Оплата за товар от физического лица на расчетный счет
Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата за товар от физического лица на расчетный счет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 61.20 "Взыскание убытков при банкротстве" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию управляющего необоснованной, установлено, что работник денежными средствами, снятыми с расчетного счета организации посредством корпоративной карты, производил оплату работ подрядчиков, исполнителей, физических лиц по срочным трудовым договорам, а также оплату товаров, командировочных расходов и пр.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию управляющего необоснованной, установлено, что работник денежными средствами, снятыми с расчетного счета организации посредством корпоративной карты, производил оплату работ подрядчиков, исполнителей, физических лиц по срочным трудовым договорам, а также оплату товаров, командировочных расходов и пр.
Апелляционное определение Московского городского суда от 18.11.2024 N 33-47817/2024 по делу N 2-628/2024 (УИД 77RS0020-02-2023-016492-80)
Категория спора: 1) Розничная купля-продажа; 2) Право собственности.
Требования покупателя: 1) О признании договора заключенным; 2) О признании права собственности на автомобиль.
Обстоятельства: Истец указывает, что договор заключен в устной форме в соответствии с нормами действующего законодательства.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.При этом как следует из материалов дела, оплата на расчетный счет или в кассу организации истцом произведена не была. Платежи на счет физического лица фио не свидетельствуют об оплате товара, принадлежащего ООО "СВИК".
Категория спора: 1) Розничная купля-продажа; 2) Право собственности.
Требования покупателя: 1) О признании договора заключенным; 2) О признании права собственности на автомобиль.
Обстоятельства: Истец указывает, что договор заключен в устной форме в соответствии с нормами действующего законодательства.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.При этом как следует из материалов дела, оплата на расчетный счет или в кассу организации истцом произведена не была. Платежи на счет физического лица фио не свидетельствуют об оплате товара, принадлежащего ООО "СВИК".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что должно быть в кассовом чеке
(КонсультантПлюс, 2025)В общем случае кассовый чек нужно выдать (направить) физлицу в момент расчета (п. 2 ст. 1.2 Закона о применении ККТ). Однако возможны ситуации, когда кассовый чек выдается (направляется) позднее момента расчета. Например, когда покупатель-физлицо оплачивает товар по реквизитам на ваш расчетный счет, вы обязаны сформировать кассовый чек не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета. В этом случае передать бумажный чек покупателю можно вместе с товаром (если чек не направляется в электронной форме) (п. 5.3 ст. 1.2 Закона о применении ККТ).
(КонсультантПлюс, 2025)В общем случае кассовый чек нужно выдать (направить) физлицу в момент расчета (п. 2 ст. 1.2 Закона о применении ККТ). Однако возможны ситуации, когда кассовый чек выдается (направляется) позднее момента расчета. Например, когда покупатель-физлицо оплачивает товар по реквизитам на ваш расчетный счет, вы обязаны сформировать кассовый чек не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета. В этом случае передать бумажный чек покупателю можно вместе с товаром (если чек не направляется в электронной форме) (п. 5.3 ст. 1.2 Закона о применении ККТ).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Из положений Закона N 103-ФЗ следует, что деятельность платежного агента заключается только в приеме от физических лиц денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств этих лиц перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), и последующем перечислении платежным агентом этих средств поставщику товаров (работ, услуг). При этом платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств. Согласно ст. 1 Закона N 103-ФЗ принятие платежей от физических лиц не во всех случаях порождает обязанность открыть специальный расчетный счет.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Из положений Закона N 103-ФЗ следует, что деятельность платежного агента заключается только в приеме от физических лиц денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств этих лиц перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), и последующем перечислении платежным агентом этих средств поставщику товаров (работ, услуг). При этом платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств. Согласно ст. 1 Закона N 103-ФЗ принятие платежей от физических лиц не во всех случаях порождает обязанность открыть специальный расчетный счет.
