ОРД Наведение справок

Подборка наиболее важных документов по запросу ОРД Наведение справок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 13.02.2023 N 77-45/2023
Приговор: По п. п. "а", "б" ч. 3 ст. 163, ч. 1 ст. 222, ч. 1 ст. 222.1, ч. 2 ст. 228 УК РФ (вымогательство; незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов; незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств; незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов).
Определение: Приговор изменен, исключена ссылка на показания свидетеля как на доказательство виновности осужденного.
Ссылку суда на постановления о предоставлении результатов ОРД следователю, согласно которым 8 февраля 2019 года и 10 июля 2018 года проведены ОРМ "Наведение справок" и "отождествление личности" считает незаконной, поскольку ссылки на листы дела, в которых находятся эти справки, не сделано, сами справки не являются доказательствами; по тем же основаниям незаконна ссылка на постановление о признании вещественными доказательствами изъятого из автомобиля Берсанова телефона и расписок ФИО79.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 22.12.2022 N 77-6601/2022
Приговор: По ч. 3 ст. 290 УК РФ (получение взятки).
Определение: Приговор изменен, исключено указание на назначение дополнительного наказания в виде лишения права занимать должности в государственных, муниципальных учреждениях, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций.
Оперативно-розыскные мероприятия (прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, наведение справок) осуществлялись, в установленном законом порядке, с соблюдением требований Федерального закона РФ N 144-ФЗ от 12 августа 1995 года "Об оперативно-розыскной деятельности", в том числе на основании полученных оперативными органами разрешений суда. Материалы оперативно-розыскной деятельности рассекречены и переданы органам следствия в установленном законом порядке, оснований для признания их недопустимыми доказательствами усмотрено не было.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Автоматизация и дигитализация в правоприменительной практике и формирование доказательственной базы: постановка проблемы
(Маколкин Н.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 3)
Другой пример лежит в плоскости комплаенса. В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" наведение справок, исследование предметов и документов и подобное относится к оперативно-розыскным мероприятиям, которые осуществляются оперативными подразделениями специально уполномоченных на то государственных органов. Поэтому исторически получение сведений из открытых источников вне рамок оперативно-розыскной деятельности чаще всего осуществлялось подразделениями организаций, укомплектованных бывшими сотрудниками правоохранительных органов. Особенную потребность в наведении справок подобного рода о контрагентах испытывали кредитные организации, создававшие специальные подразделения так называемой "экономической безопасности". Это обусловлено обязанностью тщательно идентифицировать клиента и выгодоприобретателя до приема на обслуживание, установленной ст. 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". При этом в результате внесенных в данный Закон изменений в 2014, 2017 и 2019 гг. понятие идентификации клиента стало включать в себя совершение действий по установлению (а значит, и проверке) сведений о самих клиентах, их представителях, бенефициарных владельцах, конечных собственниках или контролирующих лицах, а процесс идентификации был отнесен ст. 3 данного Закона к разновидности осуществления внутреннего контроля.
Статья: Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в контрольной (надзорной) деятельности
(Федотов С.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)
Ключевым критерием сравнения данных видов деятельности выступают процедуры, через которые они реализуются. Оперативно-розыскная деятельность реализуется через оперативно-розыскные мероприятия: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочную закупку; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемую поставку; оперативный эксперимент; получение компьютерной информации (ч. 1 ст. 6 Закона N 144-ФЗ). Контрольная (надзорная) деятельность осуществляется через контрольные (надзорные) мероприятия: контрольную закупку; мониторинговую закупку; выборочный контроль; инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарную проверку; выездную проверку; наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности); выездное обследование (ч. 2 - 3 ст. 56 Закона N 248-ФЗ). В свою очередь, перечисленные контрольно-надзорные мероприятия реализуются при помощи следующих контрольных (надзорных) действий: 1) осмотр; 2) досмотр; 3) опрос; 4) получение письменных объяснений; 5) истребование документов; 6) отбор проб (образцов); 7) инструментальное обследование; 8) испытание; 9) экспертиза; 10) эксперимент (ч. 1 ст. 65 Закона N 248-ФЗ).

Нормативные акты

Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ
(ред. от 29.12.2022)
"Об оперативно-розыскной деятельности"
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:
Распоряжение Правительства РФ от 04.07.2017 N 1418-р
(ред. от 22.11.2022)
<Об утверждении Концепции формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации>
(вместе с "Планом мероприятий ("дорожной картой") по формированию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации")
При обработке запросов, направленных в федеральный ресурс о населении в установленных законодательством Российской Федерации случаях, в том числе в целях наведения справок судом (судьей), органами прокуратуры, органами дознания или следствия, органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, все такие запросы, а также цели их осуществления должны фиксироваться в федеральном ресурсе о населении.