Окончание длящегося правонарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Окончание длящегося правонарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 29.5 КоАП РФместо окончания (пресечения) противоправной деятельности, если правонарушение носит длящийся характер;
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 4.6 "Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию" КоАП РФ"При этом, исходя из буквального толкования в совокупности правил статей 4.1, 4.3, 4.5, 4.6 КоАП РФ можно прийти к выводу, что оконченным будет только такое длящееся нарушение, которое не только обнаружено, но и за которое лицо привлечено к ответственности и постановление вступило в законную силу и подлежит исполнению (согласуется с позицией судом в постановлении суда кассационной инстанции по делу N А45-23769/2013)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Длящееся административное правонарушение
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует отметить, что для некоторых длящихся административных правонарушений их юридическое окончание влечет перевод продолжения фактических действий (бездействия) в разряд уголовно наказуемых составов. Например, правонарушение, предусмотренное ст. 5.35.1 КоАП РФ (неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей), и преступление, предусмотренное ст. 157 УК РФ (неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей). Поскольку способом совершения административного правонарушения по ст. 5.35.1 КоАП РФ является бездействие, выраженное в неуплате без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста, нетрудоспособных родителей в течение 2 и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, указанное правонарушение является длящимся и будет считаться оконченным с момента его выявления (обнаружения) либо добровольного прекращения правонарушения (вопрос 5 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4, 2016, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует отметить, что для некоторых длящихся административных правонарушений их юридическое окончание влечет перевод продолжения фактических действий (бездействия) в разряд уголовно наказуемых составов. Например, правонарушение, предусмотренное ст. 5.35.1 КоАП РФ (неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей), и преступление, предусмотренное ст. 157 УК РФ (неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей). Поскольку способом совершения административного правонарушения по ст. 5.35.1 КоАП РФ является бездействие, выраженное в неуплате без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста, нетрудоспособных родителей в течение 2 и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, указанное правонарушение является длящимся и будет считаться оконченным с момента его выявления (обнаружения) либо добровольного прекращения правонарушения (вопрос 5 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4, 2016, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В настоящее время широко обсуждаются, в том числе со ссылками на решения КС РФ, принятые за последние три года (Постановления от 15.01.2019 N 3-П, от 04.02.2019 N 8-П, от 14.11.2019 N 35-П, от 04.02.2020 N 7-П, от 07.04.2020 N 15-П, от 14.04.2020 N 17-П, от 23.06.2020 N 28-П, от 15.07.2020 N 36-П, от 15.10.2020 N 41-П, от 16.10.2020 N 42-П, от 18.03.2021 N 7-П, от 30.03.2021 N 9-П, от 06.04.2021 N 10-П, от 12.05.2021 N 17-П, от 09.07.2021 N 34-П, от 21.07.2021 N 39-П и др.) предложения относительно исчерпывающей законодательной регламентации принципов административной ответственности; признаков и категорий административных правонарушений (оконченных, длящихся, грубых, малозначительных и т.д.); институтов покушения (приготовления) на административное правонарушение и соучастия в его совершении; административной деликтоспособности юридических лиц; перечня, видов и пределов (максимальных размеров) наказаний за административные правонарушения и правил их наложения (сложения, поглощения, замены), в том числе при множественности административных правонарушений; сроков давности привлечения к административной ответственности, а также порядка их исчисления; оснований и условий освобождения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от административной ответственности или от административного наказания и др. <10>
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В настоящее время широко обсуждаются, в том числе со ссылками на решения КС РФ, принятые за последние три года (Постановления от 15.01.2019 N 3-П, от 04.02.2019 N 8-П, от 14.11.2019 N 35-П, от 04.02.2020 N 7-П, от 07.04.2020 N 15-П, от 14.04.2020 N 17-П, от 23.06.2020 N 28-П, от 15.07.2020 N 36-П, от 15.10.2020 N 41-П, от 16.10.2020 N 42-П, от 18.03.2021 N 7-П, от 30.03.2021 N 9-П, от 06.04.2021 N 10-П, от 12.05.2021 N 17-П, от 09.07.2021 N 34-П, от 21.07.2021 N 39-П и др.) предложения относительно исчерпывающей законодательной регламентации принципов административной ответственности; признаков и категорий административных правонарушений (оконченных, длящихся, грубых, малозначительных и т.д.); институтов покушения (приготовления) на административное правонарушение и соучастия в его совершении; административной деликтоспособности юридических лиц; перечня, видов и пределов (максимальных размеров) наказаний за административные правонарушения и правил их наложения (сложения, поглощения, замены), в том числе при множественности административных правонарушений; сроков давности привлечения к административной ответственности, а также порядка их исчисления; оснований и условий освобождения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от административной ответственности или от административного наказания и др. <10>
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.
