Ограничения и запреты для лиц, замещающих муниципальные должности
Подборка наиболее важных документов по запросу Ограничения и запреты для лиц, замещающих муниципальные должности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Ярославского областного суда от 26.11.2024 по делу N 33а-7997/2024 (УИД 76RS0006-01-2024-000213-86)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: Об отмене решения об удалении главы сельского поселения в отставку.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что нарушений законодательства о противодействии коррупции не совершал, заблаговременно принял меры по урегулированию конфликта интересов, подав заявление в уполномоченный орган о возможном конфликте интересов с супругой.
Решение: Отказано.То обстоятельство, что Комиссией по контролю за соблюдением ограничений, запретов, исполнением обязанностей лицами, замещающими муниципальные должности не были запрошены сведения и документы в МКП "Веретея", в Администрации Веретейского сельского поселения, вопреки доводам жалобы, не свидетельствует о том, что Комиссией не проводилась проверка по представлению прокуратуры.
Категория: Споры с органами власти.
Требования: Об отмене решения об удалении главы сельского поселения в отставку.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что нарушений законодательства о противодействии коррупции не совершал, заблаговременно принял меры по урегулированию конфликта интересов, подав заявление в уполномоченный орган о возможном конфликте интересов с супругой.
Решение: Отказано.То обстоятельство, что Комиссией по контролю за соблюдением ограничений, запретов, исполнением обязанностей лицами, замещающими муниципальные должности не были запрошены сведения и документы в МКП "Веретея", в Администрации Веретейского сельского поселения, вопреки доводам жалобы, не свидетельствует о том, что Комиссией не проводилась проверка по представлению прокуратуры.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации позицию кассационного суда общей юрисдикции посчитала не соответствующей положениям ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и п. 10 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым при выявлении фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены в том числе этим Законом, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе обратиться с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания как в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, так и в суд. С учетом этого действующее правовое регулирование предусматривает решение вопроса о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, в том числе в судебном порядке, при наличии оснований, предусмотренных федеральными законами. В этом случае принятие решения о прекращении полномочий такого лица будет находиться в компетенции суда независимо от принятых представительным органом местного самоуправления решений. Более того, Судебная коллегия подчеркнула, что возложение на представительный орган обязанности досрочно прекратить полномочия главы сельского поселения в связи с утратой доверия представляет собой вмешательство в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования, которому законом предоставлено право принятия самостоятельного решения по данному вопросу, что, однако, как указано выше, не исключает прекращения таких полномочий в судебном порядке. С учетом этого Кассационное определение кассационного суда общей юрисдикции в данной части отменено, а судебные акты судов первой и апелляционной инстанций оставлены в силе.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации позицию кассационного суда общей юрисдикции посчитала не соответствующей положениям ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и п. 10 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым при выявлении фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены в том числе этим Законом, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе обратиться с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания как в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, так и в суд. С учетом этого действующее правовое регулирование предусматривает решение вопроса о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, в том числе в судебном порядке, при наличии оснований, предусмотренных федеральными законами. В этом случае принятие решения о прекращении полномочий такого лица будет находиться в компетенции суда независимо от принятых представительным органом местного самоуправления решений. Более того, Судебная коллегия подчеркнула, что возложение на представительный орган обязанности досрочно прекратить полномочия главы сельского поселения в связи с утратой доверия представляет собой вмешательство в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования, которому законом предоставлено право принятия самостоятельного решения по данному вопросу, что, однако, как указано выше, не исключает прекращения таких полномочий в судебном порядке. С учетом этого Кассационное определение кассационного суда общей юрисдикции в данной части отменено, а судебные акты судов первой и апелляционной инстанций оставлены в силе.
