Окончание длящегося административного правонарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Окончание длящегося административного правонарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 5.35.1 "Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей" КоАП РФ"Период неуплаты алиментов должен составлять не менее двух месяцев подряд в рамках возбужденного исполнительного производства (далее - период неуплаты алиментов). Течение указанного двухмесячного срока начинается на следующий день после окончания срока уплаты единовременного или ежемесячного платежа, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 статьи 5.35.1 Кодекса, может иметь место со следующего дня после окончания названного двухмесячного срока. Административное правонарушение будет окончено в связи с обнаружением факта неуплаты алиментов в течение двух месяцев подряд либо в связи с добровольным прекращением лицом неуплаты алиментов по истечении указанного двухмесячного срока (часть 2 статьи 4.5, статья 4.8 Кодекса)."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 31.1 "Вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу" КоАП РФ"Исходя из положений статей 4.8, 30.3 и 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их взаимосвязи, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу, если оно не было обжаловано (опротестовано), по истечении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, с учетом чего положения части 3.1 статьи 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день, в настоящем случае не применимы, и то обстоятельство, что последние сутки срока на обжалование постановления выпадали на нерабочий день, не продляет этот срок и не может быть признано уважительной причиной для его пропуска. Кроме того вопреки доводам жалобы подача жалобы неуполномоченным лицом (<данные изъяты> также не продляет установленные законом сроки обжалования судебного акта и уважительной причиной пропуска процессуального срока не является."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (январь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Признание участника закупки, представившего в качестве подтверждения наличия опыта для целей "универсальной предквалификации" контракт, исполненный ранее чем за три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявки, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и образует состав административного правонарушения.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Признание участника закупки, представившего в качестве подтверждения наличия опыта для целей "универсальной предквалификации" контракт, исполненный ранее чем за три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявки, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и образует состав административного правонарушения.
Статья: Длящееся административное правонарушение
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует отметить, что для некоторых длящихся административных правонарушений их юридическое окончание влечет перевод продолжения фактических действий (бездействия) в разряд уголовно наказуемых составов. Например, правонарушение, предусмотренное ст. 5.35.1 КоАП РФ (неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей), и преступление, предусмотренное ст. 157 УК РФ (неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей). Поскольку способом совершения административного правонарушения по ст. 5.35.1 КоАП РФ является бездействие, выраженное в неуплате без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста, нетрудоспособных родителей в течение 2 и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, указанное правонарушение является длящимся и будет считаться оконченным с момента его выявления (обнаружения) либо добровольного прекращения правонарушения (вопрос 5 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4, 2016, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует отметить, что для некоторых длящихся административных правонарушений их юридическое окончание влечет перевод продолжения фактических действий (бездействия) в разряд уголовно наказуемых составов. Например, правонарушение, предусмотренное ст. 5.35.1 КоАП РФ (неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей), и преступление, предусмотренное ст. 157 УК РФ (неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей). Поскольку способом совершения административного правонарушения по ст. 5.35.1 КоАП РФ является бездействие, выраженное в неуплате без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста, нетрудоспособных родителей в течение 2 и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, указанное правонарушение является длящимся и будет считаться оконченным с момента его выявления (обнаружения) либо добровольного прекращения правонарушения (вопрос 5 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4, 2016, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2021 N 6
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей"3. Период неуплаты алиментов должен составлять не менее двух месяцев подряд в рамках возбужденного исполнительного производства (далее - период неуплаты алиментов). Течение указанного двухмесячного срока начинается на следующий день после окончания срока уплаты единовременного или ежемесячного платежа, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 статьи 5.35.1 КоАП РФ, может иметь место со следующего дня после окончания названного двухмесячного срока. Административное правонарушение будет окончено в связи с обнаружением факта неуплаты алиментов в течение двух месяцев подряд либо в связи с добровольным прекращением лицом неуплаты алиментов по истечении указанного двухмесячного срока (часть 2 статьи 4.5, статья 4.8 КоАП РФ).
