Оплата труда водителей автобусов
Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата труда водителей автобусов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2023 N 88-25868/2023 (УИД 22RS0015-01-2022-005642-63)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что в назначении пенсии было отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности специального стажа.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Вопреки доводам кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что представленными доказательствами не подтверждается постоянная занятость истца в течение полного рабочего дня водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, поскольку путевые листы представлены только за несколько дней каждого месяца спорного периода, исходя из которых невозможно сделать однозначный вывод о том, что в течение каждого месяца спорного периода истец был постоянно занят водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в течение полного рабочего дня. Табели учета рабочего времени, как документы бухгалтерского учета о начислении истцу заработной платы за спорные периоды работы у ИП К.А.А. не представлены. В отсутствие первичных документов, а также неполноты представленных первичных документов, невозможно сделать вывод об условиях работы истца в спорные периоды.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что в назначении пенсии было отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности специального стажа.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Вопреки доводам кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что представленными доказательствами не подтверждается постоянная занятость истца в течение полного рабочего дня водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, поскольку путевые листы представлены только за несколько дней каждого месяца спорного периода, исходя из которых невозможно сделать однозначный вывод о том, что в течение каждого месяца спорного периода истец был постоянно занят водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в течение полного рабочего дня. Табели учета рабочего времени, как документы бухгалтерского учета о начислении истцу заработной платы за спорные периоды работы у ИП К.А.А. не представлены. В отсутствие первичных документов, а также неполноты представленных первичных документов, невозможно сделать вывод об условиях работы истца в спорные периоды.
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.01.2023 N 33-1519/2023 (УИД 78RS0018-01-2021-003867-30)
Категория спора: Аренда транспортных средств.
Требования арендатора: О снижении договорного штрафа.
Обстоятельства: Арендатор полагает начисленный арендодателем штраф за передачу управления транспортным средством третьему лицу несоразмерным последствиям нарушения обязательства.
Решение: Отказано.То обстоятельство, что с истца удерживаются алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере 1/4 части заработной платы в СПб ГУП "Пассажиравтотранс", не отражает в полной мере ни семейное, ни имущественное положение истца и само по себе не может являться основанием для снижения предусмотренного заключенного в свободной воле договором штрафа за совершение нарушения, создающего угрозу причинения вреда жизни и здоровью других лиц, что истец, являясь водителем автобуса, должен был осознавать.
Категория спора: Аренда транспортных средств.
Требования арендатора: О снижении договорного штрафа.
Обстоятельства: Арендатор полагает начисленный арендодателем штраф за передачу управления транспортным средством третьему лицу несоразмерным последствиям нарушения обязательства.
Решение: Отказано.То обстоятельство, что с истца удерживаются алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере 1/4 части заработной платы в СПб ГУП "Пассажиравтотранс", не отражает в полной мере ни семейное, ни имущественное положение истца и само по себе не может являться основанием для снижения предусмотренного заключенного в свободной воле договором штрафа за совершение нарушения, создающего угрозу причинения вреда жизни и здоровью других лиц, что истец, являясь водителем автобуса, должен был осознавать.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Акты социального партнерства и их роль в реализации работниками своих прав на заработную плату
(Козина Е.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)С такой проблемой столкнулся крупный работодатель г. Екатеринбурга (ЕМУП), который объединяет в себя все трамваи, троллейбусы, весь автобусный парк. Тарифы, из которых рассчитывалась заработная плата водителей, работодатель брал из регионального соглашения о заработной плате, которое действует на территории Свердловской области, и в то же время много лет работодатель был участником федерального отраслевого соглашения. После того как на это обратил внимание профсоюз и стал требовать оплаты труда водителей, исходя из условий федерального соглашения, ЕМУП пришло к выводу, что у него нет финансовой возможности платить, это исключительно нерентабельно. Более того, требование профсоюзов оплаты труда в повышенном размере на основании федерального соглашения было и за предыдущие годы. В Свердловском областном суде была целая серия подобных дел. Ответчик начал с арбитражного суда г. Москвы, пытаясь в порядке административного судопроизводства обжаловать отраслевое соглашение в части, затрагивающей его права в сфере предпринимательской деятельности, по причине отсутствия реальных (финансовых) возможностей для исполнения условий отраслевого соглашения. Арбитражный суд указал на то, что это акт социального партнерства, не имеющий отношения к сфере экономики и предпринимательской деятельности, и передал его в общую юрисдикцию.
