Оптимизация зарплатных налогов
Подборка наиболее важных документов по запросу Оптимизация зарплатных налогов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Недостоверность сведений о директоре в ЕГРЮЛ
(КонсультантПлюс, 2025)Принимая решение о недостоверности, регистрирующий орган помимо прочего учел результаты контрольных мероприятий, представленные инспекцией... в отношении единственного участника и руководителя ООО... С.Г.Д., в которых сообщалось о наличии у ООО... признаков "номинальной" организации, в частности об отсутствии связи с представителями организации по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, о незначительном объеме операций по расчетным счетам общества при значительных оборотах в налоговой отчетности, отсутствии недвижимого имущества и транспортных средств у юридического лица, персонала (среднесписочная численность в организации составляет 1 человек); отсутствии интернет-сайта, телефонного номера; а также о том, что представленные ООО... декларации по НДС... не отражали суммы налогов к уплате; С.Г.Д. заработную плату в обществе не получала, неоднократно уклонялась от явки по вызовам налогового органа для дачи пояснений.
(КонсультантПлюс, 2025)Принимая решение о недостоверности, регистрирующий орган помимо прочего учел результаты контрольных мероприятий, представленные инспекцией... в отношении единственного участника и руководителя ООО... С.Г.Д., в которых сообщалось о наличии у ООО... признаков "номинальной" организации, в частности об отсутствии связи с представителями организации по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, о незначительном объеме операций по расчетным счетам общества при значительных оборотах в налоговой отчетности, отсутствии недвижимого имущества и транспортных средств у юридического лица, персонала (среднесписочная численность в организации составляет 1 человек); отсутствии интернет-сайта, телефонного номера; а также о том, что представленные ООО... декларации по НДС... не отражали суммы налогов к уплате; С.Г.Д. заработную плату в обществе не получала, неоднократно уклонялась от явки по вызовам налогового органа для дачи пояснений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Глава 4. ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВ, НАЧИСЛЯЕМЫХ НА ЗАРПЛАТУ
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Глава 4. ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВ, НАЧИСЛЯЕМЫХ НА ЗАРПЛАТУ
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)До 2024 года установление вахтовых надбавок в "избыточном" размере использовалось некоторыми работодателями в целях "оптимизации налогов": часть (иногда существенную) заработной платы заменяли выплатами, носящими характер компенсаций, освобожденных от налогообложения.
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)До 2024 года установление вахтовых надбавок в "избыточном" размере использовалось некоторыми работодателями в целях "оптимизации налогов": часть (иногда существенную) заработной платы заменяли выплатами, носящими характер компенсаций, освобожденных от налогообложения.
Нормативные акты
Приказ ФСТ РФ от 26.07.2011 N 171-т/3
(ред. от 31.03.2025)
"Об утверждении Методических указаний по вопросу государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории "СВ" и "купе") в целях определения экономически обоснованного уровня тарифов на данные перевозки"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.08.2011 N 21685) - коэффициент начислений на затраты на оплату труда;
(ред. от 31.03.2025)
"Об утверждении Методических указаний по вопросу государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории "СВ" и "купе") в целях определения экономически обоснованного уровня тарифов на данные перевозки"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.08.2011 N 21685) - коэффициент начислений на затраты на оплату труда;
Приказ Минтруда России от 17.11.2020 N 795н
"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по экономике труда"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2020 N 61661)Нормативные правовые акты в области организации, оплаты и стимулирования труда персонала, налогообложения, управления персоналом, защиты персональных данных, ведения документации по персоналу, предоставления учетной документации
"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по экономике труда"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2020 N 61661)Нормативные правовые акты в области организации, оплаты и стимулирования труда персонала, налогообложения, управления персоналом, защиты персональных данных, ведения документации по персоналу, предоставления учетной документации
"Трудовое право в условиях больших вызовов: монография"
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)Регулирование труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), было введено в российское правовое поле Федеральным законом от 05.05.2014 N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу 01.01.2016 <1>. Указанным Законом были внесены соответствующие изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ), Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения), Налоговый кодекс Российской Федерации. При принятии указанного Закона предполагалось, что вводимое правовое регулирование прекратит порочную практику направления работников к другому работодателю без официального оформления отношений между сторонами <2>. До определенной степени этого удалось достичь, хотя из отдельных судебных решений видно, что предприниматели продолжают использовать различные схемы оптимизации расходов на персонал, заключая, например договор коммерческого представительства <3>. Аналогичный вывод содержится и в исследовании экспертов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, которые отмечают, что попытка прямого запрещения заемного труда оказалась неэффективной, бизнес нашел возможность обойти запреты и продолжить тактику использования разных организационных схем, позволяющих оптимизировать расходы на фонд оплаты труда и сопряженные с ним налоги и страховые отчисления <4>.
