Оперативная налоговая проверка
Подборка наиболее важных документов по запросу Оперативная налоговая проверка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд указал, что использование материалов, полученных в результате осуществления оперативно-розыскных мероприятий, не противоречит нормам законодательства о налогах и сборах. Следовательно, протоколы допроса, полученные от правоохранительных органов, могут быть использованы в ходе налоговой проверки.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд указал, что использование материалов, полученных в результате осуществления оперативно-розыскных мероприятий, не противоречит нормам законодательства о налогах и сборах. Следовательно, протоколы допроса, полученные от правоохранительных органов, могут быть использованы в ходе налоговой проверки.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 94 "Выемка документов и предметов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В ходе обследования помещений налогоплательщика сотрудники УФСБ России изъяли документы и электронные носители информации, которые впоследствии передали в Управление ФНС России. Управление отказалось по ходатайству общества предоставить копии полученных документов и информации, указав, что данные действия не относятся к его полномочиям: обязанность предоставлять копии изъятых в ходе оперативно-разыскной деятельности документов возложена на должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность. Общество обратилось в суд с заявлением о признании отказа Управления незаконным. По мнению общества, в отношении документов, изъятых сотрудниками УФСБ, но переданных впоследствии в налоговый орган, оно обладает правами, закрепленными в ст. 94 НК РФ, в том числе правом на получение копий. Суд отметил, что в данном случае имела место не выемка документов при проведении налоговой проверки, а их изъятие при проведении гласных оперативно-разыскных мероприятий, в связи с чем положения ст. 94 НК РФ неприменимы. Суд поддержал довод Управления о том, что в данном случае общество может получить копии документов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", и признал отказ Управления предоставить копии законным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В ходе обследования помещений налогоплательщика сотрудники УФСБ России изъяли документы и электронные носители информации, которые впоследствии передали в Управление ФНС России. Управление отказалось по ходатайству общества предоставить копии полученных документов и информации, указав, что данные действия не относятся к его полномочиям: обязанность предоставлять копии изъятых в ходе оперативно-разыскной деятельности документов возложена на должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность. Общество обратилось в суд с заявлением о признании отказа Управления незаконным. По мнению общества, в отношении документов, изъятых сотрудниками УФСБ, но переданных впоследствии в налоговый орган, оно обладает правами, закрепленными в ст. 94 НК РФ, в том числе правом на получение копий. Суд отметил, что в данном случае имела место не выемка документов при проведении налоговой проверки, а их изъятие при проведении гласных оперативно-разыскных мероприятий, в связи с чем положения ст. 94 НК РФ неприменимы. Суд поддержал довод Управления о том, что в данном случае общество может получить копии документов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", и признал отказ Управления предоставить копии законным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамНа практике налоговики в качестве доказательной базы часто используют объяснения, полученные сотрудниками МВД России при проведении оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Еще одним требованием, предъявляемым сегодня налоговым органом к затратам на оплату услуг адвоката, служит налоговая добросовестность адвоката. Так, в Соглашении от 30 июля 2018 г. N 01-01-06/08-321 / N 7-8-01/20571 Минфин и ФНС России договорились, что Минфин России будет направлять в ФНС информацию обо всех судебных актах, предусматривающих взыскание судебных издержек на оплату услуг адвоката за счет средств проигравшего госоргана. Это позволит налоговым органам оперативно провести налоговую проверку услугодателя на предмет полноты налогообложения его выручки, компенсированной клиенту за счет средств федерального бюджета. О результатах такой проверки ФНС должна будет отчитаться перед Минфином России.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Еще одним требованием, предъявляемым сегодня налоговым органом к затратам на оплату услуг адвоката, служит налоговая добросовестность адвоката. Так, в Соглашении от 30 июля 2018 г. N 01-01-06/08-321 / N 7-8-01/20571 Минфин и ФНС России договорились, что Минфин России будет направлять в ФНС информацию обо всех судебных актах, предусматривающих взыскание судебных издержек на оплату услуг адвоката за счет средств проигравшего госоргана. Это позволит налоговым органам оперативно провести налоговую проверку услугодателя на предмет полноты налогообложения его выручки, компенсированной клиенту за счет средств федерального бюджета. О результатах такой проверки ФНС должна будет отчитаться перед Минфином России.
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)В этой связи в 2023 и 2024 годах методология интеграции законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах будет дополнительно проанализирована, в том числе с целью четкой увязки оперативных проверок с налоговыми проверками и защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в связи с проведением оперативного контроля.
(разработаны Минфином России)В этой связи в 2023 и 2024 годах методология интеграции законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах будет дополнительно проанализирована, в том числе с целью четкой увязки оперативных проверок с налоговыми проверками и защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в связи с проведением оперативного контроля.
Статья: Защита прав налогоплательщика при производстве выемки в рамках налогового процесса
(Крохина А.М.)
("Адвокатская практика", 2021, N 1)Однако есть основания прогнозировать, что в дальнейшем выездные налоговые проверки будут проходить еще более жестко в связи с инициативой Следственного комитета РФ о включении в УК РФ нового состава преступления "налоговое мошенничество" <4>. Также в ближайшее время следует ожидать увеличения количества выездных проверок, в связи с тем что Минфином России подготовлен законопроект "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники" <5>, в случае принятия которого появится новый вид налоговых проверок - оперативный контроль, который так же, как и выездная проверка, подразумевает проведение выемки документов, а следовательно, эта процедура будет проходить намного чаще.
(Крохина А.М.)
