Оплата труда бюджетников в 2020 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата труда бюджетников в 2020 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Выдача аванса и отчет по командировке
(КонсультантПлюс, 2025)Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17.03.2020 по делу N 88-4772/2020
(КонсультантПлюс, 2025)Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17.03.2020 по делу N 88-4772/2020
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 03.08.2023 N 88-6563/2023 по делу N 2-1675/2022 (УИД 27RS0004-01-2022-001332-65)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании стимулирующих выплат; 3) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы и иных выплат; 4) О взыскании компенсации морального вреда; 5) О признании действий незаконными, признании права на получение стимулирующих выплат.
Обстоятельства: Как указывает истец, она выполняла работу по двум должностям. До спорного периода ей выплачивали стимулирующие выплаты, потом выплаты прекратились. Работодателем оставлено без удовлетворения ее письменное обращение о производстве выплат.
Решение: Удовлетворено в части.Суд апелляционной инстанции принял во внимание, что устанавливающая систему платы труда Инструкция, являющаяся приложением N 4 к приказу ФСИН России от 13 ноября 2008 года N 624 "Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы" не исключает возможность выплаты гражданскому персоналу уголовно-исполнительной системы иных выплат стимулирующего характера, а утвержденные 20 января 2020 года заместителем директора ФСИН России Методические указания по выплате медицинским работникам из числа гражданского персонала медицинских учреждений(организаций) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации бюджетной сферы в целях обеспечения сохранения показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики", предусматривают повышенную выплату заработной платы, в том числе по должности провизора.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании стимулирующих выплат; 3) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы и иных выплат; 4) О взыскании компенсации морального вреда; 5) О признании действий незаконными, признании права на получение стимулирующих выплат.
Обстоятельства: Как указывает истец, она выполняла работу по двум должностям. До спорного периода ей выплачивали стимулирующие выплаты, потом выплаты прекратились. Работодателем оставлено без удовлетворения ее письменное обращение о производстве выплат.
Решение: Удовлетворено в части.Суд апелляционной инстанции принял во внимание, что устанавливающая систему платы труда Инструкция, являющаяся приложением N 4 к приказу ФСИН России от 13 ноября 2008 года N 624 "Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы" не исключает возможность выплаты гражданскому персоналу уголовно-исполнительной системы иных выплат стимулирующего характера, а утвержденные 20 января 2020 года заместителем директора ФСИН России Методические указания по выплате медицинским работникам из числа гражданского персонала медицинских учреждений(организаций) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации бюджетной сферы в целях обеспечения сохранения показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики", предусматривают повышенную выплату заработной платы, в том числе по должности провизора.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О правовой природе судебной неустойки (астрента)
(Шевченко И.М.)
("Российский судья", 2021, N 8)Очевидно, что в нашей стране достаточно много социальных, экономических и прочих проблем, для разрешения которых нужны постоянные активные действия со стороны публичной власти. К их числу относятся: плохое состояние некоторых дорог, проживание части населения в ветхом и аварийном жилье, низкие зарплаты бюджетников и т.п. В 2020 году одной из громких проблем стало неперечисление в полном объеме выплат, причитающихся врачам, борющимся с COVID-19.
(Шевченко И.М.)
("Российский судья", 2021, N 8)Очевидно, что в нашей стране достаточно много социальных, экономических и прочих проблем, для разрешения которых нужны постоянные активные действия со стороны публичной власти. К их числу относятся: плохое состояние некоторых дорог, проживание части населения в ветхом и аварийном жилье, низкие зарплаты бюджетников и т.п. В 2020 году одной из громких проблем стало неперечисление в полном объеме выплат, причитающихся врачам, борющимся с COVID-19.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)О Единых рекомендациях РТК по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 г. от 29 декабря 2020 г. (Протокол N 13) см. комментарий к ст. 135 ТК РФ.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)О Единых рекомендациях РТК по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 г. от 29 декабря 2020 г. (Протокол N 13) см. комментарий к ст. 135 ТК РФ.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.09.2024 N 40-П
"По делу о проверке конституционности статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.Н. Харюшевой"Суд пришел к выводу, что заработная плата в спорные месяцы была начислена и выплачена истице в соответствии с трудовым договором, с Положением о системе оплаты труда работников школы и Примерным положением об оплате труда в муниципальных бюджетных учреждениях в сфере образования, с Правилами от 4 апреля 2020 года, с разъяснениями Минпросвещения России, на основании табелей учета рабочего времени, исходя из учебной нагрузки по тарификации - 21 час в неделю, а выплачиваемые ей стимулирующие и компенсационные выплаты носят регулярный характер и основаны на постоянно действующих в учреждении факторах организации труда.