Определение Верховного Суда РФ от 14.03.2000 N КАС00-91
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 02.02.2000, которым были признаны недействительными (незаконными) абзац 4 пункта 4 (частично) и абзацы 1 и 2 пункта 5 указания ГТК РФ от 28.11.1996 N 01-14/1310 "О таможенном оформлении товаров">Анализируя приведенные и иные нормативные акты, суд пришел к правильному выводу о том, что оспоренные положения Указания ГТК РФ приводят к необоснованному ограничению движения на территории Таможенного союза товаров, выпущенных для свободного обращения на территории Республики Беларусь, возлагая на граждан Российской Федерации, ввозящих с территории Республики Беларусь товары, происходящие с территории третьей страны, обязанность по уплате сумм таможенных пошлин и налогов на расчетный счет Представительства таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Беларусь и в тех случаях, когда эти товары были выпущены для свободного обращения в Республике Беларусь с внесением таможенных платежей (пункт 4 Указания); при невыполнении данного предписания во всех случаях применяются правила производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля с необходимостью перечисления ввозных сумм таможенных пошлин и налогов таможенным органам Российской Федерации при ввозе с территории Республики Беларусь на территорию России таких товаров (пункт 5 Указания).
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 02.02.2000, которым были признаны недействительными (незаконными) абзац 4 пункта 4 (частично) и абзацы 1 и 2 пункта 5 указания ГТК РФ от 28.11.1996 N 01-14/1310 "О таможенном оформлении товаров">Анализируя приведенные и иные нормативные акты, суд пришел к правильному выводу о том, что оспоренные положения Указания ГТК РФ приводят к необоснованному ограничению движения на территории Таможенного союза товаров, выпущенных для свободного обращения на территории Республики Беларусь, возлагая на граждан Российской Федерации, ввозящих с территории Республики Беларусь товары, происходящие с территории третьей страны, обязанность по уплате сумм таможенных пошлин и налогов на расчетный счет Представительства таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Беларусь и в тех случаях, когда эти товары были выпущены для свободного обращения в Республике Беларусь с внесением таможенных платежей (пункт 4 Указания); при невыполнении данного предписания во всех случаях применяются правила производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля с необходимостью перечисления ввозных сумм таможенных пошлин и налогов таможенным органам Российской Федерации при ввозе с территории Республики Беларусь на территорию России таких товаров (пункт 5 Указания).
Вопрос: У ИП арестован расчетный счет. Может ли он указать в счете на оплату реквизиты личной банковской карты? Предусмотрена ли ответственность за использование личного счета при расчетах в рамках предпринимательской деятельности?
(Консультация эксперта, 2025)Индивидуальным предпринимателям согласно п. 2.2 Инструкции N 204-И для совершения операций, связанных с предпринимательской деятельностью, открываются расчетные счета.
(Консультация эксперта, 2025)Индивидуальным предпринимателям согласно п. 2.2 Инструкции N 204-И для совершения операций, связанных с предпринимательской деятельностью, открываются расчетные счета.
Вопрос: О применении ККТ организациями и ИП, осуществляющими деятельность на территории РФ, при расчетах с физическими лицами.
(Письмо ФНС России от 10.09.2025 N ЗГ-2-20/13813@)Статьей 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ установлено, что под термином "расчеты" в Федеральном законе N 54-ФЗ понимаются прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, выдача (получение) обменных знаков игорного заведения и выдача (получение) денежных средств в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях Федерального закона N 54-ФЗ под расчетами понимаются также прием (получение) банковскими платежными агентами (субагентами), осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", от юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, наличных денежных средств, в том числе для зачисления сумм принятых наличных денежных средств на банковские счета таких лиц, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.