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей"3. Период неуплаты алиментов должен составлять не менее двух месяцев подряд в рамках возбужденного исполнительного производства (далее - период неуплаты алиментов). Течение указанного двухмесячного срока начинается на следующий день после окончания срока уплаты единовременного или ежемесячного платежа, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 статьи 5.35.1 КоАП РФ, может иметь место со следующего дня после окончания названного двухмесячного срока. Административное правонарушение будет окончено в связи с обнаружением факта неуплаты алиментов в течение двух месяцев подряд либо в связи с добровольным прекращением лицом неуплаты алиментов по истечении указанного двухмесячного срока (часть 2 статьи 4.5, статья 4.8 КоАП РФ).
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)Вопрос 26: Какой день является датой вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении, если окончание срока обжалования такого постановления приходится на день, объявленный нерабочим указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 и от 2 апреля 2020 г. N 239?
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)Вопрос 26: Какой день является датой вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении, если окончание срока обжалования такого постановления приходится на день, объявленный нерабочим указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 и от 2 апреля 2020 г. N 239?
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Не последнюю роль в этом играет обеспечение единообразия правоприменительной практики. В различного рода аналитических документах Верховного Суда РФ (разъяснения, обзоры судебной практики и т.д.) нередко отражаются подходы, сформулированные в научных исследованиях. В целом Верховный Суд РФ в своей повседневной деятельности исходит из научных доктрин, служащих важным инструментом для судей, причем активно способствующим вынесению справедливых и обоснованных решений, касающихся различных отраслей права. Более того, в ряде случаев Верховный Суд РФ напрямую ссылается на доктрину. Например, при ответе на вопрос о моменте вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении в случае, если окончание срока, установленного ч. 1 ст. 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), приходится на нерабочий день, Суд отвечает буквально следующее: "Правило исчисления процессуальных сроков закреплено в ряде процессуальных норм (в частности, в ч. 2 ст. 108 ГПК РФ, ч. 2 ст. 128 УПК РФ, ч. 4 ст. 114 АПК РФ). Поскольку КоАП РФ данный вопрос не регулирует, а согласно правовой доктрине аналогия процессуальных норм допустима, при исчислении процессуальных сроков, связанных с рассмотрением дел, возникающих из административных правоотношений, следует руководствоваться общим принципом, закрепленным в вышеуказанных нормах, который предусматривает, что если истечение срока приходится на выходной или праздничный день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день" <1>.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Не последнюю роль в этом играет обеспечение единообразия правоприменительной практики. В различного рода аналитических документах Верховного Суда РФ (разъяснения, обзоры судебной практики и т.д.) нередко отражаются подходы, сформулированные в научных исследованиях. В целом Верховный Суд РФ в своей повседневной деятельности исходит из научных доктрин, служащих важным инструментом для судей, причем активно способствующим вынесению справедливых и обоснованных решений, касающихся различных отраслей права. Более того, в ряде случаев Верховный Суд РФ напрямую ссылается на доктрину. Например, при ответе на вопрос о моменте вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении в случае, если окончание срока, установленного ч. 1 ст. 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), приходится на нерабочий день, Суд отвечает буквально следующее: "Правило исчисления процессуальных сроков закреплено в ряде процессуальных норм (в частности, в ч. 2 ст. 108 ГПК РФ, ч. 2 ст. 128 УПК РФ, ч. 4 ст. 114 АПК РФ). Поскольку КоАП РФ данный вопрос не регулирует, а согласно правовой доктрине аналогия процессуальных норм допустима, при исчислении процессуальных сроков, связанных с рассмотрением дел, возникающих из административных правоотношений, следует руководствоваться общим принципом, закрепленным в вышеуказанных нормах, который предусматривает, что если истечение срока приходится на выходной или праздничный день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день" <1>.
Готовое решение: Порядок привлечения к административной ответственности за налоговые правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)Срок рассмотрения руководителем налогового органа (его заместителем) дела об административном правонарушении по общему правилу 15 календарных дней со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. При этом, если окончание срока выпало на нерабочий день, последним днем срока будет первый следующий рабочий день (ч. 3 ст. 4.8, ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Срок рассмотрения руководителем налогового органа (его заместителем) дела об административном правонарушении по общему правилу 15 календарных дней со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. При этом, если окончание срока выпало на нерабочий день, последним днем срока будет первый следующий рабочий день (ч. 3 ст. 4.8, ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ).