(Козина Е.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)С такой проблемой столкнулся крупный работодатель г. Екатеринбурга (ЕМУП), который объединяет в себя все трамваи, троллейбусы, весь автобусный парк. Тарифы, из которых рассчитывалась заработная плата водителей, работодатель брал из регионального соглашения о заработной плате, которое действует на территории Свердловской области, и в то же время много лет работодатель был участником федерального отраслевого соглашения. После того как на это обратил внимание профсоюз и стал требовать оплаты труда водителей, исходя из условий федерального соглашения, ЕМУП пришло к выводу, что у него нет финансовой возможности платить, это исключительно нерентабельно. Более того, требование профсоюзов оплаты труда в повышенном размере на основании федерального соглашения было и за предыдущие годы. В Свердловском областном суде была целая серия подобных дел. Ответчик начал с арбитражного суда г. Москвы, пытаясь в порядке административного судопроизводства обжаловать отраслевое соглашение в части, затрагивающей его права в сфере предпринимательской деятельности, по причине отсутствия реальных (финансовых) возможностей для исполнения условий отраслевого соглашения. Арбитражный суд указал на то, что это акт социального партнерства, не имеющий отношения к сфере экономики и предпринимательской деятельности, и передал его в общую юрисдикцию.
Статья: Как рассчитать убытки за некачественное исполнение договора
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 9)Автовокзал же заявил, что для расчета упущенной выгоды надо из предполагаемых доходов поставщика вычесть его предполагаемые расходы, а это не только комиссионное вознаграждение. В ответ поставщик представил документы, подтверждающие, что он уже понес расходы для получения дохода от перевозки пассажиров на закрепленном маршруте. Так перевозчик предоставил суду: согласованную маршрутную документацию, платежные документы по заправке автобусов топливом в достаточном количестве для поездки из г. Краснодара в г. Астрахань и обратно; документы о прохождении водителями медицинского освидетельствования; об уплате налогов, страховых взносов и выплате зарплаты; лицензию; свидетельства о регистрации прав на автобусы. В результате суд решил, что раз поставщик уже понес расходы, то их вычитывать из суммы неполученных доходов необоснованно (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.02.2018 N Ф06-18601/2017 по делу N А06-5477/2016).
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 9)Автовокзал же заявил, что для расчета упущенной выгоды надо из предполагаемых доходов поставщика вычесть его предполагаемые расходы, а это не только комиссионное вознаграждение. В ответ поставщик представил документы, подтверждающие, что он уже понес расходы для получения дохода от перевозки пассажиров на закрепленном маршруте. Так перевозчик предоставил суду: согласованную маршрутную документацию, платежные документы по заправке автобусов топливом в достаточном количестве для поездки из г. Краснодара в г. Астрахань и обратно; документы о прохождении водителями медицинского освидетельствования; об уплате налогов, страховых взносов и выплате зарплаты; лицензию; свидетельства о регистрации прав на автобусы. В результате суд решил, что раз поставщик уже понес расходы, то их вычитывать из суммы неполученных доходов необоснованно (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.02.2018 N Ф06-18601/2017 по делу N А06-5477/2016).