(Письмо ФНС России от 10.09.2025 N ЗГ-2-20/13813@)Статьей 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ установлено, что под термином "расчеты" в Федеральном законе N 54-ФЗ понимаются прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, выдача (получение) обменных знаков игорного заведения и выдача (получение) денежных средств в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях Федерального закона N 54-ФЗ под расчетами понимаются также прием (получение) банковскими платежными агентами (субагентами), осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", от юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, наличных денежных средств, в том числе для зачисления сумм принятых наличных денежных средств на банковские счета таких лиц, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Теперь коротко остановимся на причинах создания бюджетного мониторинга. Головные исполнители (исполнители, соисполнители) и получатели целевых средств являются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами - производителями товаров, работ, услуг, которые для осуществления своей хозяйственной деятельности имеют расчетные счета в кредитных организациях, на которых и осуществляются все их денежные операции. В свою очередь, кредитные организации являются элементами национальной платежной системы, нормативно-правовое регулирование которой осуществляется Банком России <1>. При этом при открытии расчетных счетов и проведении операций на них кредитные организации проводят комплаенс-контроль, обеспечивающий реализацию принципов "знай своего клиента" и "знай операции своего клиента", по результатам которого принимаются соответствующие решения о судьбе расчетного счета и платежной операции. Совокупность этих правил и процедур составляет основу финансового мониторинга, установленного положениями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ <2>.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Теперь коротко остановимся на причинах создания бюджетного мониторинга. Головные исполнители (исполнители, соисполнители) и получатели целевых средств являются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами - производителями товаров, работ, услуг, которые для осуществления своей хозяйственной деятельности имеют расчетные счета в кредитных организациях, на которых и осуществляются все их денежные операции. В свою очередь, кредитные организации являются элементами национальной платежной системы, нормативно-правовое регулирование которой осуществляется Банком России <1>. При этом при открытии расчетных счетов и проведении операций на них кредитные организации проводят комплаенс-контроль, обеспечивающий реализацию принципов "знай своего клиента" и "знай операции своего клиента", по результатам которого принимаются соответствующие решения о судьбе расчетного счета и платежной операции. Совокупность этих правил и процедур составляет основу финансового мониторинга, установленного положениями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ <2>.
Вопрос: О перечислении целевых средств с лицевого счета участника казначейского сопровождения на расчетный счет в целях оплаты товаров (работ, услуг) и возмещения расходов в рамках контрактов (договоров).
(Письмо Минфина России от 31.07.2024 N 02-12-14/71716)Согласно положениям пункта 3 статьи 242.23 Бюджетного кодекса при казначейском сопровождении допускается перечисление целевых средств с лицевого счета участника казначейского сопровождения на расчетный счет, открытый ему в кредитной организации (далее - расчетный счет), в том числе в целях:
(Письмо Минфина России от 31.07.2024 N 02-12-14/71716)Согласно положениям пункта 3 статьи 242.23 Бюджетного кодекса при казначейском сопровождении допускается перечисление целевых средств с лицевого счета участника казначейского сопровождения на расчетный счет, открытый ему в кредитной организации (далее - расчетный счет), в том числе в целях:
Вопрос: Обязана ли организация применить ККТ при получении платы за товар, поступившей от ИП, который он не будет использовать в предпринимательской деятельности, через Сбербанк-онлайн с карточного счета, открытого на физическое лицо?
(Консультация эксперта, 2025)См. также: Должна ли организация применять ККТ при поступлении денежных средств в оплату товара на расчетный счет от физического лица посредством платежного поручения или через Сбербанк-онлайн?
(Консультация эксперта, 2025)См. также: Должна ли организация применять ККТ при поступлении денежных средств в оплату товара на расчетный счет от физического лица посредством платежного поручения или через Сбербанк-онлайн?
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)Довод налогоплательщика об отсутствии у него задолженности за поставку товара со ссылкой на использование в расчетах простого векселя не был принят во внимание. Простой вексель предъявлен к погашению и погашен наличным путем, поскольку физическое лицо, предъявившее вексель к погашению, не имело расчетного счета в банке, однако из анализа налоговой и бухгалтерской отчетности взаимоотношения физического лица и векселеполучателя не усматриваются; соответственно, правовые основания для передачи векселя как средства платежа у сторон отсутствовали.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)Довод налогоплательщика об отсутствии у него задолженности за поставку товара со ссылкой на использование в расчетах простого векселя не был принят во внимание. Простой вексель предъявлен к погашению и погашен наличным путем, поскольку физическое лицо, предъявившее вексель к погашению, не имело расчетного счета в банке, однако из анализа налоговой и бухгалтерской отчетности взаимоотношения физического лица и векселеполучателя не усматриваются; соответственно, правовые основания для передачи векселя как средства платежа у сторон отсутствовали.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)- учтено поступление денег на расчетный счет.
