Оператор сотовой связи
Подборка наиболее важных документов по запросу Оператор сотовой связи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Бремя доказывания по делам о защите прав потребителей
(КонсультантПлюс, 2025)Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненными истцу убытками, поскольку оператор сотовой связи не имел возможности влиять на совершение банковских операций, для осуществления которых необходимо использовать данные, позволяющие идентифицировать клиента.
(КонсультантПлюс, 2025)Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненными истцу убытками, поскольку оператор сотовой связи не имел возможности влиять на совершение банковских операций, для осуществления которых необходимо использовать данные, позволяющие идентифицировать клиента.
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: НДФЛ: Налоговый орган доначислил НДФЛ с компенсации расходов при использовании личного имущества работника
(КонсультантПлюс, 2025)если работник использует мобильный телефон - авансовыми отчетами, квитанциями на оплату платежей операторам мобильной связи и т.п. >>>
(КонсультантПлюс, 2025)если работник использует мобильный телефон - авансовыми отчетами, квитанциями на оплату платежей операторам мобильной связи и т.п. >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Оператор сотовой связи прислал СМС-сообщение о том, что бесплатно подключена дополнительная услуга в виде проигрывания музыки, с указанием на то, что по истечении определенного периода услуга становится платной. Вправе ли оператор сотовой связи навязывать свои услуги при молчании со стороны абонента?
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 4)"Юридический справочник руководителя", 2021, N 4
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 4)"Юридический справочник руководителя", 2021, N 4
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для юриста"Операторам мобильной связи важно учитывать новый индикатор риска с 31 октября 2025 года (28.10.2025)
Постановление Правительства РФ от 30.12.2024 N 1994
(ред. от 31.07.2025)
"Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи и перечня организаций, имеющих право осуществлять подтверждение сведений об абоненте - физическом лице"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Настоящие Правила регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем услуг телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования, а также при оказании услуг подвижной радиосвязи, услуг подвижной радиотелефонной связи и услуг подвижной спутниковой радиосвязи (далее - подвижная связь) в сети связи общего пользования (далее - услуги телефонной связи).
(ред. от 31.07.2025)
"Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи и перечня организаций, имеющих право осуществлять подтверждение сведений об абоненте - физическом лице"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Настоящие Правила регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем услуг телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования, а также при оказании услуг подвижной радиосвязи, услуг подвижной радиотелефонной связи и услуг подвижной спутниковой радиосвязи (далее - подвижная связь) в сети связи общего пользования (далее - услуги телефонной связи).
Статья: Роль прокуратуры в защите экономического суверенитета Российской Федерации
(Милосердов Н.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)В другом примере военная прокуратура гарнизона Горячие Ключи (Сахалинская область) провела проверку исполнения законодательства о сохранности государственной собственности <15>, в результате которой было установлено, что на крыше одного из зданий, расположенных на территории военного городка, эксплуатировалась базовая станция оператора сотовой связи. Электроснабжение оборудования осуществлялось от сети Минобороны России, однако плата за потребленную оператором сотовой связи электроэнергию жилищно-коммунальной организацией оборонного ведомства в течение года не взималась. В целях устранения выявленных нарушений военный прокурор гарнизона внес представление руководителю подразделения обслуживающей организации. По результатам его рассмотрения ущерб возмещен в полном объеме.
(Милосердов Н.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)В другом примере военная прокуратура гарнизона Горячие Ключи (Сахалинская область) провела проверку исполнения законодательства о сохранности государственной собственности <15>, в результате которой было установлено, что на крыше одного из зданий, расположенных на территории военного городка, эксплуатировалась базовая станция оператора сотовой связи. Электроснабжение оборудования осуществлялось от сети Минобороны России, однако плата за потребленную оператором сотовой связи электроэнергию жилищно-коммунальной организацией оборонного ведомства в течение года не взималась. В целях устранения выявленных нарушений военный прокурор гарнизона внес представление руководителю подразделения обслуживающей организации. По результатам его рассмотрения ущерб возмещен в полном объеме.
Статья: Обзор изменений, внесенных в законы по инициативе И. Яровой и В. Озерова
(Богодаева О.Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Расширение полномочий правоохранительных органов заключается в том, что правоохранительные органы получили возможность истребовать информацию у операторов сотовой связи (записи телефонных разговоров, СМС-сообщения и т.п.) в рамках рассмотрения сообщений о преступлениях (ст. ст. 2, 3, 4 Закона N 374-ФЗ).