Нормативные акты
"Инструкция по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта"
(утв. Минтрансом РФ 29.08.1995)- заработная плата водителей автомобилей (грузовых, автобусов, легковых такси) и кондукторов автобусов;
(утв. Минтрансом РФ 29.08.1995)- заработная плата водителей автомобилей (грузовых, автобусов, легковых такси) и кондукторов автобусов;
Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78
"Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте"Является первичным документом по учету работы автобуса и основанием для начисления заработной платы водителю. Выдаваемый водителю путевой лист обязательно должен иметь порядковый номер, дату выдачи и штамп организации, которой принадлежит автобус. Все сведения об автобусе, расходе топлива и задания водителям записываются в путевом листе диспетчером и механиком.
"Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте"Является первичным документом по учету работы автобуса и основанием для начисления заработной платы водителю. Выдаваемый водителю путевой лист обязательно должен иметь порядковый номер, дату выдачи и штамп организации, которой принадлежит автобус. Все сведения об автобусе, расходе топлива и задания водителям записываются в путевом листе диспетчером и механиком.
Статья: Проблемы правового регулирования режима рабочего времени
(Хныкин Г.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)- Приказ Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 N 545 (ред. от 13.12.2021) "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" <18>: водителям легковых автомобилей, криминалистических лабораторий, автомобилей скорой медицинской помощи и автобусов при введении ненормированного рабочего времени устанавливается компенсационная выплата в размере 25%, а водителям автомобилей с прицепами - 20% тарифной ставки (п. 14);
(Хныкин Г.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)- Приказ Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 N 545 (ред. от 13.12.2021) "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" <18>: водителям легковых автомобилей, криминалистических лабораторий, автомобилей скорой медицинской помощи и автобусов при введении ненормированного рабочего времени устанавливается компенсационная выплата в размере 25%, а водителям автомобилей с прицепами - 20% тарифной ставки (п. 14);
Статья: Об особенностях трудовой деятельности водителей
(Давыдова Е.В.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2023, N 6)Работодатель также обязан отстранить от работы водителя легкового такси, автобуса, трамвая, троллейбуса и подвижного состава внеуличного транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров и багажа, если получил от правоохранительных органов информацию о том, что такой работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в п. 1, 2 ч. 1 ст. 328.1 ТК РФ (для водителей легковых такси), п. 1, 2 ч. 2 ст. 328.1 (для остальных перечисленных категорий водителей) (ч. 5 ст. 328.1).
(Давыдова Е.В.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2023, N 6)Работодатель также обязан отстранить от работы водителя легкового такси, автобуса, трамвая, троллейбуса и подвижного состава внеуличного транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров и багажа, если получил от правоохранительных органов информацию о том, что такой работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в п. 1, 2 ч. 1 ст. 328.1 ТК РФ (для водителей легковых такси), п. 1, 2 ч. 2 ст. 328.1 (для остальных перечисленных категорий водителей) (ч. 5 ст. 328.1).
Готовое решение: Как заполнить и подать подраздел 1.2 подраздела 1 "Сведения о страховом стаже" формы ЕФС-1, в том числе вместе с подразделом 2 разд. 1 (до 1 января 2024 г.)
(КонсультантПлюс, 2023)подраздел 1 разд. 1 "Сведения о трудовой (иной) деятельности, страховом стаже, заработной плате зарегистрированного лица (ЗЛ)";
(КонсультантПлюс, 2023)подраздел 1 разд. 1 "Сведения о трудовой (иной) деятельности, страховом стаже, заработной плате зарегистрированного лица (ЗЛ)";
Статья: Применение норм общей части трудового права: теория и практика (взгляд сквозь призму целей, задач и предмета отрасли)
(Миронов В.И., Бобров Е.А., Симонов В.И.)
