Оказание услуг по продвижению товара
Подборка наиболее важных документов по запросу Оказание услуг по продвижению товара (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 346.26 "Общие положения" главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, деятельность в сфере оказания услуг по продвижению товаров, осуществляемая в рамках отдельно заключенных договоров оказания маркетинговых услуг (выкладка товаров, размещение торгового оборудования и т.п.), не может быть отнесена к торговой деятельности, облагаемой ЕНВД на основании подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, деятельность в сфере оказания услуг по продвижению товаров, осуществляемая в рамках отдельно заключенных договоров оказания маркетинговых услуг (выкладка товаров, размещение торгового оборудования и т.п.), не может быть отнесена к торговой деятельности, облагаемой ЕНВД на основании подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 346.26 "Общие положения" главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель применял ЕНВД в отношении деятельности по розничной продаже товаров. Суд поддержал вывод налогового органа о том, что оказываемые предпринимателем поставщикам товаров по отдельным договорам услуги по продвижению товаров (услуги по поддержанию ассортимента, выкладке товаров, предоставлению определенного полочного пространства, услуги мерчандайзинга) не относятся к розничной торговле, поэтому выручка от оказания таких услуг должна учитываться не в рамках ЕНВД, а в рамках УСН или ОСН.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель применял ЕНВД в отношении деятельности по розничной продаже товаров. Суд поддержал вывод налогового органа о том, что оказываемые предпринимателем поставщикам товаров по отдельным договорам услуги по продвижению товаров (услуги по поддержанию ассортимента, выкладке товаров, предоставлению определенного полочного пространства, услуги мерчандайзинга) не относятся к розничной торговле, поэтому выручка от оказания таких услуг должна учитываться не в рамках ЕНВД, а в рамках УСН или ОСН.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об НДС при оказании резиденту КНР услуг по продвижению производимых им товаров в торговых точках в РФ в виде организации промомероприятий, приоритетной выкладки и демонстрации для потребителей.
(Письмо Минфина России от 05.08.2025 N 03-07-08/75718)Вопрос: Организация осуществляет маркетинговую и рекламную деятельность: оказывает Заказчикам услуги по продвижению производимых ими товаров в торговых точках на территории РФ согласно адресной программе путем организации промомероприятий, приоритетной выкладки и демонстраций для неограниченного круга потребителей.
(Письмо Минфина России от 05.08.2025 N 03-07-08/75718)Вопрос: Организация осуществляет маркетинговую и рекламную деятельность: оказывает Заказчикам услуги по продвижению производимых ими товаров в торговых точках на территории РФ согласно адресной программе путем организации промомероприятий, приоритетной выкладки и демонстраций для неограниченного круга потребителей.
Вопрос: Об НДФЛ с дохода физлица от оказания китайской организации, не имеющей представительства в РФ, услуг по продвижению ее товаров в розничных магазинах в РФ.
(Письмо Минфина России от 18.09.2024 N 03-04-05/89153)Вопрос: Физлицо заключило с китайской организацией договор оказания услуг по продвижению ее товаров в розничных магазинах в РФ. У организации нет представительства в РФ, ее работники иногда прилетают для решения вопросов и заключения договоров. По договору физлицу выплачивается вознаграждение за услуги, а также возмещаются расходы. Должно ли физлицо самостоятельно уплачивать НДФЛ, или налог должна удерживать китайская организация?
(Письмо Минфина России от 18.09.2024 N 03-04-05/89153)Вопрос: Физлицо заключило с китайской организацией договор оказания услуг по продвижению ее товаров в розничных магазинах в РФ. У организации нет представительства в РФ, ее работники иногда прилетают для решения вопросов и заключения договоров. По договору физлицу выплачивается вознаграждение за услуги, а также возмещаются расходы. Должно ли физлицо самостоятельно уплачивать НДФЛ, или налог должна удерживать китайская организация?
