Охрана памятников истории и культуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Охрана памятников истории и культуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Продажа объекта культурного наследия
(КонсультантПлюс, 2025)С учетом изложенного, отмечая, что нарушение сроков исполнения охранного обязательства... со стороны общества отсутствует, поскольку сроки, установленные охранным обязательством, были изменены уполномоченным органом в области охраны памятников истории и культуры (министерство культуры Омской области), суды отказали в удовлетворении требования о расторжении договора..."
(КонсультантПлюс, 2025)С учетом изложенного, отмечая, что нарушение сроков исполнения охранного обязательства... со стороны общества отсутствует, поскольку сроки, установленные охранным обязательством, были изменены уполномоченным органом в области охраны памятников истории и культуры (министерство культуры Омской области), суды отказали в удовлетворении требования о расторжении договора..."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 36 "Градостроительный регламент" Градостроительного кодекса РФ"В кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2021 N 36-КАД21-3-К2 изложена следующая правовая позиция. В настоящее время Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), иными федеральными законами, порядок принятия решения об изменении разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, не определен. Вместе с тем вопросы охраны памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя в том числе вопросы изменения правового режима земельных участков (подпункт 6 пункта 2 статьи 33 Закона N 73-ФЗ). В отсутствие федерального закона, определяющего порядок принятия решения об изменении разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, решение об использовании таких участков может принять орган власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами охраны объектов культурного наследия.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Зоны охраны объектов культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Зоны охраны объектов культурного наследия
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Изменяется Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (07.10.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Изменяется Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (07.10.2025)
Статья: Объекты дорожного сервиса
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- размещение объектов дорожного и придорожного сервиса не должно противоречить режимам зон охраны памятников истории и культуры, зонам регулирования застройки и охраны ландшафта.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- размещение объектов дорожного и придорожного сервиса не должно противоречить режимам зон охраны памятников истории и культуры, зонам регулирования застройки и охраны ландшафта.
Статья: Обстоятельства, влияющие на определение соразмерности приватизируемого земельного участка площади расположенных на нем объектов недвижимости
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Согласно заключению Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от 05.03.2014 N 2-25681 в границах спорного земельного участка в связи с нахождением его в указанных зонах не допускаются: строительство объектов, влекущее за собой изменение основных характеристик ландшафта, и реконструкция существующих объектов с изменением их габаритов; изменение рельефа и вырубка зеленых насаждений, за исключением санитарных рубок; строительные работы, приводящие к изменению основных характеристик ландшафта. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры в пределах своей компетенции считает целесообразным формирование земельного участка в его исторических границах на основании особых требований режима ЗР31-1.
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Согласно заключению Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от 05.03.2014 N 2-25681 в границах спорного земельного участка в связи с нахождением его в указанных зонах не допускаются: строительство объектов, влекущее за собой изменение основных характеристик ландшафта, и реконструкция существующих объектов с изменением их габаритов; изменение рельефа и вырубка зеленых насаждений, за исключением санитарных рубок; строительные работы, приводящие к изменению основных характеристик ландшафта. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры в пределах своей компетенции считает целесообразным формирование земельного участка в его исторических границах на основании особых требований режима ЗР31-1.
Статья: Споры, возникающие из охранных обязательств
(Александрова М.А., Киселев А.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)В другом деле административные истцы - граждане просили возложить на орган охраны (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (далее - КГИОП)) обязанность в срок, составляющий один месяц со дня вступления решения суда в законную силу, утвердить охранное обязательство в отношении объекта исторического и культурного наследия федерального значения "Усадьба Шуваловых", включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Истцы полагали, что отсутствие охранного обязательства в отношении данного объекта приводит к дальнейшему ухудшению его неудовлетворительного состояния и может повлечь за собой его уничтожение, что нарушит право истцов на обеспечение сохранности объектов культурного наследия и на благоприятную среду обитания. Суды трех инстанций отказали в удовлетворении административного иска (Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 23.08.2023 N 88а-15428/2023).
(Александрова М.А., Киселев А.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)В другом деле административные истцы - граждане просили возложить на орган охраны (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (далее - КГИОП)) обязанность в срок, составляющий один месяц со дня вступления решения суда в законную силу, утвердить охранное обязательство в отношении объекта исторического и культурного наследия федерального значения "Усадьба Шуваловых", включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Истцы полагали, что отсутствие охранного обязательства в отношении данного объекта приводит к дальнейшему ухудшению его неудовлетворительного состояния и может повлечь за собой его уничтожение, что нарушит право истцов на обеспечение сохранности объектов культурного наследия и на благоприятную среду обитания. Суды трех инстанций отказали в удовлетворении административного иска (Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 23.08.2023 N 88а-15428/2023).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с п. 4 ст. 99 ЗК РФ в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ устанавливаются зоны охраны ОКН. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется ПЗЗ в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с п. 4 ст. 99 ЗК РФ в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ устанавливаются зоны охраны ОКН. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется ПЗЗ в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Статья: Защита публичных интересов: возмещение вреда, причиненного объектам археологического наследия
(Калинин Г.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Государственная охрана памятников истории и культуры в целом и объектов археологического наследия в частности предполагает проведение мероприятий, направленных на предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика, нарушения установленного порядка, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также их защиту от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
(Калинин Г.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Государственная охрана памятников истории и культуры в целом и объектов археологического наследия в частности предполагает проведение мероприятий, направленных на предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика, нарушения установленного порядка, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также их защиту от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статья: Традиционализм и прагматизм в административно-правовой науке
(Агапов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)- правовая охрана памятников истории и культуры (Denkmalschutzrecht);
(Агапов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)- правовая охрана памятников истории и культуры (Denkmalschutzrecht);
Статья: Об уточнении подхода к разработке мер административного регулирования, применяемых в целях охраны объектов культурного наследия
(Прокошева Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Статья посвящена вопросам охраны объектов культурного наследия как важнейшему направлению административного регулирования на федеральном и региональном уровнях, являющемуся одним из приоритетов государственной политики в связи с принятием Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года <*>. Целью настоящего исследования является выработка предложений по повышению эффективности мер административного регулирования во избежание угрозы исчезновения исторически ценных объектов культуры, архитектуры и градостроительства, значительная часть которых находится в неудовлетворительном состоянии. С использованием аналитического, системного, сравнительно-правового методов автором проводится разбор и классификация мер по охране памятников истории и культуры, применяемых в отдельных субъектах Российской Федерации: Нижегородской, Калининградской, Томской областях, Республике Татарстан, на основе которого делается вывод о необходимости комплексного и стандартизированного подхода к регулированию охраны объектов культурного наследия на федеральном уровне на основе внедрения наиболее успешного регионального опыта в целях обеспечения гарантий права граждан на доступ к культурным ценностям. Автор также приходит к выводу о необходимости изменения законодательного подхода к объектам культурного наследия как к объектам инвестиций в целях их активного вовлечения в экономическую и общественную жизнь.