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)- учтено поступление денег на расчетный счет.
Вопрос: Об указании кодов направления расходов в Сведениях об операциях с целевыми средствами при перечислении средств на расчетный счет участника казначейского сопровождения для оплаты товаров, работ, услуг.
(Письмо Минфина России от 04.10.2024 N 02-12-14/96075)Согласно положениям абзаца четвертого подпункта 3 пункта 3 статьи 242.23 Бюджетного кодекса при казначейском сопровождении допускается перечисление целевых средств с лицевого счета участника казначейского сопровождения на расчетный счет, открытый участнику казначейского сопровождения в кредитной организации, в том числе в целях оплаты фактически поставленных участником казначейского сопровождения товаров, выполненных работ, оказанных услуг, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, в случае, если участник казначейского сопровождения не привлекает для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, а также при условии представления документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств участников казначейского сопровождения, и (или) иных документов, предусмотренных государственными контрактами, договорами (соглашениями), контрактами (договорами) или нормативными правовыми актами (правовыми актами), регулирующими порядок предоставления средств.
(Письмо Минфина России от 04.10.2024 N 02-12-14/96075)Согласно положениям абзаца четвертого подпункта 3 пункта 3 статьи 242.23 Бюджетного кодекса при казначейском сопровождении допускается перечисление целевых средств с лицевого счета участника казначейского сопровождения на расчетный счет, открытый участнику казначейского сопровождения в кредитной организации, в том числе в целях оплаты фактически поставленных участником казначейского сопровождения товаров, выполненных работ, оказанных услуг, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, в случае, если участник казначейского сопровождения не привлекает для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, а также при условии представления документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств участников казначейского сопровождения, и (или) иных документов, предусмотренных государственными контрактами, договорами (соглашениями), контрактами (договорами) или нормативными правовыми актами (правовыми актами), регулирующими порядок предоставления средств.
Вопрос: О перечислении целевых средств с лицевого счета участника казначейского сопровождения на расчетный счет в целях оплаты товаров (работ, услуг) и возмещения расходов при исполнении госконтракта.
(Письмо Минфина России от 03.09.2024 N 02-12-14/83645)Согласно положениям пункта 3 статьи 242.23 Бюджетного кодекса при казначейском сопровождении допускается перечисление целевых средств с лицевого счета участника казначейского сопровождения на расчетный счет, открытый ему в кредитной организации (далее - расчетный счет), в том числе в целях:
(Письмо Минфина России от 03.09.2024 N 02-12-14/83645)Согласно положениям пункта 3 статьи 242.23 Бюджетного кодекса при казначейском сопровождении допускается перечисление целевых средств с лицевого счета участника казначейского сопровождения на расчетный счет, открытый ему в кредитной организации (далее - расчетный счет), в том числе в целях:
Вопрос: О перечислении целевых средств с лицевого счета участника казначейского сопровождения на расчетный счет для оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
(Письмо Минфина России от 13.09.2024 N 02-12-14/87578)Учитывая изложенное, перечисление целевых средств с лицевого счета участника казначейского сопровождения на расчетный счет в целях оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, в случае если участник казначейского сопровождения не привлекает для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, по мнению Департамента, возможно в соответствии с положениями Порядка N 214н.
(Письмо Минфина России от 13.09.2024 N 02-12-14/87578)Учитывая изложенное, перечисление целевых средств с лицевого счета участника казначейского сопровождения на расчетный счет в целях оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, в случае если участник казначейского сопровождения не привлекает для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, по мнению Департамента, возможно в соответствии с положениями Порядка N 214н.