Охранная зона памятников строительство
Подборка наиболее важных документов по запросу Охранная зона памятников строительство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.10.2024 N 88а-19478/2024 (УИД 74RS0001-01-2023-006262-86)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании незаконными разрешений на строительство.
Обстоятельства: Административный истец считает, что разрешения на строительство выданы с нарушением положений Градостроительного кодекса Российской Федерации. Суд установил, что земельные участки, в отношении которых выданы разрешения на строительство, не входят в состав Челябинского городского бора и строительство не влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Решение: Отказано.Ссылка в кассационной жалобе на постановление губернатора Челябинской области от 21 марта 2024 года N 70 "Об установлении границ охранной зоны памятника природы Челябинской области Челябинский (городской) бор", не свидетельствует о незаконности разрешений на строительство, выданных в 2017 и 2021 годах. Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции, земельные участки, на которых планируется размещение многофункционального комплекса с помещениями спортивного назначения, объектами общественного питания, апартаментами гостиничного типа и подземной автопарковкой, не находятся в границах охранной зоны памятника природы Челябинский (городской) бор.
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании незаконными разрешений на строительство.
Обстоятельства: Административный истец считает, что разрешения на строительство выданы с нарушением положений Градостроительного кодекса Российской Федерации. Суд установил, что земельные участки, в отношении которых выданы разрешения на строительство, не входят в состав Челябинского городского бора и строительство не влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Решение: Отказано.Ссылка в кассационной жалобе на постановление губернатора Челябинской области от 21 марта 2024 года N 70 "Об установлении границ охранной зоны памятника природы Челябинской области Челябинский (городской) бор", не свидетельствует о незаконности разрешений на строительство, выданных в 2017 и 2021 годах. Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции, земельные участки, на которых планируется размещение многофункционального комплекса с помещениями спортивного назначения, объектами общественного питания, апартаментами гостиничного типа и подземной автопарковкой, не находятся в границах охранной зоны памятника природы Челябинский (городской) бор.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 6 "Водные объекты общего пользования" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Оценив представленные по делу сторонами спора доказательства в их совокупности и взаимной связи и установив, что в собственности ответчика в границах спорного земельного участка с кадастровым номером N, площадью 129 000 м2, категории - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования для дачного строительства и ведения дачного хозяйства, находится часть водного объекта - Японского мора и его береговой полосы; земельный участок полностью располагается в зоне с особыми условиями территорий с реестровым номером N (третья зона округа горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности регионального значения "Ясное") и в зоне с особыми условиями территорий с реестровым номером N (охранная зона памятника природы краевого значения "<адрес>", а также частично расположен в зоне с особыми условиями территорий с реестровым номером N (5556-метровая охранная зона на море вокруг морских границ Дальневосточного морского биосферного государственного природного заповедника; спорный земельный участок представляет собой часть земли, частично покрытой водным объектом, относящимся к федеральной собственности, суды двух инстанций, исходя из того, что законом, ранее действующим (ст. 3, 4 Водного кодекса РСФСР) и ныне действующим (ст. 6, 8 Водного кодекса Российской Федерации) установлен прямой запрет на передачу водных объектов РСФСР, а впоследствии Российской Федерации в частную собственность, в собственность под видом земельного участка и передачи земельного участка под водным объектом отдельно от самого водного объекта, согласились с доводами прокурора о том, что спорный земельный участок не мог быть образован как самостоятельный объект гражданских прав и обязанностей, обособленный от иных земель водного фонда, а потому образование спорного земельного участка не повлекло его выбытие из владения Российской Федерации, в связи с чем удовлетворили исковые требования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Признается ли арендодатель выполнившим обязанность по передаче имущества по договору аренды, если оно передано в состоянии, не соответствующем назначению
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем из материалов дела следует, что спорные земельные участки расположены в охранной зоне памятника природы регионального значения - "Парк усадьбы Яновских", в которой запрещается новое строительство.
Признается ли арендодатель выполнившим обязанность по передаче имущества по договору аренды, если оно передано в состоянии, не соответствующем назначению
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем из материалов дела следует, что спорные земельные участки расположены в охранной зоне памятника природы регионального значения - "Парк усадьбы Яновских", в которой запрещается новое строительство.
