Охранные зоны объектов связи
Подборка наиболее важных документов по запросу Охранные зоны объектов связи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 60 "Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения" ЗК РФ"Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 11, 12, 209, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку на момент приобретения истцом спорного земельного участка трансформаторная подстанция и две опоры линии электропередачи уже были там расположены, поэтому право собственности на указанный участок у ФИО1 возникло с имеющимся обременением в виде указанных объектов, охранной зоны, в связи с чем эксплуатация земельного участка возможна только с учетом установленных законодательством ограничений и собственник земельного участка не вправе требовать устранения этих ограничений."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 106 "Установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий" ЗК РФТаким образом, внесение в ЕГРН сведений об охранных зонах до объектов газоснабжения, охранных зонах линии связи и зонах минимальных расстояний до магистральных газопроводов обеспечивает достоверность, непротиворечивость публичных сведений о существовании, принадлежности и правовом режиме объектов недвижимости, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и возможность соблюдения ограничений и запретов по использованию земли и проведению каких-либо работ в границах охранной зоны."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Постановление Конституционного Суда Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Постановление Конституционного Суда Российской Федерации
Статья: Совокупный залог. Часть II: раздробление заложенного имущества
(Зикун И.И.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 4)3. Критерий воли собственника при создании вещи. В рамках этого критерия подлежат учету: а) изначальное создание объектов с единой целью (например, подкрановые балки монтировались в состав здания при создании цеха <231>) <232>, совместное введение объектов в эксплуатацию <233>. Даже если имущество было продано по двум разным договорам, то важнее то, что оно приобреталось по одному договору, а значит, воспринималось изначально как единая неделимая совокупность (например, по договору были приобретены водопровод, инженерные сети, автомобильные дороги и земельные участки под ними, но все это обслуживало одну строительную базу <234>) <235>; б) учет в проектной документации вещей как единого комплекса для достижения единой цели <236>; в) наличие длительного периода времени, когда вещи не были соединены друг с другом (например, оборудование было вмонтировано в здание спустя длительный период времени после возведения здания - 25 лет) <237>; г) сам по себе капитальный характер постройки не свидетельствует о возникновении у объекта самостоятельного хозяйственного предназначения <238>; д) отсутствие регистрации права собственности на совокупность объектов, расположенных на земельном участке, в целом как одну недвижимую вещь <239>; е) приобретение покупателем у одного продавца вещей как самостоятельных, без объединения их в совокупность <240>; ж) расположение объектов на двух разных земельных участках (например, трансформаторной подстанции и котельной <241>), расположение объектов на земельном участке, на котором не установлена особая охранная зона, в связи с чем объекты не воспринимались собственником как единое целое <242>.
(Зикун И.И.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 4)3. Критерий воли собственника при создании вещи. В рамках этого критерия подлежат учету: а) изначальное создание объектов с единой целью (например, подкрановые балки монтировались в состав здания при создании цеха <231>) <232>, совместное введение объектов в эксплуатацию <233>. Даже если имущество было продано по двум разным договорам, то важнее то, что оно приобреталось по одному договору, а значит, воспринималось изначально как единая неделимая совокупность (например, по договору были приобретены водопровод, инженерные сети, автомобильные дороги и земельные участки под ними, но все это обслуживало одну строительную базу <234>) <235>; б) учет в проектной документации вещей как единого комплекса для достижения единой цели <236>; в) наличие длительного периода времени, когда вещи не были соединены друг с другом (например, оборудование было вмонтировано в здание спустя длительный период времени после возведения здания - 25 лет) <237>; г) сам по себе капитальный характер постройки не свидетельствует о возникновении у объекта самостоятельного хозяйственного предназначения <238>; д) отсутствие регистрации права собственности на совокупность объектов, расположенных на земельном участке, в целом как одну недвижимую вещь <239>; е) приобретение покупателем у одного продавца вещей как самостоятельных, без объединения их в совокупность <240>; ж) расположение объектов на двух разных земельных участках (например, трансформаторной подстанции и котельной <241>), расположение объектов на земельном участке, на котором не установлена особая охранная зона, в связи с чем объекты не воспринимались собственником как единое целое <242>.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2022 года"при обжаловании в суд застройщиком отказа в согласовании сетевой организацией строительства или реконструкции здания или сооружения на земельном участке, расположенном полностью или частично в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, а также при обжаловании в суд застройщиком полученного им отказа в выдаче разрешения на строительство или обратного уведомления уполномоченного органа власти о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции параметров здания или сооружения установленным параметрам и (или) о недопустимости размещения здания или сооружения на земельном участке, расположенном полностью или частично в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, в связи с отказом в согласовании сетевой организацией суд обязан содержательно оценивать основания такого отказа, не ограничиваясь только критериями соблюдения процедуры и ссылкой на нормативное требование получить решение сетевой организации о согласовании.