("Юрист", 2022, N 6)Нормы института "рабочее время и время отдыха" также применяются в различных отношениях. Рабочее время устанавливается работодателем в отношениях по организации и управлению трудом, особые режимы рабочего времени отражаются в трудовом договоре, то есть применяются в трудовых отношениях. Освобождение работника от работы также может состояться по решению представителя работодателя либо по соглашению сторон трудового договора, иными словами, в тех же отношениях. Такое положение работодателя фактически приводит к тому, что работники, их представители в лице профсоюзов лишаются возможности участия в учете рабочего времени и в предоставлении работникам предусмотренного законодательством времени отдыха. В приведенном примере с водителем работник должен быть освобожден от трудовых обязанностей после 8 ч непрерывного управления автобусом, независимо от усмотрения работодателя. Привлечение водителя к сверхурочной работе должно влечь не только ответственность за данное нарушение полномочных представителей работодателя, но и выплату работнику повышенной зарплаты. Работодателю должно стать невыгодным использование труда работника сверх установленной для него продолжительности рабочего времени. Действительно, штрафные санкции и повышенная оплата дополнительной работы должны приводить к тому, что работодателю выгодно создавать новые рабочие места, а не использовать работников сверх установленного для них рабочего времени. Пока же все происходит с точностью до наоборот. Работники безмолвствуют, получая подачки, а иногда получки. Профсоюзы их не защищают. Видимо, в ст. 1 ТК РФ следует выделить в особую группу отношения по учету рабочего времени и предоставлению времени отдыха. Субъектами данных отношений должны стать не только представители работодателя, но и работники, их представители в лице профсоюзов. То есть учет рабочего времени будет вести не только работодатель, но и работник, а также профсоюзы. Возникшие споры в указанных отношениях могут разрешаться созданными их субъектами органами, в частности комиссиями по трудовым спорам. Освобождение от работы в названных отношениях может происходить аналогичным образом. Причем профсоюзы должны получить возможность подтверждать право работника на освобождение от работы. Получение такого подтверждения лишает работодателя права привлечь работника к дисциплинарной ответственности за самостоятельное использование времени отдыха, правильность использования которого подтверждена профсоюзом. Очевидно, что существующее монопольное положение представителей работодателя в учете рабочего времени и в предоставлении времени отдыха приводит не только к массовым нарушениям прав работников во имя получения прибыли за счет неоплаченного труда, но и создает опасность для окружающих, в том числе пользующихся общественным транспортом. Поэтому выделение в предмете трудового права отношений по учету рабочего времени и предоставлению времени отдыха становится насущной необходимостью, так как в этом случае ответственными за надлежащую регламентацию данных отношений становятся все субъекты трудового права, поскольку решение провозглашенных в ст. 1 ТК РФ задач относится к нормам общей части трудового права.
(Миронов В.И., Бобров Е.А., Симонов В.И.)
("Юрист", 2022, N 6)Нормы института "рабочее время и время отдыха" также применяются в различных отношениях. Рабочее время устанавливается работодателем в отношениях по организации и управлению трудом, особые режимы рабочего времени отражаются в трудовом договоре, то есть применяются в трудовых отношениях. Освобождение работника от работы также может состояться по решению представителя работодателя либо по соглашению сторон трудового договора, иными словами, в тех же отношениях. Такое положение работодателя фактически приводит к тому, что работники, их представители в лице профсоюзов лишаются возможности участия в учете рабочего времени и в предоставлении работникам предусмотренного законодательством времени отдыха. В приведенном примере с водителем работник должен быть освобожден от трудовых обязанностей после 8 ч непрерывного управления автобусом, независимо от усмотрения работодателя. Привлечение водителя к сверхурочной работе должно влечь не только ответственность за данное нарушение полномочных представителей работодателя, но и выплату работнику повышенной зарплаты. Работодателю должно стать невыгодным использование труда работника сверх установленной для него продолжительности рабочего времени. Действительно, штрафные санкции и повышенная оплата дополнительной работы должны приводить к тому, что работодателю выгодно создавать новые рабочие места, а не использовать работников сверх установленного для них рабочего времени. Пока же все происходит