Охранная зона публичный сервитут
Подборка наиболее важных документов по запросу Охранная зона публичный сервитут (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.41 "Ходатайство об установлении публичного сервитута" ЗК РФ"Ссылка заявителя на то, что установление публичного сервитута ограничит использование земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0010713:40 и 62:15:0020415:1, используемых для учебных, технологических, ознакомительных практик студентов, ведения научно-исследовательских работ и производства сельскохозяйственной растениеводческой продукции, необходимых заявителю для реализации планируемых проектов, не принимается судом апелляционной инстанции на основании пунктов 5 и 10 статьи 23, пункта 1 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации и отсутствия надлежащих доказательств этому. Кроме того, как верно отметил суд, в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, правомочия пользователей земельных участков не ограничиваются установлением публичного сервитута. Доказательств невозможности использования земельных участков в охранных зонах, исходя из обоснования, данного администрацией муниципального образования - Высоковское сельское поселение (т. 2, л.д. 66) не представлено."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 105 "Виды зон с особыми условиями использования территорий" ЗК РФ"При этом зона с особым порядком использования территории, предусмотренная статьей 105 ЗК РФ, в том числе ее пунктом 16 (зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) устанавливается вне зависимости от установления или неустановления публичного сервитута для целей эксплуатации объекта инженерных сооружений в порядке, установленном законом (глава XIX ЗК РФ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности установления публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Ключевые слова: публичный сервитут для инженерных сооружений, публичный сервитут и охранные зоны, публичный сервитут для линейных объектов, соглашение об осуществлении публичного сервитута, обоснование необходимости установления публичного сервитута.
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Ключевые слова: публичный сервитут для инженерных сооружений, публичный сервитут и охранные зоны, публичный сервитут для линейных объектов, соглашение об осуществлении публичного сервитута, обоснование необходимости установления публичного сервитута.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)По мнению автора настоящей статьи, развитие действующего законодательства в сфере регулирования режима охранных зон и публичных сервитутов, с одной стороны, и частных сервитутов, с другой стороны, будет осуществляться в направлении сближения данных правовых институтов; эту гипотезу предлагается рассматривать как приглашение к дальнейшей научной дискуссии.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)По мнению автора настоящей статьи, развитие действующего законодательства в сфере регулирования режима охранных зон и публичных сервитутов, с одной стороны, и частных сервитутов, с другой стороны, будет осуществляться в направлении сближения данных правовых институтов; эту гипотезу предлагается рассматривать как приглашение к дальнейшей научной дискуссии.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6. Границы публичного сервитута, устанавливаемого в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 - 4.1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, а также в целях реконструкции участков (частей) инженерных сооружений в соответствии с подпунктом 6 статьи 39.37 настоящего Кодекса, определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог, железнодорожных путей разработка документации по планировке территории не требуется, в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон. Границы публичного сервитута могут устанавливаться в пределах, превышающих размеры соответствующих охранных зон, в соответствии с расчетами, содержащимися в проектной документации линейного объекта, в случае, если размещение неотъемлемых технологических частей указанного линейного объекта на условиях публичного сервитута осуществляется за пределами границ таких охранных зон.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6. Границы публичного сервитута, устанавливаемого в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 - 4.1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, а также в целях реконструкции участков (частей) инженерных сооружений в соответствии с подпунктом 6 статьи 39.37 настоящего Кодекса, определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог, железнодорожных путей разработка документации по планировке территории не требуется, в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон. Границы публичного сервитута могут устанавливаться в пределах, превышающих размеры соответствующих охранных зон, в соответствии с расчетами, содержащимися в проектной документации линейного объекта, в случае, если размещение неотъемлемых технологических частей указанного линейного объекта на условиях публичного сервитута осуществляется за пределами границ таких охранных зон.
Статья: Правовой статус публично-правовой компании "Роскадастр"
(Алексеева Н.А., Бутчанина Д.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 2)Статистические данные в отношении границ населенных пунктов, внесенных в ЕГРН <8>, явно указывают на положительную динамику по постановке на кадастровый учет государственных и муниципальных объектов недвижимости, что уже в настоящее время отражает работу ППК "Роскадастр" по подготовке документов в отношении зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ), особо охраняемых природных территорий (ООПТ), территориальных зон, публичных сервитутов с последующим внесением сведений о них в ЕГРН. Явно назревшая необходимость реализуется компанией планомерно, работы проводятся за счет бюджетных средств, а по сути, налогоплательщиков, в связи с чем наличие более полных сведений и скорейшее их внесение предопределяется публичным интересом.
(Алексеева Н.А., Бутчанина Д.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 2)Статистические данные в отношении границ населенных пунктов, внесенных в ЕГРН <8>, явно указывают на положительную динамику по постановке на кадастровый учет государственных и муниципальных объектов недвижимости, что уже в настоящее время отражает работу ППК "Роскадастр" по подготовке документов в отношении зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ), особо охраняемых природных территорий (ООПТ), территориальных зон, публичных сервитутов с последующим внесением сведений о них в ЕГРН. Явно назревшая необходимость реализуется компанией планомерно, работы проводятся за счет бюджетных средств, а по сути, налогоплательщиков, в связи с чем наличие более полных сведений и скорейшее их внесение предопределяется публичным интересом.
Статья: Лента Мебиуса российского законодательства
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2021, N 11)В 2018 г. в ЗК РФ был введен новый институт - публичный сервитут (глава V.7) <17>. Согласно п. 6 ст. 39.41 ЗК РФ границы публичного сервитута определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объекта, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог, железнодорожных путей разработка документации по планировке территории не требуется, - в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон. Как видно, для установления публичного сервитута не требуется образование земельного участка и правила ст. 11.3 ЗК РФ о подготовке схемы или ПМТ не применяются. Порядок определения границ публичного сервитута регулируется в настоящее время приказом Росреестра <18>.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2021, N 11)В 2018 г. в ЗК РФ был введен новый институт - публичный сервитут (глава V.7) <17>. Согласно п. 6 ст. 39.41 ЗК РФ границы публичного сервитута определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объекта, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог, железнодорожных путей разработка документации по планировке территории не требуется, - в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон. Как видно, для установления публичного сервитута не требуется образование земельного участка и правила ст. 11.3 ЗК РФ о подготовке схемы или ПМТ не применяются. Порядок определения границ публичного сервитута регулируется в настоящее время приказом Росреестра <18>.