Оплата труда в нерабочие дни с 30 марта
Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата труда в нерабочие дни с 30 марта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Простой по причинам, не зависящим от работника и работодателя (вынужденный простой)
(КонсультантПлюс, 2025)Судебная коллегия по гражданским делам... не согласилась с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании заработной платы, указав на то, что... в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 и Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 на территории Российской Федерации были установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы, в связи с чем Ш. в период с 30 марта 2020 г. по 30 апреля 2020 г. имел право на получение заработной платы в полном объеме.
(КонсультантПлюс, 2025)Судебная коллегия по гражданским делам... не согласилась с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании заработной платы, указав на то, что... в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 и Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 на территории Российской Федерации были установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы, в связи с чем Ш. в период с 30 марта 2020 г. по 30 апреля 2020 г. имел право на получение заработной платы в полном объеме.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Прогулы удаленных. Что делать?
(Сергеева Д.)
("Трудовое право", 2021, N 3)Возвращаясь к весне 2020 года, стоит вспомнить ошибочное трактование нерабочих дней, установленных Указами Президента РФ, как "удаленки", в данном случае, увольнения происходили по подп. "а" п. 6 ст. 81 ТК РФ. Работники, в свою очередь, пытались обжаловать такие увольнения в судах, но последние, как правило, вставали на сторону работодателей. Рассмотрим, к примеру, ситуацию на примере решения Видновского городского суда Московской области от 10 июня 2020 г. Сотрудник организации обратился к работодателю с просьбой в период пандемии разрешить ему временно работать удаленно. Ему в устной форме отказали. Опасаясь за свое здоровье и здоровье членов семьи, на основании Указа Президента РФ на работу в офис он не вышел. Работодатель уволил работника за прогул. Суд признал увольнение законным по следующим основаниям. Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" с 30 марта по 30 апреля 2020 г. включительно были установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. При этом в Указе были перечислены отрасли, на которые его действие не распространялось, и уволенный работодатель относился именной к данной категории работников. Кроме того, суд установил, что на просьбу работника о переводе на удаленку был получен отказ. Сотрудник на работе отсутствовал, что подтверждается соответствующим документом - Актом о прогуле. В своем объяснении истец указал, что отсутствовал по причине самоизоляции. Эта причина была признана судом неуважительной. В результате увольнение было признано законным, а работнику было отказано в восстановлении на работе. Такие же выводы содержатся в решении Новодвинского городского суда Архангельской области от 15 июня 2020 г. по делу N 2-553/2020. Таким образом, правомерность увольнения работников за прогул в период пандемии зависит от того, были ли у работодателя законные основания для продолжения деятельности в период нерабочих дней.
(Сергеева Д.)
("Трудовое право", 2021, N 3)Возвращаясь к весне 2020 года, стоит вспомнить ошибочное трактование нерабочих дней, установленных Указами Президента РФ, как "удаленки", в данном случае, увольнения происходили по подп. "а" п. 6 ст. 81 ТК РФ. Работники, в свою очередь, пытались обжаловать такие увольнения в судах, но последние, как правило, вставали на сторону работодателей. Рассмотрим, к примеру, ситуацию на примере решения Видновского городского суда Московской области от 10 июня 2020 г. Сотрудник организации обратился к работодателю с просьбой в период пандемии разрешить ему временно работать удаленно. Ему в устной форме отказали. Опасаясь за свое здоровье и здоровье членов семьи, на основании Указа Президента РФ на работу в офис он не вышел. Работодатель уволил работника за прогул. Суд признал увольнение законным по следующим основаниям. Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" с 30 марта по 30 апреля 2020 г. включительно были установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. При этом в Указе были перечислены отрасли, на которые его действие не распространялось, и уволенный работодатель относился именной к данной категории работников. Кроме того, суд установил, что на просьбу работника о переводе на удаленку был получен отказ. Сотрудник на работе отсутствовал, что подтверждается соответствующим документом - Актом о прогуле. В своем объяснении истец указал, что отсутствовал по причине самоизоляции. Эта причина была признана судом неуважительной. В результате увольнение было признано законным, а работнику было отказано в восстановлении на работе. Такие же выводы содержатся в решении Новодвинского городского суда Архангельской области от 15 июня 2020 г. по делу N 2-553/2020. Таким образом, правомерность увольнения работников за прогул в период пандемии зависит от того, были ли у работодателя законные основания для продолжения деятельности в период нерабочих дней.