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)Регулирование труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), было введено в российское правовое поле Федеральным законом от 05.05.2014 N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу 01.01.2016 <1>. Указанным Законом были внесены соответствующие изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ), Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения), Налоговый кодекс Российской Федерации. При принятии указанного Закона предполагалось, что вводимое правовое регулирование прекратит порочную практику направления работников к другому работодателю без официального оформления отношений между сторонами <2>. До определенной степени этого удалось достичь, хотя из отдельных судебных решений видно, что предприниматели продолжают использовать различные схемы оптимизации расходов на персонал, заключая, например договор коммерческого представительства <3>. Аналогичный вывод содержится и в исследовании экспертов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, которые отмечают, что попытка прямого запрещения заемного труда оказалась неэффективной, бизнес нашел возможность обойти запреты и продолжить тактику использования разных организационных схем, позволяющих оптимизировать расходы на фонд оплаты труда и сопряженные с ним налоги и страховые отчисления <4>.
Статья: Минтруд планирует расширить перечень индикаторов риска для проведения внеплановых проверок и их видов
(Акимова А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 46)По большому счету мы видим, что государство намерено бороться с уменьшением фонда оплаты труда, говоря о защите прав работников, но попутно пытаясь бороться с "серыми" зарплатами, а значит, с уменьшением размеров налогов, поступающих в бюджет, и взносов в страховой фонд на фоне дефицита бюджета. Получается, что каждый работодатель, который сейчас пытается оптимизировать свои расходы, включая адаптацию фонда оплаты труда, рискует тем, что он может попасть в фокус внимания не только Роструда, но и налоговых органов. Стоит также обратить внимание еще и на то, что в последнее время рапортуют о рекордно низком уровне безработицы, что дефицит кадров на рынке отсутствует и сейчас работники выбирают работодателей, а не наоборот. В некоторых сферах действительно так. Работодатели борются за работников, предоставляя все более комфортные условия труда. Но так происходит не везде. Есть производственные секторы, где просадка по прибыльности очень существенная, при этом работодатели не бросают своих работников, они активно стараются их поддержать, сохранить штат, но при этом сокращение уровня заработной платы неизбежно.
(Акимова А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 46)По большому счету мы видим, что государство намерено бороться с уменьшением фонда оплаты труда, говоря о защите прав работников, но попутно пытаясь бороться с "серыми" зарплатами, а значит, с уменьшением размеров налогов, поступающих в бюджет, и взносов в страховой фонд на фоне дефицита бюджета. Получается, что каждый работодатель, который сейчас пытается оптимизировать свои расходы, включая адаптацию фонда оплаты труда, рискует тем, что он может попасть в фокус внимания не только Роструда, но и налоговых органов. Стоит также обратить внимание еще и на то, что в последнее время рапортуют о рекордно низком уровне безработицы, что дефицит кадров на рынке отсутствует и сейчас работники выбирают работодателей, а не наоборот. В некоторых сферах действительно так. Работодатели борются за работников, предоставляя все более комфортные условия труда. Но так происходит не везде. Есть производственные секторы, где просадка по прибыльности очень существенная, при этом работодатели не бросают своих работников, они активно стараются их поддержать, сохранить штат, но при этом сокращение уровня заработной платы неизбежно.
Статья: Применение российских соглашений об избежании двойного налогообложения с КНР и Гонконгом
(Трофимов А.А., Кустова М.В.)