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8. Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8. Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Статья: Охранная зона объектов инфраструктуры метрополитена как зона с особыми условиями использования территорий
(Баталов Г.С., Михайловская В.Л.)
("Хозяйство и право", 2025, N 6)Одновременно можно сделать вывод о том, что, несмотря на то, что СП 120.13330.2012 "Метрополитены. Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003" <10> (далее - СП 120.13330.2012) утратил силу (прим.: с 28 января 2023 г. - даты вступления в силу СП 120.13330.2022), его применение при установлении границ охранных зон объектов метрополитена могло бы рассматриваться как допустимое в связи с тем, что именно СП 120.13330.2012 определял порядок установления данного вида зон на момент опубликования Закона N 342-ФЗ.
(Баталов Г.С., Михайловская В.Л.)
("Хозяйство и право", 2025, N 6)Одновременно можно сделать вывод о том, что, несмотря на то, что СП 120.13330.2012 "Метрополитены. Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003" <10> (далее - СП 120.13330.2012) утратил силу (прим.: с 28 января 2023 г. - даты вступления в силу СП 120.13330.2022), его применение при установлении границ охранных зон объектов метрополитена могло бы рассматриваться как допустимое в связи с тем, что именно СП 120.13330.2012 определял порядок установления данного вида зон на момент опубликования Закона N 342-ФЗ.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Принятие указанного Постановления КС РФ фактически дало старт для возможности применения доктрины регуляторных изъятий в России. Дело, рассмотренное КС РФ, основывалось на анализе компенсации убытков в соответствии со ст. 57 ЗК РФ в связи с установлением зоны охраны объекта культурного наследия. Представляется, что именно применение указанной нормы закона, с учетом неопределенного характера ее формулировок, следует рассматривать как законодательное основание для применения концепции регуляторных изъятий к иным формам ограничений, которые не предусматривают полного изъятия земельного участка.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Принятие указанного Постановления КС РФ фактически дало старт для возможности применения доктрины регуляторных изъятий в России. Дело, рассмотренное КС РФ, основывалось на анализе компенсации убытков в соответствии со ст. 57 ЗК РФ в связи с установлением зоны охраны объекта культурного наследия. Представляется, что именно применение указанной нормы закона, с учетом неопределенного характера ее формулировок, следует рассматривать как законодательное основание для применения концепции регуляторных изъятий к иным формам ограничений, которые не предусматривают полного изъятия земельного участка.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- сведения о правообладателе здания, сооружения, застройщике или об органе государственной власти, которые обязаны возместить убытки, причиненные в связи с установлением зоны охраняемого объекта;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- сведения о правообладателе здания, сооружения, застройщике или об органе государственной власти, которые обязаны возместить убытки, причиненные в связи с установлением зоны охраняемого объекта;
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Правовой режим охранных зон гидроэнергетических объектов определяется положением о таких зонах, утверждаемым Правительством РФ. Указанное положение также устанавливает: порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, прекращении существования охранной зоны гидроэнергетического объекта; перечень объектов и территорий, в связи с размещением которых или в целях защиты и сохранения которых предусматривается зона с особыми условиями использования, критерии таких объектов, виды территорий; срок, на который устанавливаются указанные зоны; требования к предельным размерам зон и (или) правила их определения и др. (ст. 106 ЗК РФ).
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Правовой режим охранных зон гидроэнергетических объектов определяется положением о таких зонах, утверждаемым Правительством РФ. Указанное положение также устанавливает: порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, прекращении существования охранной зоны гидроэнергетического объекта; перечень объектов и территорий, в связи с размещением которых или в целях защиты и сохранения которых предусматривается зона с особыми условиями использования, критерии таких объектов, виды территорий; срок, на который устанавливаются указанные зоны; требования к предельным размерам зон и (или) правила их определения и др. (ст. 106 ЗК РФ).