Статья: Защита публичных интересов: возмещение вреда, причиненного объектам археологического наследия
(Калинин Г.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Например, в 2014 - 2016 годах администрация муниципального образования А. выдала целый ряд разрешений на строительство на земельных участках, расположенных в границах объектов археологического наследия. Причем в градостроительных планах земельных участков информация об их расположении в границах территории и зон охраны памятников, как правило, содержалась.
(Калинин Г.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Например, в 2014 - 2016 годах администрация муниципального образования А. выдала целый ряд разрешений на строительство на земельных участках, расположенных в границах объектов археологического наследия. Причем в градостроительных планах земельных участков информация об их расположении в границах территории и зон охраны памятников, как правило, содержалась.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.11.1995 N 169-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"Архитектурно-планировочное задание должно содержать положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-эпидемиологические, противопожарные требования к архитектурному объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях (сейсмозона, зона многолетней (вечной) мерзлоты и другие), требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства.
(ред. от 10.07.2023)
"Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"Архитектурно-планировочное задание должно содержать положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-эпидемиологические, противопожарные требования к архитектурному объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях (сейсмозона, зона многолетней (вечной) мерзлоты и другие), требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014)При разрешении исковых требований прокурора к К. о сносе самовольной постройки судом было установлено, что К. является собственником здания кафе, расположенного на земельном участке, на котором ею возведено подсобное помещение. Данное подсобное помещение имеет признаки самовольной постройки, поскольку расположено на земельном участке, не отведенном для этих целей, без получения необходимых разрешений, с существенным нарушением градостроительных норм и правил, так как земельный участок располагается в границах исторического центра города и объединенной охранной зоны, правопредшественником ответчика дано охранное свидетельство по охране и использованию памятников истории и культуры области, зарегистрированное в качестве публичного ограничения, согласно которому земельный участок не может использоваться под новое строительство.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014)При разрешении исковых требований прокурора к К. о сносе самовольной постройки судом было установлено, что К. является собственником здания кафе, расположенного на земельном участке, на котором ею возведено подсобное помещение. Данное подсобное помещение имеет признаки самовольной постройки, поскольку расположено на земельном участке, не отведенном для этих целей, без получения необходимых разрешений, с существенным нарушением градостроительных норм и правил, так как земельный участок располагается в границах исторического центра города и объединенной охранной зоны, правопредшественником ответчика дано охранное свидетельство по охране и использованию памятников истории и культуры области, зарегистрированное в качестве публичного ограничения, согласно которому земельный участок не может использоваться под новое строительство.
Статья: Влияние юридической невозможности исполнения обязательства на реализацию инвестиционно-строительных проектов, осуществляемых совместно с публично-правовыми образованиями
(Терди Е.С.)
("Закон", 2022, N 2)<14> Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Пункт 2 ст. 34 данного Закона определяет охранную зону объекта культурного наследия, которым является и достопримечательное место, как территорию, в пределах которой устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
(Терди Е.С.)
("Закон", 2022, N 2)<14> Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Пункт 2 ст. 34 данного Закона определяет охранную зону объекта культурного наследия, которым является и достопримечательное место, как территорию, в пределах которой устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Статья: О действии публично-правовых ограничений права собственности в области охраны объектов культурного наследия при реализации девелоперских проектов
(Круглов В.В., Башарин А.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Правила землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты (ч. 2 ст. 30 ГрК РФ). ПЗЗ в настоящее время являются основным документом, определяющим правовой режим земельных участков из числа земель населенных пунктов. Согласно ч. 4 ст. 99 ЗК РФ использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в охранных зонах, определяется ПЗЗ в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
(Круглов В.В., Башарин А.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Правила землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты (ч. 2 ст. 30 ГрК РФ). ПЗЗ в настоящее время являются основным документом, определяющим правовой режим земельных участков из числа земель населенных пунктов. Согласно ч. 4 ст. 99 ЗК РФ использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в охранных зонах, определяется ПЗЗ в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Понятие защитных зон объектов культурного наследия, упомянутых в комментируемой статье, дано в ст. 34.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Согласно указанной статье защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в п. 2 этой статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов. При этом защитные зоны не устанавливаются для объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства, а также памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательного места, в которых соответствующим органом охраны объектов культурного наследия установлены предусмотренные ст. 56.4 настоящего Федерального закона требования и ограничения.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Понятие защитных зон объектов культурного наследия, упомянутых в комментируемой статье, дано в ст. 34.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Согласно указанной статье защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в п. 2 этой статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов. При этом защитные зоны не устанавливаются для объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства, а также памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательного места, в которых соответствующим органом охраны объектов культурного наследия установлены предусмотренные ст. 56.4 настоящего Федерального закона требования и ограничения.
