Оплата труда преподавателей вузов
Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата труда преподавателей вузов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Управленческий учет и отчетность как инструмент повышения эффективности функционирования образовательных организаций
(Вахрушина М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)Косвенные затраты будут представлены расходами на оплату труда штатных преподавателей вузов (поскольку в течение учебного года они задействованы в реализации нескольких образовательных программ), административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала, затратами на приобретение расходных материалов, а также общехозяйственными расходами.
(Вахрушина М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)Косвенные затраты будут представлены расходами на оплату труда штатных преподавателей вузов (поскольку в течение учебного года они задействованы в реализации нескольких образовательных программ), административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала, затратами на приобретение расходных материалов, а также общехозяйственными расходами.
Информация: Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального бюджета на 2025 - 2027 годы
("Официальный сайт Минфина России", 2024)Средства будут направлены на льготное кредитование в рамках стимулирования инвестиционной деятельности в АПК для достижения целей Нацпроекта "Технологическое обеспечение продовольственной безопасности". Средства также пойдут на повышение оплаты труда преподавателей фундаментальных дисциплин в вузах, что позволит обеспечить дополнительными выплатами педагогов более 50 вузов.
("Официальный сайт Минфина России", 2024)Средства будут направлены на льготное кредитование в рамках стимулирования инвестиционной деятельности в АПК для достижения целей Нацпроекта "Технологическое обеспечение продовольственной безопасности". Средства также пойдут на повышение оплаты труда преподавателей фундаментальных дисциплин в вузах, что позволит обеспечить дополнительными выплатами педагогов более 50 вузов.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 08.10.2019 N 31-П
"По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского"Не все, однако, видят в них прогресс просвещения. Кто-то решит, что непрерывный риск структурных перемен, не говоря уже о реальном их исполнении, лишает науку и профессиональное образование возможности поддерживать качество на достойном уровне. Так, не все считают полезным внедрение болонской системы, и многие предпочли бы без этого обойтись, как обошлись, например, немецкие университеты. Не каждый убежден, что от введения бакалавриата-магистратуры по болонским стандартам выросло качество образования и что теперь российские дипломы признают по международным стандартам, как того ожидали. Бессчетные же ресурсы, которые на это были потрачены, можно было израсходовать во благо науке и на достойную оплату преподавательского труда. Улучшения в образовании длятся лет тридцать, а результаты их все еще спорны, так что теперь, когда столько истрачено, а доверия дипломам не прибавилось, нет причин полагаться впредь на министерские решения, инициативу ректоратов и на энтузиазм активистов.
"По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского"Не все, однако, видят в них прогресс просвещения. Кто-то решит, что непрерывный риск структурных перемен, не говоря уже о реальном их исполнении, лишает науку и профессиональное образование возможности поддерживать качество на достойном уровне. Так, не все считают полезным внедрение болонской системы, и многие предпочли бы без этого обойтись, как обошлись, например, немецкие университеты. Не каждый убежден, что от введения бакалавриата-магистратуры по болонским стандартам выросло качество образования и что теперь российские дипломы признают по международным стандартам, как того ожидали. Бессчетные же ресурсы, которые на это были потрачены, можно было израсходовать во благо науке и на достойную оплату преподавательского труда. Улучшения в образовании длятся лет тридцать, а результаты их все еще спорны, так что теперь, когда столько истрачено, а доверия дипломам не прибавилось, нет причин полагаться впредь на министерские решения, инициативу ректоратов и на энтузиазм активистов.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013
"Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию"Так, мы повышаем зарплаты в образовании и здравоохранении, чтобы работа учителя, преподавателя, врача вновь стала престижной, привлекла сильных выпускников вузов. Но достойная оплата труда, как мы и договаривались, должна обеспечиваться не только исключительно за счет бюджетных вливаний, а благодаря реформам, которые призваны повысить эффективность расходов, а главное - качество услуг в социальной сфере, чтобы люди видели, как меняется к лучшему работа наших школ, университетов, поликлиник и больниц.
"Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию"Так, мы повышаем зарплаты в образовании и здравоохранении, чтобы работа учителя, преподавателя, врача вновь стала престижной, привлекла сильных выпускников вузов. Но достойная оплата труда, как мы и договаривались, должна обеспечиваться не только исключительно за счет бюджетных вливаний, а благодаря реформам, которые призваны повысить эффективность расходов, а главное - качество услуг в социальной сфере, чтобы люди видели, как меняется к лучшему работа наших школ, университетов, поликлиник и больниц.
Статья: Почему после цифрового века юридического образования наступит Средневековье?
(Гальперин М.Л.)
("Закон", 2021, N 8)Цель любого университета - заполучить и удержать таких харизматичных преподавателей любой ценой, поддерживать их, предоставляя часто эксклюзивные условия. Они - настоящий знак качества юридического образования и главный актив вуза, причем актив в прямом смысле слова. Не секрет, что значительную долю бюджета американских вузов в топе международных рейтингов составляет не государственное финансирование, а многомиллиардные эндаументы, в течение долгих лет сформированные признательными и лояльными выпускниками, добившимися успеха в жизни, как они считают, благодаря своим преподавателям. Такие профессора имеют право рассчитывать на высокую, сопоставимую с зарплатами в частном секторе, оплату труда и максимально комфортную рабочую среду. Только так можно вернуть престиж преподавательской работе, побудить приходить работать в вузы лучших юристов и сформировать эффективные стимулы для повышения уровня работы преподавателей и вузов в целом, обеспечить воспроизводство и наращивание интеллектуального потенциала от поколения к поколению.
(Гальперин М.Л.)
("Закон", 2021, N 8)Цель любого университета - заполучить и удержать таких харизматичных преподавателей любой ценой, поддерживать их, предоставляя часто эксклюзивные условия. Они - настоящий знак качества юридического образования и главный актив вуза, причем актив в прямом смысле слова. Не секрет, что значительную долю бюджета американских вузов в топе международных рейтингов составляет не государственное финансирование, а многомиллиардные эндаументы, в течение долгих лет сформированные признательными и лояльными выпускниками, добившимися успеха в жизни, как они считают, благодаря своим преподавателям. Такие профессора имеют право рассчитывать на высокую, сопоставимую с зарплатами в частном секторе, оплату труда и максимально комфортную рабочую среду. Только так можно вернуть престиж преподавательской работе, побудить приходить работать в вузы лучших юристов и сформировать эффективные стимулы для повышения уровня работы преподавателей и вузов в целом, обеспечить воспроизводство и наращивание интеллектуального потенциала от поколения к поколению.
Статья: Противодействие бытовой коррупции в образовании и медицине: неучтенные аспекты
(Новосельцев А.Ю., Степанюгин К.В.)
("Российский следователь", 2022, N 12)В статье рассматривается бытовая коррупция, связанная с получением врачами и учителями вознаграждения от населения помимо официальной зарплаты. Авторы полагают, что попытка обеспечить конституционные гарантии граждан исключительно с помощью уголовно-правовых средств ведет к деградации здравоохранения. Столь же популистскими являются призывы к расширению уголовной репрессии в отношении преподавателей. Следует принять во внимание, что характер и степень общественной опасности получения взятки преподавателем существенно изменились в условиях коммерциализации вузов. Исходя из этого, до возврата к отечественной модели образования авторы предлагают ограничить уголовную ответственность преподавателя коррупционными действиями, которые повлекли за собой серьезную дезорганизацию учебного процесса.
(Новосельцев А.Ю., Степанюгин К.В.)
("Российский следователь", 2022, N 12)В статье рассматривается бытовая коррупция, связанная с получением врачами и учителями вознаграждения от населения помимо официальной зарплаты. Авторы полагают, что попытка обеспечить конституционные гарантии граждан исключительно с помощью уголовно-правовых средств ведет к деградации здравоохранения. Столь же популистскими являются призывы к расширению уголовной репрессии в отношении преподавателей. Следует принять во внимание, что характер и степень общественной опасности получения взятки преподавателем существенно изменились в условиях коммерциализации вузов. Исходя из этого, до возврата к отечественной модели образования авторы предлагают ограничить уголовную ответственность преподавателя коррупционными действиями, которые повлекли за собой серьезную дезорганизацию учебного процесса.
