Оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования
Подборка наиболее важных документов по запросу Оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Указание на оператора связи, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, который имеет право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывает услуги связи на основании договора с абонентом - физическим лицом, введено в ч. 1 комментируемой статьи с 1 марта 2015 г. Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 461-ФЗ <144>, принятым в части расширения перечня операторов связи, взаимодействующих с оператором электронных денежных средств. Как говорилось выше, Законом 2016 г. N 288-ФЗ исключено указание на то, что данный оператор связи оказывает услуги связи на основании договора с абонентом - физическим лицом. Согласно определению, данному в п. 11 ст. 2 Федерального закона "О связи" (в ред. Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 14-ФЗ <145>), оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, - это оператор, который вместе с аффилированными лицами обладает в географически определенной зоне нумерации или на всей территории России не менее чем 25% монтированной емкости либо имеет возможность осуществлять пропуск не менее чем 25% трафика.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Указание на оператора связи, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, который имеет право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывает услуги связи на основании договора с абонентом - физическим лицом, введено в ч. 1 комментируемой статьи с 1 марта 2015 г. Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 461-ФЗ <144>, принятым в части расширения перечня операторов связи, взаимодействующих с оператором электронных денежных средств. Как говорилось выше, Законом 2016 г. N 288-ФЗ исключено указание на то, что данный оператор связи оказывает услуги связи на основании договора с абонентом - физическим лицом. Согласно определению, данному в п. 11 ст. 2 Федерального закона "О связи" (в ред. Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 14-ФЗ <145>), оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, - это оператор, который вместе с аффилированными лицами обладает в географически определенной зоне нумерации или на всей территории России не менее чем 25% монтированной емкости либо имеет возможность осуществлять пропуск не менее чем 25% трафика.
Статья: Публичный договор в Гражданском кодексе РФ: промежуточные результаты и дальнейшие перспективы
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 6)В части защиты конкуренции отметим, что ст. 426 ГК РФ нередко применяется судами совместно с п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, когда доминирующий на рынке субъект необоснованно отказывается от заключения договора, так как следствием этого является возникновение у потерпевшего права требовать заключения договора. Стоит отметить, что Постановление Пленума ВС РФ от 4 марта 2021 г. N 2 выступает за разграничение двух указанных институтов. Однако в ряде случаев законодатель, обеспечивая защиту конкуренции и обязывая участника оборота к совершению сделки, прямо именует соответствующий договор публичным. Например, в сфере связи публичным является договор о присоединении сетей электросвязи для операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования (ч. 1 ст. 19 Закона о связи). Публичными признаются и договоры для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в порту в рамках отношений, регулируемых Кодексом внутреннего водного транспорта РФ (ч. 2 ст. 59).
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 6)В части защиты конкуренции отметим, что ст. 426 ГК РФ нередко применяется судами совместно с п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, когда доминирующий на рынке субъект необоснованно отказывается от заключения договора, так как следствием этого является возникновение у потерпевшего права требовать заключения договора. Стоит отметить, что Постановление Пленума ВС РФ от 4 марта 2021 г. N 2 выступает за разграничение двух указанных институтов. Однако в ряде случаев законодатель, обеспечивая защиту конкуренции и обязывая участника оборота к совершению сделки, прямо именует соответствующий договор публичным. Например, в сфере связи публичным является договор о присоединении сетей электросвязи для операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования (ч. 1 ст. 19 Закона о связи). Публичными признаются и договоры для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в порту в рамках отношений, регулируемых Кодексом внутреннего водного транспорта РФ (ч. 2 ст. 59).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 21.01.2022 N 29
(ред. от 26.12.2024)
"Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"III. Порядок присоединения сетей электросвязи
(ред. от 26.12.2024)
"Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"III. Порядок присоединения сетей электросвязи
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных;
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных;
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования; к таковым, согласно ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", относятся организации-операторы, которые вместе с аффилированными лицами обладают в географически определенной зоне нумерации или на всей территории РФ не менее чем 25% монтированной емкости либо имеют возможности осуществлять пропуск не менее чем 25% трафика <3>;
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования; к таковым, согласно ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", относятся организации-операторы, которые вместе с аффилированными лицами обладают в географически определенной зоне нумерации или на всей территории РФ не менее чем 25% монтированной емкости либо имеют возможности осуществлять пропуск не менее чем 25% трафика <3>;
Статья: Публичный договор: сфера действия
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)В сфере связи публичным признается договор о присоединении сетей электросвязи, если его стороной выступает оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования. При этом потребителями услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для целей настоящей статьи являются операторы сети связи общего пользования <134>. Из приведенных положений следует, что управомоченным лицом в таком случае, имеющим право требовать заключения договора, является только оператор связи <135>. При этом обязанным лицом выступает не любой оператор сети связи общего пользования, а только тот, который занимает существенное положение в этой сети. Иные операторы вправе отказать в осуществлении технологического присоединения. В данном примере публичного договора непосредственной целью обязания оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, выступает обеспечение функционирования другого оператора связи, т.е. конкурента. По сути, один оператор, занимающий существенное положение, обязан оказать другому услугу по присоединению и по пропуску трафика. В итоге эта деятельность направлена на удовлетворение потребностей конечных потребителей (абонентов), поскольку получение услуг присоединения и пропуска трафика обусловлено действиями абонентов (пользователей) по совершению вызовов с/на сеть связи определенного оператора связи. То есть операторы связи организуют присоединение сетей электросвязи и их взаимодействие (пропуск трафика) в целях обеспечения возможности оказания услуг связи абонентам <136>.