"По делу о проверке конституционности статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.Н. Харюшевой"Суд пришел к выводу, что заработная плата в спорные месяцы была начислена и выплачена истице в соответствии с трудовым договором, с Положением о системе оплаты труда работников школы и Примерным положением об оплате труда в муниципальных бюджетных учреждениях в сфере образования, с Правилами от 4 апреля 2020 года, с разъяснениями Минпросвещения России, на основании табелей учета рабочего времени, исходя из учебной нагрузки по тарификации - 21 час в неделю, а выплачиваемые ей стимулирующие и компенсационные выплаты носят регулярный характер и основаны на постоянно действующих в учреждении факторах организации труда.
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2023 N 32-П
"По делу о проверке конституционности части второй статьи 135 и части первой статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.В. Царегородской"Некоторые ориентиры для субъектов коллективно-договорного и локального регулирования в государственных и муниципальных учреждениях при определении механизмов начисления стимулирующих выплат задает и Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, которая ежегодно разрабатывает и утверждает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников этих учреждений (часть третья статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации). В частности, в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год (утверждены решением названной комиссии от 23 декабря 2022 года) размеры и условия выплат стимулирующего характера для всех категорий работников устанавливаются на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы, которые разрабатываются с учетом таких принципов, как объективность (размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда, а также за достижение коллективных результатов труда), предсказуемость (работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда, а также за достижение коллективных результатов труда), адекватность (вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат коллективного труда), своевременность (вознаграждение должно следовать за достижением результатов) и прозрачность (правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику); показатели эффективности деятельности работников должны учитывать необходимость достижения целевых показателей эффективности деятельности учреждения (пункт 16). Аналогичные положения содержались и в Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год (утверждены решением названной комиссии от 23 декабря 2016 года), действовавших на момент заключения коллективного договора между командованием Военно-медицинской академии и коллективом гражданского персонала на 2017 - 2020 годы.
"По делу о проверке конституционности части второй статьи 135 и части первой статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.В. Царегородской"Некоторые ориентиры для субъектов коллективно-договорного и локального регулирования в государственных и муниципальных учреждениях при определении механизмов начисления стимулирующих выплат задает и Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, которая ежегодно разрабатывает и утверждает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников этих учреждений (часть третья статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации). В частности, в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год (утверждены решением названной комиссии от 23 декабря 2022 года) размеры и условия выплат стимулирующего характера для всех категорий работников устанавливаются на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы, которые разрабатываются с учетом таких принципов, как объективность (размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда, а также за достижение коллективных результатов труда), предсказуемость (работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда, а также за достижение коллективных результатов труда), адекватность (вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат коллективного труда), своевременность (вознаграждение должно следовать за достижением результатов) и прозрачность (правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику); показатели эффективности деятельности работников должны учитывать необходимость достижения целевых показателей эффективности деятельности учреждения (пункт 16). Аналогичные положения содержались и в Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год (утверждены решением названной комиссии от 23 декабря 2016 года), действовавших на момент заключения коллективного договора между командованием Военно-медицинской академии и коллективом гражданского персонала на 2017 - 2020 годы.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)В трудовом споре по иску Г. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области "Ачитская центральная районная больница" была признана законной индексация заработной платы путем увеличения размера должностного оклада работника в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 01.10.2020 N 666-ПП (Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.06.2022 по делу N 88-10434/2022).
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)В трудовом споре по иску Г. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области "Ачитская центральная районная больница" была признана законной индексация заработной платы путем увеличения размера должностного оклада работника в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 01.10.2020 N 666-ПП (Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.06.2022 по делу N 88-10434/2022).
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка формирования и использования бюджетных ассигнований, выделенных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральными музеями, подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, в 2020 - 2021 годах и истекшем периоде 2022 года"
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 10)<52> Подпункт "б" пункта 38 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020, 2021, 2022 годы, утвержденных решениями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2019 г. (протокол N 11), от 29 декабря 2020 г. (протокол N 13), от 23 декабря 2021 г. (протокол N 11) соответственно.
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 10)<52> Подпункт "б" пункта 38 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020, 2021, 2022 годы, утвержденных решениями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2019 г. (протокол N 11), от 29 декабря 2020 г. (протокол N 13), от 23 декабря 2021 г. (протокол N 11) соответственно.
Статья: К вопросу о роли правовых норм по оплате труда в преодолении бедности населения России
(Бондарева Э.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)Как показывает практика, решения об индексации заработной платы принимаются федеральными органами власти разово и рассчитаны на данный единичный случай индексации. В качестве примеров можно привести распоряжения Правительства Российской Федерации <19>, в которых решается вопрос о принятии мер по увеличению с 1 октября 2019 и 2020 гг. оплаты труда на 4,3 и на 3% соответственно. Речь, конечно, идет об оплате труда работников федеральных государственных органов, федеральных государственных учреждений. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления принимают решения об индексации заработной платы самостоятельно с учетом законодательства Российской Федерации, названных и аналогичных распоряжений Правительства Российской Федерации.