(Богодаева О.Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Расширение полномочий правоохранительных органов заключается в том, что правоохранительные органы получили возможность истребовать информацию у операторов сотовой связи (записи телефонных разговоров, СМС-сообщения и т.п.) в рамках рассмотрения сообщений о преступлениях (ст. ст. 2, 3, 4 Закона N 374-ФЗ).
Готовое решение: Какой предусмотрен порядок закупки услуг телефонной связи в соответствии с Законом N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В составе единых требований к участникам закупки на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ установите требование о наличии у участника лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг подвижной радиотелефонной связи. Услуги оператора мобильной связи могут оказывать только лица, имеющие такую лицензию (п. 36 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, п. 1 ст. 29 Закона о связи, п. 11 Перечня наименований услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385). При проведении конкурентных закупок обязательно укажите в извещении, какими документами или сведениями участники должны подтвердить наличие лицензии при подаче заявки.
(КонсультантПлюс, 2025)В составе единых требований к участникам закупки на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ установите требование о наличии у участника лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг подвижной радиотелефонной связи. Услуги оператора мобильной связи могут оказывать только лица, имеющие такую лицензию (п. 36 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, п. 1 ст. 29 Закона о связи, п. 11 Перечня наименований услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385). При проведении конкурентных закупок обязательно укажите в извещении, какими документами или сведениями участники должны подтвердить наличие лицензии при подаче заявки.
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Налогоплательщики-упрощенцы могут учитывать в расходах и затраты на оплату услуг операторов мобильной связи. Естественно, при условии, что эти услуги документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (письма Минфина России от 16.01.2015 N 03-11-11/807, от 11.03.2012 N 03-11-11/74).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Налогоплательщики-упрощенцы могут учитывать в расходах и затраты на оплату услуг операторов мобильной связи. Естественно, при условии, что эти услуги документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (письма Минфина России от 16.01.2015 N 03-11-11/807, от 11.03.2012 N 03-11-11/74).
Путеводитель. Как учитывать расходы на командировки, на служебные поездки разъездных работников
(КонсультантПлюс, 2025)В качестве подтверждения понесенных расходов работник прилагает к авансовому отчету детализированные счета операторов мобильной связи (п. 23 Положения о служебных командировках).
(КонсультантПлюс, 2025)В качестве подтверждения понесенных расходов работник прилагает к авансовому отчету детализированные счета операторов мобильной связи (п. 23 Положения о служебных командировках).
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)...Таким образом, для признания услуг сотовой связи по договору, заключенному организацией-налогоплательщиком с оператором мобильной связи, должен быть подтвержден производственный характер всех осуществленных с номера сотовой связи звонков".
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)...Таким образом, для признания услуг сотовой связи по договору, заключенному организацией-налогоплательщиком с оператором мобильной связи, должен быть подтвержден производственный характер всех осуществленных с номера сотовой связи звонков".
Статья: Самозапрет на выдачу кредита как правовой инструмент противодействия мошенничеству
(Емелина Л.А., Ермолаев А.Е.)
("Банковское право", 2025, N 2)Представляется, что утверждение Приказа N ОД-1027 стало важной вехой в консолидации усилий, предпринимаемых Банком России как банковским регулятором, правоохранительными органами, операторами сотовой связи и кредитными организациями по борьбе с телефонным мошенничеством.
(Емелина Л.А., Ермолаев А.Е.)
("Банковское право", 2025, N 2)Представляется, что утверждение Приказа N ОД-1027 стало важной вехой в консолидации усилий, предпринимаемых Банком России как банковским регулятором, правоохранительными органами, операторами сотовой связи и кредитными организациями по борьбе с телефонным мошенничеством.