Статья: Еще раз о кодификации законодательства об административной ответственности в контексте правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Что касается содержательных изменений правового регулирования административной ответственности, то даже беглый обзор административно-правовой литературы показывает, что преимущественное внимание в данном вопросе сконцентрировано на положениях Общей части КоАП РФ. В данном контексте в первую очередь нельзя не назвать широко обсуждаемые, в том числе со ссылками на решения Конституционного Суда (Постановления от 14 июля 2015 г. N 20-П, от 10 февраля 2017 г. N 2-П, от 15 января 2019 г. N 3-П, от 14 апреля 2020 г. N 17-П, от 23 июня 2020 г. N 28-П, от 21 июля 2021 г. N 39-П и др.), меры (предложения) относительно исчерпывающей законодательной регламентации принципов административной ответственности; природы, признаков и категорий административных правонарушений (оконченных, длящихся, грубых, малозначительных и т.д.); институтов покушения (приготовления) на административное правонарушение и соучастия в его совершении; административной деликтоспособности юридических лиц, в особенности в плане оправданности включения в круг субъектов административной ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления; перечня, видов и пределов (максимальных размеров) наказаний (санкций) за административные правонарушения и правил их наложения (сложения, поглощения, замены и др.), в том числе при множественности административных правонарушений; сроков давности привлечения к административной ответственности и административному наказанию, а также порядка их исчисления; оснований и условий освобождения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от административной ответственности или от административного наказания; реабилитации (восстановления и защиты прав и законных интересов) лиц, незаконно подвергнутых административным санкциям, и разумных параметров возмещения им вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности <16>.
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Что касается содержательных изменений правового регулирования административной ответственности, то даже беглый обзор административно-правовой литературы показывает, что преимущественное внимание в данном вопросе сконцентрировано на положениях Общей части КоАП РФ. В данном контексте в первую очередь нельзя не назвать широко обсуждаемые, в том числе со ссылками на решения Конституционного Суда (Постановления от 14 июля 2015 г. N 20-П, от 10 февраля 2017 г. N 2-П, от 15 января 2019 г. N 3-П, от 14 апреля 2020 г. N 17-П, от 23 июня 2020 г. N 28-П, от 21 июля 2021 г. N 39-П и др.), меры (предложения) относительно исчерпывающей законодательной регламентации принципов административной ответственности; природы, признаков и категорий административных правонарушений (оконченных, длящихся, грубых, малозначительных и т.д.); институтов покушения (приготовления) на административное правонарушение и соучастия в его совершении; административной деликтоспособности юридических лиц, в особенности в плане оправданности включения в круг субъектов административной ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления; перечня, видов и пределов (максимальных размеров) наказаний (санкций) за административные правонарушения и правил их наложения (сложения, поглощения, замены и др.), в том числе при множественности административных правонарушений; сроков давности привлечения к административной ответственности и административному наказанию, а также порядка их исчисления; оснований и условий освобождения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от административной ответственности или от административного наказания; реабилитации (восстановления и защиты прав и законных интересов) лиц, незаконно подвергнутых административным санкциям, и разумных параметров возмещения им вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности <16>.