Оказание квалифицированной юридической помощи
Подборка наиболее важных документов по запросу Оказание квалифицированной юридической помощи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Представительство в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...для совершения лицом действий технического характера, не связанных с оказанием квалифицированной юридической помощи по делу (например, передача в суд заявлений и ходатайств, производство выписок из материалов дела, снятие с них копий, получение копий судебных актов, исполнительного листа), представление документов, подтверждающих наличие высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности, не требуется. В указанных случаях... достаточно доверенности..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...для совершения лицом действий технического характера, не связанных с оказанием квалифицированной юридической помощи по делу (например, передача в суд заявлений и ходатайств, производство выписок из материалов дела, снятие с них копий, получение копий судебных актов, исполнительного листа), представление документов, подтверждающих наличие высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности, не требуется. В указанных случаях... достаточно доверенности..."
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Ознакомление с материалами дела в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...для совершения лицом действий технического характера, не связанных с оказанием квалифицированной юридической помощи по делу (например... производство выписок из материалов дела, снятие с них копий...), представление документов, подтверждающих наличие высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности, не требуется. В указанных случаях для совершения действий от имени лица, участвующего в деле, в арбитражном суде достаточно доверенности на представление интересов этого лица, оформленной в соответствии с требованиями гражданского законодательства..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...для совершения лицом действий технического характера, не связанных с оказанием квалифицированной юридической помощи по делу (например... производство выписок из материалов дела, снятие с них копий...), представление документов, подтверждающих наличие высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности, не требуется. В указанных случаях для совершения действий от имени лица, участвующего в деле, в арбитражном суде достаточно доверенности на представление интересов этого лица, оформленной в соответствии с требованиями гражданского законодательства..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"4. При регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления действуют в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, нормами, предусмотренными международными договорами Российской Федерации, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи, законодательством Российской Федерации.
(ред. от 04.11.2025)
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"4. При регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления действуют в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, нормами, предусмотренными международными договорами Российской Федерации, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи, законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ
(ред. от 22.04.2024)
"Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.10.2024)1. Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее - адвокатский запрос).
(ред. от 22.04.2024)
"Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.10.2024)1. Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее - адвокатский запрос).
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)В соответствии с Законом об адвокатуре Всероссийский съезд адвокатов полномочен утверждать обязательные для всех адвокатов стандарты оказания квалифицированной юридической помощи и другие стандарты адвокатской деятельности <1>.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)В соответствии с Законом об адвокатуре Всероссийский съезд адвокатов полномочен утверждать обязательные для всех адвокатов стандарты оказания квалифицированной юридической помощи и другие стандарты адвокатской деятельности <1>.
Ситуация: Кто может быть представителем гражданина по доверенности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Представителями гражданина в суде могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Исключение составляет совершение действий, не связанных с оказанием лицу, участвующему в деле, квалифицированной юридической помощи (получение судебных извещений, копий судебных актов, исполнительных документов, копирование материалов административного дела), которое может осуществляться независимо от наличия у представителя по доверенности статуса адвоката, высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности. При этом представителями не могут быть судьи, следователи, прокуроры или иные лица, участие которых в качестве представителей в судебном процессе запрещено законом (кроме ситуаций, когда данные лица представляют интересы соответствующих органов или выступают в роли законных представителей) (ч. 1, 1.1, 2 ст. 55 КАС РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Представителями гражданина в суде могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Исключение составляет совершение действий, не связанных с оказанием лицу, участвующему в деле, квалифицированной юридической помощи (получение судебных извещений, копий судебных актов, исполнительных документов, копирование материалов административного дела), которое может осуществляться независимо от наличия у представителя по доверенности статуса адвоката, высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности. При этом представителями не могут быть судьи, следователи, прокуроры или иные лица, участие которых в качестве представителей в судебном процессе запрещено законом (кроме ситуаций, когда данные лица представляют интересы соответствующих органов или выступают в роли законных представителей) (ч. 1, 1.1, 2 ст. 55 КАС РФ).