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)В сфере связи публичным признается договор о присоединении сетей электросвязи, если его стороной выступает оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования. При этом потребителями услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для целей настоящей статьи являются операторы сети связи общего пользования <134>. Из приведенных положений следует, что управомоченным лицом в таком случае, имеющим право требовать заключения договора, является только оператор связи <135>. При этом обязанным лицом выступает не любой оператор сети связи общего пользования, а только тот, который занимает существенное положение в этой сети. Иные операторы вправе отказать в осуществлении технологического присоединения. В данном примере публичного договора непосредственной целью обязания оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, выступает обеспечение функционирования другого оператора связи, т.е. конкурента. По сути, один оператор, занимающий существенное положение, обязан оказать другому услугу по присоединению и по пропуску трафика. В итоге эта деятельность направлена на удовлетворение потребностей конечных потребителей (абонентов), поскольку получение услуг присоединения и пропуска трафика обусловлено действиями абонентов (пользователей) по совершению вызовов с/на сеть связи определенного оператора связи. То есть операторы связи организуют присоединение сетей электросвязи и их взаимодействие (пропуск трафика) в целях обеспечения возможности оказания услуг связи абонентам <136>.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Правительством РФ был утвержден перечень регистров, реестров, классификаторов и номенклатур, содержащих сведения, которые оказывают "непосредственное влияние на осуществление или ограничение прав граждан или организаций". В этот перечень, в частности, вошли: Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ; Единый регистр нормативных правовых актов Российской Федерации; Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним; Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих; Реестр средств массовой информации; Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации; Государственный регистр фильмов; Государственный реестр изобретений Российской Федерации; Красная книга Российской Федерации; Федеральный каталог продукции для федеральных государственных нужд; Реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования; Интегрированный полнотекстовый банк правовой информации (эталонный банк данных правовой информации); Государственный земельный кадастр; Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и др. <1>.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Правительством РФ был утвержден перечень регистров, реестров, классификаторов и номенклатур, содержащих сведения, которые оказывают "непосредственное влияние на осуществление или ограничение прав граждан или организаций". В этот перечень, в частности, вошли: Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ; Единый регистр нормативных правовых актов Российской Федерации; Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним; Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих; Реестр средств массовой информации; Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации; Государственный регистр фильмов; Государственный реестр изобретений Российской Федерации; Красная книга Российской Федерации; Федеральный каталог продукции для федеральных государственных нужд; Реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования; Интегрированный полнотекстовый банк правовой информации (эталонный банк данных правовой информации); Государственный земельный кадастр; Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и др. <1>.
Статья: Для ИТ-компаний могут измениться правила аккредитации
(Бабуров Э., Ткаченко Е.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 14)- некоторые операторы связи (например, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования или оказывающие услуги внутризоновой телефонной связи и т.п.) при условии, что доля их выручки от деятельности в области информационных технологий составит более 50% от годового объема выручки по данным их бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год.
(Бабуров Э., Ткаченко Е.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 14)- некоторые операторы связи (например, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования или оказывающие услуги внутризоновой телефонной связи и т.п.) при условии, что доля их выручки от деятельности в области информационных технологий составит более 50% от годового объема выручки по данным их бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год.
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Вправе ли исполнитель отказаться от публичного договора возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем, принимая во внимание положения статей 310, 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 44 Закона о связи и пунктов 42, 43 Правил N 161, а также учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 06.06.2002 N 115-О, суд пришел к выводу, что приостановление услуг по пропуску местного трафика и одностороннее расторжение договора присоединения на условиях, изложенных в проекте договора ОАО "ЦентрТелеком" противоречит действующему законодательству, не допускающему подобных действий в отношении публичного договора, каковым является договор присоединения при участии в нем оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, в связи с чем исключил из договора пункты 2.1.14, 2.2.16, 7.1 и 10.5.
Вправе ли исполнитель отказаться от публичного договора возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем, принимая во внимание положения статей 310, 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 44 Закона о связи и пунктов 42, 43 Правил N 161, а также учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 06.06.2002 N 115-О, суд пришел к выводу, что приостановление услуг по пропуску местного трафика и одностороннее расторжение договора присоединения на условиях, изложенных в проекте договора ОАО "ЦентрТелеком" противоречит действующему законодательству, не допускающему подобных действий в отношении публичного договора, каковым является договор присоединения при участии в нем оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, в связи с чем исключил из договора пункты 2.1.14, 2.2.16, 7.1 и 10.5.
Статья: Доминирующее положение как признак стратегического значения хозяйственного общества
(Мазуренко В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Предусмотренный для организаций услуг связи показатель в 25% коррелирует с таким понятием, как "оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования", существовавшим в Законе N 126 с момента его вступления в силу в 2003 г. Так, отмечается, что существенное положение организации услуг связи признается в том случае, когда такая организация распоряжается в определенных географических границах или на всей территории Российской Федерации не менее чем 25% монтированной емкости либо имеет возможность осуществлять пропуск не менее 25% трафика.
(Мазуренко В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Предусмотренный для организаций услуг связи показатель в 25% коррелирует с таким понятием, как "оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования", существовавшим в Законе N 126 с момента его вступления в силу в 2003 г. Так, отмечается, что существенное положение организации услуг связи признается в том случае, когда такая организация распоряжается в определенных географических границах или на всей территории Российской Федерации не менее чем 25% монтированной емкости либо имеет возможность осуществлять пропуск не менее 25% трафика.