(Бондарева Э.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)Как показывает практика, решения об индексации заработной платы принимаются федеральными органами власти разово и рассчитаны на данный единичный случай индексации. В качестве примеров можно привести распоряжения Правительства Российской Федерации <19>, в которых решается вопрос о принятии мер по увеличению с 1 октября 2019 и 2020 гг. оплаты труда на 4,3 и на 3% соответственно. Речь, конечно, идет об оплате труда работников федеральных государственных органов, федеральных государственных учреждений. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления принимают решения об индексации заработной платы самостоятельно с учетом законодательства Российской Федерации, названных и аналогичных распоряжений Правительства Российской Федерации.
Готовое решение: Как учитывать при УСН материальную помощь работнику
(КонсультантПлюс, 2025)Как учитывать при УСН материальную помощь работнику
(КонсультантПлюс, 2025)Как учитывать при УСН материальную помощь работнику
Статья: Административно-правовые гарантии сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации как инструмент управления персоналом
(Григорьева О.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Обратим внимание, что в российской пенитенциарной системе служат целые семейные династии иногда лишь потому, что в небольших городках, где есть учреждения и органы УИС, ограничен выбор рабочих мест, а безысходность таких населенных пунктов отражается и на качестве несения службы (в рейтинге среди всех силовиков по количеству уголовных наказаний в их отношении сотрудники УИС занимают первое место). Напротив, в ряде регионов остается острой проблема некомплекта и текучести кадров, так как есть более выгодная альтернатива для трудоустройства, причем средняя заработная плата у гражданского персонала коммерческих предприятий значительно выше, чем у персонала бюджетных учреждений, органов и организаций, в том числе сотрудников УИС. К слову, в 2020 г. на службу в УИС принято 17 328 сотрудников, а в 2019 г. - 20 758.
(Григорьева О.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Обратим внимание, что в российской пенитенциарной системе служат целые семейные династии иногда лишь потому, что в небольших городках, где есть учреждения и органы УИС, ограничен выбор рабочих мест, а безысходность таких населенных пунктов отражается и на качестве несения службы (в рейтинге среди всех силовиков по количеству уголовных наказаний в их отношении сотрудники УИС занимают первое место). Напротив, в ряде регионов остается острой проблема некомплекта и текучести кадров, так как есть более выгодная альтернатива для трудоустройства, причем средняя заработная плата у гражданского персонала коммерческих предприятий значительно выше, чем у персонала бюджетных учреждений, органов и организаций, в том числе сотрудников УИС. К слову, в 2020 г. на службу в УИС принято 17 328 сотрудников, а в 2019 г. - 20 758.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)3) в отношении клиентов - физических лиц (за исключением указанных в п. 1 данной части), получающих выплаты, предусмотренные п. 1 - 3 ч. 5.5 данной статьи (то есть денежное содержание, вознаграждение, довольствие государственных служащих (п. 1); оплата труда работников (персонала) государственных и муниципальных органов, учреждений, государственных внебюджетных фондов (п. 2); государственные стипендии (п. 3), - с 1 июля 2018 г.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)3) в отношении клиентов - физических лиц (за исключением указанных в п. 1 данной части), получающих выплаты, предусмотренные п. 1 - 3 ч. 5.5 данной статьи (то есть денежное содержание, вознаграждение, довольствие государственных служащих (п. 1); оплата труда работников (персонала) государственных и муниципальных органов, учреждений, государственных внебюджетных фондов (п. 2); государственные стипендии (п. 3), - с 1 июля 2018 г.
Статья: Право человека на вознаграждение за труд: проблемы исчисления средней заработной платы
(Винокуров В.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)<11> Интернет-портал "Судебные и нормативные акты Российской Федерации". URL: http://www.sudact.ru (дата обращения: 09.12.2020).
(Винокуров В.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)<11> Интернет-портал "Судебные и нормативные акты Российской Федерации". URL: http://www.sudact.ru (дата обращения: 09.12.2020).
Статья: О смягчении в сфере труда негативных последствий распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)<14> См., напр.: Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 16 апреля 2020 г. N 69 (ред. от 23.06.2020) "О мерах по осуществлению выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Адыгея, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией" // Собрание Законодательства Республики Адыгея. 2020. N 4; и др.
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)<14> См., напр.: Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 16 апреля 2020 г. N 69 (ред. от 23.06.2020) "О мерах по осуществлению выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Адыгея, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией" // Собрание Законодательства Республики Адыгея. 2020. N 4; и др.
Готовое решение: Как плательщики УСН начисляют, уплачивают и учитывают зарплатные налоги
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как учесть зарплатные налоги при УСН
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как учесть зарплатные налоги при УСН
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- заработную плату в качестве работников (персонала) государственных и муниципальных органов, учреждений, государственных внебюджетных фондов;
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- заработную плату в качестве работников (персонала) государственных и муниципальных органов, учреждений, государственных внебюджетных фондов;