Статья: Проблема исчисления сроков в отношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе
(Ефимцева Т.В., Шевлякова И.М.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2021, N 2)25 марта 2020 г. был издан Указ Президента РФ N 206, которым дни с 30 марта 2020 г. по 3 апреля 2020 г. установлены как "нерабочие с сохранением за работниками заработной платы". В дальнейшем Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 г. N 239 режим "нерабочих дней" был распространен на период с 4 апреля 2020 г. по 30 апреля 2020 г., а Указом Президента РФ от 28 апреля 2020 г. N 294 - на период с 6 мая 2020 г. по 8 мая 2020 г.
(Ефимцева Т.В., Шевлякова И.М.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2021, N 2)25 марта 2020 г. был издан Указ Президента РФ N 206, которым дни с 30 марта 2020 г. по 3 апреля 2020 г. установлены как "нерабочие с сохранением за работниками заработной платы". В дальнейшем Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 г. N 239 режим "нерабочих дней" был распространен на период с 4 апреля 2020 г. по 30 апреля 2020 г., а Указом Президента РФ от 28 апреля 2020 г. N 294 - на период с 6 мая 2020 г. по 8 мая 2020 г.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.12.2020 N 49-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 5 постановления Губернатора Московской области "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области" в связи с запросом Протвинского городского суда Московской области"В период установления для граждан запрета покидать места проживания (пребывания), за исключением определенных случаев (подпункт 3 пункта 5 постановления Губернатора Московской области от 12 марта 2020 года N 108-ПГ в редакции от 29 марта 2020 года), Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" для большей части населения России с 30 марта по 3 апреля 2020 года устанавливались нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы, благодаря чему граждане на момент введения данных мер не находились в состоянии неразрешимой коллизии между необходимостью присутствия на рабочем месте и наличием ограничительных условий передвижения. Более того, указами Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и от 28 апреля 2020 года N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" соответствующие условия трудовой деятельности были продлены.
"По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 5 постановления Губернатора Московской области "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области" в связи с запросом Протвинского городского суда Московской области"В период установления для граждан запрета покидать места проживания (пребывания), за исключением определенных случаев (подпункт 3 пункта 5 постановления Губернатора Московской области от 12 марта 2020 года N 108-ПГ в редакции от 29 марта 2020 года), Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" для большей части населения России с 30 марта по 3 апреля 2020 года устанавливались нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы, благодаря чему граждане на момент введения данных мер не находились в состоянии неразрешимой коллизии между необходимостью присутствия на рабочем месте и наличием ограничительных условий передвижения. Более того, указами Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и от 28 апреля 2020 года N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" соответствующие условия трудовой деятельности были продлены.
<Письмо> Минпросвещения России N ВБ-1107/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 235 от 22.05.2020
<О направлении разъяснений>
(вместе с "Разъяснениями по предоставлению педагогическим работникам, реализующим образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков (ежегодных основных оплачиваемых отпусков) и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, учету рабочего времени и оплате труда")Вопрос. Согласно Указам Президента Российской Федерации за нерабочие дни с 30 марта по 30 апреля, а также 6 - 8 мая за работниками сохранялась заработная плата, должны ли суммы выплат за эти периоды, а также сами периоды учитываться при расчете среднего заработка для оплаты ежегодных основных и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков или полученные суммы и соответствующие периоды времени подлежат исключению при расчете среднего заработка?
<О направлении разъяснений>
(вместе с "Разъяснениями по предоставлению педагогическим работникам, реализующим образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков (ежегодных основных оплачиваемых отпусков) и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, учету рабочего времени и оплате труда")Вопрос. Согласно Указам Президента Российской Федерации за нерабочие дни с 30 марта по 30 апреля, а также 6 - 8 мая за работниками сохранялась заработная плата, должны ли суммы выплат за эти периоды, а также сами периоды учитываться при расчете среднего заработка для оплаты ежегодных основных и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков или полученные суммы и соответствующие периоды времени подлежат исключению при расчете среднего заработка?
Последние изменения: Соблюдение санитарных норм в торговле
(КонсультантПлюс, 2025)В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на период с 30 марта по 3 апреля 2020 г. установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы (п. 1 Указа).