("Закон", 2023, N 11)В пользу этого говорят как относительно высокие ставки основных налогов (налога на прибыль предприятий (от 0 до 25%), налога на добавленную стоимость (от 0 до 13%), налога на доходы физических лиц (от 3 до 45%), социальных взносов (до 35 - 40% от фонда заработной платы), налоговых и неналоговых обязательных публичных платежей), так и неопределенность правового регулирования <5>, адресность налоговых льгот и т.п.
(Трофимов А.А., Кустова М.В.)
("Закон", 2023, N 11)В пользу этого говорят как относительно высокие ставки основных налогов (налога на прибыль предприятий (от 0 до 25%), налога на добавленную стоимость (от 0 до 13%), налога на доходы физических лиц (от 3 до 45%), социальных взносов (до 35 - 40% от фонда заработной платы), налоговых и неналоговых обязательных публичных платежей), так и неопределенность правового регулирования <5>, адресность налоговых льгот и т.п.
Статья: Основания для признания договора с самозанятым трудовым договором: что учитывают суды и контролирующие органы
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)По результатам камеральной налоговой проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов Межрайонной ИФНС был сделан вывод о применении налогоплательщиком схемы незаконной налоговой оптимизации посредством использования фактическими работниками общества формального статуса самозанятых граждан для экономии на зарплатных налогах. Работодателю был доначислен налог на доходы физических лиц, вменены пени, налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 123 Налогового кодекса РФ. Фитнес-центр обратился в суд с заявлением о признании незаконным (недействительным) решения Межрайонной ИФНС.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)По результатам камеральной налоговой проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов Межрайонной ИФНС был сделан вывод о применении налогоплательщиком схемы незаконной налоговой оптимизации посредством использования фактическими работниками общества формального статуса самозанятых граждан для экономии на зарплатных налогах. Работодателю был доначислен налог на доходы физических лиц, вменены пени, налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 123 Налогового кодекса РФ. Фитнес-центр обратился в суд с заявлением о признании незаконным (недействительным) решения Межрайонной ИФНС.
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Имейте в виду: налоговые органы прекрасно понимают, что самозанятость массово используется на практике для ухода от уплаты "зарплатных" налогов. Поэтому последние годы ведутся активные проверки организаций, которые работают с самозанятыми, на предмет возможной подмены трудовых отношений гражданско-правовыми и, соответственно, незаконной оптимизации страховых взносов и НДФЛ.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Имейте в виду: налоговые органы прекрасно понимают, что самозанятость массово используется на практике для ухода от уплаты "зарплатных" налогов. Поэтому последние годы ведутся активные проверки организаций, которые работают с самозанятыми, на предмет возможной подмены трудовых отношений гражданско-правовыми и, соответственно, незаконной оптимизации страховых взносов и НДФЛ.
Статья: Незаконная налоговая оптимизация НДФЛ и страховых взносов: признаки и ответственность
(Ревва С.Ю.)
("Legal Bulletin", 2024, N 1)С помощью данного способа некоторых отдельных сотрудников организации переводят в статус индивидуального предпринимателя, который применяет специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения "доходы" [6, с. 267]. Однако данные сотрудники после применения указанного метода продолжают выполнять те же трудовые функции, находиться в тех же рабочих отношениях со своим работодателем, которые были установлены предшествующим трудовым договором, и, соответственно, получать такие же выплаты, но уже не как заработную плату, а как вознаграждение за оказание услуг, предусмотренных договором гражданско-правового характера, и облагать свои доходы по пониженным ставкам по страховым взносам. Для организации, использующей данную схему незаконной налоговой оптимизации, необоснованная налоговая выгода заключается в том, что такая организация не уплачивает НДФЛ и страховые взносы за своих сотрудников с их заработной платы соответственно, а налог с такого договора уплачивается по меньшей ставке, тем самым принося выгоду работодателю, работник же получает "чистыми" ту же сумму, как он получал бы по трудовому договору.
(Ревва С.Ю.)