с точностью до наоборот. Работники безмолвствуют, получая подачки, а иногда получки. Профсоюзы их не защищают. Видимо, в ст. 1 ТК РФ следует выделить в особую группу отношения по учету рабочего времени и предоставлению времени отдыха. Субъектами данных отношений должны стать не только представители работодателя, но и работники, их представители в лице профсоюзов. То есть учет рабочего времени будет вести не только работодатель, но и работник, а также профсоюзы. Возникшие споры в указанных отношениях могут разрешаться созданными их субъектами органами, в частности комиссиями по трудовым спорам. Освобождение от работы в названных отношениях может происходить аналогичным образом. Причем профсоюзы должны получить возможность подтверждать право работника на освобождение от работы. Получение такого подтверждения лишает работодателя права привлечь работника к дисциплинарной ответственности за самостоятельное использование времени отдыха, правильность использования которого подтверждена профсоюзом. Очевидно, что существующее монопольное положение представителей работодателя в учете рабочего времени и в предоставлении времени отдыха приводит не только к массовым нарушениям прав работников во имя получения прибыли за счет неоплаченного труда, но и создает опасность для окружающих, в том числе пользующихся общественным транспортом. Поэтому выделение в предмете трудового права отношений по учету рабочего времени и предоставлению времени отдыха становится насущной необходимостью, так как в этом случае ответственными за надлежащую регламентацию данных отношений становятся все субъекты трудового права, поскольку решение провозглашенных в ст. 1 ТК РФ задач относится к нормам общей части трудового права.
Статья: Коммерческая информация - как компании могут контролировать персонал, какие документы с ними подписывать, анализ споров по ним
(Бойкова Т.)
("Трудовое право", 2022, N 3)Несмотря на то что при приеме на работу сотрудником было подписано обязательство о неразглашении коммерческой тайны и перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, из которого следует, что в период трудовых (служебных) отношений с предприятием и в течение трех лет после окончания истец обязался не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, которые будут ему доверены или станут известны по работе, подписан перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, согласно которому к коммерческой тайне, в частности, отнесены: объем производства продукции (в месяц, квартал, год); наименование фирм-контрагентов; цели, задачи и тактика переговоров с деловыми партнерами; условия коммерческих контрактов, платежей и услуг; степень заинтересованности в приобретении товаров и услуг; заработная плата сотрудников предприятия, направление маркетинговых исследований предприятия, - доступа к указанной информации в рамках своих должностных обязанностей работник не имел.
(Бойкова Т.)
("Трудовое право", 2022, N 3)Несмотря на то что при приеме на работу сотрудником было подписано обязательство о неразглашении коммерческой тайны и перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, из которого следует, что в период трудовых (служебных) отношений с предприятием и в течение трех лет после окончания истец обязался не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, которые будут ему доверены или станут известны по работе, подписан перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, согласно которому к коммерческой тайне, в частности, отнесены: объем производства продукции (в месяц, квартал, год); наименование фирм-контрагентов; цели, задачи и тактика переговоров с деловыми партнерами; условия коммерческих контрактов, платежей и услуг; степень заинтересованности в приобретении товаров и услуг; заработная плата сотрудников предприятия, направление маркетинговых исследований предприятия, - доступа к указанной информации в рамках своих должностных обязанностей работник не имел.
Готовое решение: Как заполнить и подать подраздел 1.2 подраздела 1 "Сведения о страховом стаже" формы ЕФС-1, в том числе вместе с подразделом 2 разд. 1
(КонсультантПлюс, 2025)подраздел 1 разд. 1 "Сведения о трудовой (иной) деятельности, страховом стаже, заработной плате зарегистрированного лица";
(КонсультантПлюс, 2025)подраздел 1 разд. 1 "Сведения о трудовой (иной) деятельности, страховом стаже, заработной плате зарегистрированного лица";
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- приказы о назначении на работу водителем автобуса (троллейбуса, трамвая) регулярных городских пассажирских маршрутов;
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- приказы о назначении на работу водителем автобуса (троллейбуса, трамвая) регулярных городских пассажирских маршрутов;