(КонсультантПлюс, 2025)В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на период с 30 марта по 3 апреля 2020 г. установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы (п. 1 Указа).
Статья: COVID-19: финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Первый пик пандемии пришелся на весну 2020 г. С 30 марта по 12 мая 2020 г. в России Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" <3> (далее - Указ Президента РФ N 239) был введен режим нерабочих дней с сохранением за работниками заработной платы. Многие предприятия на этом основании в указанный период не могли работать и были закрыты. На практике реализация Указа Президента РФ N 239 привела к тому, что фактически по всей стране были закрыты непродовольственные магазины, рынки, включая строительные, автомастерские, организации общественного питания (столовые, кафе, рестораны), парикмахерские, спортивные и оздоровительные организации, театры, музеи, туристические агентства и т.д., то есть те организации, которые как раз входят в сферу ответственности МСП.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Первый пик пандемии пришелся на весну 2020 г. С 30 марта по 12 мая 2020 г. в России Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" <3> (далее - Указ Президента РФ N 239) был введен режим нерабочих дней с сохранением за работниками заработной платы. Многие предприятия на этом основании в указанный период не могли работать и были закрыты. На практике реализация Указа Президента РФ N 239 привела к тому, что фактически по всей стране были закрыты непродовольственные магазины, рынки, включая строительные, автомастерские, организации общественного питания (столовые, кафе, рестораны), парикмахерские, спортивные и оздоровительные организации, театры, музеи, туристические агентства и т.д., то есть те организации, которые как раз входят в сферу ответственности МСП.
Статья: МРОТ и медианная заработная плата в механизме правового регулирования оплаты труда
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2021, N 2)<1> Письма Минтруда России: от 26.03.2020 N 13-2/10/П-2663 "Об Указе Президента РФ от 25 марта 2020 г. N 206"; от 26.03.2020 N 14-4/10/П-2696 "О направлении Рекомендаций работникам и работодателям в связи с Указом Президента РФ от 25 марта 2020 г. N 206"; от 23.04.2020 N 14-2/10/П-3710 "О направлении Рекомендаций по применению гибких форм занятости в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации"; от 06.04.2020 N 17-1/10/П-3017 "О Постановлении Правительства РФ от 1 апреля 2020 г. N 402"; от 17.06.2020 N 14-1/В-733 "По вопросу порядка оплаты труда работников 24 июня 2020 года" // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2021, N 2)<1> Письма Минтруда России: от 26.03.2020 N 13-2/10/П-2663 "Об Указе Президента РФ от 25 марта 2020 г. N 206"; от 26.03.2020 N 14-4/10/П-2696 "О направлении Рекомендаций работникам и работодателям в связи с Указом Президента РФ от 25 марта 2020 г. N 206"; от 23.04.2020 N 14-2/10/П-3710 "О направлении Рекомендаций по применению гибких форм занятости в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации"; от 06.04.2020 N 17-1/10/П-3017 "О Постановлении Правительства РФ от 1 апреля 2020 г. N 402"; от 17.06.2020 N 14-1/В-733 "По вопросу порядка оплаты труда работников 24 июня 2020 года" // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Правовые инструменты преодоления кризисных явлений в экономике
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)Стремительность распространения заболевания обусловила в России принятие комплекса мер, как направленных на поддержку бизнеса и населения, так и существенно ограничивающих основные права и свободы человека, гарантированные Конституцией РФ. Так, с 30 марта по 30 апреля 2020 г., а затем с 6 по 8 мая 2020 г. в стране для основной части населения были установлены нерабочие дни с сохранением заработной платы, введен запрет на проведение массовых мероприятий и оказание практически всех услуг населению, введены режимы самоизоляции, установлены особенности передвижения лиц, а также транспортных средств и т.д.
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)Стремительность распространения заболевания обусловила в России принятие комплекса мер, как направленных на поддержку бизнеса и населения, так и существенно ограничивающих основные права и свободы человека, гарантированные Конституцией РФ. Так, с 30 марта по 30 апреля 2020 г., а затем с 6 по 8 мая 2020 г. в стране для основной части населения были установлены нерабочие дни с сохранением заработной платы, введен запрет на проведение массовых мероприятий и оказание практически всех услуг населению, введены режимы самоизоляции, установлены особенности передвижения лиц, а также транспортных средств и т.д.