Статья: Муниципальная должность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Помимо этого, лица, замещающие муниципальные должности, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции. Поскольку выборное должностное лицо местного самоуправления - это лицо, замещающее муниципальную должность в порядке избрания на муниципальных выборах, посредством которых образующие местное сообщество граждане осуществляют местное самоуправление, предполагается, что характер и содержание деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления определяются взятыми ими непосредственно перед населением конкретного муниципального образования публично-правовыми обязательствами по решению вопросов обеспечения его жизнедеятельности, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти (Постановление Конституционного Суда РФ от 02.04.2002 N 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления" и Закона Корякского автономного округа "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе" в связи с жалобами заявителей А.Г. Злобина и Ю.А. Хнаева", далее - Постановление Конституционного Суда РФ от 02.04.2002 N 7-П).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Помимо этого, лица, замещающие муниципальные должности, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции. Поскольку выборное должностное лицо местного самоуправления - это лицо, замещающее муниципальную должность в порядке избрания на муниципальных выборах, посредством которых образующие местное сообщество граждане осуществляют местное самоуправление, предполагается, что характер и содержание деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления определяются взятыми ими непосредственно перед населением конкретного муниципального образования публично-правовыми обязательствами по решению вопросов обеспечения его жизнедеятельности, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти (Постановление Конституционного Суда РФ от 02.04.2002 N 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления" и Закона Корякского автономного округа "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе" в связи с жалобами заявителей А.Г. Злобина и Ю.А. Хнаева", далее - Постановление Конституционного Суда РФ от 02.04.2002 N 7-П).
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"4.5. При выявлении в результате проверки, осуществленной в соответствии с частью 4.4 настоящей статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"4.5. При выявлении в результате проверки, осуществленной в соответствии с частью 4.4 настоящей статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"17. Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены для лиц, замещающих муниципальные должности, статьей 28 настоящего Федерального закона.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"17. Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены для лиц, замещающих муниципальные должности, статьей 28 настоящего Федерального закона.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4.5. При выявлении в результате проверки, осуществленной в соответствии с ч. 4.4 настоящей статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4.5. При выявлении в результате проверки, осуществленной в соответствии с ч. 4.4 настоящей статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Статья: Изменения законодательства в сфере противодействия коррупции
(Ковалева О.А., Юлтыева Ю.Б.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)В Стратегии на 2010 - 2011 гг. предусматривали 21 направление ее реализации, в том числе активное участие институтов гражданского общества в противодействии коррупции, расширение мероприятий правового просвещения населения, распространение институтов ограничений и запретов на лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, и другие. Но не было конкретизации задач в рамках обозначенных направлений, что мы видим уже в планах более поздних периодов.
(Ковалева О.А., Юлтыева Ю.Б.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)В Стратегии на 2010 - 2011 гг. предусматривали 21 направление ее реализации, в том числе активное участие институтов гражданского общества в противодействии коррупции, расширение мероприятий правового просвещения населения, распространение институтов ограничений и запретов на лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, и другие. Но не было конкретизации задач в рамках обозначенных направлений, что мы видим уже в планах более поздних периодов.
Статья: Глава муниципального образования
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены для лиц, замещающих муниципальные должности, Законом о местном самоуправлении (ч. 17 ст. 19 Закона о местном самоуправлении).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены для лиц, замещающих муниципальные должности, Законом о местном самоуправлении (ч. 17 ст. 19 Закона о местном самоуправлении).
Статья: Правовой статус депутата
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Лица, замещающие муниципальные должности, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены законодательством РФ о противодействии коррупции. Лица, замещающие муниципальные должности, осуществляющие полномочия на постоянной основе, не могут участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому, административному или уголовному делу либо делу об административном правонарушении (ч. 5, 6 ст. 28 Закона о местном самоуправлении).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Лица, замещающие муниципальные должности, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены законодательством РФ о противодействии коррупции. Лица, замещающие муниципальные должности, осуществляющие полномочия на постоянной основе, не могут участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому, административному или уголовному делу либо делу об административном правонарушении (ч. 5, 6 ст. 28 Закона о местном самоуправлении).