("Адвокатская практика", 2021, N 1)Однако есть основания прогнозировать, что в дальнейшем выездные налоговые проверки будут проходить еще более жестко в связи с инициативой Следственного комитета РФ о включении в УК РФ нового состава преступления "налоговое мошенничество" <4>. Также в ближайшее время следует ожидать увеличения количества выездных проверок, в связи с тем что Минфином России подготовлен законопроект "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники" <5>, в случае принятия которого появится новый вид налоговых проверок - оперативный контроль, который так же, как и выездная проверка, подразумевает проведение выемки документов, а следовательно, эта процедура будет проходить намного чаще.
Статья: Оперативный контроль в системе государственного контроля (надзора): проблемы реализации и пути повышения эффективности
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)Что касается камерального контроля, то он не способен обеспечить эффективное функционирование системы контроля за фиксацией расчетов, так как если рассматривать интеграцию в действующий механизм камеральной налоговой проверки, то его инструментария недостаточно. Так, необходимо произвести увеличение разрешенных мероприятий в рамках проведения камеральной налоговой проверки при оперативном контроле за счет мероприятий досмотра, осмотра и выемки (ограниченных или запрещенных действующей редакцией Налогового кодекса РФ при проведении камеральной налоговой проверки), включить действующие мероприятия оперативного контроля, например контрольную закупку. Кроме того, следует предусмотреть право налоговых органов проводить камеральную налоговую проверку по месту нахождения налогоплательщика, а также возможность начала проведения камеральной налоговой проверки, исходя из адреса объекта, до идентификации конкретного лица - владельца места реализации товаров, работ, услуг (так как на момент начала проверки у налоговых органов не всегда есть возможность идентифицировать налогоплательщика, поскольку, например, из жалобы известно лишь о месте совершения расчетов, поскольку лицо, совершающее такие расчеты, никак не идентифицирует себя).
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)Что касается камерального контроля, то он не способен обеспечить эффективное функционирование системы контроля за фиксацией расчетов, так как если рассматривать интеграцию в действующий механизм камеральной налоговой проверки, то его инструментария недостаточно. Так, необходимо произвести увеличение разрешенных мероприятий в рамках проведения камеральной налоговой проверки при оперативном контроле за счет мероприятий досмотра, осмотра и выемки (ограниченных или запрещенных действующей редакцией Налогового кодекса РФ при проведении камеральной налоговой проверки), включить действующие мероприятия оперативного контроля, например контрольную закупку. Кроме того, следует предусмотреть право налоговых органов проводить камеральную налоговую проверку по месту нахождения налогоплательщика, а также возможность начала проведения камеральной налоговой проверки, исходя из адреса объекта, до идентификации конкретного лица - владельца места реализации товаров, работ, услуг (так как на момент начала проверки у налоговых органов не всегда есть возможность идентифицировать налогоплательщика, поскольку, например, из жалобы известно лишь о месте совершения расчетов, поскольку лицо, совершающее такие расчеты, никак не идентифицирует себя).
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законодательства в налоговой сфере: актуальные проблемы и перспективы
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Согласно п. 2.9 Приказа от 24 октября 2023 г. N 736 органы прокуратуры, реализуя полномочия, предусмотренные ч. 4 ст. 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части проверки законности и обоснованности постановления о возбуждении уголовного дела, должны тщательно изучать результаты налоговых проверок, оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД), а также полученные в ходе доследственных мероприятий сведения, указывающие на признаки налогового преступления (либо их отсутствие). Вместе с тем уголовные дела о налоговых преступлениях (ответственность за которые предусмотрена ст. 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации) отличаются повышенной сложностью <6>, требуют доказывания умысла совершенного противоправного деяния <7>. Однако Приказ от 24 октября 2023 г. N 736 не ориентирует работников прокуратуры на использование каких-либо методических инструкций при ознакомлении с результатами налоговых проверок, ОРД и т.д., которые послужили основанием для возбуждения уголовного дела по факту совершения налогового преступления. Следует отметить, что Следственным комитетом и Федеральной налоговой службой России (далее - ФНС России) в 2017 г. в целях повышения эффективности взаимодействия налоговых и следственных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения разработаны Методические рекомендации "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)" <8>. Представляется, что органы прокуратуры могут также использовать указанный документ в своей работе.
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Согласно п. 2.9 Приказа от 24 октября 2023 г. N 736 органы прокуратуры, реализуя полномочия, предусмотренные ч. 4 ст. 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части проверки законности и обоснованности постановления о возбуждении уголовного дела, должны тщательно изучать результаты налоговых проверок, оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД), а также полученные в ходе доследственных мероприятий сведения, указывающие на признаки налогового преступления (либо их отсутствие). Вместе с тем уголовные дела о налоговых преступлениях (ответственность за которые предусмотрена ст. 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации) отличаются повышенной сложностью <6>, требуют доказывания умысла совершенного противоправного деяния <7>. Однако Приказ от 24 октября 2023 г. N 736 не ориентирует работников прокуратуры на использование каких-либо методических инструкций при ознакомлении с результатами налоговых проверок, ОРД и т.д., которые послужили основанием для возбуждения уголовного дела по факту совершения налогового преступления. Следует отметить, что Следственным комитетом и Федеральной налоговой службой России (далее - ФНС России) в 2017 г. в целях повышения эффективности взаимодействия налоговых и следственных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения разработаны Методические рекомендации "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)" <8>. Представляется, что органы прокуратуры могут также использовать указанный документ в своей работе.
Готовое решение: Общий порядок привлечения к налоговой ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)Однако сама процедура привлечения по ст. 101.4 НК РФ позволяет налоговому органу более оперативно привлечь к налоговой ответственности, поскольку не нужно проводить налоговую проверку.
(КонсультантПлюс, 2025)Однако сама процедура привлечения по ст. 101.4 НК РФ позволяет налоговому органу более оперативно привлечь к налоговой ответственности, поскольку не нужно проводить налоговую проверку.