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В настоящее время широко обсуждаются, в том числе со ссылками на решения КС РФ, принятые за последние три года (Постановления от 15.01.2019 N 3-П, от 04.02.2019 N 8-П, от 14.11.2019 N 35-П, от 04.02.2020 N 7-П, от 07.04.2020 N 15-П, от 14.04.2020 N 17-П, от 23.06.2020 N 28-П, от 15.07.2020 N 36-П, от 15.10.2020 N 41-П, от 16.10.2020 N 42-П, от 18.03.2021 N 7-П, от 30.03.2021 N 9-П, от 06.04.2021 N 10-П, от 12.05.2021 N 17-П, от 09.07.2021 N 34-П, от 21.07.2021 N 39-П и др.) предложения относительно исчерпывающей законодательной регламентации принципов административной ответственности; признаков и категорий административных правонарушений (оконченных, длящихся, грубых, малозначительных и т.д.); институтов покушения (приготовления) на административное правонарушение и соучастия в его совершении; административной деликтоспособности юридических лиц; перечня, видов и пределов (максимальных размеров) наказаний за административные правонарушения и правил их наложения (сложения, поглощения, замены), в том числе при множественности административных правонарушений; сроков давности привлечения к административной ответственности, а также порядка их исчисления; оснований и условий освобождения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от административной ответственности или от административного наказания и др. <10>
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В настоящее время широко обсуждаются, в том числе со ссылками на решения КС РФ, принятые за последние три года (Постановления от 15.01.2019 N 3-П, от 04.02.2019 N 8-П, от 14.11.2019 N 35-П, от 04.02.2020 N 7-П, от 07.04.2020 N 15-П, от 14.04.2020 N 17-П, от 23.06.2020 N 28-П, от 15.07.2020 N 36-П, от 15.10.2020 N 41-П, от 16.10.2020 N 42-П, от 18.03.2021 N 7-П, от 30.03.2021 N 9-П, от 06.04.2021 N 10-П, от 12.05.2021 N 17-П, от 09.07.2021 N 34-П, от 21.07.2021 N 39-П и др.) предложения относительно исчерпывающей законодательной регламентации принципов административной ответственности; признаков и категорий административных правонарушений (оконченных, длящихся, грубых, малозначительных и т.д.); институтов покушения (приготовления) на административное правонарушение и соучастия в его совершении; административной деликтоспособности юридических лиц; перечня, видов и пределов (максимальных размеров) наказаний за административные правонарушения и правил их наложения (сложения, поглощения, замены), в том числе при множественности административных правонарушений; сроков давности привлечения к административной ответственности, а также порядка их исчисления; оснований и условий освобождения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от административной ответственности или от административного наказания и др. <10>
Статья: Вопросы квалификации неуплаты алиментов
(Карпов И.П.)
("Законность", 2023, N 6)Течение этого двухмесячного срока, указывает Пленум, начинается на следующий день после окончания срока уплаты единовременного или ежемесячного платежа, установленного судебным актом об уплате алиментов. Событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 или 2 ст. 5.35.1 КоАП РФ, может иметь место со следующего дня после окончания названного двухмесячного срока. Административное правонарушение будет окончено в связи с обнаружением факта неуплаты алиментов в течение двух месяцев подряд либо в связи с добровольным прекращением лицом неуплаты алиментов по истечении указанного двухмесячного срока (ч. 2 ст. 4.5, ст. 4.8 КоАП).
(Карпов И.П.)
("Законность", 2023, N 6)Течение этого двухмесячного срока, указывает Пленум, начинается на следующий день после окончания срока уплаты единовременного или ежемесячного платежа, установленного судебным актом об уплате алиментов. Событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 или 2 ст. 5.35.1 КоАП РФ, может иметь место со следующего дня после окончания названного двухмесячного срока. Административное правонарушение будет окончено в связи с обнаружением факта неуплаты алиментов в течение двух месяцев подряд либо в связи с добровольным прекращением лицом неуплаты алиментов по истечении указанного двухмесячного срока (ч. 2 ст. 4.5, ст. 4.8 КоАП).