"Актуальные проблемы гражданского и административного судопроизводства"
(под ред. В.В. Яркова)
("Статут", 2021)§ 3. Судебное представительство и проблемы оказания
(под ред. В.В. Яркова)
("Статут", 2021)§ 3. Судебное представительство и проблемы оказания
Статья: Квалифицированная юридическая помощь лицам, в отношении которых проводятся негласные оперативно-розыскные мероприятия, в случаях приобретения такими мероприятиями гласного характера
(Гусев В.А., Герасименко Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Предмет исследования составляют правоотношения, возникающие между гражданами и должностными лицами оперативных подразделений государственных органов. Оперативно-розыскная деятельность, как правило, осуществляется негласно, поэтому включение адвоката в негласный оперативно-розыскной процесс и оказание квалифицированной юридической помощи лицу, в отношении которого проводятся негласные оперативно-розыскные мероприятия, невозможны, так как противоречат самой сущности оперативно-розыскной деятельности, носящей тайный, конспиративный характер. В то же время в ходе проведения изначально негласных оперативно-розыскных мероприятий оперативные сотрудники, собрав необходимые материалы и информацию, раскрывают свою принадлежность к правоохранительным органам и осуществляют задержание заподозренного лица. Цель исследования заключается в определении механизма обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь лица, в отношении которого оперативные сотрудники осуществляют действия принудительного характера. Начиная с момента трансформации негласных оперативно-розыскных мероприятий в гласные, права и свободы лица, в отношении которого данные мероприятия проводились, могут быть ограничены и у него появляется потребность воспользоваться конституционным правом на получение квалифицированной юридической помощи адвоката. Выводы исследования. На завершающей стадии проведения проверочной закупки, оперативного внедрения, контролируемой поставки и оперативного эксперимента в случае принятия решения о расшифровке и гласной фиксации оперативно-розыскных результатов оперативные сотрудники осуществляют действия, ограничивающие права и свободы заподозренных в совершении преступления лиц. В частности, кратковременно ограничиваются: право на свободу передвижения; право пользоваться средствами связи; право на неприкосновенность жилища; право пользоваться и распоряжаться своим имуществом (зданиями, сооружениями, участками местности и транспортными средствами), в том числе находящимися при них предметами, веществами и документами. Задержание заподозренного лица, его личный досмотр и осмотр места проведения оперативно-розыскных мероприятий представляют собой составные и неотъемлемые элементы того оперативно-розыскного мероприятия, которое изначально проводилось негласно, а затем трансформировалось в гласную форму. В связи с этим все полученные результаты должны рассматриваться в совокупности и оцениваться как единый результат конкретного оперативно-розыскного мероприятия и оформляться оперативным сотрудником единым протоколом этого оперативно-розыскного мероприятия. С момента ограничения должностными лицами оперативных подразделений права на личную неприкосновенность, на свободу передвижения, иных конституционных прав и свобод, заподозренному лицу должна быть предоставлена возможность реализовать свое право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ). Оперативные сотрудники обязаны уведомить адвоката заподозренного лица и обеспечить его допуск к месту проведения оперативно-розыскного мероприятия. Адвокат имеет право присутствовать на любой стадии гласной фиксации результатов оперативно-розыскного мероприятия и в рамках оказания юридической помощи требовать соблюдения законности и внесения своих замечаний в протокол.
(Гусев В.А., Герасименко Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Предмет исследования составляют правоотношения, возникающие между гражданами и должностными лицами оперативных подразделений государственных органов. Оперативно-розыскная деятельность, как правило, осуществляется негласно, поэтому включение адвоката в негласный оперативно-розыскной процесс и оказание квалифицированной юридической помощи лицу, в отношении которого проводятся негласные оперативно-розыскные мероприятия, невозможны, так как противоречат самой сущности оперативно-розыскной деятельности, носящей тайный, конспиративный характер. В то же время в ходе проведения изначально негласных оперативно-розыскных мероприятий оперативные сотрудники, собрав необходимые материалы и информацию, раскрывают свою принадлежность к правоохранительным органам и осуществляют задержание заподозренного лица. Цель исследования заключается в определении механизма обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь лица, в отношении которого оперативные сотрудники осуществляют действия принудительного характера. Начиная с момента трансформации негласных оперативно-розыскных мероприятий в гласные, права и свободы лица, в отношении которого данные мероприятия проводились, могут быть ограничены и у него появляется потребность воспользоваться конституционным правом на получение квалифицированной юридической помощи адвоката. Выводы исследования. На завершающей стадии проведения проверочной закупки, оперативного внедрения, контролируемой поставки и оперативного эксперимента в случае принятия решения о расшифровке и гласной фиксации оперативно-розыскных результатов оперативные сотрудники осуществляют действия, ограничивающие права и свободы заподозренных в совершении преступления лиц. В частности, кратковременно ограничиваются: право на свободу передвижения; право пользоваться средствами связи; право на неприкосновенность жилища; право пользоваться и распоряжаться своим имуществом (зданиями, сооружениями, участками местности и транспортными средствами), в том числе находящимися при них предметами, веществами и документами. Задержание заподозренного лица, его личный досмотр и осмотр места проведения оперативно-розыскных мероприятий представляют собой составные и неотъемлемые элементы того оперативно-розыскного мероприятия, которое изначально проводилось негласно, а затем трансформировалось в гласную форму. В связи с этим все полученные результаты должны рассматриваться в совокупности и оцениваться как единый результат конкретного оперативно-розыскного мероприятия и оформляться оперативным сотрудником единым протоколом этого оперативно-розыскного мероприятия. С момента ограничения должностными лицами оперативных подразделений права на личную неприкосновенность, на свободу передвижения, иных конституционных прав и свобод, заподозренному лицу должна быть предоставлена возможность реализовать свое право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ). Оперативные сотрудники обязаны уведомить адвоката заподозренного лица и обеспечить его допуск к месту проведения оперативно-розыскного мероприятия. Адвокат имеет право присутствовать на любой стадии гласной фиксации результатов оперативно-розыскного мероприятия и в рамках оказания юридической помощи требовать соблюдения законности и внесения своих замечаний в протокол.
