Охранная зона водоотведения
Подборка наиболее важных документов по запросу Охранная зона водоотведения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2023 N 13АП-20132/2023 по делу N А56-37987/2021
Категория спора: Водоотведение и прием сточных вод для государственных нужд.
Требования организации водопроводно-канализационного хозяйства: Об обязании осуществить снос деревьев.
Обстоятельства: Организация водопроводно-канализационного хозяйства ссылается на то, что абонент обязался не допускать возведения древопосадок в местах устройства централизованной системы водоотведения, однако в охранной зоне сетей водоотведения был выявлен факт нахождения деревьев.
Решение: Отказано.Как обоснованно установил суд, доказательств того, что спорные восемь деревьев, расположенные в месте устройства и в охранной зоне централизованной системы водоотведения, по результатам обследования зеленых насаждений признаны аварийными, больными и подлежат санитарной рубке, в материалах дела не имеется, истцом таких доказательств не представлено.
Категория спора: Водоотведение и прием сточных вод для государственных нужд.
Требования организации водопроводно-канализационного хозяйства: Об обязании осуществить снос деревьев.
Обстоятельства: Организация водопроводно-канализационного хозяйства ссылается на то, что абонент обязался не допускать возведения древопосадок в местах устройства централизованной системы водоотведения, однако в охранной зоне сетей водоотведения был выявлен факт нахождения деревьев.
Решение: Отказано.Как обоснованно установил суд, доказательств того, что спорные восемь деревьев, расположенные в месте устройства и в охранной зоне централизованной системы водоотведения, по результатам обследования зеленых насаждений признаны аварийными, больными и подлежат санитарной рубке, в материалах дела не имеется, истцом таких доказательств не представлено.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2024 N 11АП-19972/2023 по делу N А55-5735/2023
Требование: Об устранении препятствий в пользовании водопроводом и канализацией путем освобождения охранной зоны, зоны санитарной охраны участков сетей водоснабжения и водоотведения, взыскании судебной неустойки.
Решение: Требование удовлетворено.Довод заявителя жалобы о том, что в охранной зоне, а также зоне санитарной охраны сетей водоснабжения и водоотведения произрастает не 56, а меньшее количество деревьев не подтверждается какими-либо доказательствами. При этом, следует отметить, что в процессе рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции уведомлением от 30.05.2023 г. исх. N 22-145 Администрация Красноглинского Внутригородского Района была приглашена на осмотр земельного участка для фиксации местоположения и количества деревьев, произрастающих в охранной зоне, а также в зоне санитарной охраны указанных сетей. Все 56 деревьев были не только подробно отображены на схеме, но и зафиксированы, путем использования фотокамеры. При этом фотографии, приложенные акту от 05.06.2023 г. фиксируют все 56 деревьев на земельном участке и подтверждают, что истец не требует пересаживать кустарники. Вместе с тем письмом от 02.06.2023 исх. N 06/0002/1151 Администрация Красноглинского Внутригородского Района отказалась от участия в осмотре.
Требование: Об устранении препятствий в пользовании водопроводом и канализацией путем освобождения охранной зоны, зоны санитарной охраны участков сетей водоснабжения и водоотведения, взыскании судебной неустойки.
Решение: Требование удовлетворено.Довод заявителя жалобы о том, что в охранной зоне, а также зоне санитарной охраны сетей водоснабжения и водоотведения произрастает не 56, а меньшее количество деревьев не подтверждается какими-либо доказательствами. При этом, следует отметить, что в процессе рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции уведомлением от 30.05.2023 г. исх. N 22-145 Администрация Красноглинского Внутригородского Района была приглашена на осмотр земельного участка для фиксации местоположения и количества деревьев, произрастающих в охранной зоне, а также в зоне санитарной охраны указанных сетей. Все 56 деревьев были не только подробно отображены на схеме, но и зафиксированы, путем использования фотокамеры. При этом фотографии, приложенные акту от 05.06.2023 г. фиксируют все 56 деревьев на земельном участке и подтверждают, что истец не требует пересаживать кустарники. Вместе с тем письмом от 02.06.2023 исх. N 06/0002/1151 Администрация Красноглинского Внутригородского Района отказалась от участия в осмотре.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Охранные зоны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Охранная зона канализации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Охранная зона канализации
Статья: Использование публичных земель или земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Анализ типовых форм договора на размещение НТО ряда субъектов РФ свидетельствует о том, что свое отражение в них находят и такие принципы земельного законодательства, как принцип целевого использования, приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий. Например, достаточно явно принципы земельного законодательства проявляют себя при анализе прав и обязанностей сторон, закрепленных в форме договора на размещение нестационарного торгового объекта Санкт-Петербурга <27>. Так, в соответствии с п. 3.2.2 предприниматель обязан использовать НТО и место размещения НТО исключительно в соответствии с целью, указанной в договоре. Кроме того, при использовании места размещения НТО необходимо соблюдать установленные требования водоохранного, природоохранного законодательства, законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (п. 3.2.11). В случае если место размещения НТО полностью или частично расположено в охранной зоне, установленной в отношении объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, необходимо обеспечивать допуск представителей собственников указанных объектов или представителей организаций, осуществляющих их эксплуатацию, к таким объектам в целях обеспечения их безопасности (3.2.12). В п. 3.2.13 договора на размещение НТО специально оговаривается, что предприниматель обязан использовать расположенную в пределах места размещения НТО землю вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговую полосу), водоохранную зону, прибрежную защитную полосу в соответствии с требованиями земельного и водного законодательства, а также не ограничивать доступ граждан к береговой полосе.