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Превышение совокупного размера вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг более чем на 5 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров либо выплата указанного вознаграждения в связи с приобретением хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством Российской Федерации, -
(ред. от 04.11.2025)1. Превышение совокупного размера вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг более чем на 5 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров либо выплата указанного вознаграждения в связи с приобретением хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством Российской Федерации, -
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(ред. от 31.07.2025)
"Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья: Маркетплейс как информационный посредник: вопросы квалификации
(Грязева М.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 1)В отличие от хранения и доставки, осуществление лицом действий по рекламе продукции является самостоятельным способом использования объекта интеллектуальной собственности. Более того, оказание услуг по продвижению товаров не входит в понятие "предоставления возможности размещения материала третьим лицам" по смыслу ст. 1253.1 ГК РФ, в связи с чем маркетплейс, размещающий рекламный материал, не может быть квалифицирован в качестве информационного посредника.
(Грязева М.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 1)В отличие от хранения и доставки, осуществление лицом действий по рекламе продукции является самостоятельным способом использования объекта интеллектуальной собственности. Более того, оказание услуг по продвижению товаров не входит в понятие "предоставления возможности размещения материала третьим лицам" по смыслу ст. 1253.1 ГК РФ, в связи с чем маркетплейс, размещающий рекламный материал, не может быть квалифицирован в качестве информационного посредника.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 05.08.2025 N 03-07-08/75718 <Продвижение услуг нерезидента и НДС>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 19)Пример 1. Российское ООО "Символ" заключило с иностранным исполнителем возмездный договор об оказании "Символу" услуг по продвижению его товаров в розничных сетях иностранного государства. Такие услуги облагаются российским НДС, поскольку место их оказания определяют по месту ведения деятельности заказчиком, а "Символ" ведет деятельность в России (Письмо Минфина России от 29.07.2013 N 03-07-08/30082).
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 19)Пример 1. Российское ООО "Символ" заключило с иностранным исполнителем возмездный договор об оказании "Символу" услуг по продвижению его товаров в розничных сетях иностранного государства. Такие услуги облагаются российским НДС, поскольку место их оказания определяют по месту ведения деятельности заказчиком, а "Символ" ведет деятельность в России (Письмо Минфина России от 29.07.2013 N 03-07-08/30082).
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)В то же время во взаимоотношениях между продавцами товаров и их покупателями могут применяться различные премии и вознаграждения, выплачиваемые продавцами товаров их покупателям, не связанные с оказанием услуг по рекламе и продвижению товаров, например, за факт заключения с продавцом договора поставки; за поставку товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети; за включение товарных позиций в ассортимент магазинов и т.п.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)В то же время во взаимоотношениях между продавцами товаров и их покупателями могут применяться различные премии и вознаграждения, выплачиваемые продавцами товаров их покупателям, не связанные с оказанием услуг по рекламе и продвижению товаров, например, за факт заключения с продавцом договора поставки; за поставку товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети; за включение товарных позиций в ассортимент магазинов и т.п.
"Субъективный фактор в частном праве: монография"
(Зайцева Н.В.)
("Статут", 2023)Еще одной формой договора, в которой присутствуют реляционные элементы, является соглашение на оказание маркетинговых услуг и продвижение товаров. Тот факт, что в таких соглашениях присутствуют условия, которые могут быть конкретизированы в процессе исполнения, был отмечен в указанном выше Постановлении Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 г., в котором именно эта договорная модель была определена в качестве примера рамочного соглашения с перечнем возможных открытых условий. Причина, побудившая суд сделать акцент именно на такой договорной форме, связана с увеличением общего количества споров субъектов гражданских правоотношений с налоговыми органами, которые не учитывали расходы по данным сделкам по причине отсутствия определенного предмета договора. Следует отметить, что маркетинговые исследования в силу отсутствия критерия их определения, особенностей исполнения и сложности с оценкой качества не являются надлежащим предметом с позиции налогового права. При оспаривании сделки ее участниками суды пытаются учесть "договоренности" сторон <1> путем изучения документов, не являющихся частью контракта (переписки, фотографий, рекламных публикаций и т.д.). В ситуациях, затрагивающих публичный интерес, судебные органы демонстрируют односторонний подход и, как правило, исходят из буквального толкования договора, руководствуясь только тем, что непосредственно зафиксировано в соглашении сторон.
(Зайцева Н.В.)
