Охрана памятников культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Охрана памятников культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Договор подряда на ремонт здания (помещения)
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно ответу ГКБУК "Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)" на обращение генподрядчика... производство работ по ремонту фасада, а именно ремонт штукатурки смесью Ceresit и окраска поверхности стен составом SILOXAN FASSADENFARBE weiss, возможно при температуре воздуха выше +5 °C. При устойчивой среднесуточной температуре воздуха ниже +5 °C производство работ указанными материалами недопустимо.
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно ответу ГКБУК "Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)" на обращение генподрядчика... производство работ по ремонту фасада, а именно ремонт штукатурки смесью Ceresit и окраска поверхности стен составом SILOXAN FASSADENFARBE weiss, возможно при температуре воздуха выше +5 °C. При устойчивой среднесуточной температуре воздуха ниже +5 °C производство работ указанными материалами недопустимо.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 47.3 "Требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации""Удовлетворяя исковые требования к ответчикам И., К.А., суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 7, 33, 40, 47.2, 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", исходил из того, что выявленные нарушения в содержании объекта культурного наследия свидетельствуют о невыполнении ответчиками возложенных на них законом обязанностей по сохранению объекта культурного наследия, что влечет необходимость устранить эти нарушения в судебном порядке за счет разработки научно-проектной документации, выполнения на ее основе производственных работ. Отказывая в удовлетворении исковых требований к ответчику К.Е.Б., суд учел, что помещение с КН <данные изъяты> пристроено к зданию литейного цеха (1851 года постройки) в 1972 году, по своим архитектурным особенностям, в том числе использованным при строительстве материалам, технологии строительства, стилю, в котором оно выполнено, не является частью исторического ансамбля 19 века, архитектурные особенности которого являются предметом охраны в соответствии с Приказом Государственной инспекции по охране памятников культурного наследия Пермского края от 09.07.2019 N СЭД-55-001-06-211, что подтверждено заключением кадастрового инженера <данные изъяты> от 12.12.2022. Судом не установлено наличие общего имущества, подлежащего совместному использованию собственником помещения с <данные изъяты> с собственником остальных помещений в здании К.А. При этом суд отметил, что в Приложении N 4 к Приказу Государственной инспекции по охране памятников культурного наследия Пермского края от 09.07.2019 N СЭД-55-001-06-211 пристрой, в котором находится принадлежащее К.Е.Б. нежилое помещение с КН <данные изъяты>, в качестве объекта охраны графически не отображен. В связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на К.Е.Б. обязанности по принятию мер, направленных на сохранение объекта культурного наследия."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач государства (абз. 4 преамбулы Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия)). Для выполнения этих задач законодательством предусмотрен комплекс мер, направленных на выявление, учет и сохранение объектов культурного наследия.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач государства (абз. 4 преамбулы Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия)). Для выполнения этих задач законодательством предусмотрен комплекс мер, направленных на выявление, учет и сохранение объектов культурного наследия.
Статья: Об уточнении подхода к разработке мер административного регулирования, применяемых в целях охраны объектов культурного наследия
(Прокошева Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Вопросы эффективного регулирования охраны объектов культурного наследия широко исследуются в научной литературе, в частности Л.А. Климовым <1>, С.В. Куняшовой <2>, Л.Р. Клебановым <3>, Г.И. Калининым <4> и другими учеными. Однако до настоящего времени существует ряд проблем, препятствующих эффективному административному регулированию сферы охраны памятников культурного наследия.
