другого.
(Пошивайлова А.В., Волошин Ф.А.)
("Юрист", 2023, N 11)Важнейшим аргументом в деле являлся факт, устанавливающий организационно-правовую форму образовательного учреждения. Как следует из ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации <4> (далее - ГК РФ), учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (выделено авторами). Все дело в том, что образовательное учреждение "Институт инновационных транспортных технологий" по своей организационно-правовой форме учреждением не является. Организационно-правовая форма Института инновационных транспортных технологий - общество с ограниченной ответственностью, т.е. это коммерческая организация, деятельность которой направлена на переподготовку совершеннолетних в сфере их профессиональных навыков, квалификации. Но суд признал коммерческую организацию с организационно-правовой формой "общество с ограниченной ответственностью" образовательным учреждением. То есть одно юридическое лицо, целью которого является извлечение прибыли (образовательное учреждение), и другое юридическое лицо с такими же целями (букмекерская контора) не имеют равных прав. При этом права одних нарушаются путем простого выполнения своих организационных функций и деятельности другого.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"дети, в том числе усыновленные, не достигшие возраста 18 лет либо обучающиеся по очной форме в образовательных организациях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, за исключением образовательных организаций дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет;
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"дети, в том числе усыновленные, не достигшие возраста 18 лет либо обучающиеся по очной форме в образовательных организациях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, за исключением образовательных организаций дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет;
Ситуация: Как получить компенсацию части родительской платы за детский сад?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)справка с места учебы совершеннолетнего ребенка (детей) заявителя, подтверждающая обучение по очной форме обучения в образовательной организации любого типа независимо от ее организационно-правовой формы (за исключением образовательной организации дополнительного образования) (при наличии таких детей в семье);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)справка с места учебы совершеннолетнего ребенка (детей) заявителя, подтверждающая обучение по очной форме обучения в образовательной организации любого типа независимо от ее организационно-правовой формы (за исключением образовательной организации дополнительного образования) (при наличии таких детей в семье);
Статья: Организационно-правовые формы юридических лиц в сфере образования: проблемы гармонизации законодательства
(Сюбарева И.Ф.)
("Гражданское право", 2021, N 1)Таким образом, Закон об образовании не обозначает, не устанавливает организационно-правовые формы образовательных организаций и делает отсылку к гражданскому законодательству. Также Закон об образовании как специальный закон, регулирующий определенную сферу общественных отношений, не использует понятие "учреждение" в качестве организационно-правовой формы образовательной организации, в то время как в названиях государственных образовательных организаций оно сохраняется и является ключевым. С учетом конституционных норм, использующих понятие "учреждение", а также модельных норм рекомендательного характера, также использующих понятие "учреждение", полагаю, следует закрепить в образовательном законодательстве организационно-правовую форму учреждения - для государственных образовательных организаций и оставить отсылку к гражданскому законодательству в части организационно-правовых форм для негосударственных организаций.
(Сюбарева И.Ф.)
("Гражданское право", 2021, N 1)Таким образом, Закон об образовании не обозначает, не устанавливает организационно-правовые формы образовательных организаций и делает отсылку к гражданскому законодательству. Также Закон об образовании как специальный закон, регулирующий определенную сферу общественных отношений, не использует понятие "учреждение" в качестве организационно-правовой формы образовательной организации, в то время как в названиях государственных образовательных организаций оно сохраняется и является ключевым. С учетом конституционных норм, использующих понятие "учреждение", а также модельных норм рекомендательного характера, также использующих понятие "учреждение", полагаю, следует закрепить в образовательном законодательстве организационно-правовую форму учреждения - для государственных образовательных организаций и оставить отсылку к гражданскому законодательству в части организационно-правовых форм для негосударственных организаций.
Ситуация: Как воспользоваться социальным налоговым вычетом на обучение, в том числе за границей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Образовательная организация создается только как некоммерческая организация (это может быть учреждение, АНО). Организационно-правовая форма и тип образовательной организации указываются в ее названии (п. 1 ст. 123.4, п. 1 ст. 123.21 ГК РФ; п. 18 ст. 2, ч. 5 ст. 23 Закона N 273-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Образовательная организация создается только как некоммерческая организация (это может быть учреждение, АНО). Организационно-правовая форма и тип образовательной организации указываются в ее названии (п. 1 ст. 123.4, п. 1 ст. 123.21 ГК РФ; п. 18 ст. 2, ч. 5 ст. 23 Закона N 273-ФЗ).
Статья: Взаимосвязь права и экономики на современном этапе: тенденции и перспективы: финансово-правовой аспект
(Пешкова (Белогорцева) Х.В.)
("Финансовое право", 2021, N 12)В связи с этим поменялся и подход в методологическом обеспечении и изучении правовых дисциплин на юридических факультетах образовательных организаций. Принципиально важно у будущих выпускников сформировать компетенцию "способность использовать основы экономических знаний в сфере деятельности". Важно владеть и информационными технологиями, ведь во всем мире происходит становление цифровой экономики, имеющей значение для организации как частных, так и публичных финансов, подтверждение последнему применительно к звену публичных финансов в России - "электронный бюджет" <8>. Поэтому во многих вузах хорошо развиваются направления обучения в магистратуре по специальностям "Юрист в сфере информационных технологий", "Юрист в сфере управления финансами". И программа "Юрист-финансист" также весьма перспективна в современных условиях. В Москве и регионах активно реализуются проекты "Финансовая грамотность населения" <9>, <10>, но пока на уровне деятельности субъектов различных организационно-правовых форм (образовательные организации, специальные некоммерческие организации, структурные подразделения организаций, вплоть до научных студенческих кружков и отдельных групп активистов).