(Прокошева Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Статья посвящена вопросам охраны объектов культурного наследия как важнейшему направлению административного регулирования на федеральном и региональном уровнях, являющемуся одним из приоритетов государственной политики в связи с принятием Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года <*>. Целью настоящего исследования является выработка предложений по повышению эффективности мер административного регулирования во избежание угрозы исчезновения исторически ценных объектов культуры, архитектуры и градостроительства, значительная часть которых находится в неудовлетворительном состоянии. С использованием аналитического, системного, сравнительно-правового методов автором проводится разбор и классификация мер по охране памятников истории и культуры, применяемых в отдельных субъектах Российской Федерации: Нижегородской, Калининградской, Томской областях, Республике Татарстан, на основе которого делается вывод о необходимости комплексного и стандартизированного подхода к регулированию охраны объектов культурного наследия на федеральном уровне на основе внедрения наиболее успешного регионального опыта в целях обеспечения гарантий права граждан на доступ к культурным ценностям. Автор также приходит к выводу о необходимости изменения законодательного подхода к объектам культурного наследия как к объектам инвестиций в целях их активного вовлечения в экономическую и общественную жизнь.
Ситуация: Как согласовать перепланировку или переустройство квартиры?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Орган, осуществляющий согласование, запрашивает определенные документы и информацию самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в частности выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на квартиру, поэтажный план и экспликацию к поэтажному плану. Если квартира или многоквартирный дом, в котором она находится, является объектом культурного наследия (выявленным объектом культурного наследия), то заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения перепланировки (переустройства) уполномоченный орган получает в рамках межведомственного согласования (ч. 2.1 ст. 26 ЖК РФ; п. п. 2.5.1.2.1, 2.5.1.2.2 Административного регламента).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Орган, осуществляющий согласование, запрашивает определенные документы и информацию самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в частности выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на квартиру, поэтажный план и экспликацию к поэтажному плану. Если квартира или многоквартирный дом, в котором она находится, является объектом культурного наследия (выявленным объектом культурного наследия), то заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения перепланировки (переустройства) уполномоченный орган получает в рамках межведомственного согласования (ч. 2.1 ст. 26 ЖК РФ; п. п. 2.5.1.2.1, 2.5.1.2.2 Административного регламента).
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Обязаны ли стороны договора аренды исполнять все принятые обязательства, если договор исполнялся сторонами, но не был зарегистрирован
(КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 2.2.1 договора предусмотрена обязанность арендатора в разумный срок, но не позднее трех дней с момента получения охранного обязательства в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры своими силами и за свой счет подать документы для государственной регистрации названного договора аренды.
Обязаны ли стороны договора аренды исполнять все принятые обязательства, если договор исполнялся сторонами, но не был зарегистрирован
(КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 2.2.1 договора предусмотрена обязанность арендатора в разумный срок, но не позднее трех дней с момента получения охранного обязательства в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры своими силами и за свой счет подать документы для государственной регистрации названного договора аренды.
Статья: О перспективах совершенствования правового регулирования и организации публичной власти в сфере туризма в Российской Федерации. Опыт правового моделирования
(Писаревский Е.Л.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 2)В соответствии с правительственным актом предусматривалась разработка проекта федерального закона "О туризме" с учетом особенностей туристической отрасли, а также законодательных актов, регулирующих налогообложение, имущественные отношения, внешнеэкономическую деятельность, порядок въезда и выезда иностранных граждан и туристических поездок российских граждан за границу, вопросы природопользования, охраны памятников истории и культуры и другие вопросы, регламентирующие туристическую деятельность.
(Писаревский Е.Л.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 2)В соответствии с правительственным актом предусматривалась разработка проекта федерального закона "О туризме" с учетом особенностей туристической отрасли, а также законодательных актов, регулирующих налогообложение, имущественные отношения, внешнеэкономическую деятельность, порядок въезда и выезда иностранных граждан и туристических поездок российских граждан за границу, вопросы природопользования, охраны памятников истории и культуры и другие вопросы, регламентирующие туристическую деятельность.