(Прокошева Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Вопросы эффективного регулирования охраны объектов культурного наследия широко исследуются в научной литературе, в частности Л.А. Климовым <1>, С.В. Куняшовой <2>, Л.Р. Клебановым <3>, Г.И. Калининым <4> и другими учеными. Однако до настоящего времени существует ряд проблем, препятствующих эффективному административному регулированию сферы охраны памятников культурного наследия.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 7.13. Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
(ред. от 04.11.2025)Статья 7.13. Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 2. Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 2. Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Статья: О некоторых аспектах влияния законодательства об охране объектов культурного наследия на осуществление градостроительной деятельности
(Башарин А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 4)Согласно ч. 3 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к градостроительным отношениям применяется, в частности, законодательство об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - законодательство об охране объектов культурного наследия), если такие отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. Положения законодательства об охране объектов культурного наследия могут как существенно ограничить права частных лиц, делая невозможной реализацию инвестиционных проектов, так и внести коррективы в планы публичной власти, препятствуя осуществлению строительства (реконструкции) инфраструктурных объектов, необходимых для удовлетворения потребностей населения.
(Башарин А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 4)Согласно ч. 3 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к градостроительным отношениям применяется, в частности, законодательство об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - законодательство об охране объектов культурного наследия), если такие отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. Положения законодательства об охране объектов культурного наследия могут как существенно ограничить права частных лиц, делая невозможной реализацию инвестиционных проектов, так и внести коррективы в планы публичной власти, препятствуя осуществлению строительства (реконструкции) инфраструктурных объектов, необходимых для удовлетворения потребностей населения.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует выделять зоны с особыми условиями использования территорий (п. 7 комментируемой статьи). Особыми условиями являются специфическое (целевое) назначение земли и (или) место нахождения таких зон, которые определяют категории такой зоны использования территорий. В качестве примера можно привести санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, водоохранные зоны и др. Существующее разделение на территориальные зоны не является чем-то раз и навсегда устоявшимся. При составлении генерального плана развития населенного пункта распределение территориальных зон может меняться.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует выделять зоны с особыми условиями использования территорий (п. 7 комментируемой статьи). Особыми условиями являются специфическое (целевое) назначение земли и (или) место нахождения таких зон, которые определяют категории такой зоны использования территорий. В качестве примера можно привести санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, водоохранные зоны и др. Существующее разделение на территориальные зоны не является чем-то раз и навсегда устоявшимся. При составлении генерального плана развития населенного пункта распределение территориальных зон может меняться.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> См.: Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2015 г. N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 38. Ст. 5298.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> См.: Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2015 г. N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 38. Ст. 5298.
Статья: Порядок регулирования охраны памятников истории и культуры
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 1.1, 1.3 Указания Генпрокуратуры России от 04.08.2025 N 519/7 "Об организации надзора за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия" на заместителей Генерального прокурора РФ, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, прокуроров городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, прокурора комплекса "Байконур" в пределах установленной компетенции возложены обязанности, в том числе:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 1.1, 1.3 Указания Генпрокуратуры России от 04.08.2025 N 519/7 "Об организации надзора за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия" на заместителей Генерального прокурора РФ, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, прокуроров городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, прокурора комплекса "Байконур" в пределах установленной компетенции возложены обязанности, в том числе:
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Постановление Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Постановление Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации".
Ситуация: Как согласовать перепланировку или переустройство квартиры?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Орган, осуществляющий согласование, запрашивает определенные документы и информацию самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в частности выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на квартиру, поэтажный план и экспликацию к поэтажному плану. Если квартира или многоквартирный дом, в котором она находится, является объектом культурного наследия (выявленным объектом культурного наследия), то заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения перепланировки (переустройства) уполномоченный орган получает в рамках межведомственного согласования (ч. 2.1 ст. 26 ЖК РФ; п. п. 2.5.1.2.1, 2.5.1.2.2 Административного регламента).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Орган, осуществляющий согласование, запрашивает определенные документы и информацию самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в частности выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на квартиру, поэтажный план и экспликацию к поэтажному плану. Если квартира или многоквартирный дом, в котором она находится, является объектом культурного наследия (выявленным объектом культурного наследия), то заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения перепланировки (переустройства) уполномоченный орган получает в рамках межведомственного согласования (ч. 2.1 ст. 26 ЖК РФ; п. п. 2.5.1.2.1, 2.5.1.2.2 Административного регламента).