(Пешкова (Белогорцева) Х.В.)
("Финансовое право", 2021, N 12)В связи с этим поменялся и подход в методологическом обеспечении и изучении правовых дисциплин на юридических факультетах образовательных организаций. Принципиально важно у будущих выпускников сформировать компетенцию "способность использовать основы экономических знаний в сфере деятельности". Важно владеть и информационными технологиями, ведь во всем мире происходит становление цифровой экономики, имеющей значение для организации как частных, так и публичных финансов, подтверждение последнему применительно к звену публичных финансов в России - "электронный бюджет" <8>. Поэтому во многих вузах хорошо развиваются направления обучения в магистратуре по специальностям "Юрист в сфере информационных технологий", "Юрист в сфере управления финансами". И программа "Юрист-финансист" также весьма перспективна в современных условиях. В Москве и регионах активно реализуются проекты "Финансовая грамотность населения" <9>, <10>, но пока на уровне деятельности субъектов различных организационно-правовых форм (образовательные организации, специальные некоммерческие организации, структурные подразделения организаций, вплоть до научных студенческих кружков и отдельных групп активистов).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Наиболее распространенной организационно-правовой формой образовательной организации являются учреждения, в том числе частные, и автономные некоммерческие организации.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Наиболее распространенной организационно-правовой формой образовательной организации являются учреждения, в том числе частные, и автономные некоммерческие организации.
Статья: Влияние организационно-правовой формы юридического лица на выбор способа сохранения бизнеса в случае смерти его владельца
(Фрик О.В., Бадер И.С.)
("Нотариальный вестник", 2023, N 1)Достаточно часто такую организационно-правовую форму, как учреждение, выбирают учредители образовательных организаций. Для них, в частности, ситуация осложняется также и тем, что в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в уставе образовательной организации обязательно должен быть указан ее учредитель. Следовательно, для приобретения наследниками прав учредителя частного учреждения необходимо внести изменения в устав учреждения и в Единый государственный реестр юридических лиц о смене учредителя и провести их государственную регистрацию. Но поскольку внесение изменений в устав учреждения относится к исключительной компетенции учредителя, получается, что после его смерти такое решение принять некому. Остается лишь судебная перспектива для государственной регистрации внесения изменений в сведения об учредителе частного образовательного учреждения. Ситуация осложняется и наличием в законе запрета на смену учредителя частного образовательного учреждения <2>.
(Фрик О.В., Бадер И.С.)
("Нотариальный вестник", 2023, N 1)Достаточно часто такую организационно-правовую форму, как учреждение, выбирают учредители образовательных организаций. Для них, в частности, ситуация осложняется также и тем, что в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в уставе образовательной организации обязательно должен быть указан ее учредитель. Следовательно, для приобретения наследниками прав учредителя частного учреждения необходимо внести изменения в устав учреждения и в Единый государственный реестр юридических лиц о смене учредителя и провести их государственную регистрацию. Но поскольку внесение изменений в устав учреждения относится к исключительной компетенции учредителя, получается, что после его смерти такое решение принять некому. Остается лишь судебная перспектива для государственной регистрации внесения изменений в сведения об учредителе частного образовательного учреждения. Ситуация осложняется и наличием в законе запрета на смену учредителя частного образовательного учреждения <2>.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1) образовательная организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, предусмотренной требованиями законодательства РФ об образовательной деятельности;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1) образовательная организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, предусмотренной требованиями законодательства РФ об образовательной деятельности;
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации (ст. 22 и 23 Закона N 273-ФЗ).
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации (ст. 22 и 23 Закона N 273-ФЗ).
Статья: Особенности государственной регистрации негосударственной (частной) образовательной организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так называемые публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования) свободны в выборе организационно-правовых форм создаваемых ими образовательных организаций. При этом отсутствие в нормативных актах прямого указания на возможность для названных субъектов создавать такие организации в определенных организационно-правовых формах не является непреодолимым препятствием. А применение п. 2 ст. 124 ГК РФ позволяет утверждать, что автономные некоммерческие организации могут быть созданы и в результате их учреждения публично-правовыми образованиями. Данный вывод основывается на том, что, во-первых, на публично-правовые образования распространяются нормы о юридических лицах и, во-вторых, невозможность учреждения автономных некоммерческих организаций публично-правовыми образованиями не вытекает из закона и не обусловлена какими-то особенностями в правовом положении данных субъектов (Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография / Л.В. Андриченко, В.Л. Баранков, Б.А. Булаевский и др.; под ред. Н.В. Путило, Н.С. Волковой. М.: ИЗиСП, 2015. 480 с. Глава 11). В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" духовные образовательные организации создаются в порядке, установленном законодательством РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так называемые публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования) свободны в выборе организационно-правовых форм создаваемых ими образовательных организаций. При этом отсутствие в нормативных актах прямого указания на возможность для названных субъектов создавать такие организации в определенных организационно-правовых формах не является непреодолимым препятствием. А применение п. 2 ст. 124 ГК РФ позволяет утверждать, что автономные некоммерческие организации могут быть созданы и в результате их учреждения публично-правовыми образованиями. Данный вывод основывается на том, что, во-первых, на публично-правовые образования распространяются нормы о юридических лицах и, во-вторых, невозможность учреждения автономных некоммерческих организаций публично-правовыми образованиями не вытекает из закона и не обусловлена какими-то особенностями в правовом положении данных субъектов (Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография / Л.В. Андриченко, В.Л. Баранков, Б.А. Булаевский и др.; под ред. Н.В. Путило, Н.С. Волковой. М.: ИЗиСП, 2015. 480 с. Глава 11). В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" духовные образовательные организации создаются в порядке, установленном законодательством РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.