("Статут", 2023)Еще одной формой договора, в которой присутствуют реляционные элементы, является соглашение на оказание маркетинговых услуг и продвижение товаров. Тот факт, что в таких соглашениях присутствуют условия, которые могут быть конкретизированы в процессе исполнения, был отмечен в указанном выше Постановлении Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 г., в котором именно эта договорная модель была определена в качестве примера рамочного соглашения с перечнем возможных открытых условий. Причина, побудившая суд сделать акцент именно на такой договорной форме, связана с увеличением общего количества споров субъектов гражданских правоотношений с налоговыми органами, которые не учитывали расходы по данным сделкам по причине отсутствия определенного предмета договора. Следует отметить, что маркетинговые исследования в силу отсутствия критерия их определения, особенностей исполнения и сложности с оценкой качества не являются надлежащим предметом с позиции налогового права. При оспаривании сделки ее участниками суды пытаются учесть "договоренности" сторон <1> путем изучения документов, не являющихся частью контракта (переписки, фотографий, рекламных публикаций и т.д.). В ситуациях, затрагивающих публичный интерес, судебные органы демонстрируют односторонний подход и, как правило, исходят из буквального толкования договора, руководствуясь только тем, что непосредственно зафиксировано в соглашении сторон.
Статья: Оферта как инструмент правового регулирования предпринимательской деятельности с использованием маркетплейсов: опыт "Озона" и "Вайлдберриз"
(Зубарев Н.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)- Правила оказания услуг по продвижению товаров на сайте;
(Зубарев Н.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)- Правила оказания услуг по продвижению товаров на сайте;
Статья: Налоговый учет скидок, премий и бонусов у экспортеров товаров
(Гусев К.В.)
("Главная книга", 2025, N 3)Не отражать премию (бонус), выплаченную сверх стоимости товаров, в налоговом расчете можно только в случае, если она фактически является оплатой услуг, оказанных вне России <27>. И если это прямо следует из экспортного контракта. Например, если премия выплачена за то, что иностранный покупатель оказывает экспортеру услуги по продвижению его товаров на территории своей страны.
(Гусев К.В.)
("Главная книга", 2025, N 3)Не отражать премию (бонус), выплаченную сверх стоимости товаров, в налоговом расчете можно только в случае, если она фактически является оплатой услуг, оказанных вне России <27>. И если это прямо следует из экспортного контракта. Например, если премия выплачена за то, что иностранный покупатель оказывает экспортеру услуги по продвижению его товаров на территории своей страны.
Статья: Премия контрагенту: как прописать в договоре
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 1)Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 1)Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья: Трансграничный дистрибьюторский договор в национальном законодательстве и международной коммерческой практике
(Власова Н.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 3)<48> Например, ограничение совокупного размера вознаграждения дистрибьютора и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг пятью процентами от цены приобретенных продовольственных товаров.
(Власова Н.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 3)<48> Например, ограничение совокупного размера вознаграждения дистрибьютора и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг пятью процентами от цены приобретенных продовольственных товаров.
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, исходил из того, что действующим законодательством специальные правила регулирования торговли непродовольственными товарами не определены. Суды двух инстанций установили, что договором не предусмотрен предельный (максимальный) размер премии, поэтому сочли необходимым применить к отношениям сторон по аналогии положения ч. 4 ст. 9 Закона о торговле, которая прямо регламентирует, что совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров. Руководствуясь изложенным, суды пришли к выводу о необходимости уменьшения размера подлежащей выплате ответчиком истцу премии до 1 263 448,88 руб.
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, исходил из того, что действующим законодательством специальные правила регулирования торговли непродовольственными товарами не определены. Суды двух инстанций установили, что договором не предусмотрен предельный (максимальный) размер премии, поэтому сочли необходимым применить к отношениям сторон по аналогии положения ч. 4 ст. 9 Закона о торговле, которая прямо регламентирует, что совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров. Руководствуясь изложенным, суды пришли к выводу о необходимости уменьшения размера подлежащей выплате ответчиком истцу премии до 1 263 448,88 руб.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, деятельность в сфере оказания услуг по продвижению товаров, осуществляемая в рамках отдельно заключенных договоров оказания маркетинговых услуг (выкладка товаров, размещение торгового оборудования и т.п.), не может быть отнесена к торговой деятельности, облагаемой ЕНВД на основании подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, деятельность в сфере оказания услуг по продвижению товаров, осуществляемая в рамках отдельно заключенных договоров оказания маркетинговых услуг (выкладка товаров, размещение торгового оборудования и т.п.), не может быть отнесена к торговой деятельности, облагаемой ЕНВД на основании подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.