("Legal Bulletin", 2024, N 1)С помощью данного способа некоторых отдельных сотрудников организации переводят в статус индивидуального предпринимателя, который применяет специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения "доходы" [6, с. 267]. Однако данные сотрудники после применения указанного метода продолжают выполнять те же трудовые функции, находиться в тех же рабочих отношениях со своим работодателем, которые были установлены предшествующим трудовым договором, и, соответственно, получать такие же выплаты, но уже не как заработную плату, а как вознаграждение за оказание услуг, предусмотренных договором гражданско-правового характера, и облагать свои доходы по пониженным ставкам по страховым взносам. Для организации, использующей данную схему незаконной налоговой оптимизации, необоснованная налоговая выгода заключается в том, что такая организация не уплачивает НДФЛ и страховые взносы за своих сотрудников с их заработной платы соответственно, а налог с такого договора уплачивается по меньшей ставке, тем самым принося выгоду работодателю, работник же получает "чистыми" ту же сумму, как он получал бы по трудовому договору.
Статья: Модель учетно-аналитического обеспечения оптимизации затрат в контексте неоинституционального подхода
(Воронова Е.Ю., Векшина А.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 12)- (2) по элементам (материальные затраты, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты);
(Воронова Е.Ю., Векшина А.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 12)- (2) по элементам (материальные затраты, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты);
Статья: Правовые вопросы поддержки субъектов малого предпринимательства в нефтяной отрасли на примере Республики Татарстан
(Салиева Р.Н.)
("Предпринимательское право", 2025, N 1)Принята в форме закона РТ общая Программа поддержки субъектов малого предпринимательства <17>, в которой выделены приоритетные направления в сфере малого предпринимательства, требующие дальнейшей государственной поддержки, в частности в отношении субъектов малого предпринимательства в нефтяной отрасли, выделена государственная политика поддержки малых предприятий, занятых в отрасли по добыче и переработке нефти, химии и нефтехимии, в машиностроении, в разработке экологических и энергосберегающих технологий, в переработке и утилизации промышленных отходов. В данном законе определены общие принципы реализации мер государственной поддержки в области малого предпринимательства (равнодоступность инфраструктуры поддержки малого бизнеса; социальная ориентированность проектов поддержки малого предпринимательства: налоговые отчисления, новые рабочие места, заработная плата, пенсия; приоритетность государственных инвестиций в инфраструктуру перед прямым финансированием субъектов малого предпринимательства и др.), а также намечены основные задачи, в частности:
(Салиева Р.Н.)
("Предпринимательское право", 2025, N 1)Принята в форме закона РТ общая Программа поддержки субъектов малого предпринимательства <17>, в которой выделены приоритетные направления в сфере малого предпринимательства, требующие дальнейшей государственной поддержки, в частности в отношении субъектов малого предпринимательства в нефтяной отрасли, выделена государственная политика поддержки малых предприятий, занятых в отрасли по добыче и переработке нефти, химии и нефтехимии, в машиностроении, в разработке экологических и энергосберегающих технологий, в переработке и утилизации промышленных отходов. В данном законе определены общие принципы реализации мер государственной поддержки в области малого предпринимательства (равнодоступность инфраструктуры поддержки малого бизнеса; социальная ориентированность проектов поддержки малого предпринимательства: налоговые отчисления, новые рабочие места, заработная плата, пенсия; приоритетность государственных инвестиций в инфраструктуру перед прямым финансированием субъектов малого предпринимательства и др.), а также намечены основные задачи, в частности:
"Трудовые отношения в условиях развития нестандартных форм занятости: монография"
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)Регулирование труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), было введено в российское правовое поле Федеральным законом от 05.05.2014 N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу 01.01.2016 <1>. Указанным Законом были внесены соответствующие изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ), Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения), Налоговый кодекс Российской Федерации. При принятии указанного Закона предполагалось, что вводимое правовое регулирование прекратит порочную практику направления работников к другому работодателю без официального оформления отношений между сторонами <2>. До определенной степени этого удалось достичь, хотя из отдельных судебных решений видно, что предприниматели продолжают использовать различные схемы оптимизации расходов на персонал, заключая, например, договор коммерческого представительства <3>. Аналогичный вывод содержится и в исследовании экспертов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, которые отмечают, что попытка прямого запрещения заемного труда оказалась неэффективной, бизнес нашел возможность обойти запреты и продолжить тактику использования разных организационных схем, позволяющих оптимизировать расходы на фонд оплаты труда и сопряженные с ним налоги и страховые отчисления <4>.