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Анализ типовых форм договора на размещение НТО ряда субъектов РФ свидетельствует о том, что свое отражение в них находят и такие принципы земельного законодательства, как принцип целевого использования, приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий. Например, достаточно явно принципы земельного законодательства проявляют себя при анализе прав и обязанностей сторон, закрепленных в форме договора на размещение нестационарного торгового объекта Санкт-Петербурга <27>. Так, в соответствии с п. 3.2.2 предприниматель обязан использовать НТО и место размещения НТО исключительно в соответствии с целью, указанной в договоре. Кроме того, при использовании места размещения НТО необходимо соблюдать установленные требования водоохранного, природоохранного законодательства, законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (п. 3.2.11). В случае если место размещения НТО полностью или частично расположено в охранной зоне, установленной в отношении объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, необходимо обеспечивать допуск представителей собственников указанных объектов или представителей организаций, осуществляющих их эксплуатацию, к таким объектам в целях обеспечения их безопасности (3.2.12). В п. 3.2.13 договора на размещение НТО специально оговаривается, что предприниматель обязан использовать расположенную в пределах места размещения НТО землю вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговую полосу), водоохранную зону, прибрежную защитную полосу в соответствии с требованиями земельного и водного законодательства, а также не ограничивать доступ граждан к береговой полосе.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644
(ред. от 28.11.2023)
"Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"с) не допускать возведения построек, гаражей, стоянок транспортных средств, складирования материалов, мусора, древопосадок, не осуществлять производство земляных работ в местах устройства и охранных зонах централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе местах прокладки сетей, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента;
(ред. от 28.11.2023)
"Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"с) не допускать возведения построек, гаражей, стоянок транспортных средств, складирования материалов, мусора, древопосадок, не осуществлять производство земляных работ в местах устройства и охранных зонах централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе местах прокладки сетей, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента;
Постановление Правительства РФ от 22.05.2020 N 728
(ред. от 22.05.2025)
"Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"170. Нормативы состава сточных вод устанавливаются для загрязняющих веществ, в отношении которых объектам соответствующей централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, установлены (рассчитаны, представлены) нормативы допустимых сбросов, а также установлены технологические нормативы (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 180 и 181 настоящих Правил).
(ред. от 22.05.2025)
"Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"170. Нормативы состава сточных вод устанавливаются для загрязняющих веществ, в отношении которых объектам соответствующей централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, установлены (рассчитаны, представлены) нормативы допустимых сбросов, а также установлены технологические нормативы (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 180 и 181 настоящих Правил).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- недопущение отведения сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- недопущение отведения сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод;
Вопрос: Об изменении первоначальной стоимости ОС в целях налога на прибыль в случае регистрации прав на недвижимое имущество, изготовления документов технического учета, постановки на кадастровый учет.
(Письмо Минфина России от 08.02.2024 N 03-03-05/10500)Субъекты естественной монополии в настоящее время проводят активную работу по постановке на кадастровый учет и регистрацию права собственности на объекты коммунальной инфраструктуры, в том числе по установлению зон с особыми условиями (охранные зоны объектов электроэнергетики, охранные зоны трубопроводов, охранные зоны тепловых сетей, санитарно-защитные зоны).
(Письмо Минфина России от 08.02.2024 N 03-03-05/10500)Субъекты естественной монополии в настоящее время проводят активную работу по постановке на кадастровый учет и регистрацию права собственности на объекты коммунальной инфраструктуры, в том числе по установлению зон с особыми условиями (охранные зоны объектов электроэнергетики, охранные зоны трубопроводов, охранные зоны тепловых сетей, санитарно-защитные зоны).
Статья: Спор об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения (на основании судебной практики Московского областного суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Законные основания владения и пользования Ответчиком Земельным участком отсутствуют, поскольку: участок расположен в охранной зоне, относится к лесному фонду/Земельный участок (часть участка) расположен в зоне с особыми условиями использования (природный парк, водоотводная зона и т.п.), что подтверждается: выпиской из ЕГРН/проектом планировки территории/постановлением уполномоченного органа об уточнении границ/заключением землеустроительной экспертизы.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Законные основания владения и пользования Ответчиком Земельным участком отсутствуют, поскольку: участок расположен в охранной зоне, относится к лесному фонду/Земельный участок (часть участка) расположен в зоне с особыми условиями использования (природный парк, водоотводная зона и т.п.), что подтверждается: выпиской из ЕГРН/проектом планировки территории/постановлением уполномоченного органа об уточнении границ/заключением землеустроительной экспертизы.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)16. Не запрещенные комментируемой статьей виды деятельности могут осуществляться в границах водоохранных зон при наличии сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от негативного воздействия. Типы таких сооружений прямо обозначены в ч. 16 комментируемой статьи: централизованные системы водоотведения, сооружения для сбора отходов и др.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)16. Не запрещенные комментируемой статьей виды деятельности могут осуществляться в границах водоохранных зон при наличии сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от негативного воздействия. Типы таких сооружений прямо обозначены в ч. 16 комментируемой статьи: централизованные системы водоотведения, сооружения для сбора отходов и др.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Земли железнодорожного транспорта используются или предназначаются для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе они включают земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах. Земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, составляют полосу отвода железных дорог (ст. 2 указанного Федерального закона).
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Земли железнодорожного транспорта используются или предназначаются для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе они включают земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах. Земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, составляют полосу отвода железных дорог (ст. 2 указанного Федерального закона).