Статья: Некоторые виды юридической помощи, оказываемой адвокатами участникам корпоративного конфликта
(Макаревич В.Г.)
("Адвокатская практика", 2023, N 3)Как мы видим, практически используемое понятие корпоративного конфликта весьма емкое и включает в себя любые виды разногласий, которые могут быть урегулированы не только гражданским правом. Следовательно, для оказания квалифицированной юридической помощи доверителю адвокат должен иметь познания в различных отраслях права, например гражданского, административного, уголовного, семейного, а также навыки выстраивания правовой позиции. Это квалификационное требование отличает судебное представительство адвоката по делам, связанным с корпоративными конфликтами, от представительства по иным категориям дел.
(Макаревич В.Г.)
("Адвокатская практика", 2023, N 3)Как мы видим, практически используемое понятие корпоративного конфликта весьма емкое и включает в себя любые виды разногласий, которые могут быть урегулированы не только гражданским правом. Следовательно, для оказания квалифицированной юридической помощи доверителю адвокат должен иметь познания в различных отраслях права, например гражданского, административного, уголовного, семейного, а также навыки выстраивания правовой позиции. Это квалификационное требование отличает судебное представительство адвоката по делам, связанным с корпоративными конфликтами, от представительства по иным категориям дел.
"Стадия возбуждения гражданского дела"
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Судебный представитель является самостоятельным участником процесса, имеет самостоятельный процессуальный статус. С момента наделения полномочиями представителя он имеет общие процессуальные права и обязанности в силу закона (ч. 1 ст. 54, ст. 35 ГПК РФ); собственные права (например, право на выступление в суде в качестве представителя; право не быть допрошенным в качестве свидетеля по гражданскому делу; право быть носителем полномочий; право отказаться от возложенных на него полномочий; право обратиться в суд, наложивший штраф, с заявлением о сложении или уменьшении штрафа) и обязанности (оказание квалифицированной юридической помощи представляемому лицу, соблюдение порядка в судебном заседании) <52>, а также может быть наделен представляемым лицом специальными полномочиями по распоряжению объектом процесса. Дополнительное оформление специальных полномочий обусловлено их специфическим характером и особой важностью для стороны в процессе: эти полномочия содержат элементы материальной и процессуальной диспозитивности, т.е. предполагают совершение процессуальных действий, направленных на распоряжение сторон своим материальным правом и процессуальными средствами его защиты <53>.
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Судебный представитель является самостоятельным участником процесса, имеет самостоятельный процессуальный статус. С момента наделения полномочиями представителя он имеет общие процессуальные права и обязанности в силу закона (ч. 1 ст. 54, ст. 35 ГПК РФ); собственные права (например, право на выступление в суде в качестве представителя; право не быть допрошенным в качестве свидетеля по гражданскому делу; право быть носителем полномочий; право отказаться от возложенных на него полномочий; право обратиться в суд, наложивший штраф, с заявлением о сложении или уменьшении штрафа) и обязанности (оказание квалифицированной юридической помощи представляемому лицу, соблюдение порядка в судебном заседании) <52>, а также может быть наделен представляемым лицом специальными полномочиями по распоряжению объектом процесса. Дополнительное оформление специальных полномочий обусловлено их специфическим характером и особой важностью для стороны в процессе: эти полномочия содержат элементы материальной и процессуальной диспозитивности, т.е. предполагают совершение процессуальных действий, направленных на распоряжение сторон своим материальным правом и процессуальными средствами его защиты <53>.
Статья: Судебный представитель в механизме реализации права граждан на квалифицированную юридическую помощь
(Баканов К.И.)