Статья: О некоторых аспектах влияния законодательства об охране объектов культурного наследия на осуществление градостроительной деятельности
(Башарин А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 4)Также комментируемый судебный акт представляет интерес по причине того, что в нем содержится "неординарное" толкование одного из базовых понятий градостроительного законодательства - понятия "градостроительный регламент". ВС РФ приходит к выводу о том, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации" не предусмотрена возможность определения градостроительных регламентов посредством установления норм, отсылающих к ненормативному акту органа государственной власти, принятие которого инициируется застройщиком, поскольку все ограничения и требования к параметрам объектов капитального строительства должны содержаться непосредственно в градостроительном регламенте.
(Башарин А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 4)Также комментируемый судебный акт представляет интерес по причине того, что в нем содержится "неординарное" толкование одного из базовых понятий градостроительного законодательства - понятия "градостроительный регламент". ВС РФ приходит к выводу о том, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации" не предусмотрена возможность определения градостроительных регламентов посредством установления норм, отсылающих к ненормативному акту органа государственной власти, принятие которого инициируется застройщиком, поскольку все ограничения и требования к параметрам объектов капитального строительства должны содержаться непосредственно в градостроительном регламенте.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Специальные правила установлены Законом об объектах культурного наследия в отношении сохранения, содержания и использования объектов, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия и выявленного объекта культурного наследия (ст. 47.2, 47.3), а также осуществления деятельности в границах зон охраны и защитных зон таких объектов (ст. 34, 34.1). В частности, в границах зоны охраны запрещается строительство и ограничиваются капитальный ремонт и реконструкция объектов капитального строительства, вводятся иные ограничения хозяйственной деятельности, кроме проведения работ по благоустройству территории и размещению малых архитектурных форм <1>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Специальные правила установлены Законом об объектах культурного наследия в отношении сохранения, содержания и использования объектов, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия и выявленного объекта культурного наследия (ст. 47.2, 47.3), а также осуществления деятельности в границах зон охраны и защитных зон таких объектов (ст. 34, 34.1). В частности, в границах зоны охраны запрещается строительство и ограничиваются капитальный ремонт и реконструкция объектов капитального строительства, вводятся иные ограничения хозяйственной деятельности, кроме проведения работ по благоустройству территории и размещению малых архитектурных форм <1>.
Статья: Обстоятельства, влияющие на определение соразмерности приватизируемого земельного участка площади расположенных на нем объектов недвижимости
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Согласно заключению Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от 05.03.2014 N 2-25681 в границах спорного земельного участка в связи с нахождением его в указанных зонах не допускаются: строительство объектов, влекущее за собой изменение основных характеристик ландшафта, и реконструкция существующих объектов с изменением их габаритов; изменение рельефа и вырубка зеленых насаждений, за исключением санитарных рубок; строительные работы, приводящие к изменению основных характеристик ландшафта. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры в пределах своей компетенции считает целесообразным формирование земельного участка в его исторических границах на основании особых требований режима ЗР31-1.
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Согласно заключению Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от 05.03.2014 N 2-25681 в границах спорного земельного участка в связи с нахождением его в указанных зонах не допускаются: строительство объектов, влекущее за собой изменение основных характеристик ландшафта, и реконструкция существующих объектов с изменением их габаритов; изменение рельефа и вырубка зеленых насаждений, за исключением санитарных рубок; строительные работы, приводящие к изменению основных характеристик ландшафта. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры в пределах своей компетенции считает целесообразным формирование земельного участка в его исторических границах на основании особых требований режима ЗР31-1.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- иные материалы и документы (охранные зоны, зоны строгого регулирования, зоны регулирования застройки, территории памятников).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- иные материалы и документы (охранные зоны, зоны строгого регулирования, зоны регулирования застройки, территории памятников).