Статья: Возмещение психологического ущерба административными судами: практика Франции
(Талапина Э.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 1)Впервые гипотетический риск стал основанием возмещения ущерба, вызванного тревогой, в решении, вынесенном Версальским судом 4 февраля 2009 г. по делу Tassin la Demi-Lune <19>. В конце 2005 года в муниципалитете Tassin la Demi-Lune, недалеко от Лиона, была установлена 19-метровая ретрансляционная антенна мобильной связи. Жители, проживающие вблизи антенны, обратились в суд с иском к компании Bouygues Telecom с целью получения приказа о демонтаже спорной антенны. Региональный суд Nanterre удовлетворил их просьбу в решении от 18 сентября 2008 года. Однако компания Bouygues Telecom осталась недовольна этим решением и подала апелляцию в Апелляционный суд Версаля. Апелляционный суд оставил в силе решение суда первой инстанции и постановил оператору мобильной связи демонтировать антенну, а также возместить ответчикам ущерб, причиненный тревогой по поводу работы антенны. Таким образом, данный ущерб (prejudice moral resultant de l'angoisse) был компенсирован Апелляционным судом Версаля, хотя и был вызван тревогой из-за гипотетического риска.
(Талапина Э.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 1)Впервые гипотетический риск стал основанием возмещения ущерба, вызванного тревогой, в решении, вынесенном Версальским судом 4 февраля 2009 г. по делу Tassin la Demi-Lune <19>. В конце 2005 года в муниципалитете Tassin la Demi-Lune, недалеко от Лиона, была установлена 19-метровая ретрансляционная антенна мобильной связи. Жители, проживающие вблизи антенны, обратились в суд с иском к компании Bouygues Telecom с целью получения приказа о демонтаже спорной антенны. Региональный суд Nanterre удовлетворил их просьбу в решении от 18 сентября 2008 года. Однако компания Bouygues Telecom осталась недовольна этим решением и подала апелляцию в Апелляционный суд Версаля. Апелляционный суд оставил в силе решение суда первой инстанции и постановил оператору мобильной связи демонтировать антенну, а также возместить ответчикам ущерб, причиненный тревогой по поводу работы антенны. Таким образом, данный ущерб (prejudice moral resultant de l'angoisse) был компенсирован Апелляционным судом Версаля, хотя и был вызван тревогой из-за гипотетического риска.
Статья: Цифровые доказательства в судах по правам человека: допустимость, исключение, подлинность и практические замечания
(Феррейра Д.Б.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Полномочия правительства по ведению расследований, включая наблюдение за средствами связи и анализ больших данных, постоянно совершенствуются благодаря появлению новых инструментов <14>. В деле "Компания Big Brother Watch <15> и другие против Соединенного Королевства" (май 2021 г.) <16> Европейский суд по правам человека специально рассмотрел вопрос о том, в какой степени государство может вторгаться в частную жизнь. Суд затронул несколько тем, касающихся тайного государственного слежения, таких как массовый перехват сообщений, целевой перехват и обмен разведданными между иностранными спецслужбами. Европейский суд по правам человека постановил, что Великобритания нарушила ст. 8 Европейской конвенции о правах человека (право на неприкосновенность частной жизни). Хотя Суд признал массовый перехват сообщений законным, если он осуществляется в правовых рамках, Суд выявил ряд недостатков в режиме, установленном в Великобритании: отсутствие независимого разрешения, невключение категорий участников перехвата в заявку на выдачу ордера и невозможность предварительной внутренней проверки участников перехвата, связанных с отдельным лицом (дело "Компания Big Brother Watch и другие против Соединенного Королевства", § 425). Европейский суд по правам человека утверждает, что массовый перехват разрешен в рамках его пределов усмотрения, если во внутреннем законодательстве четко определены гарантии. В деле "Роман Захаров против России" (декабрь 2015 г.) <17> Европейский суд по правам человека также признал нарушение ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека в связи с перехватом государством мобильных телефонных переговоров. Заявитель, главный редактор издательской компании, утверждал, что российское законодательство обязывает операторов мобильной связи устанавливать оборудование для слежки, что позволяет государственным органам проводить оперативно-розыскные мероприятия без надлежащих правовых гарантий. Суд согласился с тем, что российское законодательство допускает тотальный перехват сообщений. Эти дела демонстрируют наличие у правительства цифровой базы и полномочий по сбору доказательств, даже полученных незаконным путем.