Статья: Послание Президента РФ: развитие страны в ближайшие шесть лет
(Зобова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 5)Планируется повысить уровень оплаты труда преподавателей фундаментальных дисциплин высшей школы: конкретные решения начнут внедряться уже с 1 сентября 2024 года в пилотном режиме. Потребуются дополнительные ресурсы: по предварительным подсчетам, в этом году - где-то 1,5 млрд руб., потом - 4,5 млрд руб.
(Зобова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 5)Планируется повысить уровень оплаты труда преподавателей фундаментальных дисциплин высшей школы: конкретные решения начнут внедряться уже с 1 сентября 2024 года в пилотном режиме. Потребуются дополнительные ресурсы: по предварительным подсчетам, в этом году - где-то 1,5 млрд руб., потом - 4,5 млрд руб.
Статья: Контроль состояния кадровой безопасности экономических субъектов с использованием информационных систем управления
(Сердюк В.Н., Пономаренко Н.Ш., Ермошина Е.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 3)- образовательная деятельность (численность профессорско-преподавательского состава (ППС); темп роста численности ППС; соотношение поступления денежных средств изо всех источников и ППС; средняя заработная плата ППС; темп роста средней заработной платы ППС; отношение заработной платы ППС к средней заработной плате по экономике региона; соотношение численности студентов и ППС);
(Сердюк В.Н., Пономаренко Н.Ш., Ермошина Е.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 3)- образовательная деятельность (численность профессорско-преподавательского состава (ППС); темп роста численности ППС; соотношение поступления денежных средств изо всех источников и ППС; средняя заработная плата ППС; темп роста средней заработной платы ППС; отношение заработной платы ППС к средней заработной плате по экономике региона; соотношение численности студентов и ППС);
Информация: Правительство профинансирует пилотный проект по повышению оплаты труда работников вузов, преподающих фундаментальные дисциплины
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)В 2024 году в России начнется реализация пилотного проекта, предусматривающего повышение оплаты труда научно-педагогических работников, преподающих фундаментальные дисциплины. Распоряжение о направлении на эти цели 1,5 млрд рублей подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)В 2024 году в России начнется реализация пилотного проекта, предусматривающего повышение оплаты труда научно-педагогических работников, преподающих фундаментальные дисциплины. Распоряжение о направлении на эти цели 1,5 млрд рублей подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Статья: О месте Конституционного Суда Российской Федерации в системе органов государственной власти: "Добро должно быть с кулаками"?
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)Однако в это же время произошло массовое увольнение преподавателей высших учебных заведений, а также учителей школ, которые и подпали под пресловутый "Закон 98%". В результате профсоюз педагогов и обратился с жалобой в Конституционный суд, а последний признал "Закон 98%" не соответствующим Конституции Венгрии.
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)Однако в это же время произошло массовое увольнение преподавателей высших учебных заведений, а также учителей школ, которые и подпали под пресловутый "Закон 98%". В результате профсоюз педагогов и обратился с жалобой в Конституционный суд, а последний признал "Закон 98%" не соответствующим Конституции Венгрии.
Статья: Доклад Счетной палаты Российской Федерации "Анализ реализации мер государственной политики, направленных на поддержку женщин, обеспечение их равных возможностей для развития и включения в общественный процесс"
(Изотова Г., Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 3)При этом показатели уровня оплаты труда преподавателей вузов и научных сотрудников начиная с 2018 года ежегодно перевыполняются (таблица 3).
(Изотова Г., Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 3)При этом показатели уровня оплаты труда преподавателей вузов и научных сотрудников начиная с 2018 года ежегодно перевыполняются (таблица 3).
Статья: Рекомендации по оплате труда в учреждениях на 2023 год
(Смолева М.Е.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 3)Как показал проведенный в сентябре 2022 года экспресс-опрос по порядку и условиям введения этой должности в школах, единообразия в части определения уровня оплаты труда таких работников нет. В связи с этим зарплату советникам директора целесообразно устанавливать на уровне, предусмотренном нормативными актами органов исполнительной власти субъектов РФ по должности "учитель" (п. 36.10 Единых рекомендаций). При этом оплата труда педагогов, замещающих должности советников директора по воспитанию, должна осуществляться на основе должностных окладов, а не ставок зарплаты, как это предусматривается по должности учителя (см. комментарий к Единым рекомендациям).