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)Регулирование труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), было введено в российское правовое поле Федеральным законом от 05.05.2014 N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу 01.01.2016 <1>. Указанным Законом были внесены соответствующие изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ), Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения), Налоговый кодекс Российской Федерации. При принятии указанного Закона предполагалось, что вводимое правовое регулирование прекратит порочную практику направления работников к другому работодателю без официального оформления отношений между сторонами <2>. До определенной степени этого удалось достичь, хотя из отдельных судебных решений видно, что предприниматели продолжают использовать различные схемы оптимизации расходов на персонал, заключая, например, договор коммерческого представительства <3>. Аналогичный вывод содержится и в исследовании экспертов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, которые отмечают, что попытка прямого запрещения заемного труда оказалась неэффективной, бизнес нашел возможность обойти запреты и продолжить тактику использования разных организационных схем, позволяющих оптимизировать расходы на фонд оплаты труда и сопряженные с ним налоги и страховые отчисления <4>.
Статья: Актуальные проблемы борьбы с "серыми" зарплатами и нелегальной занятостью в Российской Федерации
(Зимакова М.А.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Однако "серые" зарплаты - распространенное явление, которое сегодня затрагивает не только работников и работодателей, но и экономику страны в целом. Конечно, инициатором и регулятором "серой" зарплаты всегда является работодатель, но не исключено, что работник также получает от нее выгоду, поскольку работодатель оплачивает его труд выше, чем прописано в трудовом договоре. Однако даже работнику, который не хочет работать в таких условиях, зачастую сложно отказаться от полуофициального дохода, ведь в случае несогласия сотрудника ему могут просто отказать в трудоустройстве, тем самым загоняя его в безвыходное положение. Для современных работников работа и стабильный доход гораздо важнее, чем защита своих прав, поэтому, когда они соглашаются на "серую" зарплату, они берут на себя определенные риски независимо от того, осознают ли они их при подписании договора. Поскольку размер, способ выплаты и продолжительность "теневых" выплат не подтверждены документально и не зафиксированы в трудовом договоре, на эти выплаты не распространяются положения законодательства, регулирующего трудовые отношения и социальное обеспечение работников <6>. Поэтому в такой ситуации работодатель может в любой момент прекратить, изменить или произвольно ограничить выплаты, а работник не может защитить свои права и ни при каких обстоятельствах не может заставить работодателя выплатить всю сумму, составляющую "серую" зарплату, ведь в трудовом договоре чаще всего прописана сумма, равная МРОТ по региону, что работодателю со стороны уплаты налогов выгоднее.
(Зимакова М.А.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Однако "серые" зарплаты - распространенное явление, которое сегодня затрагивает не только работников и работодателей, но и экономику страны в целом. Конечно, инициатором и регулятором "серой" зарплаты всегда является работодатель, но не исключено, что работник также получает от нее выгоду, поскольку работодатель оплачивает его труд выше, чем прописано в трудовом договоре. Однако даже работнику, который не хочет работать в таких условиях, зачастую сложно отказаться от полуофициального дохода, ведь в случае несогласия сотрудника ему могут просто отказать в трудоустройстве, тем самым загоняя его в безвыходное положение. Для современных работников работа и стабильный доход гораздо важнее, чем защита своих прав, поэтому, когда они соглашаются на "серую" зарплату, они берут на себя определенные риски независимо от того, осознают ли они их при подписании договора. Поскольку размер, способ выплаты и продолжительность "теневых" выплат не подтверждены документально и не зафиксированы в трудовом договоре, на эти выплаты не распространяются положения законодательства, регулирующего трудовые отношения и социальное обеспечение работников <6>. Поэтому в такой ситуации работодатель может в любой момент прекратить, изменить или произвольно ограничить выплаты, а работник не может защитить свои права и ни при каких обстоятельствах не может заставить работодателя выплатить всю сумму, составляющую "серую" зарплату, ведь в трудовом договоре чаще всего прописана сумма, равная МРОТ по региону, что работодателю со стороны уплаты налогов выгоднее.