Определение ненормативного правового акта
Подборка наиболее важных документов по запросу Определение ненормативного правового акта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию заявителя неправомерной, предметом спора в рамках обжалования решения налогового органа является вопрос определения законности конкретного ненормативного правового акта. Рассматривая данный вопрос, суды руководствуются принципами равноправия и состязательности сторон, оценивая собранные доказательства и применяя нормы права, но не заменяя налоговый орган.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию заявителя неправомерной, предметом спора в рамках обжалования решения налогового органа является вопрос определения законности конкретного ненормативного правового акта. Рассматривая данный вопрос, суды руководствуются принципами равноправия и состязательности сторон, оценивая собранные доказательства и применяя нормы права, но не заменяя налоговый орган.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 97 "Отмена обеспечения иска арбитражным судом" АПК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило определение суда об отмене обеспечительных мер в виде приостановления действия ненормативного правового акта налогового органа, настаивая, что принятие обеспечительных мер в рамках настоящего дела направлено на сохранение существующего состояния отношений между сторонами (статус-кво), позволяет соблюсти баланс интересов сторон и других имеющих отношение к соответствующему имуществу лиц, так как оно (обеспечение) является временной мерой и сохраняет неизменное положение до разрешения в судебном порядке вопроса о наличии/отсутствии оснований для удовлетворения заявления о признании недействительным решения. Суд установил, что обществом произведено отчуждение одного объекта недвижимости и одного земельного участка в адрес взаимозависимых лиц в проверяемом периоде и после его окончания, при этом не подтвердились доводы налогоплательщика о том, что реализация имущества связана с необходимостью пополнения оборотных средств, поскольку документально обществом не был подтвержден факт встречного предоставления. Суд признал обоснованной отмену обеспечительных мер, сделав вывод, что их сохранение не будет способствовать целям обеспечительных мер, а также будет нарушать баланс интересов сторон.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило определение суда об отмене обеспечительных мер в виде приостановления действия ненормативного правового акта налогового органа, настаивая, что принятие обеспечительных мер в рамках настоящего дела направлено на сохранение существующего состояния отношений между сторонами (статус-кво), позволяет соблюсти баланс интересов сторон и других имеющих отношение к соответствующему имуществу лиц, так как оно (обеспечение) является временной мерой и сохраняет неизменное положение до разрешения в судебном порядке вопроса о наличии/отсутствии оснований для удовлетворения заявления о признании недействительным решения. Суд установил, что обществом произведено отчуждение одного объекта недвижимости и одного земельного участка в адрес взаимозависимых лиц в проверяемом периоде и после его окончания, при этом не подтвердились доводы налогоплательщика о том, что реализация имущества связана с необходимостью пополнения оборотных средств, поскольку документально обществом не был подтвержден факт встречного предоставления. Суд признал обоснованной отмену обеспечительных мер, сделав вывод, что их сохранение не будет способствовать целям обеспечительных мер, а также будет нарушать баланс интересов сторон.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Публичный сервитут как основание использования земельных участков, занятых линейными объектами
(Фадеев М.М.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)Тем не менее, учитывая относительно устоявшийся подход в определении ненормативного правового акта, следует отметить, что публичный сервитут, установленный на земельном участке, находящемся в собственности одного лица, по своей правовой природе действует на собственника и неограниченный круг лиц по-разному <3>.
(Фадеев М.М.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)Тем не менее, учитывая относительно устоявшийся подход в определении ненормативного правового акта, следует отметить, что публичный сервитут, установленный на земельном участке, находящемся в собственности одного лица, по своей правовой природе действует на собственника и неограниченный круг лиц по-разному <3>.
Нормативные акты
Приказ Роснедр от 30.03.2007 N 360
(ред. от 25.02.2016)
"Об утверждении Регламента Федерального агентства по недропользованию"
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.05.2007 N 9401)8.2. Порядок взаимодействия управлений центрального аппарата Роснедра по отдельным направлениям деятельности Роснедра может также определяться ненормативными правовыми актами Роснедра, разработанными в соответствии с настоящим Регламентом.
(ред. от 25.02.2016)
"Об утверждении Регламента Федерального агентства по недропользованию"
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.05.2007 N 9401)8.2. Порядок взаимодействия управлений центрального аппарата Роснедра по отдельным направлениям деятельности Роснедра может также определяться ненормативными правовыми актами Роснедра, разработанными в соответствии с настоящим Регламентом.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Порядок и сроки оспаривания заключения экспертизы в суде определяются нормами АПК РФ и КАС РФ, регламентирующими рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц. Соответствующее заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Порядок и сроки оспаривания заключения экспертизы в суде определяются нормами АПК РФ и КАС РФ, регламентирующими рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц. Соответствующее заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Статья: К вопросу о понимании и систематизации административных споров в Российской Федерации
(Порываев С.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Определения ненормативного правового акта (ненормативного решения), действия и бездействия представлены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" <12>, согласно которому к решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; к действиям наделенных публичными полномочиями органов и лиц относится их волеизъявление, которое не облечено в форму решения, но может влечь нарушение прав, свобод и законных интересов граждан и организаций или создавать препятствия к их осуществлению; к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
(Порываев С.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Определения ненормативного правового акта (ненормативного решения), действия и бездействия представлены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" <12>, согласно которому к решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; к действиям наделенных публичными полномочиями органов и лиц относится их волеизъявление, которое не облечено в форму решения, но может влечь нарушение прав, свобод и законных интересов граждан и организаций или создавать препятствия к их осуществлению; к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Статья: Оценка судом нормативного характера акта: процессуальные последствия
(Смагина Е.С., Кожухова А.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)В качестве критериев ППВС N 50 закрепляет издание акта уполномоченным органом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), направленных на урегулирование, изменение или прекращение правоотношения, рассчитанных на неоднократное применение и действующих в отношении неопределенного круга лиц. ППВС N 21 относит к решениям, которые могут быть оспорены в суде, индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. При этом, как указывает ВС РФ в одном из Определений, характерной особенностью ненормативного правового акта является содержание в нем обязательных предписаний (правил поведения), порождающих юридические последствия <5>.
(Смагина Е.С., Кожухова А.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)В качестве критериев ППВС N 50 закрепляет издание акта уполномоченным органом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), направленных на урегулирование, изменение или прекращение правоотношения, рассчитанных на неоднократное применение и действующих в отношении неопределенного круга лиц. ППВС N 21 относит к решениям, которые могут быть оспорены в суде, индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. При этом, как указывает ВС РФ в одном из Определений, характерной особенностью ненормативного правового акта является содержание в нем обязательных предписаний (правил поведения), порождающих юридические последствия <5>.