("Российский судья", 2024, N 8)В данной работе осуществляется анализ действующих нормативных положений института представительства в гражданском и административном судопроизводстве Российской Федерации; приводится образ судебного представителя как лица, принимающего непосредственное участие в механизме реализации права граждан на квалифицированную юридическую помощь; раскрывается понятие судебного представителя. Основная цель статьи заключается в раскрытии, обобщении и преподнесении основных аспектов действующего института представительства в гражданском и административном судопроизводстве с целью дачи нового понятия судебного представителя в гражданском и административном судопроизводстве. В представленной статье использованы общие (теоретические, универсальные), а также частные (эмпирические и практические) методы исследования, такие как анализ, синтез, обобщение, аналогия, классификация, дедукция и индукция, сравнительный метод. Произведен анализ института представительства в административном судопроизводстве, раскрыты его основные аспекты, а также дано новое понятие судебного представителя в гражданском и административном судопроизводстве. Так, представитель в гражданском, административном судопроизводстве - это соответствующее законодательным требованиям лицо, которое на период вверенных ему доверителем полномочий осуществляет в интересах доверителя доступные законодательством действия в рамках судопроизводства, направленные на оказание квалифицированной юридической помощи и, соответственно, достижение конечного согласованного с доверителем результата.
(Баканов К.И.)
("Российский судья", 2024, N 8)В данной работе осуществляется анализ действующих нормативных положений института представительства в гражданском и административном судопроизводстве Российской Федерации; приводится образ судебного представителя как лица, принимающего непосредственное участие в механизме реализации права граждан на квалифицированную юридическую помощь; раскрывается понятие судебного представителя. Основная цель статьи заключается в раскрытии, обобщении и преподнесении основных аспектов действующего института представительства в гражданском и административном судопроизводстве с целью дачи нового понятия судебного представителя в гражданском и административном судопроизводстве. В представленной статье использованы общие (теоретические, универсальные), а также частные (эмпирические и практические) методы исследования, такие как анализ, синтез, обобщение, аналогия, классификация, дедукция и индукция, сравнительный метод. Произведен анализ института представительства в административном судопроизводстве, раскрыты его основные аспекты, а также дано новое понятие судебного представителя в гражданском и административном судопроизводстве. Так, представитель в гражданском, административном судопроизводстве - это соответствующее законодательным требованиям лицо, которое на период вверенных ему доверителем полномочий осуществляет в интересах доверителя доступные законодательством действия в рамках судопроизводства, направленные на оказание квалифицированной юридической помощи и, соответственно, достижение конечного согласованного с доверителем результата.
Статья: Квалифицированная юридическая помощь: классификация субъектов ее предоставления и эффективность их работы
(Аулов В.К.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 10)Вниманию читателя предлагается классификация субъектов оказания квалифицированной юридической помощи одновременно по нескольким критериям, которые не исключают друг друга и не сопоставляются между собой как первоочередные и несущественные. В статье ставятся под сомнение выводы об успешности эксперимента по предоставлению бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро и приводятся доказательства высокой степени влияния адвокатов на нейтрализацию угроз национальной безопасности при оказании ими юридической помощи.
(Аулов В.К.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 10)Вниманию читателя предлагается классификация субъектов оказания квалифицированной юридической помощи одновременно по нескольким критериям, которые не исключают друг друга и не сопоставляются между собой как первоочередные и несущественные. В статье ставятся под сомнение выводы об успешности эксперимента по предоставлению бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро и приводятся доказательства высокой степени влияния адвокатов на нейтрализацию угроз национальной безопасности при оказании ими юридической помощи.
Статья: О конституционно-правовом смысле понятия "квалифицированная юридическая помощь"
(Толчеев М.Н.)