(Смолева М.Е.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 3)Как показал проведенный в сентябре 2022 года экспресс-опрос по порядку и условиям введения этой должности в школах, единообразия в части определения уровня оплаты труда таких работников нет. В связи с этим зарплату советникам директора целесообразно устанавливать на уровне, предусмотренном нормативными актами органов исполнительной власти субъектов РФ по должности "учитель" (п. 36.10 Единых рекомендаций). При этом оплата труда педагогов, замещающих должности советников директора по воспитанию, должна осуществляться на основе должностных окладов, а не ставок зарплаты, как это предусматривается по должности учителя (см. комментарий к Единым рекомендациям).
Статья: Получение незаконного вознаграждения за осуществление профессиональных функций служащим, не являющимся должностным лицом
(Куликов А.В., Петрак Н.А.)
("Российский следователь", 2023, N 10)Сферу образования можно разделить на две условные категории: школы и образовательные организации высшего и среднего образования (колледжи, университеты). В школах условно "взятки-поборы" чаще всего взимаются с родителей за действия, не влекущие юридически значимых последствий. Примером могут послужить незаконные сборы для ремонта помещений и покупки оборудования, которые должны финансироваться не за счет обучающихся и их родителей, а за счет муниципального бюджета. Что касается средних и высших учебных заведений, то самыми распространенными примерами являются сборы денежных средств со студентов за успешную сдачу зачетов или экзаменов, за написание и защиту выпускных квалификационных работ, за успешное прохождение экзаменационной сессии и учебной практики. Этими поборами "грешат" не только сами преподаватели из-за низкой зарплаты, но и менеджеры образовательного процесса, не являющиеся должностными лицами.
(Куликов А.В., Петрак Н.А.)
("Российский следователь", 2023, N 10)Сферу образования можно разделить на две условные категории: школы и образовательные организации высшего и среднего образования (колледжи, университеты). В школах условно "взятки-поборы" чаще всего взимаются с родителей за действия, не влекущие юридически значимых последствий. Примером могут послужить незаконные сборы для ремонта помещений и покупки оборудования, которые должны финансироваться не за счет обучающихся и их родителей, а за счет муниципального бюджета. Что касается средних и высших учебных заведений, то самыми распространенными примерами являются сборы денежных средств со студентов за успешную сдачу зачетов или экзаменов, за написание и защиту выпускных квалификационных работ, за успешное прохождение экзаменационной сессии и учебной практики. Этими поборами "грешат" не только сами преподаватели из-за низкой зарплаты, но и менеджеры образовательного процесса, не являющиеся должностными лицами.
Статья: Новые показатели эффективности деятельности образовательного учреждения
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 11)Для учреждений, подведомственных Минпросвещения, показатели эффективности установлены Приказом от 28.03.2023 N 211. Например, для вузов, подведомственных Минпросвещения, оценивается средний балл ЕГЭ поступивших студентов, доля трудоустроенных выпускников, средняя зарплата преподавателей, доля выплаты зарплаты за счет средств от приносящей доход деятельности (ПДД), доля молодых преподавателей, доля магистров и аспирантов от общего числа обучающихся, количество международных научных и просветительских мероприятий, доля ПДД от общего числа поступлений, доля выполнения плана ФХД по приносящей доход деятельности.
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 11)Для учреждений, подведомственных Минпросвещения, показатели эффективности установлены Приказом от 28.03.2023 N 211. Например, для вузов, подведомственных Минпросвещения, оценивается средний балл ЕГЭ поступивших студентов, доля трудоустроенных выпускников, средняя зарплата преподавателей, доля выплаты зарплаты за счет средств от приносящей доход деятельности (ПДД), доля молодых преподавателей, доля магистров и аспирантов от общего числа обучающихся, количество международных научных и просветительских мероприятий, доля ПДД от общего числа поступлений, доля выполнения плана ФХД по приносящей доход деятельности.