(Феррейра Д.Б.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Полномочия правительства по ведению расследований, включая наблюдение за средствами связи и анализ больших данных, постоянно совершенствуются благодаря появлению новых инструментов <14>. В деле "Компания Big Brother Watch <15> и другие против Соединенного Королевства" (май 2021 г.) <16> Европейский суд по правам человека специально рассмотрел вопрос о том, в какой степени государство может вторгаться в частную жизнь. Суд затронул несколько тем, касающихся тайного государственного слежения, таких как массовый перехват сообщений, целевой перехват и обмен разведданными между иностранными спецслужбами. Европейский суд по правам человека постановил, что Великобритания нарушила ст. 8 Европейской конвенции о правах человека (право на неприкосновенность частной жизни). Хотя Суд признал массовый перехват сообщений законным, если он осуществляется в правовых рамках, Суд выявил ряд недостатков в режиме, установленном в Великобритании: отсутствие независимого разрешения, невключение категорий участников перехвата в заявку на выдачу ордера и невозможность предварительной внутренней проверки участников перехвата, связанных с отдельным лицом (дело "Компания Big Brother Watch и другие против Соединенного Королевства", § 425). Европейский суд по правам человека утверждает, что массовый перехват разрешен в рамках его пределов усмотрения, если во внутреннем законодательстве четко определены гарантии. В деле "Роман Захаров против России" (декабрь 2015 г.) <17> Европейский суд по правам человека также признал нарушение ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека в связи с перехватом государством мобильных телефонных переговоров. Заявитель, главный редактор издательской компании, утверждал, что российское законодательство обязывает операторов мобильной связи устанавливать оборудование для слежки, что позволяет государственным органам проводить оперативно-розыскные мероприятия без надлежащих правовых гарантий. Суд согласился с тем, что российское законодательство допускает тотальный перехват сообщений. Эти дела демонстрируют наличие у правительства цифровой базы и полномочий по сбору доказательств, даже полученных незаконным путем.
Статья: Цифровые банки в экосистеме маркетплейсов: необходимо ли специальное регулирование?
(Сиземова О.Б., Бурова А.Ю.)
("Банковское право", 2025, N 3)Среди цифровых розничных банков в особую группу можно выделить банки, включенные в цифровые экосистемы, в центре которых маркетплейсы (цифровые торговые платформы). В России данную тенденцию сформировали операторы мобильной связи в начале 2010-х годов (например, МТС-Банк - бывший Московский банк реконструкции и развития), а с 2021 г. в экосистемах крупнейших маркетплейсов начали функционировать Озон Банк, Яндекс Банк, Вайлдберриз Банк, появившиеся в результате приобретения и ребрендинга небольших Оней-банка, банка "Акрополь" и банка "Стандарт-Кредит". К концу 2024 г. Озон Банк нарастил капитал до 19,8 млрд руб., Яндекс Банк - до 17,3 млрд руб., что позволило им уверенно войти в состав крупных банков с универсальной лицензией. Капитал Вайлдберриз Банка увеличился до 12,1 млрд руб., но пока он не спешит менять базовую лицензию на универсальную. И если по итогам 2022 г. банки экосистем маркетплейсов терпели убытки <2>, то в 2024 г. они по размеру активов выросли на 149 - 798% <3>, что позволило им подняться в рейтинге банков на десятки пунктов.
(Сиземова О.Б., Бурова А.Ю.)
("Банковское право", 2025, N 3)Среди цифровых розничных банков в особую группу можно выделить банки, включенные в цифровые экосистемы, в центре которых маркетплейсы (цифровые торговые платформы). В России данную тенденцию сформировали операторы мобильной связи в начале 2010-х годов (например, МТС-Банк - бывший Московский банк реконструкции и развития), а с 2021 г. в экосистемах крупнейших маркетплейсов начали функционировать Озон Банк, Яндекс Банк, Вайлдберриз Банк, появившиеся в результате приобретения и ребрендинга небольших Оней-банка, банка "Акрополь" и банка "Стандарт-Кредит". К концу 2024 г. Озон Банк нарастил капитал до 19,8 млрд руб., Яндекс Банк - до 17,3 млрд руб., что позволило им уверенно войти в состав крупных банков с универсальной лицензией. Капитал Вайлдберриз Банка увеличился до 12,1 млрд руб., но пока он не спешит менять базовую лицензию на универсальную. И если по итогам 2022 г. банки экосистем маркетплейсов терпели убытки <2>, то в 2024 г. они по размеру активов выросли на 149 - 798% <3>, что позволило им подняться в рейтинге банков на десятки пунктов.