("Адвокатская практика", 2023, N 1)Конституция РФ в п. 1 ст. 48 гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. И оно, бесспорно, является важнейшей конституционной гарантией прав и свобод личности в правовом государстве, где такие права и свободы человека и гражданина не декларативно, а реально определяют смысл, содержание и применение законов. Будучи правильно реализованным, право на квалифицированную юридическую помощь само по себе является гарантией реализации других конституционно значимых прав и гарантий. Однако споры относительно того, что, собственно, понимать именно под квалифицированной юридической помощью и, соответственно, какова позитивная обязанность государства по обеспечению реализации этого права, не утихают вот уже много лет. Следует согласиться с утверждением А.В. Воронова о том, что "в научных публикациях практически нет исследований нормативного содержания квалифицированной юридической помощи, практически остались без анализа само понятие и содержание конституционного права на квалифицированную юридическую помощь, его юридическая природа. При этом конституционное право на квалифицированную юридическую помощь и его обеспечение в Российской Федерации не получило должного изучения и в науке конституционного права" <1>. К аналогичным выводам приходят и другие исследователи <2>. Отмечается, что ранее "Конституция РСФСР возложила обязанность оказания квалифицированной юридической помощи на адвокатуру" <3>. И, несмотря на то, что действующая Конституция РФ такого упоминания не содержит, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <4> - единственный нормативный акт, который указывает на адвоката как на субъекта оказания квалифицированной юридической помощи. Оппоненты высказывают мнение, что оказание такой помощи не членами адвокатского сообщества может быть не менее квалифицированным, а сам по себе статус не гарантирует высокого уровня знаний и навыков. Позиция акцентируется именно на качестве оказания помощи. Правда нередко отмечаются и дополнительные признаки, которые должны быть присущи и гарантированы такого рода деятельности. Это ее эффективность, в понимание которой включается независимый характер деятельности, а также профессионализм, определяемый как принадлежность к профессиональному сообществу. Так, А.Г. Манафов указывает, что "право на квалифицированную юридическую помощь - гарантированная Конституцией РФ мера обладания человеком социальным благом - получение от адвокатуры, нотариата и других организаций высокопрофессионального содействия в эффективном отстаивании своих прав и законных интересов; обеспечение человека юридическими знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему использовать их в указанных целях" <5>. Рассматривается эта конституционная категория и в более широком смысле. И.В. Краснов, отмечая, что "основной формой реализации конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь является адвокатура", тем не менее полагает, что его "следует понимать как право личности на обращение к адвокату, нотариусу, прокурору, государственному или муниципальному органу, общественной организации за получением юридической консультации, других видов юридической помощи с целью обладания юридическими знаниями, для защиты нарушенных прав, юридического закрепления субъективных прав и предупреждения их возможного нарушения в будущем" <6>.
(Толчеев М.Н.)
("Адвокатская практика", 2023, N 1)Конституция РФ в п. 1 ст. 48 гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. И оно, бесспорно, является важнейшей конституционной гарантией прав и свобод личности в правовом государстве, где такие права и свободы человека и гражданина не декларативно, а реально определяют смысл, содержание и применение законов. Будучи правильно реализованным, право на квалифицированную юридическую помощь само по себе является гарантией реализации других конституционно значимых прав и гарантий. Однако споры относительно того, что, собственно, понимать именно под квалифицированной юридической помощью и, соответственно, какова позитивная обязанность государства по обеспечению реализации этого права, не утихают вот уже много лет. Следует согласиться с утверждением А.В. Воронова о том, что "в научных публикациях практически нет исследований нормативного содержания квалифицированной юридической помощи, практически остались без анализа само понятие и содержание конституционного права на квалифицированную юридическую помощь, его юридическая природа. При этом конституционное право на квалифицированную юридическую помощь и его обеспечение в Российской Федерации не получило должного изучения и в науке конституционного права" <1>. К аналогичным выводам приходят и другие исследователи <2>. Отмечается, что ранее "Конституция РСФСР возложила обязанность оказания квалифицированной юридической помощи на адвокатуру" <3>. И, несмотря на то, что действующая Конституция РФ такого упоминания не содержит, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <4> - единственный нормативный акт, который указывает на адвоката как на субъекта оказания квалифицированной юридической помощи. Оппоненты высказывают мнение, что оказание такой помощи не членами адвокатского сообщества может быть не менее квалифицированным, а сам по себе статус не гарантирует высокого уровня знаний и навыков. Позиция акцентируется именно на качестве оказания помощи. Правда нередко отмечаются и дополнительные признаки, которые должны быть присущи и гарантированы такого рода деятельности. Это ее эффективность, в понимание которой включается независимый характер деятельности, а также профессионализм, определяемый как принадлежность к профессиональному сообществу. Так, А.Г. Манафов указывает, что "право на квалифицированную юридическую помощь - гарантированная Конституцией РФ мера обладания человеком социальным благом - получение от адвокатуры, нотариата и других организаций высокопрофессионального содействия в эффективном отстаивании своих прав и законных интересов; обеспечение человека юридическими знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему использовать их в указанных целях" <5>. Рассматривается эта конституционная категория и в более широком смысле. И.В. Краснов, отмечая, что "основной формой реализации конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь является адвокатура", тем не менее полагает, что его "следует понимать как право личности на обращение к адвокату, нотариусу, прокурору, государственному или муниципальному органу, общественной организации за получением юридической консультации, других видов юридической помощи с целью обладания юридическими знаниями, для защиты нарушенных прав, юридического закрепления субъективных прав и предупреждения их возможного нарушения в будущем" <6>.